«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРОМАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого
627350 РФ, Тюменская область, с. Аромашево, ул. Октябрьская, д.35 тел/ факс 2-13-83, 2-27-74











«Педагогические находки»
в работе с детьми с ОВЗ



















Автор: С. А. Вдович – школьный психолог










Аромашево
2011
«Педагогические находки» в работе с детьми с ОВЗ
В условиях общеобразовательной школы интегрированно обучающиеся дети или дети с ОВЗ требуют особого внимания. Часть детей обучается на дому, в основном этот дети с тяжелыми психическими и физиологическими отклонениями. Для детей, обучающихся по программам 7 и 8 вида, не создан отдельный коррекционный класс, и развивающие занятия проводятся либо самими педагогами, либо психологом.
В школе создана творческая группа, объединяющая педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Условия школы (расписание, кабинетная система, отсутствие комнаты для психологических занятий) не позволяют в полной мере осуществлять весь комплекс психологических услуг, поэтому занятия с младшими школьниками проводятся индивидуально, в удобное для них время, а с ребятами 5 – 8 классов организуется работа в группе.
Для этих занятий на основе пособий, рекомендованных к использованию как педагогам, так и психологам, разработаны и реализуются программы, план которых приведен в этой статье.

Тематическое планирование развивающих и коррекционных занятий
для учащихся 2-4 классов, (8 вид) по программе
«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков» на основе пособия О. А. Степановой «Профилактика школьных трудностей» (Методическое пособие. – М., Творческий центр «СФЕРА», 2003). Количество часов в неделю – 1.


занятия
Игры и упражнения
Цель
Колич. часов

1
«Найди отличия», «Сложи картинку», «Заплатки», «Разложи по порядку»
Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков
2

2




3
«Четвертый лишний», «Собери команду»,
«Коллаж», «Прояви смекалку!»
Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекция их недостатков
2

4




5
«Сосчитай удары», «Молоточки», «Угадай, кто?», «Так бывает или нет?»
Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекция их недостатков
2

6




7
«Сделай, как я!», «Ухо – нос»,
«Самые красивые бусы», «Иллюстрирование книги»
Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков
2

8




9
«Мозаика на пластилине»
Развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекция их недостатков
2

10




11
«На что похоже?», «Угадай, чья тень?», «Волшебные картинки», «Необычный алфавит», «От 1 до 20 и обратно»
Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков
2

12




13
«Заячьи дорожки», «Улицы волшебного города»,
«Рисованье по словесному описанию»
Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекция их недостатков
2

14




15
«Правильно - неправильно», «Придумай предложение»,
«Продолжи стихи»
Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекция их недостатков
2

16




17
«Копировщики узоров»
Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков
2

18




19
Графические игровые упражнения «Раскрась сам» (по контурным рисункам)
Развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекция их недостатков
2

20




21
«Лабиринты», «Рисунок под дождем», «Какое слово зашифровано», «Склеенные слова», «Найди слова»
Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков
2

22




23
«Измени по образцу»
Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекция их недостатков
2

24




25
«Общий звук», «Картинка-помощница», «Загадки», «Построим пирамиду», «Подумай, не ошибись»
Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекция их недостатков
2

26




27
«Иллюстрирование книги»
Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков
2

28




29
Раскрашивание предметов и букв по трафарету
Развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекция их недостатков
2

30




31
«Раскрась одинаковые фигуры», «Расшифруй письмо», «Буквы заблудились», «Вершки и корешки»
Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков
2

32




33
«Найди «вкусное слово», «Слог - шаг», «Сложи имена», «Найди картинку в схеме»
°Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекция их недостатков
2






Панно «Волшебная поляна»
индивидуальная работа Еськиной Нади – 3 кл. (программа 8 вида)
(техника «Конфетти»)


«Раскрась сам» (по контурным рисункам)
индивидуальная работа Еськиной Нади – 3 кл.



Программа коррекционных и развивающих занятий для учащихся
5- 8 классов (занимающихся по программам 7, 8 видов) на основе пособия
Л. Д. Коротковой «Сказкотерапия в школе» (Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений и поведении детей. – М.. 2006) и сборника «Тест со всех сторон», газета «Школьный психолог» - М., «Первое сентября», - 2004 – 2009 г. Количество часов в неделю – 1, 5.


занятия
Тема занятия
Цель
Колич. часов

Диагностика

1
Подростковый ПДО (Личко)
Выявление акцентуаций характера
0,5

2


0,5

Сказкотерапия

3
«Как потрудились, так и наградились» (работа с текстом)
Выявление затруднений в межличностном общении, определить приемы их преодоления
1

4




5
Изображение (изготовление) персонажей сказки из природного материала
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1

6




7
«Этот пес верно службу нес»
(работа с текстом)
Выявление проблем с проявлением эмпатии (сопереживания) к более слабым существам или к младшим по возрасту
1

8




9
Изображение (изготовление) аппликации из подручного материала
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1

10




Диагностика

11
КРС – кинетический рисунок семьи
Изучение статуса ребенка в семье, детско-родительских отношений
0,5

Сказкотерапия

12
«Не строй домок из чужих досок» (работа с текстом)
Показать пути восстановления детско-родительских отношений
1

13




14
Изготовление из картона понравившихся персонажей и «сказочной» (старинной) одежды для них
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1

15




16
«Сколь грехов накопила – туда и место получила»
Обсудить причины возникновения неуравновешенного эмоционального состояния (страхов, неуверенности), привести к пониманию того, что человек сам может управлять своим состоянием, своей судьбой
1,5

17




18




19
Изготовление (шитье) куклы Таисии до встречи ее с темными силами
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час

20




21
«Не гоже чужую жизнь проживать» (работа с текстом)
Введение понятий жертвенности, ответственности
1 час

22




23
Изготовление бумажной «двойной» куклы (Катерина – Августа)
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час

24




25
«Скажи, мол, мамка так велела»
Ввести понятие «право на ошибку», подвести к осознанию понимания и принятия другого человека, с его достоинствами и недостатками
1,5

26




27
Изготовление коллективной аппликации из кусочков ткани «Корова на лугу»
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час

28
«Знаешь, какие книжки умные бывают»
Расширение кругозора об историческом прошлом русского народа, обсуждение отношений барин – раб; активизация мышления и воображения при обсуждении мотивов поведения персонажей
1,5

29




30




31
«Книжкин Айболит» (Оказание помощи работникам библиотеки в ремонте старых книжек)
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1

32




Диагностика

33
ДДЧ (Дом – дерево - человек)
Изучение состояния эмоциональной сферы
0,5

34
Анкетирование по результатам занятий
Изучение предпочтений учащихся в развивающих занятий, изучение мнения о предложенных методах развивающей деятельности
0,5



Изображение (изготовление) персонажей сказки
«Как потрудились, так и наградились» из природного материала


«Лесная Фея»
Коллективная работа учащихся 8 класса (7 вид обучения):
Бортничук Александры, Жижайктной Натальй, Сидоровой Насти

Акварель «Лесная Фея»
Индивидуальная работа Авериной Насти – 6 кл. (7 вид обучения)




«Корова на лугу»
Коллективная работа из кусочков ткани уч-ся 8 класса (7 вид обучения):
Бортничук Александры, Жижайктной Натальй, Сидоровой Насти

Результаты работы различны. Некоторые дети стали более коммуникабельны, более социализированы, другие почувствовали возможность самостоятельно придумывать сюжеты для рисунков, аппликаций. С помощью психолога освоили правила общения, принципы работы в группе. В этом учебном году некоторые из ребят вышли со своими проектами и ручными работами на более высокий уровень – школьную и муниципальную олимпиаду для детей с ОВЗ, посвященную 50-летию полета в космос Ю. Гагарина.
15