Технологическая карта темы План и карта, 5 класс, география


Технологическая карта.
Предмет География
Класс 5
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение, 2011.
Тема ПЛАН И КАРТА
Типы уроков Урок получения новых знаний, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок – практикум.
Целевые устоновки на достижение результатов:
предметные Базовый уровень (учащийся научиться): Повышенный уровень (учащийся получит возможность):
* Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
*анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
* находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных); зависимости и закономерности;
* определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
* выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
* составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
* представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. *ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
* читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
* строить простые планы местности;
*создавать простейшие географические карты различного содержания;
* моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
метапредметные Обучающиеся владея устной речью, строят монологические высказывания; адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы. Обучающиеся получат возможность участвовать в коллективном обсуждении; делать аргументированные умозаключения; осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности.
личностные Обучающиеся убедятся в том, что осознают ценность умения вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию;  сформируют потребность в самовыражении и самореализации, представление о значимости полученных знаний по теме «План и карта» в жизни. Обучающиеся получат возможность научиться применять разные подходы в решении проблем (ориентировании на местности, определении азимута, составлении плана местности, определении относительной и абсолютной высоты, ведении съёмки местности, определении географических координат)
УУД Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Основные понятия Ориентирование, азимут, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, масштаб плана или карты, условные знаки, относительная высота, абсолютная высота, горизонтали, съёмка местности, глобус, географическая карта, свойства географической карты: обобщение, условные знаки, шкала высот и глубин, метод послойной окраски, легенда карты, градусная сетка, крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные карты, параллели, меридианы, нулевой меридиан, географические координаты, географическая широта, географическая долгота, северный тропик, южный тропик, северный полярный круг, южный полярный круг, солнечное время, часовые пояса.
Межпредметные связи Биология, астрономия, математика, геодезия, медицина, строительство.
Ресурсы для изучения темы Учебник, атласы, план местности, компас, физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР.Формы организации работы Фронтальная, групповая, парная.
Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
№ в те-меТема урока Основное содержание урока Личностные УУД Предметные УУД Метапредметные УУД
1 Ориентирование на местности. План местности Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде.
План местности. Особенности изображения местности на плане
Условные знаки.
Ресурсы урока:
Учебник, §8 с.30-32.
Тренажёр, с.16 №1-4 Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Распознавать различные ви-ды изображения земной пове-рхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотогра-фиями одной местности.
Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нера-спознаваемые географические объекты.
Определять по компасу направ-ления на стороны горизонта по Солнцу, Полярной звезде и «жи-вым ориентирам»
Определять азимут, углы с помощью транспортира.
Читать план местности. Умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
2 Земная поверхность на плане и карте
Условные знаки.
Масштаб и его виды.
Ресурсы урока:
Учебник, §9 с.33-35.
Тренажер с.16 №5-14 Осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира, оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.
Определять объекты мест-ности на плане с помощью условных знаков.
Определять виды масштаба
Читать топографическую карту.
Понимать значения плана местности для умения ориен-тироваться в пространстве.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
3 Практическая работа №3 «Определение масштаба и измерение расстояний» Измерение расстояний с помощью масштаба.
Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Решать практические задачи по переводу масштаба из одного вида в другой, измерять расстояния на карте при помощи масштаба.
Распознавать условные знаки. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
4 Земная поверхность на плане и карте
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.
Относительная высота.
Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности.
Ресурсы урока:
Учебник, §10 с. 36-37
Тренажёр,с19-22 №15- 22 Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира, оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности. Определять относительную и абсолютную высоты по плану.
Определять по плану с помощью горизонталей направления повышения и понижения местности.
Оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.
Работать в паре.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
5 Практическая работа №4
«Составление плана местности»
Топографическая карта
Способы глазомерной съемки местности.
Ресурсы урока:
Учебник, с. 38-39
Тренажер с .23 № 23-24 Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира, оценивать значение умений определять расстояния на планах местности, географических картах и глобусах. Определять на плане расстоя-ния между объектами.
Ориентироваться на местнос-ти.
Использовать оборудование для глазомерной съемки.
Составлять простейший план местности.
Работать в группе. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
6 Географическая карта
«Глобус» – объемная модель Земли.
Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.
Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.
Ресурсы урока:
Учебник §12 в. 2-7 зад 1,8-11 Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, осознание того, зачем нужна географическая карта и где её можно применять в жизни.
Определять роль географи-ческой карты как источника информации.
Оценить значение географи-ческой карты как достижения науки и культуры.
Выявить основы карты.
Уметь различать карты по масштабу.
Осознать необходимость понимания и чтения карты.
Овладеть умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
7 Градусная сетка
Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.
Определение направлений и расстояний по карте.
Ресурсы урока:
Учебник, §13 в. 2-9
Тренажер 1,10,11 Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков.
Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.
Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
 Определять по картам сторо-ны горизонта и направления движения.
Определять расстояние  с помощью градусной сетки.
Раскрыть значения градусной сетки для ориентирования по карте. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
8 Географические координаты. Географическая широта.
Географические координаты.
Географическая широта. Определение географической широты объектов
Ресурсы урока:
Учебник §14 в. 1-5,
Тренажер, з. 6 Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать и уметь определять географическую широту, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению.
Определять географическую широту.
Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
9 Географические координаты. Географическая долгота.
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.
Ресурсы урока:
Учебник, §15 в. 1-4.
Тренажер 5-12. Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать и уметь определять географическую долготу и географические координаты, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению.
Определять часовые пояса.
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
10 Практическая работа №5 «Решение географических задач по теме «План и карта» Отработать умение определять географические координаты объектов, объектов по их координатам с помощью градусной сетки, решать практические задачи по переводу масштаба, находить абсолютную и относительную высоту, читать план местности. Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать и уметь определять географические координаты с помощью градусной сетки, решать практические задания по переводу масштаба и измерять расстояния на плане и карте, формирование способности к самоопределению, Определять географических координат объектов, объектов по их координатам с помощью градусной сетки.
Решать практические задачи по переводу масштаба.
Находить абсолютную и отно-сительную высоту.
Читать план местности.
Работать в сотрудничестве. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.