Рабочая программа группы продлённого дня (2-4 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕЛЯБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения учителей начальных классов
(Протокол от 25.08.2016 г. № ___ )
Руководитель МО_______Н.Н. Османова СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора школы
по внеклассно-воспитательной работе
__________ Е.В. Дрыгина30.08.2016 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ «Желябовская СОШ»
______________ В.Д. Ящук
Протокол педсовета № 9 от 30.08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы продлённого дня
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2-4 классы
Всего часов в неделю - 15
Рабочая программа II вида разработана на основе примерных рабочих программ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программой образовательного учреждения.
Год составления программы - 2016
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продлённого дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.
Образовательный план является важнейшим нормативным документом, определяющим максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности (неаудиторной занятости). Распределяет учебное время (аудиторную нагрузку), отводимое на освоение содержания образования, по классам, учебным предметам и внеурочную деятельность (неаудиторная занятость) по классам, параллелям и смешанным группам.
Данный образовательный план ориентирован на первую ступень общего образования: начальное общее образование – 1,2, 3, 4 классы.
Рабочая программа группы продлённого дня для обучающихся (2-4 классов) составлена в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, внесенными приказом №1644 от 29.12.2014; во исполнение пункта 2 решения №5 коллегии №8 отдела образования от 10.12.2014 года;
- Письмо Минобрнауки России от 01.11.2011 № 03-776 «О примерной основной образовательной программе ООО»;
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785, от октября 2009г. №373);
- «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20 . 02. 1999).
- «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15).
- «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» (Письмо МО РФ № 13-51-120/13- от 03.06.2003).
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).
- «О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы» (Приложение к письму МО РФ от 17.12.2001 № 957/13-13).
- «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 г. № 1089» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г).
- "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва; зарегистрирован в Минюсте РФ 4 апреля 2014 г. Регистрационный N 31823).
- Часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702).
- «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по переходу на ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Нижнегорского района» (Приказ Управления образования Нижнегорского района Республики Крым от 27.03.2015г. №116).
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
- Положением о группе продлённого дня,
- Локальные акты МБОУ «Желябовская СОШ»:
- Устав МБОУ «Желябовская СОШ», утвержденный 20.12.2016 г. № 337
- Учебный план МБОУ «Желябовская СОШ» на 2016/2017 учебный год, утвержденный 30.08.2016 г. приказом директора №206
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, внеурочной деятельности и календарно-тематического планирования МБОУ «Желябовская СОШ», утвержденное решением педагогического совета протокол № 2 от 26.03.2015г., приказом директора №92 от 17.04.2015 года.
Внеурочная деятельность организовывается по направлениям развития личности (патриотическое и гражданское воспитание, трудовое воспитание, работа по охране природы, работа по художественному воспитанию, оздоровительная работа, работа над культурой поведения детей в школе). Для детей, посещающихся группу продлённого дня, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, соревнования, творческие работы, беседы, познавательные игры, трудовые акции, викторины, подвижные игры и т.п.
Группа продлённого дня (далее - ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности обучающихся школы.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
- Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
- Развивать познавательные процессы и интересы личности;
- Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
- Развивать коммуникативные отношения ребенка;
- Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
- Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
- Формировать полезные привычки;
- Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость,
- Воспитывать чувство коллективизма...
Главные воспитательные задачи на год:
1.Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.
2.Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.
3.Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.
4.Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде.
5.Развивать творческие способности детей.
6.Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленного режима дня.
7.Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.
8.Подготовить младших школьников к обучению в средней школе.
Концептуальными положениями программы являются:
- Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
- Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
- Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
- Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
- Системность.
- Доступность.
- Научность.
- Создание развивающей ситуации.
- Занимательность.
- Сознательность и активность.
- Наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Преемственность.
- Природосообразность.
2. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества обучения учащихся;
- Развитие индивидуальности учащихся;
- Развитие интереса к изучаемым предметам,
- Развитие самостоятельности,
- Формирование полезных привычек.
Личностными результатами программы являются:
Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
Участвовать в решении проблемных вопросов.
Высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
Участвовать в диалоге.
Оценивать процесс поиска решения задачи.
Включаться в групповую работу.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
3. Содержание воспитательной работы
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:
- расширение границ учебной работы;
- углубление содержания учебных предметов;
- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
- закрепление и повторение изученного на уроках материала;
- упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
- развитие интереса к учению;
- приобретение школьниками навыков самостоятельной работы.
Так же в ГПД проводятся занятия согласно составленного плана работы на учебный год:
Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию.
Цели и задачи:
1.Определить структуру коллектива.
2.Определить режим жизни детей в группе, их творческие и спортивные интересы.
3.Воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома.
4.Формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим.
5.Формирование гражданской позиции, чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу, Родине.
6.Формирование представлений о России как о многонациональном государстве.
7.Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.
8.Воспитывать чувство дружбы и уважения к товарищам.
Традиционные мероприятия:
1.Проведение бесед о культуре поведения, о Родине и т.д.
2.Ежемесячное распределение и смена общественных поручений.
3.Принятие участия в подготовке к праздникам и школьным мероприятиям.
4.Проводить информационные беседы о событиях в стране.
Трудовое воспитание в группе продленного дня.
Цели и задачи:
1.Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.
2.Направить детей на участие в трудовых делах класса, школы.
3.Воспитывать основы трудовой культуры, творческое мышление и желание создавать что либо своими руками.
4.Формировать у детей представления об уважении к человеку труда, о ценности труда для личности, общества и государства.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневно убирать групповую комнату.
2.Проводить беседы о людях разных профессий.
3.Проводить проверку сохранности школьного имущества.
4.Принятия участия в трудовой акции "Помоги зимующим птицам","Кормушка".
Работа по охране природы.
Цели и задачи:
1.Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями
и растениями на участке.
2.Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.
3.Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.
4.Формировать ценностное отношение к природе, к окружающей среде.
5.Воспитывать умение видеть красоту и создавать ее вокруг себя.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневное чтение художественной литературы.
2.Беседы о природе и бережном отношении к ней.
3.Организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.
4.Проведение викторин о природе.
Работа по художественному воспитанию.
Цели и задачи:
1.Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
2.Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
3.Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.
4.Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура.
Традиционные мероприятия:
1.Организовывать изобразительное творчество у детей. Устраивать тематические конкурсы рисунков.
2.Проводить просмотр видеофильмов.
3.Для закрепления культурных навыков проводить сюжетно-ролевые игры.
4.Проводить беседы, обсуждение фильмов.
Оздоровительная работа.
Цели и задачи:
1.Развивать у детей потребность в спорте.
2.Формировать у детей навыки личной гигиены, опрятности одежды и сохранения собственного здоровья.
3.Закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.
4.Формировать у детей культуру здорового образа жизни, ценностное представление о физическом здоровье.
5.Обеспечить двигательную активность с целью повышения работоспособности и снижения утомляемости младших школьников.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки на самоподготовке.
2.Ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды.
3.Проводить беседы о личной гигиене.
4.Принимать участие в днях здоровья.
Работа над культурой поведения в школе.
Цели и задачи:
1.Ознакомление детей с основными правилами поведения в школе,
в целях профилактики правонарушений среди школьников.
2.Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью их профилактики.
Традиционные мероприятия:
1.Беседы о правилах поведения в общественных местах.
2.Знакомство с уставом школы.
3.Организация досуга в правильной форме.
Цели и задачи
режимных моментов в группе продленного дня
№ п/пРежимные моменты Основные воспитательные задачи и направления деятельности
1 Прием детей в группу. Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. Сообщение детям плана работы на день.
Отдых, деятельность на воздухе.
"Творческая лаборатория" Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Развитие индивидуальных склонностей, творческих способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.
2 Самоподготовка. Выполнение домашнего задания. Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
3 Воспитательные мероприятия в помещении. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность, дать оценку этой активности. Развивать познавательные потребности, самостоятельность, связную речь, умение вести диалог, а также внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления, воображение. Воспитывать культуру поведения, бережное отношение к своему здоровью, жизни, чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе, родному краю, окружающему миру. Способствовать воспитанию патриотизма, пробуждению национального самосознания...
Подведение итогов дня. Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
Индивидуальная работа с дежурными. Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
4. Тематическое планирование.
№ п/пСодержание работы Количество часов
1 Отдых, деятельность на свежем воздухе. "Творческая лаборатория". 1 час в день (ежедневно)
2 Самоподготовка. Выполнение домашнего задания. 1 час в день (ежедневно)
3 Воспитательные мероприятия в помещении. 1 час в день (ежедневно)