Мастерская «Как слово наше отзовётся…»
Мастерская ценностных ориентаций
«Как слово наше отзовётся…»
Цели:
формирование ценностного отношения к слову, осознанного отношения к употребляемым в речи словам;
Развитие умения создавать текст в диалоге с автором предложенного четверостишия
1.Индуктор. Самоконструкция.
На доске записана фраза ЯЗЫК МОЙ – ВРАГ МОЙ
Запишите это предложение и поставьте в конце какой-либо знак препинания
Социализация
Объясните свой выбор
Чем бы мы ни занимались, что бы мы ни делали, мы неизменно пользуемся словами. Но часто ли мы задумываемся о том, что говорим себе и окружающим людям?
2. Послушайте следующую историю.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс…язык. «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», - сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс…язык. Тогда Ксанф удивился и спросил Эзопа…
Самоконструкция (самостоятельное формулирование учебной проблемы в виде вопросов)
Запишите самостоятельно вопросы, которые, по вашему мнению, задал Ксанф и которые вы сами задали бы ему.
Социализация
Над подобными вопросами задумывался и известный поэт Ф.И.Тютчев:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Поразмышляем над утверждением поэта и посвятим наш разговор тому многоточию, которым поэт завершил свою мысль, приглашая читателя в соавторы следующего возможного четверостишия.
3.Социоконструкция
На ваших столах фрагмент книги Пауло Коэльо «Мактуб» (Приложение 1). Прочитав текст, в группах придумайте вопросы для соседней группы. Для формулировки вопроса используем кубик Блума. Каждая группа кидает кубик и выбирает начало для своего вопроса.
1 – почему…
2 – объясни…
3 – назови…
4 – предложи…
5 – придумай
6 –поделись…
(Вопрос почему отражает причинно-следственные связи; отвечая на вопрос объясни, ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; вопрос назови соответствует простому воспроизведению знаний, уровню репродукции; задания предложи, придумай, поделись направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, использует знания из разных областей.) 4.Социализация
Каждая группа задаёт вопрос соседней. Так происходит диалог.
5.Инсценирование стихотворения
На тютчевский вопрос «Как слово наше отзовётся?» поэт Р.Рождественский ответил шуточным стихотворением «Разговор со случайным знакомым» Приложение 2). Прошу помочь в паре прочитать и обыграть это стихотворение.
Социоконструкция. Каково отношение к слову героев этого стихотворения и как оно их характеризует?
Социализация
6. Сопоставление с культурным аналогом.
Прочитайте афоризмы о слове (Приложение 3). Выберите афоризм, отражающий наиболее близкую для вас точку зрения. Аргументируйте свой выбор.
Социализация
Хорошо ли мы осознаём, что несём ответственность за сказанное слово. В 19 веке за оскорбительное слово вызывали на дуэль. Мы же, к сожалению, далеко не всегда обращаемся к внутреннему голосу, который, как полагал Сократ, есть у каждого, хотя не каждый умеет его слышать. Это голос совести.
«Смотри внутрь себя, - призывал древний философ Аврелий. – Внутри источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть».
А Квинтилиан утверждал: «Совершенным оратором никто не может быть, не будучи добрым человеком».
Слово обнаруживает мысль, чувства, стремления человека, который должен следовать золотому правилу, сформулированному задолго до рождения Христова: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
7. Реконструкция. Неудачно сказанное слово может привести к необратимым последствиям. В связи с этим хочется рассказать одну восточную мудрость. Вы в парах попробуйте придумать её финал.
Один восточный властелин увидел во сне, будто у него выпали все зубы. Он призвал к себе толкователя снов. «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех близких», - сказал тот. Властелин разозлился и приказал бросить его в темницу. Затем позвал другого толкователя.
Как вы думаете, что сказал другой толкователь, которого властелин щедро наградил? Причём сказал он то же самое, но другими словами.
Работа в парах. Озвучивание.
«Я счастлив сообщить тебе приятную весть, - сказал тот, - тебе уготована долгая жизнь, и ты переживёшь всех своих родных». Властелин щедро наградил его. Придворные удивились: «Ты же сказал то же самое, что и твой предшественник». На это последовал ответ: «Всё зависит от того, что сказать и как сказать».
9. Рефлексия
Соедините свои размышления в отзыв на стихотворение Ф.И.Тютчева. Попробуйте написать четверостишие, философский или лирический комментарий к строкам поэта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Изо всех средств уничтожения, изобретенных человеком, самое чудовищное, но при этом еще и самое трусливое - это слово. Холодное оружие, как и огнестрельное, оставляет кровавые следы. Бомбы несут разрушение, превращая дома в руины. Если человека отравили, в конце концов можно установить, каким ядом. Слово же способно уничтожать, не оставляя следов. Детей на протяжении нескольких лет воспитывают родители, взрослых подвергают беспощадной критике, женщин систематически терзают замечания и придирки мужей. Верующих не допускают к религии усилия тех, кто счел себя вправе толковать голос Господа.Постарайся заметить, пользуешься ли этим оружием ты. Постарайся заметить, обращают ли это оружие против тебя. И не допускай ни того, ни другого.Пауло Коэльо "Мактуб"Москва, АСТ Астрель, 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Разговор со случайным знакомым
- Смотри, как дышит эта ночь.
Звезда, уставшая светлеть,
упала,
обожгла плечо...
- Чо?
- Смотри, как вкрадчивый туман
прижался
к молодой воде...
- Где?
- Он полночью поклялся ей,
он взял в свидетели
луну!..
- Ну?!
- Они сейчас уйдут в песок,
туда,
где не видать ни зги...
- Гы!..
- И ощутив побег реки,
в беспамятстве забьется ерш!..
- Врешь!..
-Да нет, я говорю тебе,
что столько тайн хранит земля,
березы, ивы и ольха...
- Ха!..
- А сколько музыки в степях,
в предутреннем дрожанье рос...
- Брось!
- Да погоди!. Почувствуй ночь,
крадущийся полет совы,
сопенье
медленных лосих...
- Псих!..
- Послушай,
разве можно так:
прожить -- и не узнать весны,
прожить -- и не понять снега?. - Ага!..
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Самые горькие слезы над гробом мы проливаем из-за слов, которые так и не были сказаны. (Г. Бичер-Стоу)
Язык — одежда мыслей. (Джонсон С.)
Большинство людей ищет общества не столько с целью слушать, сколько говорить. (Поуп А.)
Злой язык — признак злого сердца. (Публий)
Металл узнается по звону, а человек — по слову. (Грасиан-и-Моралес)
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
(Чехов А. П.)
Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал. (Абу-лъ-Фарадж)
Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать. (Плутарх)
Обращаться со словами нужно честно. (Гоголь Н.В.)
Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь. (Сервантес)
Нет таких звуков, красок, образов мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(Паустовский К. Г.)
Многословие обычно порождает скуку. (Сервантес)
Способно мудрое слово печаль врачевать. (Менандр)
Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь. (Гомер)
Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. (Низами)