Актуальность изучения вопросов военной истории России в контексте патриотического воспитания молодежи.


Актуальность изучения вопросов военной истории России
в контексте патриотического воспитания молодежи.
В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания все чаще определяется как одна из приоритетных. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и патриота.
Для достижения этой цели в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» поставлены следующие задачи:
повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;
формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;
внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.
Растет социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.
Реализация этих задач во многом зависит от повышения воспитательного потенциала образовательного процесса в школе. Наши ученики воспитываются в условиях экономического и политического реформирования, прежняя идеологическая система оказалась разрушенной, новая пока создается. Преданы забвению духовные ценности и традиции многовековой российской истории, на которых воспитывалось несколько поколений наших граждан. Богатейшая история нашей страны и ее Вооруженных Сил несет в себе громадный воспитательный потенциал, который должным образом не используется.
Особая роль здесь должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, учится на героических примерах великих предков беззаветному служению Отечеству.
Военно-историческая подготовка в определенной мере призвана решать также задачи духовно-нравственного обеспечения процесса военно-патриотического воспитания.
Изучение вопросов военной истории позволит обеспечить личностно-эмоциональное восприятие школьниками прошлого и настоящего.
Военно-историческая подготовка подразумевает:
изучение истории малой Родины
изучение ратной истории России и Советского Союза, истории Вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;
изучение жизни и подвигов военачальников полководцев, защитников Отечества, деятельность ученых и конструкторов, писателей и поэтов, мастеров культуры и искусства, религиозных деятелей;
изучение боевого пути воинских частей и соединений;
проведение дней воинской славы России и Советского Союза;
реконструкцию исторических событий;
увековечивание памяти российских и советских воинов;
изучение истории научных открытий, создания военной техники;
изучение военной символики и формы.
Военная история – процесс развития военного дела с древнейших времен до настоящего времени; наука, изучающая войны и вооруженные силы прошлого, а также опыт военной деятельности социальных групп, обществ, государств.
Военная история является частью исторической науки; все явления рассматриваются и оцениваются с учетом конкретных исторических условий, в которых они происходили.
Объектом изучения военной истории являются войны в эволюции человеческого общества.
Предметом изучения являются процессы изменений, происходящие в способах и средствах ведения вооруженной борьбы в различные временные промежутки и проблемы, связанные с эволюцией военного искусства, в ходе развития отдельных социальных групп или обществ.
Военная история включает историю войн, историю вооруженных сил, историю боевой техники и историю военного искусства. Военная история раскрывает цели и характер войн, причины их возникновения, силы и планы сторон, анализирует ход кампаний, операций, боев, освещает политические, экономические и военные итоги, вскрывает причины побед и поражений, определяет влияние данной войны на развитие человеческого общества, извлекает из опыта войн необходимые выводы и уроки, изучает военные теории как обобщение практики боевого опыта. Вопросы военной истории должны занять значимое место в воспитании гражданина и патриота Отечества.