Рабочая программа Группы Продлённого Дня 3-4 классы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию
основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продлённого дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка. В 3–4 классах продолжается формирование универсальных учебных действий учащихся, начало которым было положено в 1–2 классах.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное. Обще-интеллектуальное, общекультурное). Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, творческие работы, общественно-полезные практики и т.п.
В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников группы продленного дня (ГПД) с обучающихся 3-4 классов в условиях общеобразовательного учреждения, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка,) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов развития, экскурсии, походы, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.
Цель: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
воспитывать духовное единство между детьми и воспитателем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование.
Воспитание коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.
Реализация интересов и прав каждого воспитанника на социально-значимую и разнообразную деятельность.
развитие у детей чувства ответственности за свое поведение,
бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества, и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ
-повышение качества обучения учащихся;
-развитие индивидуальности учащихся;
-развитие интереса к изучаемым предметам;
-развитие самостоятельности;
-формирование полезных привычек
К концу учебного года обучения учащиеся должны
уметь:
- видеть красоту в окружающем мире;
-видеть красоту в поведении, поступках людей;
- сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;
-анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
иметь:
- представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-опыт эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
знать:
-Правила для учащихся и выполнять их;
-традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним;
-правила культурного поведения в общественных местах и выполнять их;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельной творческой деятельности;
-для выполнения домашнего труда;
-для обогащения опыта восприятия окружающей действительности, красоты природы, произведений искусства;
-осуществления сотрудничества с другими людьми в процессе совместной работы или учёбы;
-оценки поступков и деятельности своих товарищей, себя и других людей;
-поиска дополнительной информации по интересующим вопросам и удовлетворения познавательных интересов;
-для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения;
-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
Основные формы работы
Практические занятия
Ролевые игры
Конкурсы
Праздники
Беседы
Викторины
Чтение научно-популярной литературы
Экскурсии
Развивающие и подвижные игры на свежем воздухе.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ГПД
Деятельность ГПД строится по следующим основным направлениям: духовно-нравственное, экологическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, научно-познавательное, трудовая и общественно-полезная деятельность.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
цель:
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
 задачи:
В области формирования личностной культуры:
-   формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
-     укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-     формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-     формирование нравственного смысла учения;
-   формирование основ позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
-   принятие детьми национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-     формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-    формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-    формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-     развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
-     формирование основ российской гражданской идентичности;
-     пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
-     воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
-     формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-     развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-    укрепление доверия к другим людям;
-     развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
-    становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-    формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
-    формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
-     формирование отношения к семье как основе российского общества;
-   формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-     формирование представления о семейных ценностях;
-     знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
цели:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
задачи:
Формирование:
представлений о основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Обучение:
осознанному выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
ХУДОЖЕСТВЕНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
цель: 
развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; развитие личности детей; воспитание творческого начала и интереса к искусству.
задачи:
- научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности;
- развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты;
- приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
цели:
Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями и растениями на участке.
задачи:
Образовательные:
Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.
Развивающие:
Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.
Воспитательные:
Ценностное отношение к природе;
Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
Элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
цель:
развивать познавательные способности у детей школьного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности.  
задачи:
Образовательные:
Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.
Расширение кругозора.
Развивающие:
Развитие у детей предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).
Развитие психических познавательных процессов.
Воспитательные:
Воспитание творческой, самостоятельной личности.
Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда.
Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
цель:
развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к высокой ответственности и дисциплинированности.
задачи:
- проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания детей;
- развитие у детей верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЕ
цель:
вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия
задачи:
- осознание воспитанниками о необходимости общественно – полезной деятельности;
- воспитание мотивов общественно – полезной деятельности;
- формирование трудовых умений и навыков.
ТРУДОВОЕ
Цели:
Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.
задачи:
Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
Ценностное и творческое отношение к учебному труду;
Элементарные представления о различных профессиях;
Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами программы являются:
Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
Участвовать в решении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
Участвовать в диалоге.
Оценивать процесс поиска решения задачи.
Включаться в групповую работу.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Предметные результаты освоения программы:
Научится:
- участвовать:
- в конкурсах рисунков, поделок;
-в беседах о дружбе, профессиях;
- знать Государственные символы Российской Федерации; некоторые Дни Воинской Славы России;
- называть имена героев Отечества; достопримечательности родного края;
- выполнять поделки из разных материалов;
- готовить подарки для кого-то, украшать класс к празднику;
- ухаживать за комнатными растениями;
- выполнять поделки из природного материала;
- мастерить кормушку для птиц;
- изготавливать поделки в технике оригами;
- узнавать новое о цветах.
Получит возможность научиться:
-участвовать в беседе и игре «Дорога в лицей»;
- знакомиться с правилами поведения в лицее, в транспорте, с правилами обращения с электроприборами, сигналами светофора; правилами безопасности на улице и дома
- участвовать в работе «Школы здоровячков»: знакомиться с правилами здорового образа жизни;
- работать с народным календарём;
- участвовать в мероприятиях по защите природы.
Формирование познавательных универсальных учебных действий – еще одно направление деятельности группы продленного дня, задача которой выявлять и развивать способности воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей; работать с одаренными детьми, организуя интеллектуальные и творческие соревнования, проектно-исследовательскую деятельность.
Общие вопросы организации учебно-воспитательного процесса
Режим группы продленного дня складывается из следующих форм деятельности учащихся: бытовой, учебой, досуговой и др.
Бытовая деятельность вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т. д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать всё в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального, нравственного, эстетического, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.
Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. В отличие от бытовой этот вид деятельности строго регламентирован и организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, – самоподготовка (выполнение домашних заданий). Учебная деятельность школьников является ведущей в учебно-воспитательном процессе, и на нее возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся. Она играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.
Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, просмотр телепередач и т. д. На эту работу ежедневно приходится до 20 % времени. Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает 20–30% времени режима дня. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает интеллектуальную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и игровую. С точки зрения всестороннего воспитания детей она богата разнообразием содержания и форм. Педагог, воспитатель, организующий коллективную досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на детей во внеурочное время. Среди форм организации воспитательного процесса в практике работы групп продленного дня довольно широко используются мероприятия и сравнительно реже – занятия.
Встречаются в практике работы простые и сложные мероприятия. Среди сложных в организационном плане видов мероприятий особо выделяются праздники, соревнования, слеты, концерты, конкурсы, сложные игры. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность детей.
Однако целый ряд мероприятий может проводиться и в простых организационных формах, в таких, к примеру, как беседа, чтение, слушание музыки, просматривание телепередач, викторины, встречи с интересными людьми. Все эти мероприятия просты, не требуют длительной подготовки.
Занятие не может существовать в разовом исполнении и имеет педагогический смысл только в ряду себе подобных. С помощью занятий, как правило, организуется разнообразная послеурочная деятельность школьников.
Общеразвивающие занятия, проводимые воспитателями в группах продленного дня, представляют собой нечто среднее между уроком, кружковым занятием, с одной стороны, и мероприятием – с другой. Вместе с тем эта форма организованной деятельности детей лишена как строгости и обязательности урока, односторонней направленности кружкового занятия, рассчитанного на удовлетворение избирательных индивидуальных интересов кружковцев, так и узкотематической ограниченности мероприятия. Детей, занимающихся в школьных и внешкольных кружках, секциях, коллективах самодеятельности и т. д., по согласованию с родителями воспитатели могут отпускать из группы. Учащимся музыкальных и художественных школ всегда предоставляется возможность посещать занятия в этих школах. Участники различных мероприятий, проводимых школой или другими детскими учреждениями, пользуются тем же правом уйти из группы, поставив воспитателя в известность. В практике работы школ сложилась определенная система общеразвивающих занятий. Организация деятельности детей на воздухе предусматривает экскурсионные, прогулочные, игровые, спортивные, трудовые занятия. В помещении же лучше проводить кратковременные занятия: занятия по изучению правил поведения, читательские, музыкальные, занятия по искусству. Другим важным условием, ведущим к успеху воспитательной работы с детьми, является создание соответствующей материальной базы, в том числе организация зоны труда и отдыха для групп продленного дня.
Зона труда и отдыха – это комплекс специально подобранных и оборудованных мест для разнообразной, содержательной деятельности детей.
Кабинет обслуживающего труда для начальных классов, школьные мастерские удобны для занятий школьников ручным трудом. Учебные кабинеты могут быть использованы для демонстрации фильмов, диафильмов, телепередач.
Спортивный, актовый залы – подходящее место для занятий в отдельные ненастные дни. В спортивном зале можно разучивать подвижные игры, в актовом зале поставить импровизированный концерт, проводить конкурсы стихов, загадок, викторины, можно провести различные групповые занятия. Территория школы – место для организации детского труда (озеленение, уход за растениями, очистка и т. д.).
Очень важно спланировать работу так, чтобы, начиная с первого класса, дети переходили от одних видов деятельности к более сложным.
Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется определенным расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразие связей при общении, как правило, способствуют снятию утомления. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время. Продолжительность ее не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьниками на продленном дне.
Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Самостоятельная учебная работа на этих занятиях преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. Воспитатель группы продленного дня во время самоподготовки поддерживает нужный для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий учителя всеми учениками.
Большое внимание при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.
Наиважнейшим моментом при приучении школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях группы продленного дня является обучение их экономии времени и сил. Самостоятельная работа учащихся начальных классов во время самоподготовки способствует формированию у них умений и навыков по применению знаний, полученных на уроке, при решении конкретных задач. Необходимость самоподготовки в режиме, ее обязательность постепенно осознается учениками. Самоподготовка со временем становится привычным занятием. Особую сложность представляет организация личной работы учащихся, которым необходима для этого квалифицированная помощь воспитателя. Его задача – так построить процесс, чтобы он способствовал усвоению школьниками правил, методов организации самостоятельной работы по выполнению домашних заданий, научил бы их правильно планировать умственный труд. Большинство школьников берется за выполнение домашних заданий, не наметив плана действия, не продумав порядка организации собственной работы, не распределив времени и собственных сил. Подобный подход к выполнению заданий обычно ведет к поспешности в работе или к замедленным темпам ее. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы ученики самостоятельно определили пути выполнения домашних заданий, исходя из инструктивных указаний учителя, и самостоятельно планировали всю свою деятельность во время самоподготовки. Наблюдения показывают, что нужно рекомендовать ученикам выполнять более трудные задания в начале самоподготовки. Замечено, что однообразные работы на самоподготовке вызывают у школьников, особенно у младших, большую утомляемость. Переход от одного вида к другому поддерживает работоспособность на относительно высоком уровне более длительный период. В то же время каждое новое задание требует для своего выполнения период вживания, проникновения в его суть, что определенное время тормозит продуктивность труда школьников. Наиболее эффективно выполняются те задания, которые непосредственно следуют после уроков. Замечено, что некоторые задания, особенно заучивание стихотворений, лучше готовить дважды, а то и трижды. Выполнение заданий на запоминание только накануне уроков потребует от школьников больших затрат труда и времени. Эффективность умственного труда учащихся во многом зависит от соблюдения ими порядка на рабочем месте. Лишние, ненужные вещи мешают работать, отвлекают внимание школьника. Поэтому надо побеспокоиться, чтобы на столе ученика было только то, что необходимо для выполнения урока. Необходимо отметить, что существует теснейшая связь между уроком и самоподготовкой. Учитель на уроке, излагая задание, тем самым программирует успешность его выполнения на самоподготовке. Понимание учеником задания закладывается на уроке, именно от того, насколько это удается учителю, зависит, будет ли задание трудоемко, не приведет ли к перегрузке учащихся, не вызовет ли непреодолимых затруднений в его выполнении. Особенностью самоподготовки является то, что каждый ученик самостоятельно должен выполнить полученное задание и справиться со всеми трудностями. Если же на занятии ведется объяснение, коллективное выполнение задания, то теряется сам смысл проведения самоподготовки.
Успех самоподготовки зависит в огромной мере от качества и уровня проведенного на уроке закрепления. Заботясь о нормальных условиях учебного труда питомцев во время самоподготовки, воспитатель должен серьезным образом подойти к организации внеучебных занятий с группой. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности дети легче включаются в работу и успешнее справляются с ней.
Из педагогической практики известно, что разнообразные виды учебной деятельности оказывают положительное влияние на успешность усвоения материала, на поддержание активной мыслительной работы. Однако не нужно забывать, что в это время происходит некоторое колебание внимания. Острота внимания при выполнении некоторых работ неодинакова, поэтому крайне важно научить школьников умению концентрировать свое внимание на главном, чтобы основное не ускользнуло из их поля зрения.
Важной обязанностью воспитателя является создание санитарно-гигиенических условий для самостоятельной учебной работы школьников. За 10 минут до ее начала педагог вместе с дежурным удаляет всех учеников из помещения, где выполняются уроки. За короткое время проводится сквозное проветривание, а также, по возможности, влажная уборка. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же промежуток времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. Воспитатели отмечают, что эта привычка в младшем возрасте возникает сравнительно быстро и обладает устойчивостью.
Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни школьников. Как любой труд, он требует физического и умственного напряжения, затрат сил и энергии. Опыт работы показывает, что после уроков для учащихся во много раз полезнее побывать на воздухе, чем в помещении. Активный отдых школьников в паузе между уроками и самоподготовкой целесообразно организовать в форме спортивного часа на воздухе и только при плохой погоде – в помещении. Отдых на воздухе включает в себя экскурсионные, прогулочные, спортивные, игровые занятия, физический труд.
Ежедневно в группе проводится одно занятие на воздухе, другое – в помещении.
Объединенные в недельный цикл занятий, они функционально зависимы друг от друга, так как дополняя друг друга, в равной мере служат целям всестороннего общего развития детей, удовлетворения их естественных потребностей в движении, общении и эмоциональной разрядке. Если все то, что на них происходит, совпадает с потребностями детей, то они наиболее эффективны в воспитательном отношении.
Экскурсионные занятия в группах продленного дня преследуют оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий, содержание которых определено учебными программами. Их нужно рассматривать как одну из форм отдыха, поэтому на них применяются методы и средства организации досуга.
Учебные экскурсии – это одна из форм учебного труда, в ходе которой учитель пользуется методическими приемами, характерными для организации учебной работы. На учебной экскурсии недопустим отход от запланированной темы. На экскурсионных занятиях в группах реальность таких отступлений всегда существует, так как во время занятия может сообщаться материал разнообразного содержания. Изучение и освоение знаний на учебной экскурсии обязательно для всех учеников. В дополнение ко всему большое значение при проведении экскурсионного занятия придается продолжительности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях.
Все экскурсионные занятия по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие.
На обществоведческих экскурсиях очень важно показать школьникам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь учащимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.
Природоведческие экскурсии знакомят школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека. Воспитатель приучает воспитанников по-хозяйски относиться к ее богатствам и приумножать их. Двухчасовые экскурсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе, благотворно влияют на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.
Прогулка – это одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и своими правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями.
Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе ее идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Общение как средство взаимного информирования действует безотказно на протяжении всего занятия. Готовясь к экскурсии, воспитатель лишь в общих чертах планирует то, что должно быть усвоено школьниками, так как не может предусмотреть всего, что будет воспринято детьми. На прогулке ребята сами выбирают объекты наблюдения, сами выделяют интересующую их информацию. Прогулка в сравнении с экскурсией проигрывает лишь в одном – в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Пестрота и кажущаяся бессистемность знаний, приобретенных на прогулке, не должна смущать воспитателя. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия обычно не уступают тем, что приобретены на экскурсии. Со временем они могут быть использованы школьниками в качестве иллюстраций к определенным занятиям. Находя таким образом место в их системе, опытные педагоги очень высоко оценивают эту форму занятия за возможность ознакомить своих питомцев с окружающей действительностью во всем ее многообразии.
Физический труд – форма активного отдыха в группе продленного дня. В учебно-воспитательный процесс он вводится с двоякой целью: с одной стороны, он преследует воспитательные задачи, с другой – способствует решению оздоровительных задач. Физическая работа требует от школьников умения пользоваться различными инструментами и приспособлениями. Занятие дает достаточную физическую нагрузку, обеспечивает смену рабочих поз, вызывает физическую усталость. В группах продленного дня, где занятия физическим трудом проводятся систематически, наблюдается бережное отношение учеников к школьному имуществу. Трудовая работа в составе группы или бригады исключает размолвки и конфликты между детьми. Воспитатель, организующий физический труд учащихся, должен провести четкий инструктаж о порядке выполнения задания и о мерах безопасности, распределить учеников по бригадам и назначить бригадиров, снабдить всем необходимым инструментом, проследить за качеством выполнения задания, отметить старательность, усердие, добросовестность учеников. Большое внимание во время труда школьников он уделяет бережному отношению ребят к своей одежде, обуви, требует привести их в порядок после работы.
В режиме группы продленного дня в промежутке между обедом и самоподготовкой организуются общеразвивающие занятия в помещении. С их помощью ученики подготавливаются к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Многочисленные наблюдения показали, что если эти занятия не отвечают элементарным требованиям отдыха, то результат самоподготовки всегда бывает по качеству ниже. Для того чтобы они превращались не в обременительный труд, а отдых, занятия должны носить самодеятельный характер. Они должны удовлетворять потребность детей в движении, общении и эмоциональной разрядке. С целью развития природной детской любознательности необходимо вносить в содержание занятий познавательные элементы.
Занятия по правилам поведения предусматривают организованное изучение учащимися правил поведения в школе и вне ее. Знакомясь с тем, что разрешается или запрещается делать, ученики постепенно приучаются согласовывать свои поступки с нормами поведения, установленными обществом. Занятия помогают им осознать значение гражданских прав и обязанностей. В группе продленного дня на проведение подобных занятий обычно затрачивается немного времени, отчего важно умело их организовать. К примеру, разыгрывая разного рода жизненные ситуации, воспитатель упражняет учащихся в следовании тем или иным правилам поведения. Игры, инсценировки, практикумы создают обстановку, по своему содержанию близкую к жизненной, предписывающую соблюдение определенных требований. Воспитатель сосредоточивает внимание учеников не только на нравственной, но и правовой стороне содержания правил. Разграничивая и противопоставляя «добро» и «зло» в поступках человека, педагог ориентирует своих питомцев на правильное поведение в любой обстановке. Нравственные идеи, заложенные во всех правилах, пройдя через чувственное восприятие учеников, становятся их убеждениями. Знания о правилах и обязанностях усваиваются в младших классах через осознание понятий «можно» и «нельзя». Каждое занятие включает полезную информацию о том, что можно и нужно или запрещено делать. Постепенно у школьников формируется правильное отношение к правилам и обязанностям в жизни людей. Воспитатели знакомят детей также с правилами поведения в общественных местах.
При систематическом ознакомлении с правилами у учеников довольно успешно формируются привычки правомерного поведения, резко снижается количество серьезных нарушений порядка. Эти занятия способствуют осознанию учащимися ответственности за свое поведение.
Руководство детским чтением – это одно из самых ценных занятий в группе продленного дня. Его ни в коем случае нельзя превращать в простое чтение книг или в урок внеклассного чтения. Как занятие оно имеет целью пропагандировать, направлять и руководить чтением детей. Задача воспитателя – развить у своих учеников положительное отношение к чтению как средству самообразовательной деятельности и активного отдыха, сформировать у них устойчивую потребность в чтении, способствовать работе с разными книгами. В ходе занятия воспитатель создает условия, стимулирующие читательскую активность учеников (рассказывая о той или иной книге, показывая рисунки детей), указывает пути ее притяжения, обеспечивая, таким образом, организованное общение каждого ученика с книгой. С помощью таких занятий школьники приучаются избирательно относиться к выбору книг и журналов для чтения, приобретают навыки систематизированного чтения.
Занятия по руководству детским чтением длятся до 45 минут. За это время каждый ученик в индивидуальном порядке или в составе группы может что-то почитать, посмотреть, познакомиться с выбранной книгой, обсудить с товарищем.
Музыкальные занятия – это одна из форм организованного отдыха в группе продленного дня. Их содержание, составляющее прослушивание музыкальных произведений, пение, танцы, требует от учеников разносторонней музыкально-эстетической деятельности, в ходе которой учащиеся активно приобщаются к музыкальной культуре. У них формируется положительное отношение к музыке, потребность в ней, умение выбирать музыкальные произведения для содержательного отдыха. Знакомя школьников с лучшими образцами музыкальной культуры, педагог помогает им испытывать радость от общения с прекрасным, ощутить неизмеримое богатство песенного и танцевального искусства. Очень важно дать ученикам общее представление и о танцах. Детям нравится разнообразная исполнительская деятельность, требующая танцевальных ритмичных движений, пения, игры на простейших ритмических музыкальных инструментах. Организация такой деятельности на занятиях дает возможность воспитателю мобилизовать творческую активность ребят, обеспечить им эмоциональную и физическую разгрузку.
Постоянно обновляя форму и содержание занятий (ступени постепенного усложнения программы прослушивания, включение в занятие музыкой элементов других занятий: рисования, танцев и т. д.), он обычно добивается значительных результатов в музыкальном развитии детей. Его питомцы с желанием поют, танцуют, участвуют в музыкальных играх, импровизированных концертах. Опытные воспитатели, зная, что ученикам предстоит через некоторое время приступить к выполнению уроков, стремятся провести музыкальные занятия так, чтобы они были насыщены двигательными действиями. Учащиеся после этих занятий чувствуют себя достаточно отдохнувшими, успешно справляются с заданиями самоподготовки.
Занятия по искусству – многогранные занятия, сочетающие в себе разнообразную познавательно-игровую деятельность детей, знакомящую их с распространенными видами искусства. Дети познают красоту через механизм чувственного восприятия. Воспитать правильное отношение к прекрасному, потребность в нем, способность увидеть его и оценить, стремление творить красоту – главная задача воспитания при организации занятий, знакомящих с искусством. На них ученики овладевают способами образного выражения своих мыслей и чувств (с помощью слова, пения, танца, рисунка, драматизации). Небольшие по времени занятия, проводимые регулярно, расширяют эстетический кругозор учащихся групп продленного дня, способствуют их всестороннему эстетическому развитию. Активный словарь школьников пополняется новыми словами, они знакомятся с такими понятиями, как «прекрасное» и «безобразное». Дети, посещая занятия, довольно свободно ориентируются в видах искусства, разбираются в их основных изобразительных средствах, знают выдающихся представителей этих видов искусства и их произведения.
Проектная технология в группе продленного дня
Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами – это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно-исследовательской деятельности учителя и учащихся.
В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.
Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3–6 человек, чтобы получилось 3–5 небольших
групп, с которыми будет работать воспитатель.
Правила совместной работы
1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг
другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Работать по алгоритму (плану).
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
4. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.
5. Каждый член группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Создание проектов – работа творческая. Для нее необходима атмосфера вдохновения, и педагогу нужно ее создать.
Проектная технология основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских, задач.
Проектирование – очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности, развития творческих
способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.
Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств – умение работать
сообща, способность быть полноправным членом коллектива, терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.
Темы для проектов: «Моя семья», «Наш класс», «Наша школа», «Птицы нашего края», «Растения нашего края», «Памятники архитектуры»
Тесное сотрудничество с родителями позволит развивать личностные универсальные учебные действия, создавать хорошие бытовые условия для полноценного развития их детей в процессе такой внеурочной деятельности, как группа продленного дня.
Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников (9–10 лет).
ГПД работает по пятидневной рабочей неделе с 12:20 до 18:20. В соответствии с положением утверждена следующая циклограмма работы ГПД.
Примерное планирование занятий в группе продленного дня
День
недели Занятия на воздухе (2–2,5 ч) Занятия в помещении.
Клубные часы (15–45 мин) Самоподготовка
ПН Подвижные игры Клуб любознательных, клуб «Я и мир вокруг» и др. 1–2 ч
ВТ Спортивный час Клуб хороших манер 1–2 ч
СР Прогулка. Подвижные игры Клуб «Музыкальная гостиная», клуб «Красный день
календаря» 1–2 ч
ЧТ Физический труд Клуб «Безопасность и здоровье», клуб «Я и мои права» 1–2 ч
ПТ Экскурсия Клуб «Очумелые ручки» Нет
Ежедневно воспитатель группы готовится к двум занятиям – на воздухе и в помещении. Он составляет план по образцу плана урока. Правильно и серьезно организованное планирование воспитательной работы в группе поможет целенаправленно осуществлять формирование личности младшего школьника.
Примерный режим группы продленного дня для учащихся начальных классов
Время Вид деятельности Задачи
12:20-12:30 Прием детей Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
12:35-13:20 Отдых и деятельность на открытом воздухе Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
13:25-13:55 Обед Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
14:00-15:15 Динамическая пауза Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.
15:20-16:50 Самоподготовка Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
16:55-17:40 Клубно-кружковая работа Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.
17:50-18:20 Акция «Чистюлька» (уборка класса). Уход домой. Восстановление сил, работоспособности, уборка помещения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Демонстрационный экземпляр.
Периодические издания для детей Демонстрационный экземпляр.
Детские книги разных типов в соответствии с темами программы Демонстрационный экземпляр.
Печатные пособия.
Наборы сюжетных картинок, фотографий в соответствии с темами программы Демонстрационный экземпляр.
Плакаты в соответствие с темами программы Демонстрационный экземпляр.
Технические средства обучения.
Телевизор Демонстрационный экземпляр.
Колонки Демонстрационный экземпляр.
МФУ (принтер, ксерокс и копир). Демонстрационный экземпляр.
Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. Демонстрационный экземпляр.
DVD-фильмы, презентации. Демонстрационный экземпляр.
Учебно-практическое оборудование.
Краски акварельные, гуашевые. Полный комплект.
Цветные карандаши Полный комплект.
Альбомы. Полный комплект.
Бумага цветная. Полный комплект.
Восковые мелки. Полный комплект.
Фломастеры. Полный комплект.
Кисти. Полный комплект.
Клей. Полный комплект.
Ножницы. Полный комплект.
Игры и игрушки.
Театральные куклы. Демонстрационный экземпляр.
Маски. Демонстрационный экземпляр.
Настольные игры. Демонстрационный экземпляр.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (3-4 КЛАССЫ)
№ П/П Занятия на воздухе Занятия в помещении
Дата Факт Виды деятельности
Первое полугодие
1 четверть
Сентябрь. «Здравствуй, лицей!»
1. Прогулка около лицея Знакомство с режимом дня. Беседа о правилах поведения в лицее и ПДД. Настольные игры (шашки, шахматы) 01.09 Физкультурно-оздоровительная Коммуникативная
2. Разучивание подвижной игры «Выше ножки от земли» Карандаш волшебник «Рисуем лицей» 02.09 Творческая
3. Подвижные игры. Правила поведения в общественных местах. Беседа «Ты ученик» 03.09 Коммуникативная
4. Игровая прогулка. Игра на внимание «Что изменилось?» Беседа «Твой внешний вид». 04.09 Физкультурно-оздоровительная
5. Прогулка. Развитие наблюдательности. Игры. Беседа «Историю вершат люди». Рассказы о своих родителях. 07.09 Ценностно-ориентированная
6. Спортивный час. Советы доктора воды-беседа. 08.09 Физкультурно-оздоровительная
7. Подвижные игры на площадке Панно из природного материала. 09.09 Творческая
8. Игры на воздухе Конкурс загадок «Что нам Осень подарила?» 10.09 Познавательная
9. Разучивание подвижной игры «У медведя в бору» ПДД. «Путешествие в страну дорожных знаков» 11.09 Физкультурно-оздоровительная Коммуникативная
10 Подвижные игры Клубный час «Поговорим о…» 14.09 Познавательная
11 Игры на воздухе. Весёлые старты Беседа «Безопасный путь» 15.09 Ценностно-ориентированная
12 Экскурсия «Мой родной микрорайон». Конкурс рисунков «Город, в котором мы живём» (о Ростове-на-Дону) 16.09 Ценностно-ориентированная творческая
13 Прогулка. Подвижные игры В гостях у сказки. Беседа о дружбе. 17.09 Коммуникативная
14 Игры на воздухе. В гостях у геометрических фигур. 18.09 Познавательная
15 Прогулка. Игры на воздухе. Клубный час «Друзья вода и мыло.». 21.09 Коммуникативная
16 Эстафеты. Прогулка. Посещение школьной библиотеки. 22.09 Творческая
17 Экскурсия «Мы идём по улице». Игры. Беседа «Как говорить по телефону». 23.09 Коллективно-творческая
18 Игры на воздухе. Правила общения «Слово веселит, слово огорчает». 24.09 Коммуникативная. Творческая
19 Прогулка. Игры по выбору детей. Трудовая атака (прогулка с заданием). 25.09 Физкультурно-оздоровительная
20 Подвижные игры. Разучивание новых игр Рельефная лепка. 28.09 Творческая. Коммуникативная
Октябрь. «Мой край»
21 Игры на воздухе. Спортивный час. Игры. Рисуем осень. В природе осенние изменения. Листопад. 29.09 Познавательная. Творческая
22 Игра «Футбол» Изделия из бумаги. 30.09 Познавательная Творческая
23 Прогулка. Игры на площадке. Стихи для учителей. 01.10 Познавательная
24 Игры на воздухе. Беседа «Берегись чужого». 02.10 Физкультурно-оздоровительная
25 Игры на воздухе. Спортивный час. Русский язык с увлечением. 05.10 Ценностно-ориентированная
26 Игры на воздухе. Спортивная игра «Футбол». Конкурс чтецов «Стихи А. С. Пушкина». 06.10 Ценностно-ориентированная
27 Экскурсия в осенний парк. Игры. Игра «Поле чудес» на тему «Деревья» 07.10 Физкультурно-оздоровительная
28 Игры на воздухе. Эстафеты со скакалками Викторина «Что за прелесть эти сказки?» 08.10 Ценностно-ориентированная
29 Прогулка. Игры. Подвижные игры «Вышибала», «Пятнашки». 09.10 Физкультурно-оздоровительная
30 Игры на свежем воздухе. Беседа «Ели ты один дома». 12.10 Ценностно-ориентированная
31 Игры на воздухе. Разучивание игр с мячами. Праздник урожая «Золотая волшебница – Осень». 13.10 Познавательная
32 Экскурсия в музей. Игры. Игра-путешествие «Наши зелёные друзья» 14.10 Коммуникативная. Познавательная трудовая
33 Подвижные игры на площадке. ПДД. Школа светофорных наук 15.10 Коммуникативная
34 Прогулка. Игры, эстафеты. Игры с хоровыми ответами. 16.10 Физкультурно-оздоровительная
35 Разучивание новых подвижных игр. «Скороговорки» 19.10 Творческая
36 Игры на воздухе. Разучивание любимых детских песенок. 20.10 Коммуникативная.
Творческая
37 Экскурсия. Наблюдения за осенними изменениями в природе Изготовление аппликации «Рыбки в аквариуме» 21.10 Трудовая.
38 Подвижные игры. Наблюдения «Как изменилось небо осенью» Интеллектуальная игра «Умники и умницы» 22.10 Познавательная
39 Прогулка. Игры на воздухе. Урок занимательного труда. «Дерево настроения» 23.10
Коммуникативная. Трудовая
40 Прогулка, игры по выбору детей КВН «Путешествие по осени». 26.10 Физкультурно-оздоровительная
41 Игры на воздухе. Групповые игры Мы –артисты. 27.10 Ценностно-ориентированная
42 Игры на воздухе. Игры-эстафеты Беседа «Терроризм – опасность для человечества». 28.10 Ценностно-ориентированная
43 Игры на воздухе. Забытые игры. Беседа о Дне народного единства 29.10 Познавательная
творческая
44 Прогулка. Игры на воздухе. Инструктаж по ТБ на осенних каникулах 30.10 Коммуникативная. Физкультурно-оздоровительная
Ноябрь. «Родина у нас одна»
2 четверть
45 Большая игра с малым мячом. Учусь выражать свои чувства на бумаге. 09.11 Коммуникативная
46 Спортивный час. Изготовление поделок ко Дню матери. 10.11 Коммуникативная. Трудовая
47 Игры на воздухе. Игры – эстафеты Дискуссия «Чем пахнут ремесла». Игра в шахматы 11.11 Познавательная
48 Экскурсия в природу «Наступление зимы» Викторина «О братьях наших меньших». 12.11 Познавательная Коммуникативная
49 Групповые игры на площадке Народные традиции и обычаи. 13.11 Ценностно-ориентированная Коммуникативная
50 Подвижные игры. Интеллектуальная игра «Хочу всё знать». 16.11 Ценностно-ориентированная
51 Командные игры. Беседа о дружбе. 17.11 Ценностно-ориентированная Коммуникативная
52 Прыгалки-скакалки. Развитие памяти. Игра «Слова». Знакомство с оригами. 18.11 Коммуникативная.
Познавательная
Творческая
53 Экскурсия «Птицы зимой!». Правила хорошего тона. Тема «В гостях у друзей». 19.11 Ценностно-ориентированная
54 Спортивные соревнования Открытка-сюрприз. 20.11
Творческая
55 Прогулка. Игры на свежем воздухе. Быстрее, выше, сильнее. 23.11 Физкультурно-оздоровительная
56 Групповые игры. День матери. "Нет на свете краше: мама, ты любовь, надежда наша!"– беседа (чтение стихов, рисунки). 24.11 Ценностно-ориентированная
57 Прогулка. Игры Виды транспортных средств. Тормозной путь. 25.11 Ценностно-ориентированная
Коммуникативная
58 Спортивные соревнования ПДД. Дорожные знаки. 26.11 Физкультурно-оздоровительная Творческая.
59 Спортивный час. Игры. Как мы понимаем слово
«экология»? Изготовление кормушек зимующим птицам 27.11 Коллективно-трудовая
60 Прогулка. Игры на свежем воздухе. Кроссворды. Ребусы. Загадки. 30.11 Творческая
Декабрь. «Гражданином быть обязан»
61 Прогулка. Игры. Как прекрасен этот мир! 01.12 Физкультурно-оздоровительная
62 Игры на воздухе. Викторина по произведениям русских поэтов «Люблю природу русскую». 02.12 Коллективно-творческая
63 Весёлые состязания и подвижные игры Наблюдение «Как падает снег?» Рисование снежинок. Беседа «Труд людей зимой» 03.12 Творческая. Ценностно-ориентированная
64 Спортивный час. Игры. Клубный час «Я – гражданин России». Символика России и Ростовской области. 04.12 Ценностно-ориентированная. Трудовая
65 Подвижные игры на улице Мастерская Самоделкина. Изготовление картинок из крупы. 07.12 Ценностно-ориентированная. Трудовая
66 Прогулка. Игры по выбору детей "Ларчик со сказками" – викторина. 08.12 Физкультурно-оздоровительная
67 Спортивный час. «Здравствуй зимушка- зима». Конкурс чтецов стихов о зиме. 09.12 Коммуникативная. Коллективно-творческая
68 Отдых на свежем воздухе. Игры Россия – Родина моя. Заочное путешествие по городам России. 10.12 Ценностно-ориентированная. Творческая
69 Подвижные игры на свежем воздухе Беседа «Кто любит труд, того люди чтут». Уход за комнатными растениями класса 11.12 Коммуникативная. Трудовая
70 Экскурсия в зимний парк «Что такое справедливость?» Дискуссия. 14.12 Коллективно-творческая
71 Игры на воздухе. В поисках волшебной палочки 15.12 Физкультурно-оздоровительная
72 Отдых на свежем воздухе. Беседа: “Как справляют Новый год люди разных широт». 16.12 Познавательная Коммуникативная. Творческая
73 Прогулка. Игры на площадке. Разучивание новогодних игр, песен и стихов. 17.12 Коллективно-творческая
74 Спортивные соревнования Беседа «Ты дома один». 18.12 Ценностно-ориентированная
75 Прогулка – экскурсия «Зимняя природа» Фабрика Деда Мороза «Новогодняя ёлка». 21.12 Коллективно-творческая
76 Спортивный час. Игра «Быстрые и меткие» Культура здорового образа жизни. 22.12 Физкультурно-оздоровительная
77 Подвижные игры на свежем воздухе Учимся делать объемную снежинку. 23.12 Познавательная. Творческая
78 Прогулка. Игры на площадке. Нарядим елку сами. "Фабрика Деда Мороза"(изготовление гирлянд и игрушек). 24.12 Трудовая. Коллективно-творческая
79 Лепка снежных крепостей и ледяных фигур. Конкурс рисунков «Зимний лес». 25.12 познавательная
Творческая
80 Подвижные игры на свежем воздухе Новогоднее «Поле чудес». Подкормка птиц зимой. 28.12 Ценностно-ориентированная. Коммуникативная
81 Прогулка. Утренник. «Новогодняя сказка» 29.12 Коммуникативная
82 Прогулка Инструктаж по ТБ во время зимних каникул. 30.12 Ценностно-ориентированная. Коммуникативная.
Второе полугодие
3 четверть
Январь. «Ты да я, да мы с тобой»
83 Подвижные игры на свежем воздухе. Конкурс рисунков «На новогодней ёлке» 11.01 Коммуникативная. Творческая
84 Малая зимняя спартакиада Развитие памяти. Игра «Кто больше запомнит?» .12.01 Познавательная. Творческая
85 Спортивный час на зимней площадке Праздник «Сказка ложь, да в ней намёк» 13.01 Коллективно-творческая
86 Прогулка. ПДД "Осторожно, гололёд!"  14.01 Физкультурно-оздоровительная
87 Старинные зимние игры. Игра «Взятие снежной крепости». Беседа – диалог «Ежели вы вежливы…» 15.01 Познавательная. Ценностно-ориентированная
88 Отдых детей на свежем воздухе. Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?» 18.01 Познавательная. Коммуникативная
89 Прогулка. Беседа «Играем и работаем вместе». Настольные игры 19.01 Творческая
90 Экскурсия «Зимняя сказка» Уроки Деда Всеведа. Конкурс загадок о технике. 20.01 Познавательная. Коммуникативная
91 Подвижные игры на свежем воздухе. Первая помощь при ДТП. 21.01 Физкультурно-оздоровительная
92 Игровая прогулка. Мастерская Самоделкина (оригами) 22.01 творческая
93 Подвижные игры на свежем воздухе. Час общения «Мальчики и девочки» 25.01 Коммуникативная. Ценностно-ориентированная.
94 Спортивный час. Метание снежков в цель. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. 26.01 Коммуникативная. Творческая
95 Подвижные игры на свежем воздухе. Развлекательное мероприятие с элементами фольклора «Мы поставим сказку сами» 27.01 Коллективно-творческая Коммуникативная
96 Прогулка. Игры на площадке Путешествие в страну доброго здоровья – Спортландию. 28.01 Физкультурно-оздоровительная
97 Подвижные игры на свежем воздухе. Урок занимательного труда. Папье-маше. 29.01 Коллективно-творческая
Февраль. «Слава Армии родной»
98 Зимние забавы на свежем воздухе Умеем ли мы правильно питаться. 01.02 Коммуникативная
Ценностно-ориентированная
99 Подвижные игры на площадке. КВН «Знай правила дорожного движения.» 02.02 Ценностно-ориентированная.
100 Игры на воздухе. Конкурс рисунков «Зима – волшебница». 03.02 Ценностно-ориентированная. Коллективно-творческая
101 Игровая прогулка.“Заморожу» , “Сова”. "Осанка – стройная спина"– беседа. 04.02 Физкультурно-оздоровительная
102 Подвижные игры на воздухе. Развитие смысловой памяти «Фотограф» 05.02 Ценностно-ориентированная
103 Игры – соревнования. Беседа о героическом подвиге. 08.02 Коммуникативная
104 Отдых детей на свежем воздухе. Узнай друзей, познай себя, и ссор не будет никогда. 09.02 Ценностно-ориентированная.
105 Игровая прогулка. Разгадывание шарад. 10.02 Коммуникативная.
106 Игры на свежем воздухе. Хорошие манеры. О поведении в общественном транспорте. 11.02 Коммуникативная. Ценностно-ориентированная
107 Экскурсия «Как птицы зимуют» Мастер – класс «Поделки из ваты» 12.02 Ценностно-ориентированная
Творческая
108 Турнир «Меткий стрелок». Беседа «О патриотизме и храбрости». 15.02 Физкультурно-оздоровительная.
109 Подвижные игры народов мира. Мифы, легенды, предания. 16.02 Физкультурно-оздоровительная
110 Экскурсия в музей. Игры и конкурсы «Вместе весело шагать». 17.02 Ценностно-ориентированная Творческая
111 Игры на развитие выносливости. Конкурс «А ну-ка, мальчики!» 18.02 Физкультурно-оздоровительная
112 Отдых детей на свежем воздухе. Мастер-класс. Открытка папе. 19.02 Коммуникативная Творческая
113 Мини-спартакиада «Богатырская наша силушка». Беседа «Давайте жить дружно!» 22.02 20.02 Физкультурно-оздоровительная
114 Игры на воздухе. «Открытие театра (настольного)» 24.02 Коммуникативная Творческая
115 Отдых на воздухе. Игры-соревнования Хорошее здоровье превыше всего. 25.02 Физкультурно-оздоровительная
116 Игровая прогулка. Мастер-класс. Бумажные фантазии. 26.02 Коммуникативная Творческая
117 Подвижные игры на площадке. В последний день зимы. 29.02 Ценностно-ориентированная Творческая
Март. «Весна идёт, весне дорогу!»
118 Отдых детей на свежем воздухе. «Вот прошли морозы, и весна настала» 01.03 Коллективно-творческая
119 Спортивный час. Конкурс «А ну-ка девочки!» 02.03 Физкультурно-оздоровительная
120 Экскурсия «Весна идёт – весне дорогу!». Разучивание игр «Дочки-матери перед сном» и «Непослушные дочки-матери» 03.03 Ценностно-ориентированная
Коммуникативная
121 Отдых на воздухе. Игры-соревнования Мастер-класс. Букетик маме. 04.03 Творческая. Ценностно-ориентированная
122 Подвижные игры на свежем воздухе. Праздник Масленицы 09.03 Коллективно-творческая
123 Игры на воздухе. «Если добрый ты – это хорошо». 10.03 Ценностно-ориентированная
Познавательная.
124 Спортивный час. Мастер-класс. «Корзина алых роз» 11.03 Ценностно-ориентированная Коммуникативная. Творческая
125 Игровая прогулка. Чтение художественной литературы. 14.03 Ценностно-ориентированная. Коллективно-творческая
126 Прогулка. Спортивные состязания Правила хорошего тона. 15.03 Физкультурно-оздоровительная.
127 Отдых детей на свежем воздухе. Инструктаж по ТБ на весенние каникулы. 16.03 Ценностно-ориентированная.
4 четверть
128 Подвижные игры на воздухе Хочу всё знать! 28.03 Интеллектуально-познавательная
129 Спортивный час Семь чудес света. 29.03 Познавательная
130 Отдых на свежем воздухе. Музыкальная гостиная. Игра «Угадай мелодию» 30.03 Коммуникативная. Коллективно-творческая
131 Прогулка, игры на воздухе Тепло родного очага. 31.03 Апрель. «Береги свою планету»
132 Экскурсия в парк День смеха! 01.04 Коммуникативная. Коллективно-творческая
133 Игры на площадке В. Губарев «Королевство кривых зеркал» 04.04 Коммуникативная Ценностно-ориентированная.
134 Спортивные игры Семь наших «Я». Научись смотреть на себя. 05.04 Ценностно-ориентированная.
135 Прогулка. Час здоровья. Киндер-шоу. 06.04 Физкультурно-оздоровительная.
136 Подвижные игры на воздухе По дороге к доброму здоровью. 07.04 Ценностно-ориентированная.
137 Спортивные игры Мастер-класс. Веселый зверинец. 08.04 Физкультурно-оздоровительная Коллективно-творческая
138 Прогулка. Состязание команд по прохождению маршрута по приметам. «Книги-реки, наполняющие Вселенную мудростью» 11.04 Физкультурно-оздоровительная. Познавательная
139 Коллективные игры на площадке Космические дали. 12.04 Коммуникативная. Коллективно-творческая
140 Прогулка. Игры на площадке Игры на развитие театральных способностей 13.04 Физкультурно-оздоровительная.
141 Подвижные игры на свежем воздухе. Аппликация на тему «Полёт на другую планету». 14.04 Коммуникативная. Творческая
142 Спортивный час. Игры. Конкурс рисунков «Мы вас ждём, товарищ птица!» 15.04 Творческая. Ценностно-ориентированная
143 Отдых детей на свежем воздухе. Игра «Крести-нолики» 18.04 Коммуникативная.
144 Прогулка. Игры Забота о животных 19.04 Коллективно-творческая
145 Подвижные игры на свежем воздухе Вода на земле. 20.04 Физкультурно-оздоровительная
146 Прогулка. Игра в футбол Безопасность на улице. 21.04 Познавательная Ценностно-ориентированная.
147 Игровой час «Во что играли наши бабушки» Викторина о русских традициях «Где тепло, там и добро». 22.04 Ценностно-ориентированная. Коммуникативная
148 Соревнования со скакалками и мячами Конкурс чтецов «Жавороночки весну кличут» 25.04 Познавательная. Творческая
149 Подвижные игры на свежем воздухе. Кладези народной мудрости. 26.04 Коммуникативная. Познавательная
150 Спортивный час «Эти удивительные растения» 27.04. Физкультурно-оздоровительная.
151 Пятнадцать затей наших друзей (народные игры). «Нет ничего дороже жизни». Правила езды на велосипеде 28.04 Коммуникативная. Познавательная
152 Подвижные игры на воздухе. Творческий кроссворд (составление кроссвордов). 29.04 Коллективно-творческая. Коммуникативная
Май. «Мы за мир во всём мире!»
153 Спортивные состязания. Игры Детям планеты-мир без тревоги и слёз. 03.05 Физкультурно-оздоровительная.
154 Игровая прогулка. Книга и труд рядом идут. 04.05 Коммуникативная
155 День бегуна Никто не забыт, ничто не забыто. 05.05 Ценностно-ориентированная
156 Экскурсия к памятнику воинам и ветеранам ВОВ. Мастер-класс. «Цветы у обелиска» 06.05 Ценностно-ориентированная. Творческая
157 Прогулка. Спортивные игры. «Ради жизни на земле» 10.05 Ценностно-ориентированная
158 Весёлые состязания и мало подвижные игры. Подвигу народа жить в веках. 11.05 Ценностно-ориентированная. Творческая
159 Экологический десант «Помощники природы» Беседа о безопасности на весеннем водоёме 12.05 Ценностно-ориентированная. Коммуникативная
160 Отдых детей на свежем воздухе. Мастер-класс. Модель самолёта. 13.05 Ценностно-ориентированная. Творческая
161 Весенний кросс. КВН «Пословица – всем углам помощница» 16.05 Ценностно-ориентированная. Коммуникативная
162 Трудовой десант «Сюрприз школе» Санитарная уборка в классе. 17.05 Трудовая
163 Отдых детей на свежем воздухе. Игры Игры на сообразительность и внимание. Загадки о животных. 18.05 Коммуникативная. Познавательная
164 Спортивный час. Игры. Не шути с огнём. 19.05 Ценностно-ориентированная.
165 Прогулка. Забытые игры. Мастер-класс. Брошь из фольги. 20.05 Ценностно-ориентированная. Творческая
166 Подвижные игры на свежем воздухе. Следствие ведут знатоки. 23.05 Познавательная. Коллективно- творческая
167 Игровая прогулка. Игра- соревнование «Один за всех и все за одного» 24.05 Физкультурно-оздоровительная.
168 Спортивная прогулка. Праздник «Последний звонок» 25.05 Физкультурно-оздоровительная. Коллективно- творческая
169 Подвижные игры на свежем воздухе. Опасные и безопасные ситуации. 26.05 Физкультурно-оздоровительная. Коммуникативная.
170 Игра «Светофор». В стране мульти – пульти. 27.05 Познавательная. Коллективно- творческая
171 Экскурсия «Сказка под ногами». Беседа о поведении дома, в семье. 30.05 Ценностно-ориентированная.
172 Спортивный час. Игры. Инструктаж по ТБ на летние каникулы. 31.05 Ценностно-ориентированная.