Конспект урока по физике Механическая работа (7 класс)
Тема урока: «Механическая работа»
Цели урока:
Обучающая:
а) сформулировать у учащихся представление о работе как физической величине;
б) выяснить признаки и условия выполнения механической работы;
в) показать зависимость работы от действующей силы и перемещения тела. Подвести учащихся к математической формуле вычисления работы;
г) научить применять данную формулу для решения расчетных и экспериментальных задач.
Воспитательная:
а) убеждение учащихся в познаваемости окружающего мира;
б) создание позитивного отношения к изучаемому разделу;
в) формирование уважения к научному знанию, убеждению в их ценности.
Развивающая:
а) развивать способности анализировать, делать выводы, логично рассуждать, запоминать;
б) развивать воображение и умение моделировать.
Оборудование к уроку: тела разной массы 100г; 200г; демонстрационный динамометр, линейка длиной 50см; логические треугольники, заготовки слов: сила, перемещение, механическая работа, работа; тестовое задание.
УМК под редакцией Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важевской «Физика 7», рабочая тетрадь на печатной основе.
Технические средства: компьютер, мультемидийный проектор, экран.
Оформление классной доски.
21.02.08.
«Механическая работа»
Работа = сила x перемещение
A = FЧS
[A] = 1Дж.
1Дж.=1Н x 1м
1кДж.=1000Дж.
1гДж =10кДж.
F
·0; s
·0; A
·0;
F=0; s
·0; A=0;
F
·0; s=0; A=0.
А>0 (положительно)
F s s
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415А>0 (отрицательно)
Fs s
F13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Структура урока и его ход.
Тип урока – изучение нового материала.
Структурные элементы урока.
Деятельность учителя и учащихся.
Подготовка учащихся к теме урока:
Постановка цели урока;
Актуализация опорных знаний;
Мотивация знаний;
Знакомство с новым материалом:
а) создание проблемной ситуации;
б) решение поставленной задачи на основе эксперимента;
в) вывод на основе эксперимента.
Обобщение учителя.
Совершенствование знаний;
Применение знаний и их систематизация.
Организация работ дома.
Вводное слово учителя:
Вопросы к классу:
Блиц сообщения и презентации учащихся;
Выполнение тестового задания;
Что нового на данном уровне узнали?
Познакомиться с материалом учебника, творческое задание.
Ход урока.
Организационный момент: Вводная беседа:
Учитель – Здравствуйте, ребята! Сегодня урок я хочу начать со слов арабского поэта средневековья Фирдоуси:
Науку всё глубже постигнуть стремись
Познанием вечного жаждой томись
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Чтобы лучше изучить окружающий нас мир, познать его, прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу.
Изучение нового материала начнем с небольшого видеофрагмента.
Посмотрев его, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(показ видеоролика «Ну погоди!»-10 серия.)
Учитель - О чем мы будем говорить?
Учащийся – О работе механизмов.
Учитель – Правильно, тема урока «Механическая работа».
(открыть надпись на доске «Механическая работа»).
Учитель – Как известно, в обыденной жизни словом «работа» мы выражали всякое полезное действие человека или устройства.
В физике этот термин имеет другое значение. Им обозначается физическая величина, связанная с действием сил.
Наша цель: узнать признаки и условия механической работы и условия, при которых она совершается. Как вычислить работу и единицы её измерения.
Откройте тетрадь и запишите тему урока «Механическая работа». Посмотрим, как вы готовы к восприятию нового материала:
Актуализация опорных знаний.
Возьмите лист у вас на столах, в них вопросы для проверки знаний. Отвечаем на них по порядку:
Что является причиной изменения скорости движения тел?
Учащийся: причиной изменения скорости движения тел является сила.
Продолжите фразу: «Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени называют
Учащийся: «пройденным путем»
В течение двух тысячелетий утверждение Аристотеля «без силы нет движения» казалось истинным. Установленный Галилеем закон инерции и чуть позже сформулированные Ньютоном законы механики совершили переворот в научном мышлении. Попробуйте объяснить, в чём ошибочность идеи древнегреческого ученого.
Учащийся: Его ошибка состояла в том, что он не учел явление инерции, при котором тело может перемещаться (двигаться) даже тогда, когда равнодействующая
·сила будет равна нулю. Это явление описывается I законом Ньютона.
Учитель: Отвечая на вопросы, мы с вами установили: что под действием силы тело изменяет свою скорость, значит будет меняться и координата тела. А будет ли при этом совершаться работа?
Опыт: движение техники; поднятие груза (мяч в покое)
Учащийся – Будет, т.к. на тело действует сила и тело перемещается.
Учитель – Какие признаки совершения работы?
Учащийся – механическая работа связана с действием силы и перемещения тела.
Учитель – правильно.
(открываю на доске: работа, сила, перемещение.)
Учитель – Теперь выясним, от чего зависит значение совершенной работы. Предлагаю провести эксперимент:
1. поднятие тел разной массы на одинаковую высоту.
1м
Вывод: Механическая работа прямо пропорционально зависит от действующей силы на тело. Чем больше прилагаемая сила, тем больше совершается работа.
2. поднятие тел одинаковой массы на разные высоты.
Вывод: Механическая работа прямо пропорционально зависит от пройденного расстояния. Чем больше проходит тело расстояние под действием силы, тем больше совершается работа.
поднятие тел разной массы на разные высоты.
Сравните выполненные работы?
Кто совершил большую работу?
Механическая работа измеряется произведением силы на перемещение, на котором действует сила.
Откройте учебник на странице 102 – прочитайте жирный шрифт.
В физике работу обозначают А.
Чтобы вычислить работу:
Каковы условия выполнения работы:
Запишем при F
·0; s
·0; А
·0
При F
·0; s=0; А=0; (тело покоится)
При F=0; s
·0; А=0. (движение по инерции, движение спутника по круговой орбите под действием силы тяжести)
Оказывается, это уравнение справедливо для измерения работы, если тело движется в направлении действия силы. В этом случае говорят, что совершается положительная работа сил.
Опыт – движение мяча вверх.
Вопросы к опыту:
Какие силы действовали на мяч при движении вверх?
Куда они направлены?
Куда направлено перемещение мяча?
Сравните направление действия силы и перемещения мяча?
В этом случае говорят, что совершается отрицательная работа силы тяжести. Выпишете это условие в тетрадь.
1) при движении вверх (работа силы тяжести отрицательна)
2)при движении вниз (работа силы тяжести положительна)
А сейчас проведем блиц интересных сообщений, которые вы подготовили к этому уроку.
Термин «работа» в физику ввел французский математик Жан Понселе. Кто нашел небольшую справку о этом ученом?
- выступление учащегося (обратить внимание на слайд)
- работа это физическая величина. Основной единицей измерения работы является 1дж. Эта единица принята в честь английского физика Д. Джоуля.
Кто желает рассказать о Д. Джоуле?
- выступление учащегося обратить внимание на слайд)
- чему равен 1 Дж.? (ответ на стр. 102)
Обратить внимание на стену 1Дж.
На практике часто используют и другие единицы работы: более удобные для выражения большой или маленькой работы.
1кДж. = 1000Дж
1гДж. = 100Дж.
1мДж. = 0,001Дж.
Кто ещё желает выступить?
-презентация учащегося «А знаете, ли вы?»
-сообщение о 125г хлеба.
Итак, что же нового мы узнали на уроке?
Чтобы проверить усвоение ваших знаний, выполним тестовое задание. Тест выполняете в течении 2 часов; именно столько времени отводится па решение 4 заданий уровня «А» единого экзамена по физике.
Закончили работу. Сравните с кодом правильных ответов и выставите сами себе оценку.
Кто правильно выполнил тест?
Тест разноуровневый, самыми сложными являются два последних вопроса.
Подведем итог.
С сообщениями вы справились на отлично. На уроке познакомились с понятием механическая работа, с причинами и условиями выполнения работы, единицами работы. Использовали на уроке знания математики, физики, истории.
Д/З. §31, стр.101 – 103, №187.
Слова К.Д.Ушинского «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет».
Спасибо за работу. Урок окончен.
F
F
m
m
F
A
g
S
500
100
100
100
100
500
А=FЧS