Презентация по Северным конвоям


Конвой прорвавшийся сквозь время! Работу выполнили:Ученики 8«А» класса, МБОУ СШ № 1, Арония Александр, Носов Антон, Протасов Данил, Саморядов Степан Руководитель: учитель истории и обществознания Анциферов Алексей Андреевич План работы 1) Создание антигитлеровской коалиции;2) Маршруты ленд-лиза;3) Участие стран в организации конвоев;4) Реконструкция архангельского порта;5) Строительство железной дороги Экономия – Жаровиха;6) Бригады портовиков и стивидоров;7) Заключение. Создание антигитлеровской коалиции Антигитлеровская коалиция (Allies of World War II ) – объединение государств-союзников против гитлеровской Германии и стран нацистского блока. Наиболее значительного развития коалиция достигла с началом ВОВ. 12 июля 1941 года советское и английское правительства подписали договор о совместных действиях в борьбе против Германии. А уже 24 сентября СССР подписал Атлантическую хартию, наравне с Англией и США. В 1939 году в состав коалиции формально входило 3 государства, а в сентябре 1945 года в состоянии войны с нацистским блоком находилось уже 53 страны. Одной из задач, которые выполняла коалиция был ленд-лиз. Маршруты ленд-лиза Тихоокеанский Трансиранский АрктическийLend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду. Такой термин предложил Франклин Делано Рузвельт. Согласно ленд-лизу США поставляли своим союзникам по антигитлеровской коалиции все необходимое для победы в войне: боевые припасы, технику, продовольствие, информацию, технологии и т.д. Арктический маршрут – самый быстрый. Время доставки грузов 10 – 14 суток. Однако это был один самых опасных маршрутов. Кригсмарине и люфтваффе отправляли около 20% грузов на дно. Портами принимавшими грузы в СССР были Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск. Участие стран в организации конвоев Основным организатором арктических конвоев была Великобритания имевшая самый мощный флот. Грузы отплывали от берегов США и передавались конвоирам англичан у берегов Исландии, Шотландии либо Англии. Одним из самых активных отправных портов Англии был Ливерпуль. Самый опасный участок пути – побережье оккупированной нацистами Норвегии. Конвои в СССР имели буквенные идентификаторы – PQ, а обратные конвои с пустыми судами QP. Всем известны события трагичной гибели конвоя PQ-17. Реконструкция Архангельского порта Архангельский и Молотовский (Северодвинский) порты оказались не готовы к приему большого количества груза. Архангельск мог принять не более 5-ти судов с осадкой 5,5 метров единовременно. Не мог архангельский порт принимать и тяжелые грузы (танки, паровозы), в составе порта находилось всего 2 плавучих крана, которые могли поднимать грузы в 25 и 50 тонн. В автопарке находилось всего 6 большегрузных машин.Распоряжение о реконструкции порта Иосиф Сталин дал уже 7 сентября 1941 года. Спустя месяц в Архангельск доставили краны из Ленинграда, Мариуполя, Мурманска и даже Владивостока, до сотни автомобилей, 15 барж, 6 буксиров. В порту трудились три военизированные рабочие колонны – три тысячи грузчиков, что почти вчетверо превышало потребность порта в рабочей силе в самую напряженную довоенную навигацию.В кратчайшие сроки аванучасток «Экономия» превратился в новый порт с большим количеством причалов, складов и соответствующими глубинами у причалов. К сожалению, опробовать его в полной мере в 1941 году не удалось – холода наступили очень рано, Белое море встало, навигация прекратилась. Строительство железной дороги Экономия-Жаровиха Для получения грузов в Архангельске одного порта в Бакарице было мало. Необходимо было создать условия для приема груза в порту Экономия. Это было сложно сделать. Тяжелые грузы доставить автомобильной дорогой невозможно. Строительство железной дороги началось осенью 41-го. Необходимость железнодорожного сообщения с аванпортом возникла, когда стало ясно: пароходы с военными грузами Архангельск должен принимать круглый год. Объект получил название "Особое строительство № 16". Ветка проходила от станции Исакогорка по мосту через речку Ширшу, через Северную Двину в районе Жаровихи - зимой по льду, летом грузы перевозили плашкоуты, затем проходила там, где сейчас проложена объездная дорога, подходила к Кузнечихе, по специально для этого построенному мосту через Шилов остров продолжалась в Соломбале и вдоль речки Ваганихи шла на Экономию. Протяженность трассы составила 40 километров. Строительство железной дороги Экономия-Жаровиха По подсчетам очевидцев этих событий, к стройке было привлечено до 20 тысяч архангелогородцев. Строили практически вручную - лопата, кирка, тачка. Железнодорожная ветка на Экономию была частично введена в строй в начале 1942-го. В 1943 году началась ее постоянная эксплуатация. Бригады портовиков и стивидоров Яркую страницу в летопись войны вписали работники Архангельского торгового морского порта. Задачу по получению грузов от союзников необходимо было решать непосредственно им. Слабая оснащенность, недостаточная маневренность портовой техники значительно усложняло поставленную перед работниками порта задачу. Бригады портовиков и стивидоров Загруженность работой, практически полное отсутствие сна, недостаточное питание, все это не повлияло на качество работы портовиков. В короткие сроки была налажена система приемки грузов, были реконструированы причалы портов в Бакарице и Экономии, налажено нормальное сообщение грузов поступавших в Архангельск с фронтом. За время войны портовики приняли и своевременно обработали 332 транспорта, которые доставили около двух миллионов тонн груза. Из Архангельска и Молотовска на фронт ушли 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, много орудий и другой техники.Бригады стивидоров, возглавляемые Н.Д. Кузнецовым, М.А. Колотовым, С.А. Яниным, К.А. Урпиным, валясь с ног от усталости, не уходили домой до полной выгрузки судов.Родина высоко оценила труд портовиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года 296 человек были награждены орденами и медалями. Заключение Таким образом, подвиг совершенный архангелогородцами по принятию грузов ленд-лиза нельзя переоценить. За короткий срок была перестроена вся система приема грузов в портах. Это ничто иное как подвиг. Подвиг, который останется в наших сердцам навечно! Список использованной литературы 1) Великая Отечественная Война Советского Союза 1941—1945. Краткая история. 2-е изд. — М., 1970.2) Бережной С. С. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. — СПб., 1994.3) Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941—1945 гг. — М.: Андреевский флаг, 1997.4) Архангельск и ленд-лиз: городской Совет в годы войны, Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2011;5) Ю.А.Барашков «Арктические конвои в настроении Гленна Миллера, опыт коллективной памяти» - Архангельск, 2000. Поездка в Санкт-Петербург 1) Поездка планируется в осенние каникулы учебного года 2016-2017;2) Участники поездки – 7«А», 8«А», 9«А»;3) Ориентировочное время поездки 6 суток (с дорогой);4) Примерная стоимость поездки 15-16 тыс. рублей ( в стоимость входит: проезд, питание, проживание в гостинице(хостел), посещение музеев и т.д.)5) В программе обязательное посещение музеев (Эрмитаж, Инженерный замок, Петропавловская крепость, Кунсткамера, Зоологический музей, Музей военной техники и т.д.), также будет организовано посещение аквапарка «Родео-Драйв» и дельфинария. Возможно в план будет включена прогулка по крышам и дворам Санкт-Петербурга.6) Деньги (первую часть – на проезд и гостиницу) необходимо сдать до 15 сентября, Алексею Андреевичу либо Екатерине Александровне.