Методическая разработка занятия по математике для детей 6-и лет План-карта путешествия


4796790-520065Тема занятия
«План-карта путешествия»
Мальцева Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования,
объединение «Дошкольник»
Возраст воспитанников: 6 лет.
Цель: Развитие пространственной ориентации.
Задачи:
1. Учить детей ориентироваться по элементарному плану; правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по горизонтали.
2. Развивать учебно-познавательные исследовательские компетенции - навык продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности).
3.Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, чувство познаваемости окружающего мира
Тип занятия: знакомство с новым материалом.
Год обучения: первый год обучения.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон.
Учебно-методические пособия: презентация, аудиокассета «Океанский прибой», квадраты синего цвета, набор цифр и знаков, ножницы, миски с водой, пластиковые стаканчики и трубочки по количеству детей, обручи.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, в котором придется применить свои знания. Отгадайте загадку, и вы узнаете на чем мы отправимся в путешествие.
По морю, по рекам, по озерам
Плывет она довольно скоро!
(Лодка)
А какие бывают лодки? (Деревянные, резиновые, железные, парусные, подводные)
2.Новая тема . Мы отправимся в плавание на подводной лодке. Она стоит в порту. Капитан нарисовал нам план – карту, на которой обозначена дорога в порт. Если мы правильно прочитаем карту, то попадем на подводную лодку.
(Слайд №1. План – карта) Начинаем движение от елки. Идем прямо мимо одной елки. Доходим до двух елок. Поворачиваем направо, доходим до домика. Идем вверх. Около грибочка сворачиваем налево, доходим до ежика. Идем вверх до пенечка, сворачиваем направо. И вот мы в порту. Мы достаточно быстро прошли путь, потому что умеем определять направление движения.
(Слайд №2. Подводная лодка) Ребята, а почему подводная лодка называется подводной? (Плывет под водой)
А как вы думаете, почему подводная лодка плавает? (Потому что у нее есть мотор)
Давайте проведем маленькое исследование. Опыт «Почему плавает подводная лодка».
1.Показ педагога. В глубокую миску с водой боком положите в воду пластиковый стакан и полностью утопите его в воде. Удерживая под водой верхнюю часть стакана, переверните его и поставьте дном вверх на дно миски. Слегка приподнимите край стакана, просуньте внутрь него трубочку, конец которой согнуть под углом. Придерживая стакан рукой, но не ограничивая его движений, вдуньте в стакан воздух через трубочку.
2.Самостоятельная деятельность детей. Что произошло? Воздух вытеснил воду и стакан поднялся вверх. Вывод: Под действием тяжести воды стакан лежит на дне. Воздух вытесняет воду из стакана. А так как воздух намного легче воды, то, стакан, наполненный воздухом, стремится всплыть, то есть стать плавучим.По этому же принципу всплывают и опускаются на дно подводные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, при погружении наоборот – в отсеки подается вода, вытесняющая воздух. Итак, отправляемся в путь!
3.Повторение пройденного материала.
(Слайд №3. Остров Сахалин) Я вижу какой – то остров. Может быть вы знаете, как он называется. (о.Сахалин)
Правильно, это наш любимый остров Сахалин. На что он похож? (На рыбку)
Сахалин славится своими рыбаками, которые выходят в море на рыболовецких судах на промысел рыбы.
1)Решение примеров.
(Слайд №4) Слева по борту я вижу рыболовецкое судно, а справа еще целую группу судов.
(Слайд №5) Помогите сосчитать сколько судов справа (6), а сколько судов слева по борту (1). Сколько всего судов? (7)
Ребята, положите перед собой цифры 1, 6 и 7. Подумайте, какие знаки нужно поставить между ними, чтобы получился пример. Какой знак ставим между цифрами 1 и 6? Правильно, знак +. А какой знак ставим между цифрами 6 и 7? Правильно, знак =. Прочитайте какой у вас получился пример. (6 + 1 = 7)
Вывод: Как хорошо уметь считать, это пригодится в любой профессии, в том числе и морякам.
2)Решение задач.
Отправляемся дальше. (Слайд №6) Перед нами огромная скала, а на ней колония чаек. Что такое колония? Это место, где селятся, строят гнезда и выводят птенцов морские птицы. Они приветствуют нас своими громкими криками. Многие из них летают над морем, ищут корм, а некоторые охраняют своих птенцов. Продолжаем учиться составлять задачи. (Слайд №7) Опираясь на изображение, составьте задачу о чайке и птенцах. Давайте вспомним из каких частей состоит задача. Правильно, в задаче обязательно должно быть условие, вопрос и ответ.
На скале сидит одна большая чайка и три маленьких птенца. Сколько всего птиц находится на скале? Всего четыре птицы.
Вывод: Мы составили задачу, потому что вы сумели правильно составить условие, поставить вопрос и найти ответ. Ведь решение задач - это и есть умение ответить на вопрос.
Физкультминутка.
Ребята, наша лодка делает остановку в бухте. Нам можно выйти размяться.
Игра «Рыбалка». (Если педагог сказал, что в сети попалась одна рыбка, то дети встают в обручи по одному, если две рыбки, то по двое и т.д.)
Немного размялись, отправляемся на лодку в кают – кампанию.
3) Деление квадрата на четыре равные части.
Какая геометрическая фигура у вас на столах? ( Квадрат)
Мы с вами уже делили квадрат на 4 равных квадрата. Вспомните, как вы это делали. Правильно, прикладывали противоположные стороны друг к другу. Сделать это нужно дважды. Затем разрезать ножницами по линии сгиба. Сколько у вас получилось квадратов? (4) Что мы можем о них сказать? (Они равны). Если разрезать квадраты по диагонали из угла в угол, то у вас получатся треугольники.
4) Элементарное моделирование.
Послушайте музыку. (Звучит фонограмма океанского прибоя). Что она вам напоминает? (Шум моря) Назовите, какие предметы, связанные с морем, можно выложить из треугольников. (Лодка, парусник, рыбка). Выложите их у себя на столе. Кто затрудняется, обратите внимание на экран.
(Слайд №8. Визуальные модели из треугольников)Что у вас получилось? (Кораблик, морская звезда, рыбка, лодка, парусник).
4.Закрепление пройденного материала.
Наше путешествие состоялось потому, что вы правильно нашли дорогу в порт по плану, нарисованному капитаном. А сумеем ли мы вернуться обратно? Кто подскажет в каком направлении надо двигаться? (Нужно двигаться от порта).
(Слайд №9) Начинаем движение от подводной лодки. Идем прямо до цветка, затем вниз до ежика. У ежика поворачиваем направо, идем до грибочка и опять вниз до домика. У домика поворачиваем налево, доходим до двух елок и идем вниз к елочке, от которой мы начали движение.
Вывод: Мы правильно нашли дорогу к началу нашего путешествия, потому что вы научились, как говорят путешественники, читать карту
5. Рефлексия.
Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете дома родителям?
Приложение №1
-11811014351023298151435104511040143510
Слайд №1 План-карта Слайд №2 о.Сахалин Слайд №3 Подводная лодка
-19431010223523298151022354587240102235
Слайд №4 Корабль Слайд №5 Корабли Слайд №6 Колония чаек
232981523495-19431023495
27908251270
Слайд №7 Чайка Слайд №8 Модель Слайд №9 План-карта