Урок ОРКСЭ светская этика «Леди и джентльмены»
Автор: Заболоцкая Марина Петровна. МБОУ СОШ № 24
Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика». Урок 25 (26). 4 класс.
Тема: Джентльмены и леди
Цель урока: формирование представления учащихся об образцах нравственности.
Задачи урока:
в области знаний: познакомить учащихся с нравственными идеалами в культуре разных народов.
в области ценностей: для учащихся становится важным стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию на основе нравственных идеалов.
в области опыта: разработать правила поведения для учащихся на основе нравственных идеалов.
в области умений и навыков: обобщить полученные знания в форме синквейна.
Краткое описание последовательности этапов урока.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: джентльмен, леди
Структура урока:
Организация деятельности учащихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Актуализация знаний.
Запись в тетрадь темы урока.
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Работа с понятиями джентльмен, леди (диск).
Составление правил поведения для учащихся на основе нравственных идеалов.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из электронного пособия для учащихся.
Закрепление основных понятий урока. Синквейн.
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
Задание на дом
Рефлексия
Используемый учебный материал:
Для учащихся:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.: ил.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)
Для учителя:
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010 – 24 с.
Для родителей:
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с.
Ход урока:
Перед уроком (на перемене) доска оформляется детскими рисунками, которые были выполнены дома на тему «Рыцари и богатыри».
Этапы урока
Содержание этапов урока
Организация деятельности учащихся.
Приветствие.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Выставка детских рисунков на тему «Рыцари и богатыри».
Беседа с детьми по выполненному домашнему заданию: что нового они узнали, над чем задумались. Назовите нравственные принципы, по которым жили рыцари и богатыри, их «заповеди».
Актуализация знаний.
Запись в тетрадь темы урока.
Что общего между вашими рисунками и той картиной, которую вы видите на экране?
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
В какое историческое время жили леди и джентльмены? А встречаются ли они в наше время? Чем они отличаются от «обычных» людей?
Чтение, комментирование.
Обсуждение вопроса 1 (стр. 53).
Работа с понятиями джентльмен, леди (диск).
Работа по группам (мальчики/девочки). Прочитать интерактивную модель «Юные леди и джентльмены»
Записать в тетради:
Задание мальчикам: правила для юных джентльменов.
Задание девочкам: правила для юных леди.
Составление правил поведения для учащихся на основе нравственных идеалов.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Представитель каждой группы зачитывает свой вариант работы. Обсуждение результатов работы групп, дополнения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из электронного пособия для учащихся.
Выполните контрольные задания №5-8 из электронного пособия (фронтальная работа).
Тренажер №7 – заполнить в тетрадь, дополнить своими примерами.
Закрепление основных понятий урока. Синквейн.
Дидактический синквейн. Составленный текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка два слова ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка образована тремя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка одно слово-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], характеризующее суть предмета или объекта.
Составьте синквейн на слова «Леди» или Джентльмен»
1 строка
1 существительное
2 строка
2 прилагательных
3 строка
3 глагола
4 строка
Фраза из 4 слов
5 строка
Синоним существительного
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
Расскажите сегодня своим родителям, о том, что нового узнали на уроке. На что обратите особое внимание? Как вы думаете, что заинтересует их в вашем рассказе?
Задание на дом
Совместно с родителями ответьте на вопрос 2 (стр. 53)
Рефлексия
Заполнение «Дневника рассуждений».
Зачитывание своих рассуждений по желанию.
Приложение 1
ДНЕВНИК
МОИХ РАССУЖДЕНИЙ
Учении___ 4 класса
МБОУ «______ № ___»
____________________________________________________________
Тема: Нравственные идеалы.
1. Что нового я узнал(а) на сегодняшнем уроке? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________
2. Чему я научился? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________
Какие нравственные идеалы я буду развивать у себя?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я расскажу родителям о _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 115