Статья о продолжении традиций Д.Б.Кабалевского.


Д.Б.Кабалевский и продолжение его традиций.Слайд 1
Мне хочется вспомнить великого русского педагога – музыканта Д. Б. Кабалевского, выдающегося композитора, учёного, просветителя, общественного деятеля. В истории развития общего музыкального образования, согласно утверждениям всемирной организации по музыкальному образованию (ИСМЕ), возвышаются прежде всего три величественные фигуры – это композиторы, музыканты и педагоги Карл Орф, Золтан Кодаи и Дмитрий Кабалевский. Каждый из них создал и внедрил в жизнь оригинальные системы музыкального образования детей.
Д. Б. Кабалевский, как и 3. Кодаи, был удостоен высшим в ИСМЕ званием её Почётного президента. Музыка Дмитрия Борисовича своим торжественным фанфарным звучанием непременно возвещает раз в два года на том или ином континенте о начале всемирной конференции ИСМЕ, в которых принимают участие представители более ста стран мира. Отметим при этом, что Д. Б. Кабалевский явился единственным из вышеупомянутых педагогов музыки, который не только построил свою оригинальную программу обучения и воспитания, но и лично, в течение семи лет проверил её эффективность в одной из московских общеобразовательных школ.
Слайд 2
Дмитрий Борисович, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (университет), в течение всей своей жизни написал огромное количество самой разнообразной музыки для детей (помимо опер, симфоний, реквиема, концертов, сонат, квартетов, романсов и др.) и среди них – песен, которые пела (и с удовольствием поёт!) детвора.
Слайд 3
Дмитрий Борисович – замечательный автор многих книг, радио и телевизионных передач, в которых он в удивительно увлекательной доступной форме рассказывает детям и молодёжи о музыке.
Слайд 4
В чём сущность программы общего музыкального образования, разработанной Д. Б. Кабалевским?
Может быть, основным фундаментальным нововведением программы явился принцип тематизма. Целенаправленное усвоение школьниками закономерностей музыкального искусства приводит к овладению способности слышать музыку, чувствовать её и в вербальной (и не только) форме выражать свои чувства от переживания музыки. Но этой задачей Д. Б. Кабалевский не ограничивается. Постепенно, сообразуясь с возрастом детей, педагог последовательно стремится развивать в детях способность размышлять о музыке. Понятно, почему Д. Б. Кабалевский, выстраивая свою программу, выбрал в качестве её эпиграфа положение В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Характеризуя программу Д. Б. Кабалевского, нельзя не отметить, что наряду с принципом тематизма, особую роль в её реализации играет принцип интереса, увлечённости музыкальными занятиями, который обеспечивается не только ярким музыкальным материалом, но и установлением особой атмосферы урока искусства, чему Дмитрий Борисович, вслед за В. Н. Шацкой, Л. Н. Гродзенской, также уделял огромное значение. Все уроки Кабалевского отличаются особой сосредоточенностью, вниманием к учащимся, уважения к ним, к их размышлениям, ответам. Вопросы учителя: «Кто думает по-другому?», «Кто думает иначе?» постоянно звучат на уроках и способствуют воспитанию у детей самостоятельности в художественном мышлении, способности аргументации собственного ответа, творческих проявлений в форме пения, коллективного инструментального музицирования, музыкально-пластического интонирования.
Опора на «трёх китов» вводит нас в три огромнейшие области музыки: от простой детской песенки до сложных кантат, от детских пьес до симфоний и концертов.
Отмечая эти несомненные и столь значительные достоинства системы Кабалевского, можно ли отметить в ней, какие-либо «узкие места»?
Уже в первой экспериментальной программе по музыке обязательным условием является хоровое пение и указание на конкретный певческий материал на каждом занятии, а также установка на реализацию следующего положения Д. Б. Кабалевского «Каждый класс – хор! Вот идеал, к которому нужно стремиться» – эта задача всё-таки не была осуществлена в практике массовой школы.
В этой связи необходимо отметить, что главной причиной указанного недостатка в проведении занятий по данной программе в течение всего периода её существования, т.е. четверти века, является минимизированное количество времени (один урок музыки в неделю). Этого совершенно недостаточно для того, чтобы превратить учебный класс (в котором, как известно, занимаются дети с весьма различным исходным уровнем вокально-хоровых навыков, прежде всего интонационных) – в хор, способный петь интонационно чисто, без сопровождения, на несколько голосов, ориентируясь при этом на нотную запись. Доказано, в том числе психологами, что для успешного решения задачи развития исполнительских музыкальных навыков одноразовые занятия в неделю не эффективны. Нельзя не вспомнить при этом, что занятия по системе 3. Кодаи осуществлялись в школах от трёх до пяти раз в неделю.
Но дело не только в хоровом пении, хотя оно является в России, безусловно, главным исполнительским видом деятельности в условиях общего музыкального образования. Сейчас речь идёт о необходимости привлечения и других видов исполнительской деятельности детей, хорошо зарекомендовавших себя в практике массового музыкального образования и прежде всего коллективного инструментального музицирования с привлечением «элементарных» (термин К. Орфа) инструментов и пластического интонирования (И. В. Кадобнова, Е. В. Николаева и др.), успешные попытки использования которых производились в том числе в практике работы над программой Д. Б. Кабалевского.
Слайд 6
А теперь о продолжении традиций Дмитрия Борисовича.
Его последователи усовершенствовали его программу, расширив её и дополнив полным комплектом методического пособия для учителя и учащихся. Прекрасным подтверждением этому служит имя Галины Петровны Сергеевой, программа которой стала самой востребованной и доступной. Добавить к этой программе еще два часа внеклассной работы и всё отлично.
В республике Саха (Якутия) два года назад стартовала национальная якутская программа «Музыка для всех». Министерство образования Республики Саха (Якутия) обратилось с просьбой к кафедре ЮНЕСКО при МПГУ «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» разработать новый вариант программы Д. Б. Кабалевского и выразила готовность к организации в условиях Якутии трёхразовых занятий музыки в неделю (один урок в сетке часов и два часа внеклассных занятий). Кафедра приступила к решению этой задачи.
С началом этого учебного года в реализации данного проекта приняли участие 34 учителя музыки Якутии. Учителя музыки обеспечены концепцией начальной школы, программой музыкальных занятий для первого класса, хрестоматией, фонохрестоматией, методическим пособием, электронными пианино для каждого класса, где проходят занятия, комплектом из 35-и «элементарных» музыкальных инструментов (включая также 10 мелодик и блокфлейту). Летом 2014 года в г. Якутске учителя прошли курсы по подготовке к работе по новой программе, осуществлённые силами профессорско-преподавательского состава кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. В 2015 году начнёт издаваться видеопособие для учителей пилотных школ с демонстрацией «пошаговых» образцов работы учителя в каждом виде исполнительской деятельности, а следом за этим и видеоучебником для учащихся.
«На финансирование мероприятий реализации проекта – закупку музыкальных инструментов, участие учащихся и преподавателей в конкурсах различного уровня, переподготовку кадров – министерством культуры и духовного развития республики в 2013 году году заложено около 4 млн. рублей».
Министерством поставлено три задачи: оснащение материально-технической базы, обеспечение кадрами и учебно-методическое обеспечение, на реализацию которых до 2016 года предусмотрено 24 млн. рублей. В 2013 году было закуплено 200 синтезаторов, которые направлены в школы республики, есть потребность в оснащении образовательных учреждений пианино, скрипками, национальными музыкальными инструментами. Минобром разработан контент музыкального кабинета. В данное время уроки музыки в школах преподаются с первого по седьмой классы один час в неделю, но до 2016 года планируется пересмотр учебной нагрузки в сторону увеличения этого количества до трех часов в неделю.
Кадры для работы над проектом «Музыка для всех» в школах готовят в музыкальном отделении Якутского педагогического училища № 1. Председатель Госсобрания высказал свои предложения по успешной реализации проекта: «Прежде всего, необходимо обеспечить общеобразовательные и музыкальные школы качественными музыкальными инструментами, соответствующими педагогическими кадрами, предусмотреть в учебном плане необходимое для занятий музыкой количество часов. Проект заработает по-настоящему, если будет создана соответствующая учебно-материальная база». Спикер парламента уверен, что финансирование мероприятий по реализации проекта необходимо увеличить. При этом необходимо задействовать не только республиканские, но и федеральные средства.
«И самое главное – пропаганда музыки, проведение постоянно действующих конкурсов, фестивалей», - говорит он. Участники совещания добавили, что уже создается хор учителей, будет проведен смотр исполнителей гимна, готовится серия музыкально-просветительских программ на республиканских телеканалах, в газетах – рубрики о музыке, будут проведены музыкальные форумы, концерты, тематические выставки.
Таким образом, есть основания полагать, что подобный подход даёт основу для достижения оптимальных результатов в музыкальном образовании.
Согласно концепции проекта, каждый ребенок по окончанию школы должен знать азы музицирования на классическом музыкальном инструменте и владеть хоровым пением.
Новая программа «Музыка», в опробации которой участвуют несколько школ Московской области, не имеет, к сожалению, такого размаха, как «Музыка для всех» в Якутии.
Прежде всего, необходимо обеспечить общеобразовательные и школы качественными музыкальными инструментами, соответствующими педагогическими кадрами, предусмотреть в учебном плане необходимое для занятий музыкой количество часов. Проект заработает по-настоящему, если будет создана соответствующая учебно-материальная база.
У этой программы нет никакого методического подтверждения, кроме примерных тем и примерного перечня музыкальных произведений. А в этом году учителям предстояло самим разработать программу и календарно-тематическое планирование уроков музыки для 1 класса, программу внеурочной деятельности по хоровому пению и инструментальному иузицированию.
А специалисты?
У нас в городе находится «Пионерия», которая в силу возможностей помогает. Но многие учителя музыки из других регионов и не знают, например, системы Г.А.Струве, которая действительно работает и дает прекрасные результаты. А Струве ведь тоже является учеником Кабалевского.
Нет и достойных курсов подготовки учителей.
Нечего и говорить об инструментальном музицировании. Ни одна из школ не укомплектована детским инструментарием.
Слайд 7
На своём творческом пути Д. Б. Кабалевский не только сочинял музыку, но и последовательно и настойчиво учил музыке. Д.Б. Кабалевский создал уникальную систему музыкального образования подрастающего поколения. На основе его разработок выросло не одно поколение людей в нашей стране – активных культурных слушателей. Благодаря ему музыка стала полноценным участником процесса общего образования. Его имя навсегда вписано в число наиболее выдающихся академиков Академии педагогического образования России.
Слайд 8