Конспект урока по физике 7 класс на тему Простые механизмы. Рычаг
МБОУ «Шаверская ООШ»
36252157362825Провёл: Шипелкин А.А.
00Провёл: Шипелкин А.А.
194310087553802014
002014
VII класс
II полугодие IV четверть
Тема: Работа и мощность. Энергия Тип урока: Комбинированный Тема урока: Просты механизмы. Рычаг. Цели урока: а) общеобразовательные: формирование понятия – простые механизмы в механике на примере рычага;
б) развивающие: развитие у учащихся познавательных способностей, интереса к изучаемой теме;
в) воспитательные: воспитание чувства ответственности, заинтересованности в получении знаний. Основной материал: Простые механизмы: рычаг и наклонная плоскость.
Основные элементы рычага.
Правило рычага. Методы обучения: Беседа, фронтальный опрос, рассказ. СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент. 2´
II. Повторение изученного материала. 5´
III. Изучение нового материала. 25´
IV. Закрепление изученного материала. 10´
V. Задание на дом. 2´
VI. Итог урока. 1´
Литература: Пёрышкин А.В., Родина Н.А. «Физика» учебник для 7 класса (с.136-140);
Центральные образовательные ресурсы. Оборудование: штатив, рычаг, разновесы. Демонстрации: ЦОР: рычаг, наклонная плоскость. Опыты по рисунку 152 и 154 учебника. ХОД УРОКА
I. Организационный момент. 1255-1257
Звонок. Захожу в класс. Говорю: «Здравствуйте, садитесь». Открываю журнал, отмечаю отсутствующих. II. Повторение пройденного материала. 1257-1302
Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели тему: «Мощность. Единицы мощности». Давайте ответим на несколько вопросов.
Учитель: Что показывает мощность?
Ученик: Мощность показывает быстроту выполнения работы.
Учитель: Как вычислить мощность, зная работу и время (записать формулу на доске)?
Ученик: Чтобы вычислить мощность надо работу разделить на время.
Учитель: Какие единицы мощности используются в технике?
Ученик: Вт, мВт, кВт, МВт.
Учитель: Как, зная мощность и время работы, рассчитать работу (записать формулу на доске)?
Ученик: Чтобы вычислить работу, необходимо мощность умножить на время, в течении которого совершалась работа.
Учитель: Выразите в Вт мощность 5 кВт, 0,3 кВт, 0,05 МВт.
Ученик: 5000 Вт, 300 Вт, 50000 Вт.
Учитель: На этом закончим повторение прошлой темы и начнём новую. Запишите тему сегодняшнего урока «Простые механизмы. Рычаг». III. Объяснение нового материала. 1302-1327
Учитель. С незапамятных времён человек использует для совершения механической работы различные приспособления. Каждому известно что, тяжёлый предмет (камень, шкаф, станок), который невозможно передвинуть непосредственно, сдвигают с места при помощи достаточно длинной палки – рычага. Итак, посмотрите на рисунок. (ЦОР «Рычаг» слайд 2).
Учитель. Каким образом с помощью длинной палки – рычага можно поднять тяжёлый предмет?
Ученик. Необходимо немного подсунуть палку под предмет. Под палку поместить опору и надавить на рычаг вниз.
Учитель. Совершенно верно, а какой ещё способ можно применить? (ЦОР «рычаг» слайд 3).
Ученик. Необходимо немного подсунуть палку под предмет и тянуть за свободный конец рычага вверх.
Учитель. Верно. С помощью рычагов три тысячи лет назад при строительстве пирамид в Древнем Египте, как утверждают некоторые учёные, передвигали и поднимали на большую высоту тяжёлые каменные плиты. (ЦОР «Простые механизмы» слайд 2). Во многих случаях, вместо того чтобы поднимать тяжёлый груз на некоторую высоту, его вкатывают или втаскивают по наклонной плоскости. (ЦОР «Простые механизмы» слайд 5).Такие приспособления, как рычаг, наклонная плоскость, служащие для преобразования силы, называют механизмами. (ЦОР «Простые механизмы» слайд 2). Запишите определение механизма в тетрадь.
Учитель. А теперь давайте рассмотрим следующую задачу. (ЦОР «Простые механизмы» слайд 7). Нам нужно вкатить на возвышение три шара разной массы. Для этого есть три поверхности, расположенные под разным углом к горизонту. Подберите для каждого шара нужную поверхность.
Ученик. Для малого шара – с большим углом наклона, для большого – с малым углом наклона, а для среднего – средний угол наклона.
Учитель. Верно. Рассмотрим самый простой и распространённый механизм – рычаг, более подробно. (Демонстрация рычага). Рычаг представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. (ЦОР «Рычаг» слайд 2). Где на рисунке 1 и 2 находится точка опоры?
Ученик. На рисунке 1 – это подставка, на рисунке 2 это конец рычага находящийся под предметом.
Учитель. Итак, рассмотрим демонстрационный рычаг на штативе. (Закрепляю рычаг на штатив. Демонстрирую равновесие). Подвесим с одной стороны 3 груза весом 1Н каждый, а с другой 2Н. Убедимся, в том, что рычаг по прежнему находится в равновесии. Познакомимся с основными элементами рычага. Итак, для того, чтобы из простой палки получить рычаг нужно…
Ученик. Иметь точку опоры вокруг которой рычаг будет свободно вращаться и приложить две силы.
Учитель. На нашем рычаге точкой опоры является его центр, а силы приложены с двух сторон от него. Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы. (ЦОР «Рычаг» слайд 4). ОА – плечо силы F1, ОВ – плечо силы F2.
А теперь попробуем уравновесить силу в 4Н меньшей силой – 2Н. Для этого подвесим этот груз на расстоянии в два раза большем от первоначального положения. Рычаг по-прежнему будет находиться в положении равновесия. Почему?
Ученик. Потому что, плечо меньшей силы в 2 раза больше плеча большей силы.
Учитель. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.
Это правило можно записать в виде формулы:
F1F2=l2l1,
где F1, F2 – силы, действующие на рычаг, l1, l2 – плечи этих сил.
Правило равновесия рычага было установлено Архимедом около 287-212 гг. до н. э. (ЦОР «Простые механизмы» слайд 7).
Из этого правила следует, что …
Ученик. Меньшей силой можно уравновесить большую силу.
Учитель.
(Отвечаю на вопросы учеников и перехожу к закреплению). IV. Закрепление изученного материала. 1327-1337
Учитель. Решим задачу (ЦОР «Рычаг» слайд 2). С помощью рычага рабочий поднимает камень массой 240 кг. Какую силу прикладывает он к большему плечу рычага, равному 2,4м, если меньшее плечо равно 0,6м? V. Задание на дом. 1337-1339
§55, 56. VI. Итог урока. 1339-1340
Отмечаю активных учеников и ставлю им оценки. Урок окончен спасибо за внимание. До свидания. (звенит звонок)