Программа военно патриотического воспитания


Муниципальное общеобразовательное учреждение "Митрофановская средняя общеобразовательная школа - интернат с кадетскими классами"
Принята на заседании
педагогического совета
от «___» ___________ 2016 г.
Протокол № ________
«Утверждаю»
Директор МОУ «Митрофановская
СОШИ с кадетскими классами»
________________ Косякова Н.Н.
«___»_______________ 2016 г.
Программа
военно-патриотического
воспитания обучающихсяна 2016 —2020 гг
с. Митрофаново 2016 г.
Паспорт программы
Название программы: «Военно-патриотическое воспитание обучающихся»
Направление программы: патриотическое воспитание
Название ОУ, представляющего проект: муниципальное общеобразовательное учреждение «Митрофановская средняя общеобразовательная школа – интернат с кадетскими классами»
Регион, район, населенный пункт: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Митрофаново
Ф.И.О. директора школы: Косякова Надежда Николаевна
Контактный телефон: 8(30244)25034
Юридический и фактический адреса: 673370, Забайкальский край, Шилкинский район, с. Митрофаново, ул. Глазова, 4
E-mail: ok.kosiakova@yandex.ruНормативно - правовые основы программы:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
-Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493);
-Конвенция ООН «О правах ребенка»;
-Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации;
-Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей;
-Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”;
- Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»;
-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
-Концепциядуховно-нравственногоразвитияивоспитанияличности гражданина России. 2009,2010;
-Программа воспитания и социализации обучающихся МОУ «Митрофановская СОШИ с кадетскими классами»;
- Устав МОУ "Митрофановская СОШИ с кадетскими классами"
Пояснительная записка
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях
экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы
функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.
Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма впроцессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у
них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятиями «патриот» и «гражданин»
Школьная программа «Военно-патриотического воспитания обучающихся на 2016-2020 годы» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе-интернате с кадетскими классами и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Она представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Кадетская составляющая программы строится на базе военизированного уклада жизни, твердого построения системы внутреннего распорядка и порядка проживания в условиях круглосуточного пребывания, и включает в себя систематическое и целенаправленное воздействие на личность воспитанника через процесс непрерывного воинского воспитания, неукоснительного выполнения распорядка дня, уставных требований, соблюдения кодекса кадетской чести, ношения военной формы и атрибутики, беспрекословного подчинения вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления. Программа учитывает особенности кадетского коллектива, возрастные и индивидуальные особенности кадет, максимальную занятость каждого воспитанника. Программа подвижна и открыта изменениям.
Программа направлена на реализацию разнообразных интересов, творческого потенциала кадет, развитие в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество кадет, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности кадета.
Программа направлена на дальнейшее формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет (с 2016 г. по 2020г.).
Актуальность программы
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа-интернат с кадетскими классами, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью познавательного подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Военно-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Военно-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формирование эффективной работы по военно-патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной
деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;
- создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, как гражданского, так и военного назначения;
- проведение мероприятий патриотической, исторической, воспитательной и образовательной направленности, формирующих у обучающихся: уважение к старшему поколению, гордость за историю своей Родины;- привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- формировать у обучающихся основы здорового образа жизни;
Принципы воспитательной деятельности программы:
Военно-патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у обучающихся высоких нравственных качеств, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Основные направления программы
Духовно-нравственное.
Цель: осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое.
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое.
Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной
жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое.
Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое.
Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое.
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Эффективность программы
Конечными результатами программы должны стать:
-утверждение в сознании, чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому наследию, прошлому России, к традициям родного края;
-формирование гражданской грамотности обучающихся;
-повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
-создание кружков патриотической направленности;
-привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа обучающихся, совершивших правонарушения;
-повышение уровня воспитанности и нравственности обучающихся.
Механизм реализации программы
Программа выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста.
Начальная школа выполняет работу по накоплению первоначальных знаний детей об Отечестве и зарождению у них патриотических чувств.
Главными задачами самовоспитания в школе среднего уровня являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства. В потенциал личностного развития должны войти такие качества, как осознание своего достоинства, готовности мириться с чужим мнением, признании многообразия, уважение к традициям, приобщение к источникам духовно-нравственной культуры, гражданственности.
В старшей школе формирование личности складывается из укрепления представлений о себе взрослом, отказа от доминирования, причинения вреда
и насилия, способности поставить себя на место другого, мировоззрения толерантной высоконравственной личности. В потенциал личностного развития войдет принятие другого таким, каким он есть, уважение права быть иным, индивидуальное самоопределение, позитивная социализация.
Механизм реализации программы учитывает современные формы и методы патриотического просвещения и воспитания.
В осуществлении программы участвуют педагоги, руководители кружков, обучающиеся, родители, совет старшеклассников, общественные организации.
Координацию деятельности по управлению реализации программы осуществляет заместитель директора по военно-патриотической работе.
Основные формы деятельности:
Учебная деятельность по предметам.
Дополнительное образование.
Внеурочная деятельность.
Система классных часов, нетрадиционных уроков.
5. Конференции, семинары, концерты, праздники.
6. Система мероприятий библиотеки.
7. Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела.
8.Участие в районных конкурсах, смотрах.
9.Организация родительского всеобуча.
10. Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий.
Выставки творческих работ.
Участие в акциях.
Организация встреч с ветеранами.
Организациявстреч,концертов,проведениесовместныхдел с военнослужащими.
Социальные связи:
- Союз десантников и войск специального назначения Забайкальского края;
- 212 Окружной Учебный Центр;
- Краевая кадетская школа-интернат;
- Администрация муниципального района «Шилкинский район»;
- Администрация городского поселения «Шилкинское»;
- ДК «Юность»
Члены педагогического коллектива:
разрабатывают собственные модели и проекты патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивают их осуществление;
вносят предложения администрации школы по совершенствованию воспитательного процесса детей, повышению квалификации учителей школы;
проводят диагностику эффективности проводимой работы в сфере патриотического воспитания;
определяют «болевые» точки в реализации программы и меры по их устранению.
Патриотическое воспитание средствами учебного процесса
Любой классный руководитель - это, прежде всего, учитель-предметник. Знание функций учебного процесса в системе патриотического воспитания обучающихся, поможет учителю в постановке целей урока, при отборе материала с патриотической направленностью, в определении методов и
форм организации деятельности обучающихся, то есть тех важнейших элементов, без которых урок не обеспечивает решения поставленных задач.
Реализация функций учебного процесса в патриотическом воспитании требует соблюдения принципа единства содержательного и процессуального. Применение его в процессе подготовки обучающихся к служению Отечеству вызвано тем, что отбор элементов общественной культуры, подлежащих усвоению, следует сопровождать поиском и формированием соответствующих дидактических средств, обеспечивающих их эффективную «передачу» обучающимся.
Обучение в школе выполняет ведущую развивающую функцию, поскольку в содержании учебных предметов отражены важнейшие нравственные, духовные ценности и культурные традиции нашего народа.
Важно, чтобы эти знания выполняли регулирующую роль по отношению к процессу овладения патриотической деятельностью, чтобы материал учебных предметов также расширял социальный опыт обучающихся, а полученные знания переносились в практическую деятельность по укреплению морали.
Учитель должен организовать патриотическое воспитание в учебном процессе так, чтобы каждый предмет стимулировал развитие личности школьника по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которые он располагает, и вносил свой «вклад» в формирование базовых компонентов опыта служения Отечеству. Учитывая сказанное, обратимся к анализу возможностей учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся.
Уроки истории
Наурокахисторииобучающиеся знакомятсяс героическими событиями отечественнойистории, с историейЗабайкальского края;с
традициями, изучаютисториюВеликойОтечественнойвойныи роль советского народа в победе над фашизмом (Проведение мероприятий, посвященных изучению истории Великой Отечественной войны, классных часов, уроков мужества).
Уроки ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)
Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Курс ОБЖ помогает обучающимся подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
Уроки обществознания
Уроки обществознания проводятся в 5-11 классах. На них обучающиеся получают гражданское образование, изучают Конституцию Российской Федерации. Особое внимание уделяется подготовке обучающихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей (изучение избирательного права и избирательного процесса). Обучающиеся
знакомятся с понятием«цивилизация», изучают цивилизацию прошлого и современную, с духовными ценностями.
Уроки литературы и русского языка
На уроках литературы обучающиеся знакомятся с художественной литературой о Родине, семье, исторических событиях, проводятся различные конкурсы чтецов. Обучающиеся получают знания о фольклоре, библиографические и историко-культурные сведения, знакомятся с лирическими жанрами и формами. Изучение литературы дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. Через изучение произведений происходит осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне.
На уроках русского языка обучающиеся пишут различные тематические сочинения, диктанты, изложения на патриотическую тему, пробуют сочинять стихи, рассказы.
Уроки изобразительного искусства
На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с художниками, проводятся конкурсы рисунков, например, «Война коснулась нас», «Моя семья», « Моя родословная», « Мои корни» и т.д.
Уроки музыки
Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывает в ребенке любовь к родным
местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности и дополнительном образовании
Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы. На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь образовательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеурочное время.
Выбор организационных форм патриотического воспитания осуществляется:
исходя из количественного состава участников (фронтальные или массовые патриотические объединения, групповые или кружковые, а также индивидуальные виды занятий);
в зависимости от характера участия детей и подростков в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядно-иллюстративные, поисково-исследовательские);
сточкизренияосновныхнаправленийпатриотического
воспитания (формы духовной, правовой, военно-прикладной, физической подготовки).
Классные часы
Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств. Проведение классных часов имеет следующую особенность: информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям. На классных часах проходят тематические встречи и беседы с интересными людьми, выдающимися личностями. Часто приглашаем к себе в гости для общения интересных людей: среди них представители различных специальностей.
Дополнительное образование и внеурочнаядеятельностькакусловиевоспитанияпатриотизмау обучающихсяДополнительное образование:
- строевая подготовка;
- огневая подготовка;
- основы военной службы.
Внеурочная деятельность:
- Греко-римская борьба;
- научное общество обучающихся;
- хореография;
- дизайн интерьера и основы декоративно-прикладного творчества;
- психология;
- этика и этикет;
- хоровое пение, вокал;
- военно-прикладная физкультура;
- отряд юных барабанщиков;
- шахматный клуб;
- военно-патриотический кружок «Военная история России»
Патриотическое воспитание в семье.
Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота.
Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться гармонически развитая, общественно активная личность. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Чем старше становится ребенок, тем сознательней он воспринимает элементы патриотического воспитания.
Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное древо», составленное школьником с помощью членов своей семьи, красиво оформленное и проиллюстрированное, становится украшением семейного альбома.
Составляя родословное древо своей семьи, дети вовлекаются в большую и нужную работу. К ним подключаются взрослые. Фамильная честь, интерес к своему роду — это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить «Иванами, не помнящими родства».
Выпускник современной школы — это человек, знающий свою родословную, любящий свою малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков, в основе его поступков превалируют гуманистические цели и ценности.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения и т.д.Этапы реализации Программы
I этап: проектный (2016 г.)
Цель: подготовка условий создания системы военно-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать,обсудитьиутвердитьпрограммупо
военно-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобратьдиагностическиеметодикипоосновным направлениям программы.
этап: практический (2016-2019 гг.)
Цель:реализацияпрограммыповоенно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработатьметодическиерекомендацииповоенно- патриотическому воспитанию.
Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями культуры.
Вовлекатьвсистемувоенно-патриотическоговоспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации программы.
Приниматьучастиевконкурсахповоенно-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический (первое полугодие 2020г)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы учреждения.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Кадровое обеспечение: педагоги, обучающиеся, родители.
План мероприятий по реализации программы

п/п Наименование мероприятияСрокиисполненияОтветственные
Пропаганда патриотических ценностей и проведение массовых мероприятий патриотической направленности
1 Организация и проведение «Уроков Мужества» в Дни воинской Славы России. В течение годаЗДВПР
Классные руководители
2 Организация и проведение еженедельной информации о событиях Великой Отечественной войны, произошедших «За год до Победы». В течение годаЗДВПР
3 Встреча поколений Дети войны - литературно-музыкальная композиция «Нам мир завещано беречь» 9-11 классы. В течение годаПедагоги дополнительного образования
Воспитатели
4 Просмотр военно-патриотических фильмов В течение годаЗДВПР
Воспитатели
5 Конкурсы тематических творческих работ и рисунков .В течение годаКлассные руководители
Педагог доп. образования
6 Конкурс «Знай и помни» для обучающихся начальных классов В течение года Классные руководители
7 Читательская конференция для 9-11 классов «Историческое значение войны для современного молодого поколения XXI века». В течение годаКлассные руководители
8 Встречи с представителями религиозных конфессий. В течение годаЗДВПР
9 Акции в рамках программы «Георгиевская ленточка», «Ветеран живет рядом», «Помоги ветерану», «Поздравь открыткой ветерана». В течение годаЗДВПР
ЗДВР
Классные руководители
10 Формирование адресной базы данных о ветеранах войны, трудового фронта и педагогического труда, нуждающихся в помощи. В течение годаЗДВПР
ЗДВР
11 Встречи с членами «Забайкальского союза десантников» В течении года ЗДВПР
12 Военно-исторические и военно-спортивные игры («Зарница», «Юный десантник» и др.). В течении года ЗДВПР
13 Военно-спортивные праздники («Сыны Отечества», «Салют Победа», «Сегодня кадет, завтра солдат» и др.) В течении года ЗДВПР
14 Смотр песни и строяВ течении года ЗДВПР
15 Мероприятия в память трагедии в Беслане «Стонут в душах живущих людей имена». Минута молчания СентябрьКлассные руководители
16 Международный день мира. СентябрьЗДВПР
17 День воинской славы России. Бородинское сражение русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 г.) Презентация. СентябрьЗДВПР
18 Мониторинг состояния патриотического воспитания обучающихся .Сентябрь-декабрь ЗДВПР
Воспитатели
19 Зачисление в кадеты, принятие торжественной присяги. Октябрь ЗДВПР
20 Организация и проведение первоначальной постановки на воинский учет юношей достигших 16-ти летнего возраста. Октябрь-декабрь ЗДВПР
21 День кадета. ЗДВПР
22 День гражданской обороныОктябрь ЗДВПР
23 День Октябрьской революции 1917 г. Классные часы Ноябрь Классные руководители
24 Международный день добровольца. Декабрь ЗДВПР
25 Проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся чувства гордости и уважения к государственным символам, посвященных Дню Российского Флага, Дню независимости России.Декабрь ЗДВПР
26 День Героев Отечества. Декабрь ЗДВПР
27 День прав человека. Урок-дискуссия Декабрь Классные руководители
28 День конституции. Классные часы, правовые уроки. Декабрь Классные руководители
29 Классные часы, посвященные началу контрнаступления битвы под Москвой «Судьбы опаленные войной». Декабрь Классные руководители
Воспитатели
30 Конкурс чтецов «Вспомним, как это было...» .Декабрь Учитель литературы
31 Декада Мужества - в честь празднования Дня защитника Отечества . Февраль ЗДВПР
32 Военно-спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Февраль ЗДВПР
33 Кадетский бал. Февраль ЗДВПР
34 День разгрома фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). Просмотр кинофильма. Февраль ЗДВПР
35 Встреча с представителями военкомата на тему: «Есть такая профессия Родину защищать». Февраль ЗДВПР
36 День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. ФевральЗДВПР
37 Выставка книг в школьной библиотеке: «Мы гордимся их подвигом» ко Дню защитника Отечества. Февраль ЗДВПР
38 Викторина «Поклонимся великим тем годам» (что ты знаешь о войне). Февраль ЗДВПР
39 Общешкольное мероприятие. Фестиваль песни «Я люблю тебя, Россия». МартПедагог доп. образования
40 Всероссийский день гражданской обороны Март ЗДВПР
41 Праздничный концерт, посвященный Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945гг «Пусть не будет войны никогда!!!» Май ЗДВПР
42 Декада «Великая Победа страны» Май ЗДВПР
43 Оформление информационного стенда «Салют Победы!». Май Педагог доп. образования
44 Праздник весны и труда. Май ЗДВПР
45 Единый урок мужества «Никто не забыт.» (1-11 классы). Май ЗДВПР
46 Торжественные митинги у памятников погибшим защитникам Отечества с возложением цветов. Май ЗДВПР
47 Спортивные эстафеты «Вперед к Победе». Май ЗДВПР
48 Исторический урок «Победный май» Кадетские классы. Май ЗДВПР
49 Международный день музеев. Организация экскурсии в музеи. Май ЗДВПР
50 Общешкольное мероприятие «Бессмертный полк» Май ЗДВПР
51 Учебно-полевые сборы по основам военной службы. Июнь ЗДВПР
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
52 Подготовка публикаций в периодической печати района и округа об участниках ВОВ, о вкладе в Победу тружеников тыла. В течении года ЗДВПР
53 Показ презентаций о ВОВ. В течении года ЗДВПР
54 Отражение мероприятий на сайте школы. Фотоотчеты. В течении года ЗДВПР
ЗДВР
Ожидаемые результаты программы:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией:
становление системной и комплексной работы по духовно нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению обучающихся и родителей;
существенное повышение качества духовно-нравственного, гражданского, патриотического сознания в детской среде;
- формирование культуры трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к истории и традициям.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина.
Мониторинг военно-патриотического воспитания кадет
Критерии эффективностиПоказателиМетодики изучения1.Сформированность военно-патриотического потенциала кадет Знание содержания таких понятий и категорий, как Отечество, патриотизм, патриот, долг, служение Отечеству, национальные интересы и др.
Участие в военно-патриотических мероприятиях разного уровня (соревнования, сборы).
Военная подготовленность (знание Уставов ВС РФ, основ огневой подготовки, защиты от оружия массового повреждения, профильной подготовки , физическая и строевая подготовка).
Позитивное отношение и интерес к Вооружённым Силам, желание выполнить воинский долг по защите Отечества.
1.Анкетирование (анкета «Патриотические ценности молодёжи», анкета, направленная на выяснение сформированности патриотизма и отношения к военной службе у молодежи призывного возраста).
2.Статистический анализ (количество мероприятий, % охвата кадет).
3. Тестирование (военная подготовленность).
2. Сформированность гражданско-правового и нравственного потенциала личности кадет
Знание символики государства, области, школы, традиций, связанных с историческим прошлым России, родного края, школы.
Уровень воспитанности (гражданские, гуманистические, творческие, экологические качества).
Участие в социально-значимой деятельности (разработка проектов, проведение акций).
1.Тестирование (знание символики и традиций).
2. Педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки (гуманистические, экологические качества).
3.Статистический анализ участия в КТД, творческих конкурсах (творческие качества).
4.Методики Л.В. Байбородовой, О.В. Лишина (гражданские качества).
5. Статистический анализ (участие в социально-значимой деятельности).
3. Сформированность познавательных, интеллектуальных компетенций личности кадет 1. Освоенность кадетами образовательной программы.
2.Участие в краеведческой поисково-исследовательской деятельности.
3.Участие в познавательных конкурсах, викторинах, олимпиадах разных уровней
4.Банк данных « Одарённый кадет»
1.Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
2.Статистический анализ (участие в поисково-исследовательской деятельности, олимпиадах и т.п.)