АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ методического объединения учителей математики, информатики и физики ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ методического объединения учителей математики, информатики и физики
ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД В 2015-2016 учебном году коллектив МО учителей математики, физики и информатики работал над проблемой освоения новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного, системно-деятельностного, при этом была поставлена цель:
«Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллекта, исследовательских умений обучающихся в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами, на основе индивидуального подхода к способностям каждого ученика», решались следующие задачи:
Развитие познавательных способностей, интеллектуальных умений, системы межличностных отношений, эмоционально-ценностных отношений к миру.
Соблюдение прав детей в сфере образования: на выбор образовательных программ, на медико-социальную и психолого-педагогическую поддержку в процессе образовательной деятельности, на обучение в условиях, гарантирующих личную безопасность учащихся и сохранение их здоровья.
Создание максимально комфортных условий для самореализации каждого обучающегося при продвижении по образовательному маршруту. Обеспечение оптимального функционирования школы как единого социокультурного пространства развития и самореализации личности.
Создание условий для развития всех ключевых компетенций обучающихся.
Обеспечение подготовки педагогических кадров к решению перспективных проблем развития образования в школе. Реализация в практике работы школы эффективных инновационных образовательных программ ФГОС ООО.
Создание в школе условий для усвоения функционирования в обществе норм, принципов и идеалов о добре, справедливости, общественном долге, чести, достоинстве.
Образовательную деятельность осуществляли 8 педагогов, из них:
- по образовательному уровню:
имеют высшее образование – 7 человек, 87,5%
среднее специальное образование –1 человек, 12,5%
- по стажу:
3-10 лет - 2 человека, 25%
16-25 лет - 5 человек, 62,5%
26- - 1 человек, 12,5%
- по возрасту:
до 30 лет - 2 чел., 25%
31-45 лет - 2 чел., 25%
46-55 лет - 4 человека, 50%
- по квалификации:
высшая категория - 5 человек, 62 5
первая категория - 1 человек, 12,5%
соответствуют должности – 2 человека, 25%
Почетная грамота МОН РФ – 1 человек.
Средняя недельная нагрузка учителей по образовательным областям учебного плана школы составляла:
- математика, информатика – 25,9 часа
- физика – 36 часов.
С целью обеспечения образовательного процесса на основе программ, рекомендованных Министерством образования РФ, стандартов образования, а также обязательного минимума содержания образования педагогами школы разработаны рабочие программы по каждому учебному предмету, которые рассматривались на заседаниях школьных методических объединений, утверждались директором школы. В основной школе использовались следующие рабочие программы:
- математика – 5-11 классы Зубарев И.И., Мордкович А.Г.; Атанасян Л.С.
- информатика – 5-7 классы – Босова Н.И.
8-11 классы – Угринович Н.Д.
- физика – 7-9 классы – Перышкин А.В.
10-11 классы – Мякишев Г.Я.
Одним из важнейших направлений деятельности МО является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта. В рамках МО систематически отслеживается уровень учебных достижений учащихся: был разработан план внутришкольного контроля, график промежуточной аттестации, которыми дидактически обусловлено отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся по предметам. Внутришкольный контроль уровня учебных достижений учащихся проводился в форме текущего, промежуточного, итогового контроля, промежуточной, государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена.
Качество знаний учащихся по предметам на конец 2015-2016 учебного года :
Предмет 5 кл.%6 кл.%7 кл.%8 кл.%9 кл.%10 кл. % 11 кл. Итого
%
математика 66 52 58 60 55 77 54 60
информатика 79 84 84 89 65 96 92 83
физика 62 63 59 60 51 60
Диагностика результатов успеваемости по предметам за три последних года:
На графиках и по таблице видно, что произошли небольшие изменения в качестве знаний по отдельным предметам:
* понизилось качество знаний – по информатике – на 7%
При этом нужно отметить особо изменившиеся показатели по сравнению с теми же классами в предыдущем учебном году:
* в лучшую сторону:
-математика: 7 классы-2%, 8 классы – 4%, 11 классы – 4%
* в худшую сторону:
- математика: 5 классы – на 6%, 6 классы – на 14%
- информатика:6 кл.-6%, 7 кл.- 8%, 8 кл. – 8%, 9 кл.- 12%
- физика: 8 классы – 3%, 11 классы – 6%
Просматривая диагностику качества образования за несколько лет, можно отметить, что по всем предметам результаты периодически то повышались, то понижались. Но за 2015-2016 учебный год итоговое качество знаний по всем предметам изменилось незначительно.
Можно проследить, как изменялось качество знаний по предметам в течение 2015-2016 года (входной, промежуточный и итоговый контроли):
Предмет Входной контроль % Промежуточный контроль % Итоговый контроль %
Информатика и ИКТ 63 83 83
Математика 40 61 60
Физика 21 54 60
В 2015-2016 учебном году были проведены контрольные работы по линии Управления образования администрации города Ульяновска:
Предметы Классы Успев.
% Качество знаний, % СОУ %
Математика 5 84 67 64
Информатика 11 95 47 48
Математика 6 96 46 51
Алгебра 7 95 53 55
Результаты административных контрольных работ:
Предмет Классы Успеваемость % Качество знаний % СОУ %
Математика 7 80 40 43
Физика 7 77 41 45
Физика 8 90 29 47
Математика 9 78 39 43
Математика 11 88 40 43
Физика 11 95 20 40
Информатика 11 94 18 39
Математика 10 98 59 55
Математика 11 94 37 45
Информатика 9 95 63 64
Информатика 10 100 67 56
Математика 9 72 28 35
Математика 6 96 72 66
Математика 8 89 58 55
Нужно отметить, что мало контрольных работ написаны с успешностью в 100%. Самое низкое качество знаний по физике.
Итоги переводных контрольных работ за 2015-2016 учебный год
Класс Предмет Учитель Успева- емость % Качество знаний % СОУ % Средняя оценка
5а Математика Гульнова И.Ю. 91 70 56 3,7
5б Математика Антакова А.П. 88 32 45 3,3
5в Математика Антакова А.П. 63 21 34 2,9
6а Математика Гульнова И.Ю. 93 44 53 3,6
6б Математика Кузоваткина И.Ю 82 41 49 3,4
6в Математика Гульнова И.Ю. 91 30 43 3,3
7А Физика Прибылова А.Н. 95 29 46 3,3
7Б Физика Прибылова А.Н. 100 22 42 3,2
7В Физика Прибылова А.Н. 100 42 52 3,5
7Г Физика Прибылова А.Н. 67 7 27 2,7
10а Математика Антакова А.П. 100 70 65 4,0
10б Математика Родзонюк Л.С 96 52 55 3,7
Почти во всех классах имеются неудовлетворительные отметки. С этими учащимися учителя работали дополнительно, контрольные работы переписаны. Однако в следующем учебном году на внутришкольный контроль надо взять преподавание физики в будущих 8 классах, успеваемость учащихся 6В,8Г классов, а также подготовку к государственной итоговой аттестации 9 и 11 классов.
Кроме того, в 9 и 11 классах проводились репетиционные и пробные экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, обществознанию, истории, биологии, химии.
Третий год учащиеся основной школы (5, 6 и 7 классы) занимаются по новому ФГОС ООО. Подведены итоги формирования не только предметных, но и метапредметных умений.
5 классы
Итоги развития универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
Класс Показатели Познавательные УУД
Находить информацию Владеть видами чтения Анализировать Классифициро-ватьСравнивать Устанавливать причины Устанавливать аналогии Представлять информацию
Математика
5А Высокий 18 15 14 14 15 9 6 8
Средний 6 10 9 10 9 14 14 15
Низкий 1 - 2 1 1 2 5 2
5Б Высокий 9 12 5 7 10 4 8 6
Средний 13 11 14 10 13 12 13 14
Низкий 3 2 6 8 2 9 4 5
5В Высокий 2 3 2 - 2 1 - 2
Средний 13 15 12 11 14 13 12 13
Низкий 9 6 11 13 8 10 12 9
ИТОГО %Высокий 29 38 20 30 37 19 18 27
Средний 53 47 56 45 47 51 49 62
Низкий 18 15 24 25 16 30 33 11
Регулятивные УУД:
Класс Показатели Регулятивные УУД
Определять цель Выдвигать версии Планировать деятельность Работать по плану Оценивать степень успешности
Математика
5А
(к-во чел) Высокий 10 10 16 14 5
Средний 16 13 13 15 24
Низкий 3 6 - - -
5Б
(к-во чел) Высокий - 3 4 9 10
Средний 14 9 14 10 14
Низкий 10 12 6 5 -
5В
(к-во чел) Высокий 5 4 6 6 3
Средний 9 11 11 16 18
Низкий 9 8 6 1 2
ИТОГО %Высокий 20 22 34 38 24
Средний 51 43 50 54 74
Низкий 29 34 16 8 2
Коммуникативные УУД:
Класс Показатели Коммуникативные УУД
Излагать своё мнение Готов изменить свою точку зрения Участвовать в диалоге Понимать позицию другого Создавать устные и письменные тексты Использовать речевые средства Работать в паре, группе Предотвращать, преодолевать конфликты
Математика
5А Высокий 5 6 11 10 9 10 9 6
Средний 22 22 18 19 19 19 20 23
Низкий 2 1 - - 1 - - -
5Б Высокий - - 6 6 - - 12 3
Средний 16 24 10 17 16 16 9 21
Низкий 8 - 8 1 8 8 3 -
5В Высокий 4 3 5 5 5 4 5 4
Средний 16 18 17 16 13 15 18 19
Низкий 3 2 1 2 5 4 - -
ИТОГО %Высокий 12 12 29 28 18 18 34 17
Средний 71 84 59 68 63 66 62 83
Низкий 17 4 12 4 18 16 4 -
Высокие показатели по математике наблюдаются:
- познавательные УУД – владеть видами чтения, сравнивать
- регулятивные УУД – работать по плану
- коммуникативные УУД – работать в паре, группе
Низкие показатели по математике наблюдаются:
- познавательные УУД – устанавливать причины и аналогии
- регулятивные УУД – выдвигать версии
- коммуникативные УУД – излагать свое мнение
6 классы
Итоги развития универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
Класс Показатели Познавательные УУД
Находить информацию Владеть видами чтения Анализировать Классифициро-ватьСравнивать Устанавливать причины Устанавливать аналогии Представлять информацию
Математика
6А Высокий 18 19 12 14 14 9 6 9
Средний 11 10 15 14 14 17 17 20
Низкий - - 2 1 1 3 5 -
6Б Высокий 4 4 5 6 10 - 6 4
Средний 13 11 11 7 14 12 8 14
Низкий 7 9 8 11 - 12 10 6
6В Высокий 6 6 5 5 6 4 3 5
Средний 17 15 13 10 15 11 10 17
Низкий - 2 5 7 2 8 10 1
ИТОГО %Высокий 37 38 29 33 39 17 20 24
Средний 54 47 51 41 57 53 46 67
Низкий 9 15 20 25 4 30 33 9
Регулятивные УУД:
Класс Показатели Регулятивные УУД
Определять цель Выдвигать версии Планировать деятельность Работать по плану Оценивать степень успешности
Математика
6А
(к-во чел) Высокий 10 10 16 14 5
Средний 16 13 13 15 24
Низкий 3 6 - - -
6Б
(к-во чел) Высокий - 3 4 9 10
Средний 14 9 14 10 14
Низкий 10 12 6 5 -
6В
(к-во чел) Высокий 5 4 6 6 3
Средний 9 11 11 16 18
Низкий 9 8 6 1 2
ИТОГО %Высокий 20 22 34 38 24
Средний 51 43 50 54 74
Низкий 29 34 16 8 2
Коммуникативные УУД:
Класс Показатели Коммуникативные УУД
Излагать своё мнение Готов изменить свою точку зрения Участвовать в диалоге Понимать позицию другого Создавать устные и письменные тексты Использовать речевые средства Работать в паре, группе Предотвращать, преодолевать конфликты
Математика
6А Высокий 5 6 11 10 9 10 9 6
Средний 22 22 18 19 19 19 20 23
Низкий 2 1 - - 1 - - -
6Б Высокий - - 6 6 - - 12 3
Средний 16 24 10 17 16 16 9 21
Низкий 8 - 8 1 8 8 3 -
6В Высокий 4 3 5 5 5 4 5 4
Средний 16 18 17 16 13 15 18 19
Низкий 3 2 1 2 5 4 - -
ИТОГО %Высокий 12 12 29 28 18 18 34 17
Средний 71 84 59 68 63 66 62 83
Низкий 17 4 12 4 18 16 4 -
Учащиеся 6х классов повысили свои показатели в развитии УУД:
Высокие показатели по математике наблюдаются:
- познавательные УУД – сравнивать
- регулятивные УУД – работать по плану
- коммуникативные УУД – работать в паре, группе
Низкие показатели по математике наблюдаются:
- познавательные УУД – устанавливать аналогии
- регулятивные УУД – выдвигать версии
- коммуникативные УУД – излагать свое мнение
7 классы
Итоги развития универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
Класс Показатели Познавательные УУД
Находить информацию Владеть видами чтения Анализировать Классифициро-ватьСравнивать Устанавливать причины Устанавливать аналогии Представлять информацию
Математика
7А Высокий 11 10 8 7 7 9 11 9
Средний 9 10 13 13 13 10 9 9
Низкий 1 1 - 1 1 2 1 3
7Б Высокий 10 10 5 4 4 9 10 9
Средний 11 11 17 17 17 11 11 7
Низкий 1 1 - 1 1 2 1 6
7В Высокий 16 16 7 6 6 6 16 6
Средний 7 7 18 17 17 17 7 17
Низкий 2 2 - 2 2 2 2 2
7Г
(к-во чел) Высокий 7 3 3 3 3 3 3 3
Средний 6 10 11 10 10 10 10 9
Низкий 4 4 3 4 4 4 4 4
ИТОГО %Высокий 52 46 27 24 24 32 47 32
Средний 39 45 69 67 67 56 44 49
Низкий 9 9 4 9 9 12 9 18
Регулятивные УУД:
Класс Показатели Регулятивные УУД
Определять цель Выдвигать версии Планировать деятельность Работать по плану Оценивать степень успешности
Математика
7А
(к-во чел) Высокий 11 8 7 15 11
Средний 9 10 9 6 10
Низкий 1 3 5 - -
7Б
(к-во чел) Высокий 5 5 4 14 12
Средний 16 13 10 8 10
Низкий 1 4 8 - -
7В
(к-во чел) Высокий 16 16 6 21 7
Средний 7 5 15 4 18
Низкий 2 4 4 - -
7Г
(к-во чел) Высокий 7 3 3 9 7
Средний 8 9 9 8 10
Низкий 2 5 5 - -
ИТОГО %Высокий 46 38 24 69 44
Средний 47 44 51 31 56
Низкий 7 18 25 - -
Коммуникативные УУД:
Класс Показатели Коммуникативные УУД
Излагать своё мнение Готов изменить свою точку зрения Участвовать в диалоге Понимать позицию другого Создавать устные и письменные тексты Использовать речевые средства Работать в паре, группе Предотвращать, преодолевать конфликты
Математика
7А Высокий 11 9 14 11 10 14 13 14
Средний 7 11 2 10 9 7 8 7
Низкий 3 1 5 - 2 - - -
7Б Высокий 6 6 13 7 10 13 13 15
Средний 10 15 1 15 8 9 9 7
Низкий 6 1 8 - 4 - - -
7В Высокий 15 6 21 16 16 21 21 21
Средний 8 17 - 9 5 4 4 4
Низкий 2 2 4 - 4 - - -
7Г
(к-во чел) Высокий 7 7 9 7 3 9 9 9
Средний 6 6 3 10 9 8 8 8
Низкий 4 4 5 - 5 - - -
ИТОГО %Высокий 46 33 67 48 46 67 66 69
Средний 36 58 7 52 36 33 34 31
Низкий 18 9 26 - 18 - - -
По сравнению с прошлым учебным годом показатели формирования УУД в 7 классах повысились.
Высокие показатели по математике наблюдаются:
- познавательные УУД – находить информацию
- регулятивные УУД – работать по плану
- коммуникативные УУД – предотвращать конфликты
Низкие показатели по математике наблюдаются:
- познавательные УУД – представлять информацию
- регулятивные УУД – планировать деятельность
- коммуникативные УУД – участие в диалоге
На основании проведенной работы можно сделать выводы:
Преподаватели учитывают возрастные особенности учащихся.
Проводится работа по формированию общеучебных, предметных и метапредметных умений и навыков.
Успеваемость и качество знаний учащихся по математике немного снизились по сравнению с данными предыдущего года в 5б и 5в, в 6 классах, в 7а,б,г.
Все учащиеся соблюдают единый орфографический режим при выполнении письменных работ по математике.
Объем домашних заданий не превышает норму.
Для дальнейшей эффективной работы в классах, занимающихся по ФГОС ООО нужно:
1. Всем учителям изучить и использовать в работе рекомендации школьного психолога, положения нормативных документов.
2. Эффективно внедрять личностно ориентированные технологии, разноуровневые задания, компетентностный, системно-деятельностный подход в обучении.
3. Рационально использовать учебное время, разнообразить методы обучения. Активнее внедрять в практику преподавания информационно-коммуникационные технологии.
4. Классным руководителям продолжить работу по формированию и сплочению классных коллективов, ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины.
Третий год в школе проводится независимое Интернет-тестирование. Результаты АСТ таковы:
Классы Предмет Внутренний мониторинг по итогам 1 четверти Независимая оценка по итогам тестирования
СОУ% Качество знаний % Средняя оценка СОУ% Качество знаний % Средняя оценка
5 Математика 58 67 3,8 65 80 4,0
6 Математика 53 53 3,6 63 73 3,9
7 Математика 53 51 3,6 91 97 4,7
8 Математика 56 52 3,7 50 57 3,5
9 Математика 53 54 3,6 52 70 3,6
Внутренний мониторинг по итогам входной контрольной работы 10 Математика 68 67 4,1 84 93 4,5
Результаты неплохие, кроме русского языка в 7, 9 классах (результаты ниже четвертных оценок). Причинами таких результатов могут быть торопливость в исполнении работы, новые задания, сбой в работе компьютеров.
По объему работы: все учащиеся успели ответить на 100% вопросов, но имеются, конечно, неправильные ответы.
Анализируя основные умения учащихся в ходе тестирования, нужно отметить, что все учащиеся знают основные понятия, сведения по предметам, умеют выполнять задания со стандартными действиями по математике, проводят анализ текстов, знают нормы по грамматике, лексике, пунктуации. Немного ниже уровень выполнения заданий, где нужно анализировать, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Большинство учащихся подтвердили свои оценки.
При анализе ошибок учащихся выявлено, что нужно обратить внимание на следующие темы:
- по математике: много ошибок на вычисление (в 5-6 классах), единицы измерения площади, геометрические прогрессии (10 класс), квадратные уравнения, графики функций. Во всех классах учить детей строить и исследовать простейшие математические модели.
По результатам тестирования выстраивается система коррекционной работы, которая будет направлена на обеспечение успешного обучения, выявление затруднений, переключение учащихся на умение применять свои знания в различных ситуациях, на творчество. Эффективно использовать принцип вариативности, возможности выбора заданий для каждого учащегося на максимально посильном для него уровне, а также углубленное изучение отдельных предметов, что соответствует способностям, склонностям ученика, формирует положительные внутренние мотивы учения.
Коррекционная работа может проводиться индивидуально или с группой учащихся, во время уроков, на спецкурсах, дополнительных занятиях.
Основными показателями коррекционной работы можно ожидать: положительную динамику индивидуальных достижений учащихся, увеличение количества успешно обучающихся учащихся, активизация познавательной активности учащихся.
В 2016 году впервые был проведен полиатлон-мониторинг «Политоринг-2016» среди учащихся 5-10 классов. Проведенное мониторинговое исследование является независимой оценкой качества образования в отношении общеобразовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ. Проведенное исследование основано на анализе выполнения испытуемыми тестового задания и обработке полученных материалов математическими методами педагогических измерений. По результатам исследований выводится значительный массив тестологических данных как по каждому испытуемому, так и по общеобразовательной организации в целом. Полученные параметры могут служить в качестве оценочных при мониторинге учебных достижений обучающегося и помогают сформировать индивидуальную образовательную траекторию; могут использоваться при оценке качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Результаты Политоринга по предметным областям
Параллель 5 классов
Процент испытуемых Математика
по школе по РФ
Низкий % 0 0
Достаточный % 85 77,3
Высокий % 15 22,7
Параллель 6 классов
Процент испытуемых Математика
по школе по РФ
Низкий % 2,6 5
Достаточный % 79,5 64,3
Высокий % 18 30,7
Параллель 7 классов
Процент испытуемых Математика
по школе по РФ
Низкий % 0 6,4
Достаточный % 74,3 65,7
Высокий % 25,7 28
Параллель 8 классов
Процент испытуемых Математика
по школе по РФ
Низкий % 0 5,7
Достаточный % 76,7 66,9
Высокий % 23,3 27,4
Параллель 9 классов
Процент испытуемых Математика
по школе по РФ
Низкий % 4 8,2
Достаточный % 76 65,3
Высокий % 20 26,5
Параллель 10 классов
Процент испытуемых Математика
по школе по РФ
Низкий % 0 5,6
Достаточный % 60,7 63.2
Высокий % 39,3 31,3
Метапредметные результаты в 5 классах по данным ПолиторингаПроцент испытуемых в школе Низкий (не сформированы) % Базовый (достаточный) % Высокий (творческий) %
Личностные 0 90 10
Регулятивные 0 100 0
Познавательные 0 100 0
Коммуникативные 0 100 0
По итогам Политоринга учебные программы признаны освоенными. Однако надо работать над формированием метапредметных результатов на творческом уровне.
Анализируя успеваемость учащихся по отдельным предметам, можно отметить, что качество знаний по многим предметам повысилось. Однако наряду с этим мы имеем и понижение качества знаний в отдельных классах почти по всем предметам. Это касается параллелей 6, 7-х классов. Спад качества знаний можно объяснить низкой мотивацией на хорошую учебу, снижением контроля за детьми со стороны родителей. Дети перестают учить предмет, надеясь списать задание. В старших классах учащиеся основное внимание обращают только на те предметы, которые им придется сдавать в ВУЗы. Учителя для закрепления материала используют спецкурсы, индивидуальные занятия. Необходимо приобщать учащихся к самостоятельной работе с разнообразными пособиями, использованию возможностей компьютерной техники. Также многие учителя используют возможность преподавания дополнительных часов через кружковую деятельность.
Анализируя успеваемость по отдельным предметам и классам, в следующем году необходимо включить в план работы предметно-обобщающий контроль качества знаний по химии, физике, информатике, а также над подготовкой к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации в 9 классах, классно-обобщающий и тематический контроль в будущих 8, 9, 10 и 11 классах. Всем педагогам методического объединения наметить и осуществлять меры по коррекции знаний учащихся.
В 2015-2016 учебном году на индивидуальном обучении на дому находились ученики: 5в класса – Новиков Д., 6б класса – Николаев Евгений, 7б класса – Ганиев Богдан, 9б класса – Малышев Никита, 9а класса –Лукашанец Виктория. Все они закончили учебный год на удовлетворительные отметки.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов проведена в установленные сроки и в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней образования. В государственной итоговой аттестации участвовали 59 выпускников 9х классов. Двое выпускников – Малышев Никита и Лукашанец Виктория сдавали государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
По математике – 4 неудовлетворительных отметки – 9а класс –Куць А., 9б класс - Малышев Н., Караева Ф., Якупова Я. Все сдавали повторно данный экзамен. В результате написал удовлетворительно только Малышев Никита, трое остались на осень.
Результаты государственной (итоговой) аттестации по предметам:
9 классы
предмет Количество сдающих «5» «4» «3» «2» Качество знаний %
СОУ % Ср.баллСр.балл по обл.
Математика 59 23 22 11 3 76 70 4,1 Физика 10 2 6 2 0 80 66 4,0 Информатика 9 1 3 3 2 44 45 3,3
Изменение качества знаний и среднего балла по итогам ОГЭ по годам в 9 классах:
Предмет Качество знаний Средний балл по школе (по области)
2011-12 2012-13 2013-14 2014-15 2015-2016 2011-12 2012-13 2013-14 2014-15 2015-2016
Математика 46 80 15 70 76 3,71 4,0 3,03 (3,33) 3,9 4,1
Нужно отметить, что по сравнению с текущими и годовыми отметками на экзаменах были показаны знания:
- по математике – на 21% лучше
- по физике – на 21% лучше
- по информатике – на 21% хуже.
Такие результаты по математике не могли произойти, если только задания не были слишком лёгкими или не было содействия извне. Со всеми учащимися группы риска в течение года проводились дополнительные занятия, велась индивидуальная работа.
Выпускники 11 класса (26 человек) сдавали экзамены в форме ЕГЭ. Выбор предметов распределился следующим образом:
- физика – 9 человек
- информатика и ИКТ – 3 человека
Количество набранных баллов ЕГЭ:
Предмет Преодолели минимальный барьер/ не преодолели Средний балл по школе Средний балл по области В сравнении
Математика (проф.) 21 / 1 39,95 47,39 - 7,44
Математика (базов.) 25 / 1 75,96% 76,42% - 0,46
Физика 9 / 0 48,11 50,45 - 2,34
Информатика и ИКТ 1 / 2 29,67 56,05 - 26,38
Не сдала математику (базовый уровень) Исаева Виктория, но на пересдаче она получила оценку «4», математику (профильный уровень) – Александрова Ж.
Как изменялись результаты ЕГЭ по годам (средний балл):
Предмет 2010 2011 2013 2014 2015 2016
Математика профильный ур. 47,0 43,16 42,31 48,20 50,84 39,95
Математика базовый уровень 75,96%
Физика 48,8 47,1 49,15 47,38 54,20 48,11
Информатика и ИКТ 57,5 43,0 46,0 62,22 60,0 29,67
В следующем учебном году будут актуальны задачи, решение которых повлияет на управление качеством образования:
- формирование у школьников потребности в системном учебном труде;
- формирование универсальных учебных действий, начиная с 5-го класса;
- создание разнообразных критериев успешности,
- совершенствование системы подготовки к единому государственному экзамену с 5 по 11 классы.
Считаем проблемными такие вопросы:
- разнообразие приемов и способов учебной деятельности учащихся как необходимого условия повышения обучаемости;
- формирование у учащихся новых форм учебной деятельности: самоконтроль, самооценка, рецензирование, прогнозирование учебной деятельности, побуждение к поиску альтернативных решений;
- включение в воспитательный компонент урока задачи по формированию новых мотивов, превращение их в действенную постановку новых целей.
Считаем, что результаты учебы соответствуют уровню подготовленности учащихся. В следующем году больше внимания надо уделять личностно-ориентированному, мотивированному обучению, больше уделять внимания одарённым детям, учащимся, имеющим по одной четверке или тройке. С другой стороны, внимательнее выявлять и тщательно заниматься с детьми, имеющими трудности в обучении.
В нашем МО сложилась определенная система методической работы. Методическое обеспечение образовательного процесса имеет непрерывный характер, включает различные формы и содержание деятельности, в том числе и заседания МО.
В 2015-2016 учебном году 5 педагогов нашего МО повысили свою квалификацию при Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, посещая проблемные семинары. Тематика семинаров в основном была посвящена введению новых ФГОС ООО в школе, подготовки учащихся к ЕГЭ и обучению информационным технологиям.
Подтвердили высшую категорию учителя математики Гульнова И.Ю., Саломадина А.Ю. Защитилась на высшую категорию учитель математики Родзонюк Л.С.
Преподаватель информатики Карпова В.А обучаются заочно в УлГПУ . ШМО обеспечивало планомерную методическую работу с учителями МО, направленную на совершенствование содержания образования и включающую различные виды предметной и исследовательской деятельности. Кроме курсов педагоги в течение года, принимали участие в различных семинарах по линии Управления образования администрации города Ульяновска, принимали активное участие в вебинарах по актуальным вопросам преподавания и подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, принимали участие в дистанционных семинарах, получили сертификаты.
Учитель информатики Глинкина С.И. стала призёром Всероссийского конкурса «Умната» в олимпиаде «Структура ИКТ-компетентности учителей».
Учитель информатики Антакова А.П. получила благодарность от УлГПУ за работу с одаренными детьми в сфере информационных технологий, а также за активное участие в Открытой профильной олимпиаде УлГТУ по математике.
Учителя математики, физики, информатики, участвовали в семинаре на базе УлГТУ.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Методическая служба школы занимается вопросами использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В результате для всех преподавателей выработан основной подход к своей деятельности: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику, т.е. совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
В ходе анализа проведенных внутри МО исследований были сделаны следующие выводы:
- учителя владеют информацией о современных педагогических технологиях и используют их на своих уроках;
- все учителя прошли обучение по использованию информационно-коммуникационных технологий, умеют работать на компьютере.
Учителями используются такие педагогические технологии:
- развивающего обучения
- проблемного обучения
- проектные методы обучения
- технология игрового обучения, деловых игр
- обучение в сотрудничестве
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающие технологии.
Учителя МО активно внедряют в практику работы технологию проектного обучения и ИКТ. Это расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придаёт образовательному процессу диалоговый характер. Использование проектной технологии позволяет расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести:
- повышение уверенности в собственных силах;
- более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
- усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;
- повышение умения адекватно себя оценивать;
- обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
- развитие исследовательских способностей;
- развитие умения мыслить абстрактно.
В рамках методической работы внутри МО решались следующие задачи:
* изучение и активное внедрение новых педагогических технологий, переход на новые образовательные стандарты (ФГОС ООО) в 5,6,7 классах;
* совершенствование педагогического мастерства учителей;
* создание в школе благоприятных условий для развития каждого ученика и плодотворной работы учителей;
* качественная подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, повышение мотивации к обучению учащихся.
Были использованы следующие формы методической работы:
заседания методических объединений
работа над темами по самообразованию учителей
проведение открытых уроков и их анализ
взаимопосещения и анализ уроков
предметные недели
педагогические мониторинги
организация и контроль курсовой переподготовки учителей
аттестация учителей.
Основной темой, над которой работало школьное методическое объединение, была методическая тема школы: «Освоение системно-деятельностного подхода как основного способа совершенствования качества образования и воспитания учащихся».
Учителя нашего МО давали открытые уроки внутри школы и методических объединений. Все открытые уроки прошли на достойном уровне, им дана высокая оценка. Продолжает оставаться недостатком в этой работе малая взаимопосещаемость учителями уроков своих коллег, что снижает эффективность распространения положительного педагогического опыта. Внутри методических объединений ведется работа по подготовке внедрения новых ФГОС ООО: учителя посещают семинары, делятся впечатлением, опытом наработок, разрабатывают новые программы и планы. В системе самообразования учителя изучают, вникают во всё новое, что появляется в педагогической науке, стараются применять у себя на уроках.
Кроме открытых уроков, администрацией школы посещались уроки по плану внутришкольного контроля. Объектом ВШК являлся внутришкольный документооборот, при осуществлении которого отслеживались полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса.
При проверке рабочих и контрольных тетрадей отмечено, что большинство учителей соблюдают нормы проверки тетрадей. Все замечания и предложения отмечены в справках по школе.
Особую значимость имел персональный контроль результатов педагогической деятельности учителей. В процессе персонального контроля проверялось наличие у педагогов следующих профессиональных компетентностей:
- умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
- способность планировать и организовывать совместную деятельность учителя и ученика;
- умение отбирать содержание учебного материала, дополнительной литературы, прочей информации, направленной на достижение планируемых результатов;
- способность к анализу педагогической ситуации, рефлексии, самоконтролю результатов педагогической деятельности;
- умение корректировать собственную педагогическую деятельность.
По результатам наблюдений можно сделать выводы:
- организация учебного занятия идет в соответствии с современными требованиями;
- прослеживается системность работы учителей над темой;
- учителя работают с различными категориями учащихся и стараются создавать ситуации успешности обучения;
- хорошо проходит организация текущего и обобщающего повторения;
- учителя достаточно успешно проводят работу по обучению учащихся самостоятельному поиску дополнительных источников и использованию их для написания докладов, рефератов; анализу возможных решений задач, выбору оптимального варианта решения, самостоятельной работе с учебником на уроке;
- на уроках идет формирование общеучебных и специальных навыков, а также создается психологически комфортный климат.
Однако использование современных технологий обучения или их элементов недостаточно, мало уделяется внимания развитию у учащихся умения приводить собственные примеры к материалу учебника, устно излагать сущность прочитанного без наводящих вопросов, выделять главное, самостоятельно разбираться в материале, который не объяснялся учителем; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. В основном уровень самостоятельных работ носит репродуктивный характер, часть работ – частично-поисковый и совсем незначительная доля – исследовательский характер. В некоторых классах (даже в 5 и 6-х) падает интерес к обучению; снижается творческая активность в старших классах.
Эти проблемы связаны с некоторыми недостатками в учебно-воспитательном процессе:
отсутствие необходимой дифференциации учащихся на уроках;
излишнее использование тестовых технологий, когда ученики уже затрудняются логически изложить свои знания, могут только выбрать ответ из нескольких предложенных
отсутствие в школе единой внутренней системы оценки качества образования
отсутствие умения пользоваться информационно-коммуникационными технологиями
недостаточная требовательность педагогов в течение учебного года, завышение оценок
недостаточная информированность родителей о критериях оценивания знаний учащихся, требованиях к подготовке к экзаменам, особенно к единому государственному экзамену;
упущения в работе классных руководителей.
Существуют и затруднения учителей в подготовке современного урока:
- поиск организации урока, которая обеспечила бы и усвоение учебного материала всеми учащимися на уроке, и их самостоятельную познавательную деятельность. Это связано с подготовкой учебного материала и выбором методов обучения;
- нахождение способов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей;
- необходимость комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических;
-сложность формирования мотивов учения, развития познавательного интереса.
Не все учителя могут избавиться от преобладания объяснительно-иллюстративного метода обучения, не дополняют информацию учебника заданиями вариативного творческого характера, не у всех присутствует целенаправленная работа с творчески работающими детьми, имеющими высокие способности к обучению. Сокращается количество учащихся – победителей городских предметных олимпиад. В прошедшем году в школьных олимпиадах приняли участие 484 учащихся 5-11 классов (с учетом того, что большинство ребят принимают участие в нескольких олимпиадах).
Количество принявших участие в школьных олимпиадах
№ п/п Наименование предмета 5
кл. 6
кл. 7
кл. 8
кл. 9
кл. 10 кл. 11 кл. Всего
1. Физика 12 9 4 12 2 39
5. Математика 10 13 20 13 9 16 0 81
7. Информатика 16 10 4 6 3 3 0 42
Итого: 26 23 36 28 16 31 2 162
Олимпиады прошли организованно, все учителя подготовили материалы, которые в этом году были рекомендованы Управлением образования. Результаты были низкие по математике в 9,11 классах, по физике. В ноябре-декабре месяце 2015 года учащиеся 7-11 классов – победители школьного этапа олимпиад приняли участие в муниципальном этапе. Не приняли участие в олимпиаде по всем параллелям - по информатике, физике, т.к. учащиеся не прошли по рейтингу. По математике приняли участие только учащиеся 10 классов.Всего приняли участие в муниципальных олимпиадах 35 человек от школы (в прошлом году – 29).
Результаты олимпиад муниципального этапа:
Предмет Класс Участник олимпиады Занятое место Учитель
Математика 10 Сидорова М. 8 Антакова А.П.
Дипломом за Ш место в универсистетской олимпиаде УлГУ по физике награжден ученик 10 класса Балакаев Алексей (учитель Прибылова А.Н.).
Дипломом Ш степени за участие в открытой профильной олимпиаде УлГТУ по математике награжден ученик 10а класса Абдюшев Рамис (учитель Антакова А.П.).
Учащиеся 9-10 классов Сидорова Мария, Бирюлин Михаил, Злобин Ярослав участвовали в командном кубке КиТа, где получили сертификат, а учитель информатики Антакова А.П. – благодарность.
Учащихся 10 классов приняли участие в Региональной открытой математической олимпиаде для учащихся 10-11 классов и студентов младших курсов УлГПУ, результаты невысокие.
Наши школьники принимали участие:
в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» участвовали 160 учащихся 5-10 классов. Дипломом награждены ученица 9б класса Исли Анна и ученица 10б класса Левина Ирина (учитель Родзонюк Л.С.). Хорошие результаты в городе у Даминовой Ленары 6в (10 место, уч. Гульнова И.Ю.), Бабаевой Фариды 7 кл. (8 место, уч. Саломадина А.Ю. ), Миги Ксении 10б класс (7 место, учитель Родзонюк Л.С.). Учащиеся и учителя получили сертификаты.
в международной природоведческой игре-конкурсе «Гелиантус – 2015» приняли участие 83 человека из 5-11 классов. Оценивались знания учащихся по географии, биологии, химии и физике. Ученик 8б класса Кочков Денис получил диплом Ш степени. Хорошие результаты у Салахутдинова рамиля 5 кл., Азимова Олега 9в кл., Валиева Руслана 9в, Миги Ксении 10б, Логачевой Кристины 11 кл.
в конкурсе по информатике «КиТ» приняли участие 30 учащихся 5-11 классов. Хорошие результаты показали ученицы 10 класса Сидорова Мария и 11 класса Топтыгина Алена (учитель Антакова А.П.);
Учащиеся 9-11 классов Соколова Елизавета и Шацкова Мария заняли 1,2 места в проекте videouroki.net «Безопасность школьников в сети Интернет» (учитель Глинкина С.И.);
Традиционным видом методической работы остается проведение предметных недель, которые включали в себя открытые уроки, выпуск стенгазет, проведение конкурсов, викторин и т.д. Поставленные задачи в ходе методических недель были выполнены, хотя иногда не так качественно, как хотелось бы. Выявлена тесная взаимосвязь методов мотивации с содержанием, формами и средствами обучения в соответствии с личностно ориентированным подходом. Учителя формировали мотивацию учеников на участие в предметных неделях через постановку целей и использование жизненного опыта учащихся, их интересов, запросов. Недостатком проведения таких недель можно назвать однообразие проводимых из года в год мероприятий и малая информированность об открытых уроках и другой работе в рамках недели. Можно отметить и снижение качества проведения предметных недель и интеллектуальных игр (даже в рамках школьного конкурса «Ученик года») из-за недостаточно четкого и продуманного планирования работы методического объединения. В следующем учебном году нужно при составлении плана работы методического объединения четко планировать поэтапную подготовку к таким мероприятиям, возложить ответственность на руководителя МО по подбору заданий и корректировке форм проведения мероприятий.
Проведенный анализ позволяет считать методическую работу МО в 2015-2016 учебном году удовлетворительной. Реализуя план учебно-воспитательной работы на год, школа выполнила намеченное и достигла ожидаемых результатов.
Вместе с тем отмечены недостатки в методической работе:
* На уроках не все учителя создают такие учебные ситуации и используют формы и методы деятельностного подхода (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, связанных с жизнью и т.д.), которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
* Пока недостаточной остается работа педколлектива по формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся, повышения их эмоционального настроения, хотя уже имеются сдвиги в этом направлении.
* Недостаточно высок уровень самоанализа у учителей и самоконтроль у учащихся.
* Нужно продолжить работу по созданию портфолио учителей и учащихся.
* Слабо налажена система взаимопосещений внутри методических объединений
* Следует проводить более четкую комплексную работу по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ и дальнейшему самоопределению.
В 2016-2017 учебном году педагогический коллектив МО ставит перед собой следующие задачи:
1. Формировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы, компетентности в различных областях жизнедеятельности, включая каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активного участника и организатора образовательного процесса.
2. Внедрять в педагогическую практику требования ФГОС ООО (5-8 классы).
3. Развивать системно-деятельностный подход к обучению, формировать у учащихся необходимые универсальные учебные действия.
4. Совершенствовать внутреннюю систему оценки качества образования учащихся.
5. В процессе преподавания шире использовать возможности интерактивных, коллективных, творческих, технических способов обучения, на основе этого добиваться улучшения качества образования учащихся.
6. Всем методическим объединениям разработать и выполнять план подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов, обратить особое внимание на учащихся, имеющих трудности в обучении.
7. С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся продолжать выполнять программу формирования здорового образа жизни, использовать здоровьесберегающие технологии в управлении, обучении и воспитании.
8. Формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение, отношение к нравственно-правовым нормам как непременному условию развития общества. Способствовать развитию общей культуры выпускников, адаптации их к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения ими профессиональных программ.
9. Всем методическим объединениям спланировать цикл открытых уроков с учетом реальных возможностей по особо проблемным вопросам и более тщательно продумывать организацию взаимопосещений уроков.
10. Обеспечить оптимальный уровень квалификации педагогических кадров, необходимый для успешного развития школы.