Особенности работы по развитию духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях где обучаются дети с ОВЗ


Особенности работы по развитию духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях где обучаются дети с ОВЗВыполнила Яцык Л.М.учитель начальных классовМБОУ «СШ №15» г.Евпатория «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам» В.А.Сухомлинский Задачи духовно-нравственного воспитания-формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;-расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей; - формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство – общение и игра;- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания. В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг58% Конвенция о правах инвалидовСтатья 24 «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Рекомендации педагогу в работе с ребёнком с нарушением слухаНеобходимо требовать от ребенка с нарушением слуха, чтобы он всегда смотрел на говорящего: и на учителя, и на отвечающего. Важно следить за тем, чтобы плохо слышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Полезно почаще контролировать ученика в разных формах: «Повтори, что я сказала; что рассказала Аня; продолжи» и т.п. Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допустить, чтобы что-то осталось им непонятым. Поэтому такого ребенка необходимо контролировать на каждом уроке. Если новый вид работы проводится впервые, ребенку можно дать возможность самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие дети. В этой ситуации его нельзя вызывать для ответа первым. Не следует предлагать слабослышащему ребенку письменную самостоятельную работу, в то время, когда весь класс работает устно. Это приводит к 3 нежелательным последствиям: · - ребенок «выпадает» из работы и не знает, чем занимаются одноклассники; - он не совершенствует своих умений и навыков во фронтальной устной работе; - учителю все чаще придется создавать для такого ребенка особые условия. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека..2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям. 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Формы работы с детьмиБеседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. Проведение совместных праздников школы и общественности. Использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр). Детская благотворительность Акция «посылка солдату», акция Милосерия )Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия). Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.