Общеразвивающая программа дополнительного образования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания Краевед



Пояснительная записка
1.Нормативно-правовая основа программы
Приказ Минобрнауки России от 17.12. 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);
Приложение к письму Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи № 3640 от 20.05.2016 «Пояснительная записка к примерному учебному плану для общеобразовательных учреждений Смоленской области на 2016-2017 учебный год»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования /одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)/ сайт: http://standart.edu.ru; http://fgosreestr.ru/РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИи);
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. №1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от16.03.2012г. №194 «Об утверждении общеобразовательных учреждений Смоленской области в качестве пилотных площадок по введению ФГОС ООО»;
Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке идеалам молодежи №524 от 03.06.2013 года «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Смоленской области»;
Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи №649 от 22.07.2013 года «О реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ №1 города Сычевки Смоленской области «Алгоритм успеха» 2016/2017 учебный год
2. Актуальность
В современных условиях возрождения и развития традиций российской национальной культуры, сохранение и изучение духовного наследия русского народа приобретает особую актуальность. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Общеразвивающая программа дополнительного образования «Краевед» направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
3. Направленность общеразвивающей программы дополнительного образования «Краевед»
Социальная;
Духовно-нравственная.
4. Цель программы – приобщение обучающихся к духовному опыту, основанному на традициях Православия через увлечение краеведением, историей родного края.
5. Задачи программы
Выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
Создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
Сформировать систему отношений и нравственного поведения обучающихся на примере духовно-нравственных традиций и ценностей историко-культурного наследия Сычевского района, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей;
Сформировать систему знаний, умений, навыков и обеспечить усвоение знаний по истории семьи, родного города, исторических личностей, связанных с историей Сычевского района;
Создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
6. Основные принципы реализации программы
Добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов;
Личностно-ценностное соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
Принцип культуросообразности, показывающий обучающимся взаимосвязь гражданской и церковной истории родного края и способствующий осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия Сычевки, необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия;
Принцип диалогического общения в формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым;
Принцип научности – опора на источниковедческую базу по истории и культуре Сычевского района;
Краеведческий принцип – отбор содержания по изучению истории Сычевского района идет на основе непосредственных наблюдений за явлениями окружающей жизни, посещения школьного и краеведческого музеев, православных храмов Сычевского района, встреч с интересными людьми и др.;
Принцип соответствия ценностям воспитательной системы школы, учета сложившихся традиций и опыта организации внеурочной деятельности школы.
7. Педагогическая целесообразность программы
Данная программа включает специальные занятия, посвященные формированию мира ценностей обучающегося, которые, в свою очередь, содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их элементов. Для реализации цели и задач общеразвивающей программы дополнительного образования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Краевед» используются разнообразные формы и методы обучения: экскурсии, встречи, заочные путешествия, посещение православной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Сычёвке, проведение совместных мероприятий с представителями православной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и с работниками муниципального казённого учреждения культуры «Сычевский краеведческий музей», исследования, мини-проекты, круглые столы, конференции, презентации, выставки творческих работ, конкурсы и олимпиады.
8. Реализация программы
Срок реализации общеобразовательной программы дополнительного образования «Краевед» – 2 года, курс рассчитан на 68 учебных часов внеклассной работы: первый год реализации программы – 34 часа; второй год реализации программы – 34 часа. Внеклассное занятие проводится во второй половине дня. Форма занятия – кружок. Время занятия – 40-45 минут. Периодичность занятий – 1раз в неделю. Ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению краеведения Сычевского района. Группы формируются из числа учащихся основного и среднего уровней общего образования.
9. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
К важнейшим личностным результатам изучения программы дополнительного образования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи «Краевед» в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
Осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, жителя Сычевки, христианина;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций родного края;
Сформированность системы знаний о традициях и ценностях историко-культурного наследия Сычевского района, с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
10. Планируемые результаты изучения учебного курса
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и историко-культурных ценностях Сычевского района, с учетом православных традиций и системы христианских ценностей; о народных традициях нашего края; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному краю, культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру, с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Проявлять творческую инициативу в проведении классных и общешкольных мероприятий. Бережно относиться к своей малой родине, к прошлому и настоящему Сычевского края, к памятникам культуры и искусства. Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков. Воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, честность, трудолюбие, сопереживание, стремление помочь окружающим. Ориентироваться в традициях православной культуры, знать и чтить обычаи, семейные обряды.
Достижение всех трех уровней результатов программы будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации общеобразовательной программы дополнительного образования «Краевед».
11. Педагогическая диагностика
Способами определения результатов освоения общеобразовательной программы дополнительного образования «Краевед» являются: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов анкетирования, тестирования, участия обучающихся в викторинах, олимпиадах, конференциях и др.; анализ результатов опросов, оценка активности обучающихся на открытых занятиях, защиты проектов, выполнения диагностических заданий и задач поискового характера и др.
Личностные результаты обучающихся:
Самоопределение – сформированность основ гражданской идентичности;
Смыслообразование – готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
Морально-этический – сформированность социальных компетенций.
Основным объектом отслеживания личностных результатов служит сформированность УУД по итогам комплексных (интегрированных) работ: тест «шкала социальной желательности»; анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой; методика по изучению социализированности личности учащегося (М. И. Рожков); анкета учащимся по выявлению уровня самооценки (по Р.В. Овчаровой); методика «Психологическая культура личности» О.И. Моткова и Т.А. Огневой).
Определяются три уровня достижений:
Базовый уровень(40-60%) – демонстрирует освоение блоков в рамках выделенных задач. Достижение базового уровня соответствует 3 баллам.
Повышенный уровень(60-80%) – достижение планируемых результатов, превышающих базовый. Достижение повышенного уровня соответствует 4 баллам.
Высокий уровень(80-100%) – достижение планируемых результатов, осознанным овладением способностью к решению учебно-практических задач. Соответствует 5 баллам.
Метапредметные результаты обучающихся:
Познавательные УУД – способность и готовность к освоению систематических знаний;
Коммуникативные УУД – способность к сотрудничеству и коммуникации;
Регулятивные УУД – способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основным объектом отслеживания метапредметного результата служит сформированность УУД. Производится мониторинг регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД в рамках реализации программы формирования посредством проведения комплексных работ, проектной деятельности (Навыки сотрудничества (Яшин Н.Ю.); методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой; познавательная потребность подростков; тест простых поручений). Определены три уровня достижения показателей:
Базовый – умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи, Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.
Достижение базового уровня соответствует 3 баллам.
Повышенный уровень – умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок, Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Достижение повышенного уровня соответствует 4 баллам.
Высокий уровень – приобретения навыка саморегуляции. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Соответствует 5 баллам.
Форма подведения итогов реализации общеобразовательной программы дополнительного образования «Краевед»
Показ достижений обучающихся (проекты, эссе, рисунки, научно-исследовательские работы, планы-маршруты экскурсий, викторины и т.п.), карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся.
12. Содержание курса
Первый год реализации программы (34 часа)
Вводное занятие. Кто такой краевед? (1 час)
Раздел I. История родного края (10 часов)
Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, религиозное, географические, биологическое, литературное и др.
Источники знаний о прошлом. Как гибнут памятники старины. Группы исторических источников.
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей местности (области, района, села). Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями – город – район – область. Родной край – часть России, частица мира.
История города. История школы. Ветераны педагогического труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы. Выдающиеся люди нашего города.
Раздел II. Музей (9 часов)
Музей как сохранение культуры народа. Виды сбора информации. Хранение, этикетаж, шифрование, описание музейных предметов. Культура поведения в музее. Сычевский краеведческий музей История и направления деятельности школьного музея. Структура школьного музея. Использование музейных фондов для проведения исследовательской, проектной, экскурсионной работы. «В музее».
Раздел III. Экскурсионная работа (5 часов)
Что такое экскурсия? Экскурсионная деятельность. Типы и виды экскурсий. Правила проведения экскурсии в музее. «Я поведу тебя в музей…» (проведение тематической экскурсии).
Раздел IV. Домашний музей (7 часов)
Понятие генеалогическое древо. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей.
Моя семья в истории города. Я расскажу о своей семье. Семейный фотоальбом. История одной фотографии. Семейные традиции, реликвии. Любимые занятия в семье детей и взрослых.
Итоговое повторение, защита проекта Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир» (2 часа)
Второй год реализации программы (34 часа)
Раздел V. Религиозная жизнь нашего края (10 часов)
Городские храмы и святые обители. Соборный Храм Вознесения Господня. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Новый Свято-Благовещенский Храм. Храм Святых Косьмы и Дамиана. Сычевский Казанский монастырь. Сельские храмы. Храм Преображения Господня. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм Благовещения Бориса И Глеба. Храм Преподобного Нила Столбенского. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Храм Николая Чудотворца. Храм Сошествия Святого Духа. Храм Рождества Христова. Храм Воскресения Христова. Храм Иоанна Предтечи. История сычевского старообрядческого движения.
Раздел VI. Дворянские усадьбы Сычевского уезда и Смоленской губернии (6 часов)
Эволюция дворянских усадеб Смоленщины от крепостничества к индустриальной эпохе. Усадьбы Глинок, Грибоедовых, Энгельгардтов, Уваровых, Паниных, Тенишевых, Хомяковых, Друцких-Соколинских и многих других. Усадьба графа Панина, XVIII в. (Сычевский район, д. Дугино).
Раздел VII. Боевое прошлое нашего края (17 часов)
Уголок Боевой Славы. Книга Памяти. Народная война 1812 г. Дворянский предводитель Сычёвского уезда. Организация обороны поселений уезда. Боевые действия в Сычёвском уезде во время нашествия французов. Герои Народной войны Сычёвского уезда в 1812 году. Сычевка в годы первой мировой войны. Сычевляне и революция 1917 года. Жители города в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка – труженик тыла. «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины-интернационалисты). Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны.
Итоговое повторение, защита проекта (1 час)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Кол-во часов Основное
содержание темы,
термины и понятия Универсальные учебные действия Продукт подведения итогов План Факт
всего теория практика предметные личностные метапредметныеВводное занятие
Кто такой краевед? 1 1 Знакомство с
учебным предметом,
содержанием курса овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности Формирование «стартовой» мотивации к обучению.
Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.
Раздел I. История родного края (10 часов)
2-4 Краеведение как наука о родном крае Источники знаний о прошлом 3 1 2 Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения. Как гибнут памятники старины. Группы исторических источников Умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса Формирование навыков творческой деятельности. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Оформлять свои мысли в устной речи. Практическая работа репродуктивного и творческого характера (анализ источников по истории Сычевки) 5-7
История города 3 1 2 Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей местности Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы края, Родной край – часть России, частица мира.
История города. Соотносить даты событий истории Смоленщины и Сычевского района с историей России; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края;
показывать на карте Сычевского района населенные пункты, места значительных исторических событий в истории края Формирование навыков творческой деятельности. Уметь работать самостоятельно и в группе
Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проект: Летопись моего города, «Улицы моего города» 8-11 История школы. Выдающиеся люди нашего края 4 2 2 Ветераны пед. труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы, мои земляки рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса; давать описание исторических событий Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи.
Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Проект: «Летопись школы», рассказ об учителе, выпускнике Раздел II. Музей (9 часов)
12-14 Музей как сохранение культуры народа Культура поведения в музее 3 1 2 Музей. Виды сбора информации. Хранение, этикетаж, шифрование, описание музейных предметов. Правила поведения в музее Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Эссе «Музееведение» Проект Свод правил поведения в музее 15-16 Сычевский краеведческий музей. 2 1 1 История краеведческого музея, фонды музея.
Экскурсия в краеведческий музей Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях Эссе «Я экскурсовод…» 17-19 Работа школьного музея 3 1 2 История и направления деятельности школьного музея. Структура школьного музея. Использование музейных фондов для проведения исследовательской, проектной, экскурсионной работы расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края, страны и человечества в целом осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Экспонат для музея 20 «В музее» 1 0 1 Защита проекта умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
Перерабатывать полученную информацию.
Творческая работа Сочинение, рисунки Раздел III. Экскурсионная работа (5 часов)
21-23 Что такое экскурсия? 3 1 2 Экскурсионная деятельность. Типы и виды экскурсий. Правила проведения экскурсии в музее объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины и Сычевского района, достижениям культуры населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Оформлять свои мысли в устной речи. Практическая работа репродуктивного и творческого характера: Составление своих правил поведения в музее 2425 «Я поведу тебя в музей…» 3 1 2 Практическая работа творческого характера использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии.
Уметь ориентироваться во время экскурсии
участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения Проект «Портфель экскурсовода» Раздел IV. Домашний музей (7 часов)
26-27 Моя семья в истории города 2 Семья, семейные традиции, династия готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира Формирование навыков исследовательской деятельности Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения. Проект «Моя родословная» 28-32 Я расскажу о своей семье Семейный фотоальбом 5 2 3 Семья, семейные традиции, династия, правила хранения фотографий, семейных реликвий умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Эссе «Моя семья» Проект «Семейный фотоальбом» 33-34 Итоговое повторение Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир» 2 2 Защита проектов готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции Уметь перерабатывать полученную информацию.
Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. Письмо потомкам Раздел V. Религиозная жизнь нашего края (10 часов)
35 Городские храмы и святые обители.   1 1 0 Религия. Функции и признаки. Религиозные течения. Религия в современном мире. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; Перерабатывать полученную информацию.
Уметь проявлять активность Викторина «В мире религии» 34-43 Храмы Сычевского района 8 4 4 Соборный Храм Вознесения Господня. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Новый Свято-Благовещенский Храм. Храм Святых Косьмы и Дамиана. Сычевский Казанский монастырь. Сельские храмы. Храм Преображения Господня. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм Благовещения Бориса И Глеба. Храм Преподобного Нила Столбенского. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Храм Николая Чудотворца. Храм Сошествия Святого Духа. Храм Рождества Христова. Храм Воскресения Христова. Храм Иоанна Предтечи. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины и Сычевского района, достижениям культуры населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Проект «История одного храма» 44 Сычевское старообрядческое движение 1 1 История возникновения, особенности объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины и Сычевского района, достижениям культуры населения освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Раздел VI. Дворянские усадьбы Сычевского уезда и Смоленской губернии (6 часов)
45 Эволюция дворянских усадеб Смоленщины 1 1 Усадьба, структура овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) План-схема усадьбы 46-50 Усадьбы Смоленщины 5 3 2 Усадьбы Глинок, Грибоедовых, Энгельгардтов, Уваровых, Паниных, Тенишевых, Хомяковых, Друцких-Соколинских и других. Усадьба графа Панина (Сычевский район, д. Дугино). овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.) Проект «Усадьба …» Раздел VII. Боевое прошлое нашего края (17 часов)
51-52 Уголок Боевой Славы. Книга Памяти 2 1 1 Бессмертный полк, Виртуальная Книга Памяти по увековечиванию имен всех солдат Великой Отечественной войны готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Уметь перерабатывать полученную информацию Презентация о школьном музее 53-56 Наш край в годы Отечественной войны 4 2 2 Народная война 1812 г. Дворянский предводитель Сычёвского уезда. Организация обороны поселений уезда. Боевые действия в Сычёвском уезде во время нашествия французов. Герои Народной войны Сычёвского уезда в 1812 году расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края, страны и человечества в целом осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
Перерабатывать полученную информацию.
Уметь проявлять активность Кроссворд «Война 1812г. на Смоленщине» 57-58 Сычевка в начале 20 века 2 1 1 Сычевка в годы первой мировой войны. Сычевляне и революция 1917 года умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах Исследовательская работа «Сычевка в начале 20 века» 58-67 Великая Отечественная война на территории нашего края 10 5 5 Жители города в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка – труженик тыла. Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края, страны осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях Проект «Мой дедушка/бабушка-участник войны»
«Детство, опаленное войной» 68 Итоговое повторение 1 1 Защита проекта умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
Перерабатывать полученную информацию.
Эссе «Письмо воину» 68 33 35 ИТОГО: 68
Учебно-методическая литература
Андрицова, М.Ю. История православной культуры земли Смоленской /М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий. – Смоленск: «Универсум», 2004
Будаев Д.И., Ильюхов А.А. История Смоленщины XIX-XX века. – Смоленск, 2007.
Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. – Смоленск, 2008
Каплинский В. Б. Дыхание родных просторов: сборник рассказов. – Сычевка: Полиграф, 1998 г.
Каплинский В. Б Затерянные родники: ч. 1. Земля Сычевская, (топонимика и гидронимика). – Тверь: Глаголь, 2001 г.
Каплинский В. Б. Затерянные родники. Земля Сычевская. – 2-е изд., испр. и доп.). – Смоленск: СГТ, 2009 г.
Каплинский В. Б Околица: сборник рассказов. – Смоленск: СГТ, 2008 г.
Каплинский В. Б Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии. – Смоленск: СГТ, 2007 г.
Каплинский В. Б Старая Сычевка: сборник исторических очерков. – Смоленск: СГТ, 2004 г.
Смоленск. Краткая энциклопедия/ Под ред. Будаева Д.И. и др. – Смоленск, 1994.
Шорин Ю.Н. Эволюция дворянских усадеб Смоленщины от крепостничества к индустриальной эпохе: Новоспасский сборник: Выпуск второй/ Третий век М.И. Глинки. Проблемы сохранения наследия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 31 мая - 2 июня 2006 года. – Смоленск, 2006.
Источники
Материалы архива музея Боевой славы МБОУ СШ №1 г. Сычевки Смоленской области (вещественные, письменные источники)
Материалы архива муниципального казённого учреждения культуры «Сычевский краеведческий музей» (вещественные, письменные источники)
Материалы архива православной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы г. Сычевки
Материально-техническое обеспечение
Диагностические материалы в папках-накопителях
Дидактические материалы в папках-накопителях
Комплект визуализации (ноутбук, экран, проектор)
Печатные пособия (карты, схемы, таблицы…)
Цифровые образовательные ресурсы http://www.1942.ru/book/old.sych.htm
Экранно-звуковые пособия (презентации, видео…)