Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий


Семинар «УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ» Задачи семинара:- Познакомить педагогов с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность учащихся».- Сформировать представление о роли учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке и вне урока.- Раскрыть условия успешного осуществления исследовательской деятельности и роль преподавателя в организации исследовательской деятельности учащихся. - Показать опыт учителей школы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время(биология, география). «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»Карл Роджерс Актуальность исследования Теоретическая основа: Представляет идею «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся». Ёё разработали Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С.Обухов. Под исследовательской деятельностью авторы понимают- процесс решения творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, основанный на освоении особенностей окружающей действительности с помощью методов научной работы, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей. Исследовательская деятельность направлена на поиск нового знания.Её можно сравнить с работой следопыта, который стремится извлечь необходимую информацию чтобы понять окружающий мир Исследователь – «тот, кто занимается научными исследованиями» (Словарь С.И. Ожегова) Исследование научное – процесс выработки новых знаний,один из видов познавательной деятельности. Характеризуетсяобъективностью, воспроизводи-мостью, доказательностью,точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Исследования делятся нафундаментальные и прикладные,количественные и качественные,уникальные и комплексные.(Российский энциклопедический словарь) ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЭТО КТО? Креативность (от лат. Creative - творческий) – это способность порождать необычные идеи, отклоняться оттрадиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Дж. Гилфорд). Надо развивать отношения:к науке, «своей» области её;к её прикладному аспекту;к процессу познания;к преодолению трудностей и проблем;к себе самому;к сотрудничеству с другими; иногда – к позиции «белой вороны». Воспитание юного исследователя – это развитие отношения к познанию и творчеству Планируемые образовательные результаты Эмоционально-чувственное Толерантноеобщение Умение делатьсвой выбор Активнаятворческая личность Исследовательская деятельность побуждается поисковой активностью, характеризуется исследовательским мышлением и проявляется в исследовательском поведении С точки зрения процесса обучения, можно выделить принципиально четыре различных типа:• дать рыбу и не обучать ловле; • учить голодного ловле; • накормить, а потом учить ловле; • учить ловле и одновременно кормить. Цель исследовательского обучения- развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков синтеза новой информации на основе анализа первоисточников. Цели: УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  у учителя:развитие у учащихся готовности и способности самостоятельно осваивать новые способы деятельности в процессе, максимально напоминающем научный поиск у учащегося:1) поиск субъективно новых знаний (новых для конкретного учащегося)2) поиск новых методов и способов деятельности Задачи: развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление);дать возможность учащимся развивать свои творческие способности, самостоятельно получать знания и использовать их в нестандартных учебных и жизненных ситуациях;способствовать повышению личной уверенности, позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать. Значение исследовательской деятельности для учащихся:• учатся умению самостоятельно добывать знания; • испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; • развивают навыки самоорганизации; • формируют адекватную самооценку; • приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; • осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др. Деятельность. Исследовательская Определение задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала д е я т е л ь н о с т ь Постановка цели Подбор методик исследования и практическое овладение ими Анализ и обобщение полученного материала Выводы По количеству участников можно выделить исследования: личностные парные групповые Краткосрочнымина нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности(один-два месяца) Долгосрочными (до года) По продолжительности исследования могут быть: Результаты исследовательской деятельности: написание исследовательского сочинения;создание электронной презентации;выпуск буклета;создание макета;чертёж таблицы; Уровни сформированности исследовательских умений учащихся: Первый уровень -учащиеся с трудом выполняют единичные операции исследования с помощью учителя, используя единичные элементы знаний из конкретной темы для построения суждений.Второй уровень -учащиеся могут выполнять единичные операции исследования, проводить аналогичные исследования, использовать знания конкретной темы.Третий уровень -учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, под руководством учителя они могут построить гипотезу и исследовать свойства веществ, рассматриваемых впервые. Но при этом учащиеся не всегда могут сделать полный вывод, преимущественно используют знания, полученные при изучении конкретной темы, и не всегда могут найти рациональный путь решения проблемы.Четвёртый уровень –комплексное использование исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельного построенной гипотезы. Они могут находить рациональные пути решения проблемы, которая требует актуализации знаний из разных разделов курса. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе 1 – 6классы Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся Формы: Урок.Внеклассная работа.Кружки эстетического цикла.Секции.Школьные олимпиады. Для обучающихся в начальной школе Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нимПроблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находится в зоне ближайшего развития Организация исследовательской деятельности учащихся в школе 7 - 9 классы Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся.Индивидуальная работа со способными школьниками. Формы: Урок.Внеклассная работа. Предметные недели.Олимпиады.Факультативы.Элективные курсы (9 классы).НОУИндивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.Кружки.Секции. Для обучающихся в основной школе Темы детских работ выбираются из любой содержательной области(предметной, межпредметной, внепредметной)Проблемы- близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений Организация исследовательской деятельности учащихся в школе 10-11 классы Завершающий этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. Формы: Урок.Внеклассная работа.Предметные недели.Олимпиады.Факультативы.НОУ.Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. Для обучающихся в старшей школе Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находится в области их самоопределения Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности Урочная деятельность Внеурочная деятельность Урочная деятельность Исследовательские методы Творческие задания Проекты Учебный эксперимент Домашнее задание исследовательского характера Другие технологии развивающего обучения Внеурочная деятельность Массовая-Познавательные игры, конкурсы-Предметные недели-Конференции Групповая-Школьное исследовательское общество-Факультативы, элективные курсы, кружки-Проекты Индивиду-альная-Исследовательская работа-Творческие работы-Проекты Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы Форма Задачи 1.Кружки, студии, объединения Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы Форма Задачи 2.Факультатив Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы Форма Задачи 3. Элективные курсы Содействие в профессиональной ориентации. Удовлетворение познавательных интересов в областях деятельности человека, выходящих за рамки школьной программы. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы Форма Задачи 4. Предметная неделя (декада) Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы Форма Задачи 5. Исследовательское общество учащихся Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы Форма Задачи 6. Ученическая конференция Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся:• мотивировать • обучать • стимулировать Условия, необходимые для успешного осуществления исследовательской деятельности: 1. Целенаправленность и систематичность.2. Мотивированность. 3. Учёт возрастных особенностей. 4. Психологический комфорт. 5. Личность учителя. 6. Творческая среда. Виды исследовательской деятельности Монопредметное исследование Надпредметное исследование Межпредметное исследование УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕМ (по А.И.Савенкову) Фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;Экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;Теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ исследования? Требования к выбору и формулировке темы:Важно, чтобы тема была интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем;Тема должна быть актуальна;Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях;Формулировка темы может содержать спорный момент;Тема должна быть конкретна;Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое;Тема должна быть интересна и научному руководителю, и консультанту;Важно с самого начала правильно сформулировать тему Примерные темы исследовательских проектов: Бездомные животные – проблема всех и каждогоСотовая связь и здоровье человекаТранспорт «за» и «против»Экология и автомобильРепрессии в период массовой коллективизацииРеабилитация незаконно репрессированныхИскусство речи адвокатаИзучение видов птиц в окрестностях города Смертная казнь: за и противПричина преступности несовершеннолетнихРедкие и охраняемые растения Смоленской областиМ. Цветаева «Жизнь в цветах»Открытия, которых не былоКакова еда и питьё – таково и житьёМагнитные бури - сигналы, посланные солнцем Межличностные отношения в классном коллективеВлияние стрессовых ситуаций на успеваемость школьниковПословицы и поговорки в иностранном языке «Почему» и «Для чего» - два кита исследовательской деятельности Почему именно эта тема и именно на данный момент является для вас актуальной? научная значимостьсоциальная точка зрения личностная точка зрения практическая значимость работы Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования Вопросы:«Какой результат предполагается получить?»«Каким видится этот результат?»«Что необходимо сделать для его получения?» Цель исследования - это во имя чего предпринимается проект и это то, чего вы пытаетесь добиться реализацией данного проекта. Направленность исследования должна отображаться в формулировке цели«доказать» «обосновать» «разработать» Задачи исследовательского проекта «проанализировать»«описать»«выявить»«определить» «установить» Формулирование гипотезы Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения явления, которое не подтверждено и не опровергнуто («если…, то…»; «так…,как…»; «при условии, что…»; «может быть»; «предположим»; «допустим»; «возможно»; «что, если…») Определение методов исследования Метод – это способ достижения цели исследованияПолевое наблюдениеЛабораторное наблюдениеНепосредственное наблюдениеОпосредованное наблюдение Планирование исследования что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку;какие источники информации необходимо изучить;какие способы сбора и анализа информации можно использовать;в какой форме или каким способом можно представить результаты работы (формы проекта и исследования);каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности;как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой). Распределение ролей при работе в команде исследователь — его основная задача — отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации;творец — создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно);помощник — помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе; организатор — следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы; докладчик — готовит вместе с другими участниками доклад о работе; отвечает за этап презентации. Анализ учебной исследовательской работы Перед выбором путиТы реши, куда идти,Если вышла ерунда,Значит, шёл ты не туда.Чтоб успех заполучить,Быть понятным всеми,Надо знать, как оценить,По какой системе.В жизни каждой из идей,И для их свершенья,Важно мнение людей…Сформируй их мнение. Завершающий этап –защита исследовательской работы Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;Степень осмысления использованной информации;Уровень сложности и степень владения использованными методиками. Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования Оригинальность идеи, способа решения проблемы;Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;Владение рефлексией;Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов Класссификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Проблемно-реферативные- творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы Минусы и плюсы «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». В.П. Вахтёров