Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Введение (10 класс)


Краткосрочный план 1 урока курса «Медицинская география»
Урок 1
Тема урока ВведениеЦель Формирование знаний о медицинской географии как науке о здоровье человека
Задачи Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования;
Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;
Формирование умений и навыков по работе с различными источниками биологических и географических знаний.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Слайд № 7
Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры
Тип урока Изучение нового материала
Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. момент 1. Приветствие
2. Психологический настрой. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:
- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)
- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
- Какой сегодня день?
3. Учитель просит сесть в 3 группы по собственному желанию учащихся 1. Приветствуют учителя
2. Отвечают на вопросы блиц-опроса
3. Делятся на 3 группы
4. Учитель предлагает составить правила работы в группе. Ученики на флипчарте перечисляют правила, выработанные членами группы.
Побуждение. Мотивация Учитель зачитывает со слайда слова А.Л.Чижевского: «Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле» и говорит, что они будут эпиграфом нашего урока
Слайд № 8
Что может быть прекраснее здоровья? Давайте, определим, что такое здоровье? Слайд № 9-10
Учитель говорит о том, что существует огромное количество наук, занимающихся изучением здоровья.
-Назовите науки о здоровье человека?
-Перечислите, с какими естественнонаучными дисциплинами могут интегрировать, взаимодействовать данные дисциплины. Слайд № 11
Учащиеся записывают на листе в столбик слово «здоровье» и подыскивают к каждой букве слово, обсуждают в группах и дают свои ответы.
З – замечательное
Д – доброте
О – обязательное
Р – разумное и т.дО –
В -
Ь -
Е -Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся читают высказывания о здоровье со слайдов
Называют науки о здоровье и дисциплины с которыми может интегрировать медицина. Знакомятся с содержанием слайда № 11
Учащиеся узнают из слайда № 12, что знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасльмедицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географиюИзучение нового материала. Актуализация знаний
Работа с текстом Учитель говорит, что сегодня на уроке мы познакомимся с новой наукой - Медицинской географией – как наукой о здоровье человека».
Нам предстоит:
1.Познакомиться с понятием «медицинская география».
2.Рассмотреть методы и предмет ее исследований, историю ее становления как науки. Слайд № 13
Слайд № 14 – Что такое организм человека?
Слайд № 15 – «Родители» медицинской географииСлайд № 16 Проблемный вопрос.
- Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?
Сегодня нам предстоит выяснить медицинская география - это географическая наука или медицинская?
Учитель просит записать термин «медицинская география» Слайд № 17-18
Далее, учитель говорит, что предметом исследования медицинской географии являются природные и социальные факторы и то, что медицинская география связана со многими науками, просит учащихся назвать их и выполнить задание на постере
Предлагает познакомиться с методами исследования
Учитель рассказывает о том, что географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных и социальных факторов Слайд № 22
Далее учитель раздает группам тексты о среде обитания и окружающей среде, просит дать им определение.

Проблемный вопрос: какие среды обитания вы знаете?


Учитель просит найти в тексте определение «экологические факторы» и используя текст распределить их на группы. Учащиеся слушают учителя и содержание слайда, записывают тему урока
Выполняют задания в постерах, приводят примеры природных и социальных факторов, называют науки с которыми связана медицинская география. Спикеры защищают и затем группы сравнивают свои ответы с содержанием слайдов № 19 -20
Узнают о методах исследования:
- медико-географическое описание- картографирование- использование статистического метода. Слайд № 21
Учащиеся знакомятся с влиянием природных и социальных факторов на распространение болезней.
Учащиеся читают текст и дают определение среде обитания и окружающей среде, затем сравнивают свои ответы с ответами слайдов № 23-26
Учащиеся обсуждают, называют и сравнивают свои ответы с содержанием слайда № 27. Составляют схему и записывают ее в тетрадь.
Учащиеся читают текст и узнают, что все экологические факторы можно разделить на три большие группы. Слайды № 28
Проведение тренинга
«День—ночь» Учитель проводит тренинг «День-ночь» по снятию усталости глаз и улучшению зрения.
На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек.,
на слово «день» – открыть глаза на 5 сек.
Повторить 5–8 раз. Под руководством учителя ученики выполняют упражнения.
Закрепление учебного материалаУчитель дает задания по группам:
Задание 1-й группе: Как вы понимаете высказывание И.М.Сеченова о взаимодействии организма человека и внешней
среды?
Задание 2-й группе: Укажите стрелками, к какому термину, какое соответствует определение?
Задание 3-й группе:.Укажите стрелками факторы среды обитания? Слайд № 32 - 33 Учащиеся работают в группах с постером, обсуждают. Затем выходят спикеры, защищают постер и группы сравнивают свои ответы со слайдами № 29-33
Итоговый» Выставление оценок. Слайд № 34 Домашнее задание  - Подобрать материал о влиянии среды обитания или окружающей среды на здоровье человека. Слайд № 34 Записывают задание в тетрадь
Рефлексия. Прием «Продолжите фразу» Учитель предлагает продолжить фразы:
Сегодня на уроке мне было…………………………….
Учащиеся выбирают из предложенных фраз:
КомфортноИнтересноУвлекательноТрудноСкучно