методическая разработка для родителей и педагогов Танцевальные минутки

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Ирбитское муниципальное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы

Рекомендована Утверждаю:
Педагогическим Советом Директор МКОУ ДОД
протокол № Центр внешкольной работы
от «__»____________ 20__г. __________ И.С. Щекотова















































Пособие предлагает материал для проведения танцевальных минуток в образовательных учреждениях (школах для начального звена, детских садах для детей дошкольного возраста (6- 7 лет). В пособии даны конкретные упражнения, игры, дыхательная гимнастика и описание вариантов их применения. Весь материал прошёл апробацию в реальной практике проведения уроков ритмики в Центре внешкольной работы и детском саду «Рябинушка» №2 п. Зайково.
Пособие адресовано учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста, старшим вожатым, музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, родителям, а также в качестве практического материала в системе дополнительного образования.

Содержание
13LINK \l "bookmark2" \o "Current Document" \h14Введение 3-515
Дыхательная гимнастика «Дышим и играем» 6
Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковых 7-8
Методическая рекомендация
«Дети очень любят выдумывать» 9-14
Пальчиковые игры для школьников 15-17
Упражнения, улучшающие умственную деятельность,
способствующие запоминанию,
улучшению процесса письма 18-19
Литература













Введение

Танцевальные минутки.

Детские тайцы - это, как путешествие в волшебную страну, где все
понимают друг друга. Язык танца объединяет всех ребят в дружный,
сплочённый коллектив, в котором каждый может реализовать себя.
*

Танцевальные минутки - проводятся в качества активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности, и повышению умственной работоспособности.
Для успешного проведения танцевальных минуток и игр необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Эта «минутка» представляет собой отдельный комплекс ритмичных упражнений. Может включать в себя пальчиковую игру, а так же дыхательную гимнастику. Всё это способствует укреплению физического и психологического здоровья ребёнка и гармоничному развитию его тела и духа.
Используя танцевально-ритмические композиции (игра) педагог может конструировать различные формы работы с детьми (открытие уроки, занятия, развлекательные программы, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д.). Главное на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению всех детей - не только способных в двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Путём подбора для них такого материала, в котором проявится скрытые возможности ребёнка, и индивидуальность, а слабые стороны наоборот будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движением для детей с задержкой или патологией в развитии имеет особое значение, потому что двигательные упражнения в первую очередь тренирует мозг, подвижность нервных процессов (исследование Н.А. Бернштейна).
Разнообразие танцевальных игр, упражнений, комбинаций весь этот процесс должен быть радостным, привлекательным для детей. Для этого очень важно подбирать такие танцевальные игры и движения, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности. Быстрая смена разнообразных движений (двигательные упражнения) тренирует внимание, характер исполнения, игры развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве, но для успешной реализации, такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищённости каждому ребёнку,
чтобы у него не было боязни сделать, что нибудь не так, проявить своё неумение.
Танцевальные игры позволяют детям стать персонажами из мультфильмов, сказок и фантазий самих детей и педагога. Такой подход в обучении позволяет детям самовыражаться, развиваться эмоционально и духовно. Благодаря интересу всех детей к играм вообще, занимающимся легче втягиваться в обучение, вкладывая больше силы, а соответственно, получая больше физической пользы. Через игру дети чувствуют себя уверенней в коллективе школы, детского сада, и т.д. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации. Дети могут использовать свои новоприобретённые танцевальные навыки и дома, отмечая в кругу друзей День рождения и другие праздники, в чём им могут помочь взрослые, дав правила игры и направляя в её рамках их энергию.
Детям интересно - например «Буратино» - игрушка деревянная её движения резкие, чёткие, она очень весёлая, любознательная. Это позволяет детям выразить свою эмоциональность, через характер «Буратино» - яркую двигательную реакцию.
С помощью сказки (рассказа) ребёнок решает свои моральные проблемы, упорядочивает свои сложные, а порой и амбивалентные чувства. Сказка прививает добро, учит сопереживать. Всякая сказка это рассказ об отношениях между людьми, сказка (стих) вводит в круг таких отношений, которые ребёнок в реальной жизни может не замечать. Очевидно, что это самым оптимальным способом содействует моральному и этическому развитию ребёнка.
У детей возникает осознание своих возможностей, он начинает понимать, что не может и наоборот (начало самооценки). Таким образом, он учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовать собственную активность в заданном обществе русле и нормах. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществлять, способствуют развитию у него чувства инициативы.
Творчество возвышает детей, даёт возможность эмоционального взлёта, самостоятельность, свободу, уверенность в себя и свои силы.
Целенаправленные эмоциональные танцевально-двигательные нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья. Игры, особенно с элементами соревновательного характера, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков. Танцевальные игры могут использоваться как самостоятельные занятия, включаться в занятия физкультурой, в праздники, развлекательные мероприятия или на переменах в образовательных учреждениях.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.
Творчество, фантазия, двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка. Через танцевальные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценимая роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития (Гребешева И.И. 1990г.)

Слияние игры и танца даёт детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры, как на занятии, так и вне школы (дет.сад) приобретает совсем другой смысл. Танцевальная игра становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Ребёнок будет в большой степени радоваться своим действиям, выступлениями и получать от них больше пользы виде раскрепощения, приобретения уверенности в себя, как в соревнованиях, открытых занятиях, уроках, праздниках так и на концертах, они покажутся им в какой-то степени тоже игрой.





(Дыхательная гимнастика)

Текст для дошкольников
Танцевальные упражнения

Вышел заяц на лужок,
На зелёный бережок
Дети стоят в кругу ( можно исполнять и сидя).
И.П. руки на уровне груди, кисти рук опущены вниз.
Кисти рук поочерёдно меняют положение то «вверх» то «вниз». Руки вытягиваются вперёд.
Руки раскрываются в стороны (вторая позиция рук), корпус тела чуть наклоняется вперёд.

Потирает заяц нос, Чтобы нос не замёрз
Плавные поглаживания носа руками (сверху вниз).

Ладони рук прикладываются к щекам.
Голова делает покачивания вправо и влево (поочерёдно).

Серый заяц вместе с нами потирает над бровями
Простые прыжки (4 прыжка, ноги вместе, руки над головой создают образ ушей, кисти повёрнуты от себя).

Руки потирают лоб (от середины лба к ушам)

Говорила зайцу мама, надо уши потирать
Качающие движение указательным пальцем правой руки, левая рука на талии (поясе).

Руки трут уши (движения вверх и вниз).

Заяц лапой лапу трёт,
Заяц песенку поёт
Поглаживание правой рукой и левой по тыльной стороне ладони.
Руки берутся в замок и опускаются на выдохе (как у оперных певиц) вниз, стопы поднимаются от пола на полупальци (релеве).

Ой, спасибо вам, друзья!
Мне без вас никак нельзя.
Круговое движение правой рукой через корпус в сторону, затем левая рука исполняет тоже самое в левую сторону.
Руки складываются на грудь «крестом».
Руки широко раскрываются в стороны.




Название
образов
Упражнения


«Ладошки»
Хватаем воображаемую конфету. Ладони смотрят друг на друга, короткий шумный вдох носом - сжать ладони в кулак. Сразу свободный выдох через нос или рот. Кулаки разжать.









«Аромат»

Наклониться и вдохнуть аромат «фрукта»: нюх - вдох. Слегка наклонить корпус к полу, ноги прямые, руки опущены, спина округлая. В точке наклона короткий шумный вдох, выпрямиться - выдох. (Противопоказание - близорукость больше 5).



«Обними себя за плечи»
В момент объятия короткий шумный вдох. Руки расходятся - свободный выдох.


«Маятник»
Легкий наклон к полу – вдох, без остановки слегка откинуться назад, обнимая себя за плечи, - короткий вдох. Выдох свободный после каждого вдоха «с пола и с потолка».

«Рок-н-ролл»
Стоим прямо, руки вдоль тела. Согнутую в колене ногу подтягиваем к животу, слегка приседая на другой ноге – вдох. Выдох свободный.








Дети очень любят выдумывать.

Для того чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей, задача ведущего занятия - только направить фантазию и порыв ребенка, а не навязать ему свои собственные.
Ваш опыт будет для детей мертвым. Поэтому - поощряйте их фантазию и выделяйте "самостоятельное время" для воплощения их идей. Будет гораздо лучше, если Вы будете подсказывать детям танцевальные приемы и движения на "их территории", при создании интересных для них движений.

1. Танец Океана.
Все дети разбиваются на три команды. Лучше всего - с неравным количеством людей. (В первой команде должно быть больше всего людей, во второй - чуть меньше и в третьей - не больше трех-пяти человек). Затем ставится музыка и всем трем командам задается одно и то же задание - почувствовать себя с командой единым целым и придумать Танец Океана.

2. Сказочные герои.
Эту игру можно играть даже с самыми маленькими детьми. Они разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары - подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Карточки для примера: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Ромашка, Елена Прекрасная, Чиполлино, Муха Цокотуха, Старичок-паучок, Маугли, Пантера Багира, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, Карабас- Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.
Для детей постарше предложенные персонажи должны быть интереснее и менее известны.

3. Танцующая кисточка.
Деткам выдаются краски, бумага и кисти, ставится музыка. Затем взрослый предлагает всем нарисовать рисунок так, словно кисточка танцует на бумаге свой собственный танец теми цветами, которые диктует музыка. Когда рисунки будут готовы, детям предлагается посмотреть их всем вместе, а затем по очереди выйти и станцевать тот танец, который они нарисовали.

Танец-сценка.
Все играющие делятся на пары, после чего каждой паре выдается карточка с образами для каждого из них. Дети распределяют роли и придумывают маленькую сценку-танец, где их персонажи встречаются и разыгрывают какой-то сюжет. После этого подготовленные танцы показываются перед всеми.

Карточки: Человек и Дракон, Тараканы, Радостный слон и бабочка, Птичка и кот, Два зайца играются, Спрут и рыбка, Пингвин и чайка, Паучок и хищный цветок, Пень и молодой расточек, Щенок и опытный пес, Лебеди, Лань и свинка, Петух и курица, Муха и корова, Лошадь и овца.

Танец-подстройка.
Все дети садятся по кругу, один человек выходит в центр. Ему выдается карточка с ролью. Ребенок должен настроиться на свой образ и протанцевать его в течение минуты или чуть дольше. Затем эту роль он "передает" другому игроку: сидящий следующим человек выходит в круг и своим танцем "подстраивается" к первому. (Если первый был водой, то второй должен это почувствовать и тоже станцевать воду, если первый был каким - нибудь животным, то и второй должен стать животным). Через некоторое время первый человек возвращается на свое место в кругу, а второй ребёнок остается. Ему выдается новое задание, которое он и начинает танцевать, передавая свою роль дальше.



Волшебная страна.
Из числа играющих выбирается 2-3 человека, которые скрываются за дверью - они не должны видеть начало танца. Остальные выбирают еще 2-3, которые начинают танцевать импровизированный танец под какую-то музыку. В какой-то момент им командуют «замри». Дети застывают в тех позах, в каких их застала команда. Музыка меняется (если была быстрая - можно поставить медленную и наоборот). Приглашаются те, кто ожидал за дверью. Они должны занять места танцевавших, стать в их позы и дотанцевать танец под новую музыку так, как они это видят и чувствуют.

Танец без музыки.
Все становятся по кругу, один человек выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для играющего атмосферу танца. Например - дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)

Задача того, кто остался в кругу - почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

Есть еще один вариант той же самой игры: дети выбирают кого-то одного и затем придумывают для него Сон (сказочные обстоятельства, в которых он очутился. В этом Сне каждый танцующий может играть свою роль, а можно танцевать всем вместе.) Задача играющего - своим танцем без подготовки среагировать на те обстоятельства, в которых он оказался. Он может взаимодействовать с персонажами Сна или даже направлять их, главное, чтобы атмосфера Сна была "подхвачена" и передана, верно.

Танец-ситуация.
Ведущий игры готовит карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Дети разбиваются на команды по два-пять человек и получают свою карточку. После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку Задача детей - распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.

Зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать, что именно по их мнению разыгрывалось.


Карточки для примера: Жрица разводит огонь в Храме, Девушка собирает цветы в лесу, Путешественник взбирается на гору, Пожар, и т.д.

9. Танец Огня.
Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача - станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может "задавать" один человек, а лучше всего - каждый из танцующих по очереди. Это предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить.

Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами), и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих вокруг Костра должны оставаться синхронными).

Зеркало.
Детки разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится "зеркалом", и его задача - точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить - кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.

Кто такой я?
Ведущий игру предварительно готовит для всех ряд карточек с простыми понятиями.

К примеру: сказка, море, волк, Баба Яга, книга, звездочка, лиса, лебедь, гном и т.д.
Дети садятся по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, чтобы другие не могли подсмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача - станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно сильно-сильно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы "изнутри". Бесполезно показывать руками рога у оленя или пасть у крокодила, нужно передать своей пластикой и осанкой, мимикой и движениями - что чувствуют олень и крокодил и тогда все смогут угадать, кто вы!


Дав ребенку минуту или две для танца, другие дети могут начать угадывать - кем он был. Когда образ будет угадан, первый человек уступает место следующему по кругу.

Распутать веревочку.
Это довольно веселая игра, так что приготовьтесь к шуму и смеху! Лучше всего ее играть небольшим количеством человек или несколькими командами.
Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно не распутываемый клубок детей.

Ведущий включает музыку и задает участникам скорость или темп для распутывания. Он говорит: "Теперь Вы должны распутаться со скоростью морской волны" или "Как тропический кактус". Задача детей - танцуя и избегая "негармоничных", выпадающих из данной ритмики движений, распутать свою веревочку.

Ручеек.

Дети берутся за руки, а затем все, кроме первого в линии закрывают глаза. Задача каждого человека в линии – повторить и передать следующему движения первого. Если первый поднимает руку, то и второй должен поднять руку, передавая движение третьему. Так - до самого последнего человека в линии. В итоге должен получиться настоящий ручеек из движений.

Затем можно будет начать передавать движения с шагами и передвижением всего ручейка. После нескольких заданных движений первый человек меняется, уходя в конец линии, а ведущим становится следующий за ним.

«Птица в клетке»
Все дети берутся за руки и образуют круг – «клетку». Кто-то один остается в центре. Он становится Птицей, попавшей в клетку. Ему нужно станцевать свой танец так, чтобы клетка его выпустила. Круг детей может подыграть Птице, поднимая и опуская руки, открывая иногда выход. Задача клетки – не помешать Птице вырваться, а наоборот, помочь. Но и танец должен быть достоин Свободы!
«Мячик - невидимка».
Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течение минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика.

Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы – кувшин, поднос, ткань, цветы Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.

Достраивание фигур.
Дети разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию – фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую, по его мнению, позу. (предложите ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается «достроить» композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство. Затем к ним "подстраивается" третий человек, четвертый и так далее - до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко-многоногая фигура.
Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.

Сад.
Каждому ребенку предлагается свое собственное задание - станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) детки могут объединяться по несколько человек.
Карточки вы можете придумать сами, но вот Вам несколько примеров: Пчела, ромашка, яблоня, разовый куст, лилия, кузнечик, кролик, котенок, солнце, ручеек, вишня, куст сирени, воробей, ласточка, тучка и т.д.
После этого танца предложить детям усложнить задание - станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого.
Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы... И так - до последнего участника.

Танец в невесомости.
Каждый экипаж танцует в кругу и перекидывает друг другу воздушный шарик. Задача не дать ему упасть. Галактическая комиссия следит, сколько падений за время танца было у экипажей.
















Развиваем речь, память и внимание у самых маленьких школьников. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук
(то есть от тонкой моторики).
Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, вырабатывают красивое письмо подчерк, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.
В материале использована методика, разработанная специалистами учебно-научно-практического центра валеологии Ростова-на-Дону.
Упражнение №1.
Ладони сомкнуты перед грудью. Левая ладошка скользит вверх, пальцы левой руки обхватывают пальцы правой и крепко их сжимают. То же самое нужно сделать правой рукой. Повторить 20 раз.









Упражнение № 2.
Крепко сжать обе руки в кулачки, а потом с силой растопырить пальцы в стороны. Повторить 10 раз.







Упражнение № 3.
Положить ладони на стол и барабанить пальчиками по столу. Пусть ребенок представит, будто играет на пианино. Теперь нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.
Упражнение № 4.
Легко сжать обе руки в кулачки и медленно вращать кистями. Затем встряхнуть кистями. Повторять по 8 раз в каждую сторону.






Упражнение №5.
Сомкнуть большой и указательный пальцы правой руки в кольцо, а остальные натянуть.






Упражнение № 6.
Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать "рожки"). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

Упражнение № 7.
Массировать каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по пальчику и по ладони вдоль косточек. Если ребенку трудно и у него быстро устают руки, помогите сделать это упражнение своему малышу. Массируйте ручки в течение 1 -2 минут.

Упражнение № 8.
Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь кончика носа указательным пальцем правой руки, затем левой. Повторите упражнение 10 раз, после встряхните руками.


Упражнение № 9.
Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь правой рукой мочки левого уха ( рука перед лицом), затем еще раз коснитесь мочки левого уха правой рукой (рука залоговой). Проделайте то же самое левой рукой. Повторите упражнение 10 раз в каждую сторону, после встряхните руками.






Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию,
улучшают процесс письма.

1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия - синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

«Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

«Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный - крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца - нолик. Чередовать эти движения.

«Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркальносимметричные фигуры, буквы.

«Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

«Рыбка».
Сложить вместе ладони рук - это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

«Змейка».
Сцепить ладони в замок - это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.


«Замок».
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями) Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),

«Восьмерки».
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.




Желаю Вам удачи!










Материал подготовила:
Педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Центр внешкольной работы
Щекотова Ирина Сергеевна

ЛИТЕРАТУРА
Михайлова М. А., Воронина Н.В Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2001.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб.: Лань, 1997.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: Генезис, 1998.
*
Антонова, Л. Г. Развитие речи: уроки риторики [Текст] / л. г. Антонова. Ярославль: Академия развития, 1997.
Белкина, С. Музыка и движение [Текст] / С. Белкина, Т. Ломова, Е. Соковнина. М., 1984.
Вейс, П. Вопросы методики воспитания детей ГГекст] / П. Вейс. М., 1975.
Вопросы режиссуры детского театра [Текст]. М., 1988.
Выготскалй, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л. С. Выготский. М., 1991.
Гембицкая, Е. Музыкально-эстетическое воспитание детей [Текст]! Е. Гембицкая. М., 1970.
Гринер, В. А. Ритм в искусстве актёра [Текст] / В. А. Гринер. М., 1992.
Дчитриева, Л. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]
Л. Дмитриева, 1-1. Черноиваненко. М., 1997.
Загвяинский. В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загнязинский. М., 1987.
Зуев, Е. И. Волшебная сила танца [Текст] / Е. И. Зуев. М., 1990.















15