Учебное занятие по ритмике для детей 5-7 лет «Основные элементы партерной гимнастики и координационные упражнения»
Учебное занятие по ритмике для детей 5-7 лет
Тема занятия: «Основные элементов партерной гимнастики и координационные упражнения».
Цель: развитие и совершенствование хореографических данных и гимнастической подготовки обучающихся: гибкости, выворотности, танцевального шага, прыжка, а также координации движений, чувства ритма, развитии фантазии и воображения.
Задачи:
Научить воспитанников выполнять гимнастические элементы, и координационные упражнения с максимальной амплитудой, музыкально точно, обращая внимание на танцевальные акценты (поворот головы, работа корпуса и др.), умению владеть и управлять своим телом (задействовать все мышцы, связки и суставы);
Развивать у обучающихся творческую активность, эмоциональную выразительность, коммуникативные навыки, технику исполнения гимнастических и координационных элементов.
Воспитывать активную личность, прививать культуру межличностных отношений, дисциплинированность и организованность;
Тип занятия: комбинированное (закрепление изученного материала, изучение новых гимнастических элементов, координационных и ритмических упражнений и комбинаций).
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
Практический (выполнение гимнастических и танцевальных упражнений, движений, комбинаций, этюдов);
Словесный (пояснение, объяснение, беседа);
Оборудование и средства обучения: гимнастические коврики, зеркала, фортепиано, нотный материал, экран, проектор, картинки животных. План занятия:
1.Оргмомент – 2 мин.
а) Приветствие – поклон.
б) Сообщение темы занятия.
2. Основная часть – 25 мин.
а) Разминка на месте по линиям.
б) Элементы партерной гимнастики.
в) Динамическая пауза.
г) Различные шаги по танцевальным рисункам.
д) Упражнения на координацию.
3. Заключительная часть – 3 мин.
а) Упражнения на восстановление дыхания.
б) Анализ урока. Домашнее задание.
в) Поклон.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
а) Приветствие – поклон.
б) Сообщение темы и цели занятия.
- Ребята, сегодня на занятии, мы с вами будем выполнять упражнения партерной гимнастики и проверим, как вы запомнили упражнения для координации. Но делать это мы будем не просто так. Давайте представим себе, что мы с вами отправились в зоопарк. Посмотрим, сможете ли вы изобразить животных, которые живут в нашем зоопарке. Путешествие нам предстоит долгое, поэтому давайте разомнем наши ручки и ножки!
2. Основная часть.
а) Разминка по линиям на месте.
Муз. размер – 2/4, 48тактов. Муз. прилож. № 1.
Исх.пол. – 6 позиция ног. Руки на поясе.
1-4 т. Releve по 6 поз.ног5-8 т. Demi plie по 6 поз.ног с наклоном головы вперед-назад и наклоном
головы в сторону.
9 - 10т. Sundari - выдвижение головы вперед-назад.11-12 т. Круговое вращение головой.
13-16т. Работа плеч «вверх-вниз» вместе и поочередно.
17-20т. Работа плеч «вперед-назад» вместе и поочередно.
21- 24т. Наклону корпуса вперед. Руки «в замке» за спиной.
25-28т. Повороты корпуса в сторону. Руки в положении «на спине».
29-32т. Наклоны корпуса в сторону. Руки поочередно поднимаются согнутыми локтями вдоль корпуса.
33-40т. Работа запястьем рук (сокращение вниз, вверх) в положении перед собой вместе и поочередно.
41-48т. Поочередное releve по 6 поз.ног. Руки продолжают предыдущее упражнение.
- Итак, мы с вами в зоопарке. Здесь животные находятся не в клетках, а гуляют в свободных вольерах. А мы с вами можем наблюдать, какие они забавные и смешные. В таких вольерах растет красивая зеленая трава, летают бабочки и даже змеи для животных не так опасны. Давайте присядем на такую траву и проверим, удобно ли живется нашим животным.
б) Элементы партерной гимнастики на полу.
1.Упражнения сидя на 5 точке.
Муз.размер – 4/4, 24такта. Муз. прилож. № 2.
Исх.полож.- ноги вытянуты вперед, руки в опоре на полу.
1-4т. Сокращение и вытягивание подъёма по 6п. и 1п.
5-8т. Поочередное сгибание ног к себе с вытягиванием подъёма.
9-12т. Раскрытие стоп в 1п. с фиксированным положением - «колени к себе».
13-16т «Бабочка» - раскрытие в сторону ног согнутых в коленях.
17- 20т. Наклоны корпуса вперед к ногам.
21-24т. Вытягивание стопы вверх в положении «Змейка».
- А теперь давайте представим себе, что мы с вами превратились в слонят. Чем отличается это удивительное животное от других? Правильно! У слонов есть хобот. Наверное, вы все знаете, что хобот у слона – это как руки у человека. Хоботом слоны могут брать различные предметы и пищу, набирать в него воду и поливать себя как из душа. Так вот давайте представим себе, что наши ножки – это длинный хобот, как у слонят.
2.Упражнения лёжа на спине.
Муз.размер – 2/4, 24такта. Муз. прилож. № 3.
Исх.полож.- лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-4 т. Поочередное поднятие ног вперед на 90º
5-6т. «Березка» с подставкой рук под бедра.
7 – 8т. Разножка в положении «березки».
9 – 10т. «Лягушка» в положении «березки».
11-12 т. Опустить стопы на пол за голову.
13 -14 т. Возвратить ноги в положение «березки».
15-16 т. Опустить ноги в исходное положение.
17- 24 т. Большой «Мостик».
- Молодцы! Справились! Не забывайте ребята, что нельзя подходит к диким животным слишком близко. Хотя они очень красивые и забавные, они опасны для человека. Что бы скорее суметь убежать от них, давайте потренируем наши ножки.
3. Упражнения для пресса живота.
Муз.размер – 2/4, 24такта. Муз. прилож. № 4.
Исх. полож. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.
1-8 т. «Ножницы» по 6 п. – прямые.
9-16 т. «Ножницы» по 1 п. – выворотные.
17- 24т. «Велосипед».
25 -32 т. «Круги» ногами.
- В нашем зоопарке, есть прекрасный водоём. Здесь обитают водоплавающие: гуси, утки, цапли, лебеди и даже розовой фламинго. Но кроме таких прекрасных птиц, в водоёме живут и зелёные лягушки. Хотя они не такие красивые как птицы, нам они тоже нравятся. Давайте сядем в лодку и прокатимся по воде, чтобы лучше рассмотреть обитателей нашего водоёма.
4. Упражнения лёжа на животе.
Муз.размер – 2/4, 40 тактов. Муз. прилож. № 5.
Исх. полож. – лежа на животе, руки перед корпусом.
1- 4 т. Подготовка к «лодочке» - поочередное поднятие
корпуса и ног.
5- 8 т. «Лодочка» с качанием корпуса вперед назад.
9-12т. Подготовка к «коробочке» - поднятие корпуса
с опорой на руки и прогиб под лопатками.
13- 16 т. «Коробочка» - сгибание ног в коленях, доставая пятками макушку головы.
17- 20 т. «Корзиночка» - прогиб корпуса, держась руками за голеностоп.
21-24 т. «Корзиночка» с качанием корпуса вперед назад.
25-32т. Открытие стоп с 1п. во 2 п. сокращенными стопами.
33–36 т. «Лягушка» лежа на животе.
37- 40 т. « Лягушка» с поднятием корпуса.
41- 48 т. Вытягивание корпуса в исходном положении.
- Наверное, ребята, вы немножечко устали. Давайте тогда поиграем. Наша игра будет называться «Лесник». Посмотрим, какие животные из леса, тоже могут жить в нашем зоопарке.
в) Динамическая пауза.
Танцевальная игра-превращение «Лесник» *
(для развития воображения)
Стихи С.В. Михалкова.
Педагог: Зимой и летом круглый год
Журчит в лесу родник.
В лесной сторожке здесь живет
Иван Кузьмич – лесник.
Стоит сосновый новый дом,
Крыльцо, балкон, чердак.
Как будто мы в лесу живем,
Мы поиграем так.
Пастух в лесу трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок…
Дети вместе: Мы тоже можем так!
( Под музыку имитируют испуганного зайчика).
Педагог: Чтоб стать похожим на орла
И напугать собак,
Петух расправил два крыла…
Дети вместе: Мы тоже можем так!
( Под музыку имитируют петуха).
Педагог: Сначала шагом, а потом,
Сменяя бег на шаг,
Конь по мосту идет шажком…
Дети вместе: Мы тоже можем так!
( Под музыку имитируют лошадку).
Педагог: Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух ногах, на двух руках…
Дети вместе: Мы тоже можем так!
( Под музыку имитируют медведя).
Педагог: На лужайке у реки,
Пляшут лапки, рожки.
Попляши, малыш, и ты,
На лесной дорожке.
( Под музыку общая пляска).
- Ну а теперь, давайте мы с вами изобразим мартышек, которые живут в нашем зоопарке. Они умеют перепрыгивать с ветки на ветку. Но самое главное, они такие гибкие, что смогут дотянуться до любой ветки и схватить банан.
__________________________________________________________________
*В танцевальной игре каждый воспитанник придумывает свои движения в характере предлагаемого образа. Дети, проявляя творческие способности, развивают фантазию и воображение.
6. Упражнения для растяжки.
Муз.размер – 3/4, 32 такта. Муз. прилож. № 6.
Исх. пол.- «Буратино» - ноги широко раскрыты в сторону.
1-4т. – наклон корпуса к пр. ноге.
5-8 т. - наклон корпуса к лев. ноге.
9-16 т. – наклон корпуса вперед.
17- 20т. - наклон корпуса боком к пр. ноге.
21-24 т. - наклон корпуса боком к лев. ноге.
25-32т. - наклон корпуса вперед.
- А теперь давайте покажем, какие у жирафа длинные шея и ноги. Вытянем шею высоко-высоко. А чтобы ноги были еще длиннее, будем бросать их еще выше.
7. Grand battement jete Муз.размер – 2/4, 32такта. Муз. прилож. № 7.
Исх.полож. – лежа на спине, руки в сторону.
1-16т. Поочередные броски ногами вперед на 90º и выше.
17- 24т. Броски пр.ногой на 90º и выше лежа на пр. боку.
25- 32 т. Броски лев.ногой на 90º и выше лежа на лев. боку.
- Ну а теперь мы с вами превратились в диких кошек, ну например – в пантеру. И мы с вами можем красиво выгибать свои спинки и даже тихо вставать на свои мягкие подушечки, которые находятся у нас как раз под острыми коготками. И высоко подбрасывать свои мягкие лапки.
8. Упражнения в положении «кошечки».
Муз.размер – 2/4, 32такта. Муз. прилож. № 8.
Исх.полож. – «Кошечка».
1-8т. «Кошечка» - прогибы корпуса в различном темпе.
9-12т. Grand battement jete назад пр. ногой и лев.ногой.
13- 16т. Grand battement jete назад согнутыми ногами с
прогибом корпуса.
17-20т. Стойка на подъёме с поднятием 5 точки.
21-24т. Стойка на полупальцах с поднятием 5 точки.
25-28т. Переходы с полупальцев на пятки и наоборот.
29- 32т. Переход с положения «кошечки» в положение
«наклон вперед».
- Конечно же, мы с вами можем ходить очень медленно по нашему зоопарку, чтобы вдоволь налюбоваться. Но тогда мы с вами не увидим всех обитателей. Так что скорее вставайте и давайте двигаться быстрее.
г) Различные шаги по танцевальным рисункам.
Муз.размер – 2/4, 48 тактов. Муз.прилож. № 9.
Исх.полож. – 6 позиция ног. Руки на поясе.
1-8 т. Танцевальный шаг по кругу.
9-16т. Шаг «Цапля» с поднятием коленей вперед.
17- 20 т. Ход на полупальцах с перестроением на 1 диагональ.
21- 24 т. Ход на пяточках с перестроением на 2 диагональ.
25 – 28 т. Ход на внешнем своде стопы с перестроением в 1 колонну и с расходом через одного.
29 – 32 т. Ход на внутреннем своде стопы с перестроение 2 колонну и с расходом по парам.
33- 36 т. Бег «вперед» с поднятием коленей вперед по кругу.
37 – 40 т. Бег «назад» с поднятием ног под себя.
41 – 48 т. Марширующий шаг с расходом на линии.
- Ну а теперь мы с вами веселые маленькие пингвинята, которые живут в нашем зоопарке среди холодных льдин. Наши пингвинята решили немного согреться, поэтому делают веселую гимнастику.
д) Упражнения на координацию.
Муз.размер – 2/4, 16 тактов. Муз. прилож. № 10.
Исх.полож. – 6 позиция ног. Руки на поясе.
1 -4 т. Поочередное сгибание рук в локтях, поднятие рук
вверх и опускание в исходное положение.
5 – 8 т. «Ножницы» руками с постепенным поднятием и
опусканием и наклоном головы в сторону.
9 -12 т. Поочередное сгибание локтей к коленям «крестом».
13 – 16 т. Прыжки с 6 п . во 2 п. с хлопками над головой.
- Мы с вами ребята молодцы. Успели рассмотреть всех животных нашего зоопарка. Ну а теперь, к сожалению, нам нужно возвращаться домой. Давайте прощаться с нашими любимцами.
3. Заключительная часть.
а) Упражнения на восстановление дыхания.
Муз.размер – 3/4, 32 такта. Муз.прилож. № 11.
Исх.полож. – 6 позиция ног. Руки вдоль туловища.
1 -8 т. Поднятие рук «волной» в 1 п. вперед. Вместе и поочередно.
9 – 16 т. Поднятие рук «волной» во 2 п. в сторону. Вместе поочередно.
17 – 24 т. «Мельница».
25 – 32 т. Поднятие рук вверх со вздохом, опускание корпуса вниз с выдохом.
б) Анализ урока. Домашнее задание.
Вопросы к детям:
1. Дети, вам понравилось сегодняшнее путешествие в зоопарк?
2. Какие движения животных вам было интересно выполнять?
3. А какие движение были трудными? Почему?
4. Дети, вам нравиться больше выполнять быстрые (четкие) или спокойные (плавные) движения?
5. Какое музыкальное сопровождение вам сегодня понравилось больше всего?
- Ребята, вы сегодня молодцы. Все старались, почти все движения исполняли правильно. Были очень похожи на животных из нашего зоопарка. Но не у всех получалось выполнять движения слоненка. Дома поучите эти движения с родителями. Договорились? Пусть родители догадаются, кого вы изображаете.
в) Поклон.
Литература
1. Барышникова Т. Азбука хореографии/ Т.Барышникова. – М.: «Айрис Пресс», 1999. – 145 с.
2. Слуцкая С.И. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду/ С.И. Слуцкая. – М.: «Линка – Пресс», 2006.- 270 с.
3. Бекина С.П. Музыка и движение/ С.П. Бекина. – М.: «Просвещение», 1984. – 230с.
4. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое пособие по программе «Ритмическая пластика»/ А.И. Буренина – СПб, 1994. – 126 с.
5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце/ Е.В.Горшкова. – М.: «Гном и Д», 2002. – 120с.
6. Константинова А.И. Игровой стретчинг/А.И.Константинова. – СПб, 1993. –31с.
7. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание/ Т.Т. Ротерс – М.: «Просвещение», 1989. – 253 с.
8. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие/ Ю.П. Азаров/. – М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 432 с.
9. Кряжева И.Л. Развитие эмоционального мира детей/ И.Л. Кряжева. – Ярославль «Академия развития»,1996. - 245 с.
10. Астахов А.И. Воспитание творчеством/ А.И. Астахов. – М.: «Просвещение», 1986. – с. 159.