Научный доклад Организация самостоятельной работы через внеурочную деятельность.
С.В.ГавриловаАнжеро-Судженск
МБОУ «Основная общеобразовательная школа№36»
S.V.GavrilovaMBOU "Secondary school№36"
Anzhero-Sudzhensk
E-mail: wiktorovna321@gmail.com
Организация самостоятельной работы через внеурочную деятельность.
Одной из важнейших задач учителя является формирование у обучающихся интереса к предмету. И здесь актуальными являются проблемы, связанные со следующими причинами:
- недостаточной связью школьного образования с жизнью, неумением применять знания на практике:
- низкий уровень общей, информационной культуры;
- недостаточный уровень качества знаний.
Интерес к предмету можно формировать разными способам, но наиболее современный и эффективный способ-внеурочная деятельность.
Цель: организация самостоятельной работы учащихся через внеурочную деятельность
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся самостоятельно решать определённые проблемы и задачи курса. Возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. При составлении внеурочной программы больше часов отводится практическим занятиям т.е самостоятельной деятельности, на которых учащиеся сами решают проблемы, создают проекты, анализируют события… Роль учителя координировать, оценивать и направлять работу ребят.
Это становится возможным поскольку расширяются временные рамки, повышается комфортность условий освоения содержания обучения, выполнения заданий; появляется возможность организации проектной и исследовательской деятельности.
Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ обучающимися в процессе изучения курса право является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Преподавание основ права давно стало неотъемлемой частью школьного обучения и воспитания в современном обществе. Разработано множество методик и программ, многие из которых свидетельствуют о серьёзном подходе в заботе о правовой грамотности населения через школьное обучение. Уроки не в полной мере отражают полноту правового поля, они ,при всей насыщенности , могут не привить интерес к изучению законов и все что узнал ученик может остаться «мёртво наукой».Поэтому авторы статьи решили создать Программу самостоятельного изучения Основ Права, сопровождая её нетрадиционными подходами в выполнении заданий.
Внеурочная программа «Молодёжь и правовое государство» ориентирована на углубленное изучение школьниками вопросов права. А именно на самостоятельное углубление и расширение знаний учащихся в правовых вопросах обеспечивается за счет включения в содержание данного курса вопросов общей теории права, элементов истории права, сведений о законодательстве зарубежных стран.
В основе реализации основной образовательной программы лежит
Системно - деятельностный подход.
Особенностью программы является разделение занятий на систематический курс, проводимый учителем в форме аудиторных занятий и внеаудиторных. Где просматривается активная самостоятельная деятельность обучающихся через систему встреч с юристами-учеными и практиками, слушание циклов лекций специалистов, в том числе непосредственно на базе юридического факультета Кемеровского государственного университета для изучения работы юридических служб, посещения судебных заседаний, проведение деловых игр, практикумов, конкурсов, конференций и т. д.
На примере некоторых методических приёмов хочется показать реализацию данной Программы.
Изучая основы Гражданского права учащимся можно дать интегрированное задание по роману Льва Толстого «Анна Каренина» найти основы землепользования в Российской империи и сравнить их с современными. Задание сложное, потому что для этого нужно не только хорошо прочитать роман, но и проанализировать Гражданский и Земельный Кодексы, проанализировать изменения, которые произошли после Реформы П.А. Столыпина.
Интересную работу можно предложить по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сравнив Уголовный Кодекс Российской империи и Российской Федерации определить, какое наказание понёс бы Раскольников по современному Уголовному Кодексу. Это работа не сиюминутная она требует анализа и внимания, поэтому, делая её самостоятельно, учащиеся навсегда запомнят не только содержание романов, но и законы как Российской империи, так и Российской Федерации. А такое благодатное поле как развитие предпринимательства, заслуживает особого внимания. На примере недавнего Всероссийского Форума предпринимателей можно встретиться с энергичными, инициативными людьми, которые создают малые и средние предприятия в нашей области.
Традиционные экскурсии в Анжеро-Судженское отделение Федеральной Налоговой Службы дают учащимся основы налоговой грамотности. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Будут использованы методики оценки результативности: «познай себя» (рефлексивный практикум), анкетирование, наблюдение, беседы.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Обучение при помощи использования указанных методических подходов приведёт к позитивным результатам в обучении основ законодательства и права.
Итогом реализации данной внеурочной деятельности является успешность учащихся на итоговой государственной аттестации по обществознанию.
В заключение необходимо отметить, что данная форма способствует заинтересованности учащегося в получении знаний, помогает развить ряд умений и навыков, необходимых выпускнику школы в его дальнейшей учебной деятельности, делает экзамен не формальным, а творческим актом совместной работы ученика и учителя, что способствует развитию их индивидуальности.
Литература
Абалкин, Л.И. Россия – 2015: оптимистический сценарий. [Текст].– М..: Просвещение, 2009.
Алексеев, Н.Г., Бабух Л.В. Национальная концепция развития российского образования: Концептуальный проект [Текст].– М..: Просвещение, 2010.
Андреев, В.И.Педагогика творческого саморазвития.Кн.1,2-Казань,2010
Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – Москва: Медиум, 2012.
Бестужев–Лада, И.В. Технологии прогнозных разработок социальных проектов / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – Москва: Мысль, 2005.
Воржецов А.Г., Гатина Л. И. Социальное проектирование: учебное пособие. – Казань: КГТУ, 2007.
Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М.: Мир, 2013. – 326 с.
Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. – М.: Мир, 2010. – 456 с.