Программа организации отдыха детей и их оздоровления детей Вокруг света за всё лето!
325120-30035500Муниципальное казённое образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Анжеро-Судженского городского округа
«Детский дом №35»
ВОКРУГ СВЕТА
ЗА ВСЁ ЛЕТО!
1905635301625000 (программа организации отдыха детей и их оздоровления)
Принята Утверждена
Заседание педагогического совета Приказ № «___»________ 2014 г
Протокол «___»________ 2014 г
Согласовано
МБОУ ДПО (ПК)С «ИМЦ»
«___»________ 2014 г
Анжеро-Судженск, 2014
Авторы-составители:
Маслова Е.В., заместитель директора по ВР;
Барсук М.Н., воспитатель;
«Вокруг света за всё лето! Программа организации отдыха детей и их оздоровления. – Анжеро-Судженск, 2014.- с.
Данная программа рассчитана на организацию условий полноценного отдыха, оздоровления детей, общения в разновозрастном коллективе, способствует развитию творческих способностей и познавательных интересов воспитанников.
Предназначена воспитателям, педагогам-организаторам, начальникам детских загородных и пришкольных лагерей в летний каникулярный период.
Содержание
Информационная карта …………………………………… 4 Пояснительная записка………………………………………. 6 Концепция………………………………………………….. 8 Принципы……………………………………………………. 9 Объективные факторы работы лагеря …………………….. 11 Этапы реализации…………………………………………… 12 Механизм реализации. Игровая легенда…………………… 13 Методическое сопровождение ……………………………… 15
Основное содержание………………………………………... 18
План мероприятий на 2014-2016 г………………………….. 21
Условия реализации…………………………………………. 28
Ожидаемые результаты ……………………………………… 31
Система контроля реализации ……………………………… 31
Критерии эффективности …………………………………… 32
Список электронных ресурсов………………………………. 33
Приложение
Информационная карта
Полное название программы Программа организации отдыха детей и их оздоровления «Вокруг света за всё лето!»
Цель Создание условий полноценного отдыха, оздоровления воспитанников, доброжелательного общения и межличностных отношений в разновозрастном коллективе, способствующих развитию творческих способностей воспитанников.
Задачи 1. Мотивировать воспитанников на приобретение новых знаний о культуре, обычаях народов России и других стран.
2. Приобщать детей к творческим видам деятельности.
3. Формировать установки на ведение здорового образа жизни по средствам развития навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.
4. Формировать у воспитанников навыки общения и толерантности.
5. Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.
Тип лагеря Лагерь круглосуточного пребывания
Направления деятельности Спортивно-оздоровительное,
творческо-досуговое,
духовно-нравственное,
информационно-познавательное.
Краткое содержание Воспитанники и педагоги в течение всего сезона совершают кругосветное путешествие по странам и континентам. Каждая декада (10 дней) посвящeна стране или континенту, их культуре и образу жизни.
Игра развивается в течение трёх лагерных смен, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от тематики. В программе и в повседневной жизни лагеря используются символика, атрибутика и терминология, связанные с тематикой морских и сухопутных путешествий.
Ожидаемые результаты
1.Общее оздоровление воспитанников: укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
2. Повышение интереса воспитанников к культуре и обычаям народов России и других стран.
3. Развитие лидерских и организаторских качеств, навыков самоуправления, индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
4.Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве детского дома.
5.Личностный рост воспитанников. Мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании летней смены.
6.Отсутствие правонарушений и самовольных уходов.
Авторы - составители программы Маслова Е.В., зам. директора по ВР;
Барсук М.Н., педагог-организатор;
Адрес организации г. Анжеро-Судженск,
Промплощадка ш. Судженская, 3
Количество детей, участников программы До 120 человек
Сроки проведения 16.06.2014- 25.08.2014 г.,
15.06.2015-25.08.2015 г.,
15.06.2016-25.08.2016 г.
Финансовое обеспечение программы Средства областного бюджета
Пояснительная записка
Государственная политика в интересах поддержки каникулярного отдыха детей осуществляется в процессе создания в России благоприятных правовых, социальных, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития.
Летние каникулы - период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывает детский оздоровительный лагерь.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, дети, сами не подозревая, развивают свои физические и моральные качества, учатся дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы воспитанники могут общаться с кем хотят и этот выбор делают они сами, главное, в период организации отдыха направить его в надёжное русло общения.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, отношение к делу, к друзьям по отряду, взрослым людям.
Педагоги-психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение летнего времени творческие способности, навыки и умения, дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Лагерь отдыха «Огонек» имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Актуальность разработки данной программы:
– обеспечение преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизация старых форм работы и введение новых;
–необходимость использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач.
Программа носит следующий характер:
По уровню разработки – круглосуточного пребывания.
По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и досуговой деятельности детского коллектива.
По продолжительности – долгосрочная, так как реализуется в течение трёх лет (2014 - 2016 год).
По форме составления – модифицированная, так как в основе ее использованы Интернет-источники.
По целевой направленности – досугово-оздоровительная, так как приоритетом является работа по организации отдыха и оздоровления.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
спортивно-оздоровительное;
содержательно-досуговое;
духовно-нравственное;
информационно-познавательное.
Возрастная группа воспитанников - 8-16 лет.
Ключевая идея программы – путешествие по странам и континентам, с наиболее интересной культурой и бытом:
Лето 2014 года - виртуальное путешествие по странам ближнего зарубежья (страны СНГ).
Лето 2015 года - путешествие по странам Евразии.
Лето 2016 года - путешествие по странам материков: Австралия, Африка, Северная и Южная Америка..
Цель: создание условий полноценного отдыха, оздоровления детей, доброжелательного общения и межличностных отношений в разновозрастном коллективе, способствующих развитию творческих способностей воспитанников.
Задачи программы:
Мотивировать воспитанников на приобретение новых знаний о культуре, обычаях народов России и других стран.
Приобщать детей к творческим видам деятельности.
Формировать установки на ведение здорового образа жизни по средствам развития навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.
Формировать у воспитанников навыки общения и толерантности.
Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детский лагерь отдыха – место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в различные виды деятельности (творческую, спортивную, познавательную).
Главным направлением в работе педагогов является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка, включающая психологическую, социальную, оздоровительную, поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь воспитанникам МКОУ ДС «ДД №35».
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком-либо направлении деятельности.
Методическое проектирование программы «Вокруг света за всё лето» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы лагеря отдыха преследовались следующие идеи:
- первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, Б. Ананьев),
- опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили),
-совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, С.А. Шмаков),
-развития личности в процессе воспитания (Л.С. Выготский, Е.Н. Щуркова).
Принципы программы
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к воспитанникам, педагогам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
предполагает такое общение педагога с воспитанниками, при котором обе стороны процесса являются равноправными субъектами, информирующими и воспитывающими друг друга. Воспитатель организует обмен информацией, анализирует ее и проявляет готовность принять лучшие качества воспитанников как образец.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики смены (дня);
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода
определяет четыре «грани»:
личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
может быть реализован при следующих условиях:
развитие детского самоуправления;
наличие перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый воспитанник в отдельности, так и группа;
наличие системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия
может быть реализован при следующих условиях:
добровольное включение воспитанника в ту или иную деятельность;
доверие воспитаннику в выборе средств достижения поставленной цели;
учёт интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов.
Объективные факторы работы лагеря отдыха «Огонек»
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, определяющих специфику работы:
Разнообразная деятельность. Насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В лагере отдыха предлагается разнообразный спектр занятий.
Изменение позиции воспитанника – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающий фактор - закаливание, утренняя зарядка, прогулка, поход, двигательная активность
Этапы реализации программы «Вокруг света за всё лето»
Подготовительный этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летней смены начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре по подготовке лагеря отдыха «Огонек» к летнему сезону;
издание приказа МКОУ ДС «ДД №35» о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности лагеря отдыха «Огонек» с круглосуточным пребыванием детей и подростков «Вокруг света за все лето» (далее, «Вокруг света»);
подготовка методического материала для педагогов;
составление графиков работы;
составление необходимой документации для деятельности лагеря отдыха (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции).
Организационный этап - период короткий по количеству дней, 2-3 дня, основной деятельностью которого является:
выезд детей в лагерь отдыха «Огонек»;
запуск программы «Вокруг света»;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря отдыха «Огонек».
Основной этап, деятельностью которого является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение воспитанников в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских;
социально-психологическое сопровождение воспитанников.
Заключительный этап, основная идея которого:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности на следующий год;
анализ предложений воспитанниками, педагогами, внесенных по деятельности лагеря отдыха «Огонек».
Экипажи-команды завершают кругосветное путешествие, на котором подводятся итоги всех смен, определяется экипаж-лидер.
Механизм реализации
Учитывая возрастные особенности детей, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно-ролевую игру «Путешествие вокруг света», как ведущий тип деятельности.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «Вокруг света» - это жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
Игровая легенда
Воспитанники и педагоги в течение всего сезона совершают кругосветное путешествие по странам и континентам. Каждая декада посвящена стране или континенту с наиболее интересной культурой и бытом. Маршруты путешествий прокладываются (отмечаются флажками) на карте-стенде. Чтобы отследить, в каких странах побывали путешественники, в информационном уголке контур воздушного шара постепенно заполняется государственными флагами этих стран. (Приложение 1)
По пути следования каждого маршрута (в течение тематической декады) команды-экипажи «зарабатывают» валюту той страны, по которой «путешествуют» (рубли, гривны, тенге, лари и другие) и которые в конце мероприятия переводятся в баллы. «Денежное вознаграждение» воспитанники получают за активное участие и победы в тематических творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, турнирах. «Деньги» каждая команда (отряд) собирают в свою копилку. В конце сезона подсчитывается итоговое количество баллов и определяется победитель – команда, набравшая наибольшее количество.
Игра развивается в течение трех лагерных смен, И3 которых каждая имеет свои особенности, отражающие культуру и быт разных стран.
Лето 2014 года – виртуальное путешествие по странам ближнего зарубежья (страны СНГ).
Лето 2015 года – виртуальные путешествия продолжатся по странам материка Евразия, а лето 2016 года – по материкам: Австралия, Африка, Северная и Южная Америка.
В программе и в повседневной жизни лагеря используются символика, атрибутика и терминология, связанные с тематикой морских и сухопутных путешествий. (Приложение 2)
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
организация питания.
Оздоровительный
Формы работы:
утренняя зарядка;
закаливание;
профилактические процедуры;
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
посещение бассейна;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники, конкурсы, эстафеты;
походы, экскурсии;
работа спортивных секций;
подвижные игры.
3. Творческий
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
мастер-классы в творческих мастерских.
4. Духовно-нравственный
Формы работы:
виртуальные экскурсии-презентации;
проектная деятельность;
тематические праздничные концерты;
тематические интерактивные викторины, конкурсы.
5. Социально-психологический
Формы работы:
тренинги;
элементы сказкотерапии;
активизирующие методики;
индивидуальные беседы, консультации
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере отдыха «Огонек» используются:
Методика КТД
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свой лагерь, сделать его красивее.
Дело – событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
Организаторские дела (метод взаимодействия);
Общественно-политические дела (торжественные линейки: День памяти, День флага, День ВМФ и другие);Познавательные дела (создание интерактивных презентаций о разных странах, их традициях и нравах);
Художественные дела (Фестиваль народного танца, конкурсы рисунков на бумаге и асфальте, выставки поделок);
Спортивные дела (тематические зарядки, Веселые старты, комические эстафеты, подвижные игры народов мира и др.).
2.Методика использования ИКТ
Презентация - это уникальный и самый современный, на сегодняшний день, способ представления информации; программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность.
"Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация" (Г.О. Аствацатуров).
Использование интерактивных игр, викторин, конкурсов, интерактивных презентаций- путешествий является элементом новизны при составлении данной программы. При этом достаточное количество медиаматериалов выполнено совместно педагогами с воспитанниками (интерактивные экскурсии-презентации по странам, часть интерактивных викторин по шаблонам «Морской бой», «Кто хочет стать миллионером», «Своя игра»).
3.Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере отдыха «Огонек» развивается практически во всех видах деятельности воспитанников.(Приложение 3)
4.Психолого-педагогическое сопровождение смен
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря отдыха:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у воспитанника стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально- полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Организация работы с воспитанниками, состоящими на учёте ОПДН
1.Привлечение к участию в досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности.
2.Психолого-педагогическое сопровождение.
3.Трудоустройство.
4.Участие в туристических походах.
5.Занятость в спортивных объединениях, творческих мастерских.
6.Встреча с работниками правоохранительных органов.
На каждого воспитанника, состоящего на учёте в ОПДН, ведётся карта занятости и участия в делах лагеря.(Приложение 4)
Основное содержание программы
Спортивно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:
Провести витаминизацию питания воспитанников.
Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
Создать условия для организации спортивно-массовых мероприятий.
Организовать работу спортивных секций (футбол, теннис)
Данная работа включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию питания. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере отдыха является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия и формы работы:
организация санпросветработы;
сбор лекарственных трав;
выпуск санбюллетней;
витаминотерапия;
работа санитарного поста;
проведение антропометрических и физиометрических исследований;
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
водные процедуры;
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)
посещение бассейна;
организация здорового питания детей;
подвижные спортивные игры народов мира;
спортивные игры и турниры;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности воспитанников, развитие толерантности и коммуникативной культуры.
Задачи:
1.Вовлечь воспитанников в различные формы организации досуга.
2.Расширить кругозор воспитанников знаниями о разных странах, их самобытности.
3. Развивать познавательные интересы и творческие способности детей.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Интерактивные игры, викторины; Творческие конкурсы; Праздники; Турнир; Поход; Библиотечный час; Просмотр фильма; Дискотека; Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений; прогулки, путешествия;
отдых, освобождающий от повседневных забот, дающий ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К нему относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры, создание интерактивных презентаций.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
Добровольность включения ребенка в деятельность;
Альтернативное провождение времени;
Свободное время;
Совместное планирование деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
целостного детского коллектива смены;
отряда;
организации досуга в группах по интересам;
конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Организация деятельности творческих объединений
Важным направлением воспитательной работы в лагере является деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация деятельности объединений носит вариативный характер, то есть, в период каждой смены работают объединения, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: Развитие творческих способностей детей.
Задача: Организовать мастер-классы в творческих мастерских:
«Очумелые ручки» (изготовление поделок из бросового материала)
«Фантазия» (изготовление поделок из природного материала)
«Волшебный клубочек» (вязание)
«Волшебная кисть» (рисование, различные виды техники)
«Цветная фантазия» (нетрадиционные методы рисования)
«Бумажное кружево» (силуэтное вырезывание из бумаги)
«Цветочный мир» (изготовление цветов в разной технике)
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого закрепляются нормы поведения, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация деятельности творческих объединений в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация объединений в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы объединений;
самоопределение детей и запись их в объединения;
деятельность ребят в объединениях;
текущее отражение результатов деятельности воспитанников;
подведение итогов работы объединений в конце смены.
План мероприятий
Основная часть мероприятий ориентирована на определенные календарные и праздничные даты, указанные в скобках.
2014 год
Путешествие по России и странам Содружества Независимых Государств (СНГ)
Маршрут: Россия – Украина – Белоруссия – Узбекистан – Таджикистан – Киргизия – Казахстан – Армения – Азербайджан – Молдавия – Россия№ Название мероприятия Форма Ответственные
июнь
1 Сегодня на планете хозяйничают дети. День защиты детей (1) Игровая программа Муз. руководитель, педагог-организатор
2 Хороша наша русская каша.
День здорового питания (2) Интерактивная игра Педагог-организатор
3 Разговор по телефону.
Всемирный день охраны окружающей среды (5) Интерактивная викторина Старшая вожатая
4 Народная мудрость пословиц. День русского языка (6) Интерактивная игра Педагог-организатор
5 На дне морском.
Всемирный день океанов (8) Интерактивная викторина Старшая вожатая
6 Где живут мои друзья?! Международный день друзей (9) КВН Педагог-организатор
7 Всё о России!
День независимости России (12)
313 лет г. Кемерово Интерактивная игра Старшая вожатая
8 Вперёд по свету весёлыми тропинками лета!
Открытие лагерной смены (18) Праздничный концерт Муз.руководитель, педагог-организатор
9 День памяти и скорби.
Дни воинской славы РФ (22) Торжественная линейка Интерактивная игра Муз.руководитель, педагог-организатор
10 День дружбы и единения славян: России, Украины, Белоруссии (25) Виртуальная экскурсия-презентация Педагог-организатор
11 Во что играют дети на планете? Подвижные игры народов мира Инструктор ФК
12 Комната находок (28) Интерактивная викторина по сказкам славянских народов Педагог-организатор
июль
1 Ловушки на дорогах. День ГИБДД (3) Интерактивная викторина Педагог-организатор
2 Кругосветка. День кругосветного путешествия на велосипедах (4) Спортивные соревнования Инструктор ФК
3 День Нептуна (7) Праздник воды Инструктор ФК
4 В кругу семьи. Всероссийский день семьи, любви и верности (8) Конкурс рисунков Старшая вожатая
5 Восток – дело тонкое (Узбекистан, Таджикистан) (12) Виртуальная экскурсия-презентация Педагог-организатор
6 Все дети на свете мои друзья Конкурс рисунков Педагог-организатор
7 Во что играют дети на планете? (17) Подвижные игры народов мира Инструктор ФК
8 А у нас в отряде. Всемирный день фото (19) Конкурс коллажей Старшая вожатая
9 Откуда шахматы родом. Всемирный день шахмат (20) Турнир по шахматам Инструктор ФК
10 Где-то в степях. (Казахстан, Киргизия) (22) Виртуальная экскурсия Педагог-организатор
11 Во что играют дети на планете? (25) Подвижные игры народов мира Инструктор ФК
12 Морской бой. День ВМФ России (27) Интерактивная игра Воспитатели
август
1 В стране виноградной лозы (2) Виртуальная экскурсия в Армению, Азербайджан Педагог-организатор
2 Муравейник.
День физкультурника (8) Спортивный праздник Инструктор ФК
3 Где живёт смуглянка-молдаванка(12) Виртуальная экскурсия в Молдавию Старшая вожатая
4 Музей археологических раскопок Конкурс поделок из природного материала Старшая вожатая
5 Во что играют дети на планете? Подвижные игры народов мира Инструктор ФК
6 Весь мир танцует Фестиваль танца Старшая вожатая
7 Чьи сказки мудрее? Конкурс инсценированных сказок Педагог-организатор
8 На реях Петра. День Российского флага (22) Интерактивная викторина Педагог-организатор
9 Путешествие завершается!(25) Закрытие лагерной смены Зам.директора по ВР
10 Хочу в кино! День кино (27) Викторина, просмотр фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен!» Старшая вожатая
2015 год
Путешествие по странам Европы и Азии
Маршрут: Россия - Великобритания – Россия - Евротур: Чехия, Венгрия, Германия, Румыния – Россия - Франция – Россия – Италия – Индия – Китай – Япония – Россия№ Название мероприятия Форма Ответственные
июнь
1 Весёлая планета детства. День защиты детей (1) Игровая программа Старшая вожатая
2 У лукоморья дуб зелёный. День русского языка (6) Интерактивная игра по сказкам Пушкина А.С. Педагог-организатор
3 Родина Шерлока Холмса(7) Виртуальная экскурсия по Англии Педагог-организатор
4 Морская пучина. Всемирный день океанов (8) Интерактивная викторина Педагог-организатор
5 Евротур по странам Европы. Всемирный день друзей (9) Виртуальная экскурсия-игра по Чехии, Венгрии, Германии, Румынии Педагог-организатор
6 В Державе единой.
День России (12) Праздничный концерт. Муз.руководитель7 Сказки народов Европы Творческий конкурс театрализованных сказок Воспитатели
8 Во что играют дети на планете? Подвижные игры народов мира Инструктор ФК
9 По следам трех мушкетёров. Виртуальная экскурсия по Парижу. Педагог-организатор
10 Парижская мода Творческий конкурс модельеров Старшая вожатая
11 Взятие Бастилии Спортивная эстафета Инструктор ФК
12 Турнир мушкетёров КВН для настоящих мальчишек Старшая вожатая
13 Кто хочет стать сказочником? Интерактивная викторина по сказкам Шарля Перро Педагог-организатор
14 День памяти и скорби (22) Торжественная линейка Старшая вожатая
15 Ежедневно в мире спорта и здоровья!
Спортивно-оздоровительные конкурсы, развлечения, соревнования Инструктор ФК
июль
1 Страна пиццы Виртуальная экскурсия-игра по Италии Педагог-организатор
2 Всемирный День спортивного журналиста (2) Конкурс газет спортивной тематики Педагог-организатор
3 Карнавал масок Творческий ералаш Старшая вожатая
4 Приключение Чиполлино Интерактивная викторина Старшая вожатая
5 Вера, Надежда, Любовь. Всероссийский день семьи, любви и верности (8) Творческий конкурс Муз.руководитель6 Во что играют дети на планете? Подвижные игры народов мира Инструктор ФК
7 Индия – страна чудес Виртуальная экскурсия-игра Педагог-организатор
11 Ежедневно в мире спорта и здоровья!
Игры, эстафеты, соревнования Инструктор ФК
13 В кругу друзей. Международный день дружбы (30) Игровая программа Старшая вожатая
14 Морской бой. День ВМФ России (27) Интерактивная викторина Педагог-организатор
август
1 Китай – страна красного дракона Виртуальная экскурсия-игра по Китаю Педагог-организатор
2 Учимся писать иероглифы Творческий конкурс Старшая вожатая
5 Страна восходящего солнца Виртуальная экскурсия-игра по Японии Педагог-организатор
6 Сказки народов мира Творческий конкурс-драматизация Старшая вожатая
7 Мисс Евразия Творческий конкурс
Старшая вожатая
8 Во что играют дети на планете? Подвижные игры народов мира Инструктор ФК
9 Танцует планета Фестиваль народных танцев Муз.руководитель10 О чём мечтают дети мира?! Творческий конкурс рисунков Старшая вожатая
11 Ежедневно в мире спорта и здоровья! Спортивные игры, конкурсы, соревнования Инструктор ФК
2016 год
Путешествие по странам и континентам
Маршрут: Россия – Африка (Египет, Тунис, Марокко) – Северная Америка (США, Канада) – Южная Америка (Бразилия, Аргентина) – Австралия - Россия№ Название мероприятия Форма Ответственные
июнь
1 Дети с радугой дружили. День защиты детей (1) Праздничный концерт Муз.руководитель2 По страницам русских писателей. День русского языка (6) Интерактивная викторина Педагог-организатор
3 Морская пучина. Всемирный день океанов (8) Интерактивная
викторина Педагог-организатор
4 Письма от друзей. Всемирный день друзей (9) Творческий конкурс Старшая вожатая
5 С чего начинается Родина? День России (12) Праздничный концерт Муз.руководитель6 Африка – континент вечного солнца (14) Виртуальная экскурсия-презентация Педагог-организатор
7 Во что играют дети на планете? Подвижные игры народов Африки Инструктор ФК
8 Шоколадный мальчик. День африканского ребёнка (16) Творческий конкурс Старшая вожатая
9 День слонов (20) Комическая эстафета Инструктор ФК
10 День памяти и скорби (22) Торжественная линейка Старшая вожатая
11 Ежедневно в мире спорта и здоровья! Спортивные игры, конкурсы, соревнования Инструктор ФК
июль
1 Страна Голливуда. День США (4) Виртуальная экскурсия-презентация Педагог-организатор
2 В племени индейцев Игра-соревнование Инструктор ФК
3 Всероссийский день семьи, любви, верности (8) Праздничный концерт Муз.руководитель4 Путешествие в Голливуд. Творческий конкурс Старшая вожатая
5 Ковбойский турнир Спортивная игра-соревнование Инструктор ФК
6 Во что играют дети на планете? Всемирный день дружбы. Игровая программа Инструктор ФК
7 Ежедневно в мире спорта и здоровья! Спортивные игры, конкурсы, соревнования Инструктор ФК
8 Американский автопром. Ford Юмористический конкурс Воспитатели
9 Мировая дискотека Творческий конкурс танцев Муз.руководительавгуст
1 Страна, где растёт кофе! Виртуальная экскурсия, игра по Бразилии, Аргентине Педагог-организатор
2 Футбол без границ. Кто Пеле И Марадона? Спортивные соревнования Инструктор ФК
3 Ах, карнавал, карнавал, карнавал! Творческий конкурс бразильских карнавальных костюмов воспитатели
4 Земля вверх ногами. Виртуальная экскурсия-игра в Австралию. Педагог-организатор
5 Разговор по телефону (животные Австралии) Интерактивная викторина Педагог-организатор
6 Зачем сумка кенгуру? Творческий
конкурс Старшая вожатая
7 Во что играют дети на планете? Подвижные игры народов мира Инструктор ФК
8 Мисс Русалочка Творческий конкурс Старшая вожатая
9 Ежедневно в мире спорта и здоровья! Спортивные игры, конкурсы, соревнования Инструктор ФК
10 Рисунки из песка Творческий конкурс Старшая вожатая
11 Зачем кактусу иголки? (растительность Австралии) Юмористический конкурс Воспитатели
12 Песни народов мира Творческий конкурс Муз.руководитель13 Обошли весь шар земной. Закрытие смены Праздничный концерт Воспитатели
Условия реализации программы
1.Нормативно-правовые условия
1. Конституция РФ
2.ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 01.09.2013г.
3.Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
4.Приложение №1 к письму Минобрнауки России «Программа по повышению квалификации педагогического, учебно-воспитательского персонала и других специалистов, работающих с детьми.14 апреля 2011г.
5.Приложение №2 к письму Минобрнауки России «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей.14апреля 2011г.
6.Приложение к письму Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации. 30 марта 2012г.
7.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» 18 марта 2011г.
8. Закон Кемеровской области «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей» №136 ОЗ 26.12.2014г.
9. Постановление №625 Администрации Анжеро-Судженского городского округа «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей»15 мая 2014г.
10. Постановление №589 Администрации Анжеро-Судженского городского округа»Об утверждении состава межведомственной комиссии и плана мероприятий по организации и проведению летней оздоровительной компании в 2014 году»7 мая 2014г.
11.Постановление № 532 Коллегии Администрации Кемеровской области об утверждении комплексной программы «Развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков Кемеровской области» на 2012-2014годы» 24ноября 2011г.
12.Постановление № 55 Коллегии Администрации Кемеровской области о порядке реализации мероприятий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей. 18февраля 2013 г.
13.Положение о лагере отдыха «Огонёк»
14.Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
15.Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
16.Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
17.Должностные инструкции работников.
18.Санитарно-эпидимиологическое заключение (Разрешение Роспотребнадзора на открытие лагеря).
19. Акт проверки органа государственного контроля (ГУ МЧС России по Кемеровской области)
20.План работы.
21.Инструкции по ТБ
2.Материально-технические условия предусматривают:
Финансирование за счет средств областного бюджета.
Лагерь отдыха «Огонек» оснащен:
столовой;
медицинским кабинетом врача;
процедурным кабинетом;
комнатами для проживания на 4 человека;
зимним садом, для проведения игр, конкурсов.
игровой площадкой;
спортивной площадкой;
бильярдным залом;
видеозалом;
игровой комнатой;
теннисными столами;
тренажёрным залом;
художественными средствами, играми настольными, спортивным инвентарём;
хозяйственным инвентарем;
канцелярскими принадлежностями;
компьютерами (5 шт), оргтехникой;
мультимедийным проектором, экраном;
аудиоаппаратурой: музыкальный центр, магнитофон;
телеаппаратурой: домашний кинотеатр, телевизоры (3шт);
акустической и звукоусиливающей аппаратурой: микшерный пульт, микрофоны.
3.Кадровые условия
Координаторы смены:
начальник лагеря;
педагог-организатор;
старшая вожатая;
педагог-психолог;
социальный педагог;
инструкторы по ФК;
музыкальный руководитель.
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов детского дома);
Руководители творческих и спортивных объединений
из числа педагогов детского дома.
4.Педагогические условия:
соответствие направления и формирование работы целям и задачам лагеря отдыха, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общих мероприятий лагеря, через занятия в творческих мастерских и спортивных секциях по интересам;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей воспитанников;
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
5.Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры;
самоуправление в отряде и в лагеря.
Ожидаемые результаты
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве лагеря отдыха, укрепление здоровья воспитанников.
Личностный рост участников смены.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
Лидерские способности.
Чувство ответственности за лагерь, весь коллектив.
Умение общаться со взрослыми.
Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Система контроля над реализацией программы
№
п/п Мероприятие Срок проведения Ответственные
1 Карта участия отрядов-экипажей в спортивных и досуговых мероприятиях лагеря В течение смены Начальник лагеря, воспитатели
2 Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить ожидаемые результаты (Приложение 5) За день до закрытия смены Педагог-организатор
3 Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену В течение смены Педагог-психолог.
4 Диагностика эмоционального состояния участников смены (Приложение 6) Ежедневно Воспитатели
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования.
Экран нашей жизни, в котором ежедневно отражаются итоги путешествия: участие в конкурсах, соревнованиях, эстафетах лагеря и команд, санитарное состояние территории и комнат.
Экран настроения – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют экран символами-«солнышками» с различными выражениями эмоций: радость равнодушие, грусть. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Для мониторинга также используется рейтинг личностного роста участников смены – сравнительная оценка различных сторон деятельности личности воспитанника и его вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где участникам по итогам дня присваивается не более 3-4 «стикеров» - флажков-символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», в течении декады присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Список интернет-ресурсов1.30 самых интересных фактов о Японии:[Электронный ресурс]. 2014. URL: http://travel.tochka.net/6950-30-samykh-interesnykh-faktov-o-yaponii/#!
2.Бочкова Н.А., Горнакова Н.В., Сивиринова Н.И..Всё о России. Конкурс-игра:[Электронный ресурс]. 2014. URL: http://pedsovet.su/load/297-1-0-39471
3.Жукова С.Н. Комната находок: [Электронный ресурс]. 2014. URL: HYPERLINK "http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Volshebnye-predmety-iz-skazok/001-interaktivnaja-igra-KOMNATA-NAKHODOK.html" http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Volshebnye-predmety-iz-skazok/001-interaktivnaja-igra-KOMNATA-NAKHODOK.html
4.Игры народов мира: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.i-gnom.ru/interesnoe/play/igry_narodov_myra.html
5.Игры народов мира: [Электронный ресурс]. 2014. URL: HYPERLINK "http://www.pravilaigr.ru/igrmir.php" http://www.pravilaigr.ru/igrmir.php
6.Интересно о животных: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://clubs.ya.ru/4611686018427449718/replies.xml?item_no=7
7.Интересные факты о Германии:[Электронный ресурс]. 2014. URL: HYPERLINK "http://takearest.ru/germany-interesting-facts" http://takearest.ru/germany-interesting-facts
8.Интересные факты о Китае:[Электронный ресурс]. 2014. URL: http://takearest.ru/interesting-facts-china
9.Интересные факты о странах, народах и городах: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://takearest.ru/interesting-facts
10.Интересные факты об Индии:[Электронный ресурс]. 2014. URL: http://takearest.ru/india-interesting-facts
11.Интересные факты об Италии:[Электронный ресурс]. 2014. URL: HYPERLINK "http://takearest.ru/italy-interesting-facts" http://takearest.ru/italy-interesting-facts
12.Купина И.Игры народов мира: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://ucozlev.ucoz.ru/load/nacionalnye_podvizhnye_igry/igry_narodov_mira/igry_narodov_mira/5-1-0-29
13.Никанова Е.А., Прыгина Н.А. Кто хочет стать сказочником: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://pedsovet.su/load/297-1-0-386676997709779000014.Обычаи и традиции Италии: [Электронный ресурс]. 2014. URL: HYPERLINK "http://www.turismo-italia.ru/900/" http://www.turismo-italia.ru/900/
15.Правило В.И. Кроссворд «Сотовый»: [Электронный ресурс].2014.URL: http://www.nachalka.com/book/export/html/132516.Приключение Чиполлино: [Электронный ресурс]. 2014. URL: HYPERLINK "http://www.schoolotzyv.ru/plani-urokov?view=item&id=85081" http://www.schoolotzyv.ru/plani-urokov?view=item&id=85081
17.Прогулки по Парижу. По следам мушкетёров: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://guide.travel.ru/france/225812.htmlСамые интересные факты об 18.Австралии: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://otvet.mail.ru/question/78531298Уроки путешественников: [Электронный ресурс]. 2014. URL: HYPERLINK "http://obzorurokov.ru/raznye-strany/strany-azii-spisok-po-alfavitu.htm" http://obzorurokov.ru/raznye-strany/strany-azii-spisok-po-alfavitu.htm
19.Царёва Е.А.Интерактивный шаблон игры «Алфавит»: [Электронный ресурс].2014.URL:http://www.slideboom.com/presentations/194371/%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82
20.Что интересного можно рассказать об Африке: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://qalib.ru/a/chto-interesnogo-mozhno-rasskazat-o-afrike
21.Шаблон дидактической игры «Морской бой»: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://didaktor.ru/shablon-didakticheskoj-igry-morskoj-boj/22.Экология вокруг нас: [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://pedsovet.su/load/297-1-0-39355
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Ориентиры для путешественника
•Как бы медленно ты не двигался, главное - не останавливаться!
•Пущенная стрела не возвращается.
•Труднее всего справиться с собой.
•Выбрав дорогу, не сворачивай.
•Загляни себе в душу, спроси свое сердце.
•Для тех, кто верит, нет ничего невозможного.
•Не забывай о себе
Приложение 2.1
Заповеди:
1. Ни дня без доброго дела!
Добрые дела твои, даже самые малые, но каждодневные, сделают жизнь других лучше.
2. Ни дня без книги!
Знания величайшая ценность.
3.Будьте дружны между собой!
Избегайте мелких счетов, придите с открытым сердцем на помощь другим.
4.Верьте в силу мирного труда, любите его!
5.Время дорого – берегите его!
Каждое дело начинайте в срок.
6.Бойтесь путей кривых, обходных!
Успехи, достигаемые нечистыми средствами - успехи непрочные и временные.
3484880110744000Младшие, старшие и взрослые! Все будем делать вместе: сами придумывать, сами решать, сами делать. Сами оценивать свою работу!
Приложение 2.2
Права путешественника:
•Право безопасности жизни.
•Право уважения личности.
•Право творческого созидания.
•Право познания.
•Право свободы выбора деятельности.
•Право свободного общения.
•Право на информацию.
•Право на инициативу.
•Право быть счастливым.
•Право на ошибку.
Приложение 2.3
Законы путешественника:
•Закон территории.
•Закон точного времени.
•Закон охраны природы.
•Закон здорового образа жизни.
•Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
•Закон соуправления.
•Закон свободы слова.
•Закон чести и совести.
•Закон ответственности за свои поступки.
•Закон взаимопомощи.
•Закон справедливости.
•Закон мира.
Приложение 3
Структура органов самоуправления.
В совет капитанов входят по одному представителю от каждой кают-компании и капитаны экипажей.
Функции:
1.Планирует и организует совместно с педагогом - организатором, вожатой и воспитателями работу лагеря;
2.Корректирует ошибки каждого дня, предлагает свое решение;
3.Ведет учет и разрабатывает систему поощрений экипажей и каждого ребенка.
Совет капитанов и кают компании собираются каждый день. Все свои решения озвучивают на общем сборе. По окончании дня участники игры вносят свои предложения и пожелания, что дает возможность проанализировать деятельность лагеря, скорректировать дальнейшие действия.
В конце сезона дает полный отчет о работе.
Штаб-компания спорта
предназначена, для формирования у воспитанников здорового образа жизни, приобщения к спорту, воспитания уважения к себе и своему здоровью, здоровью окружающих.
Функции:
1.Организовывает и проводит совместно с инструктором физической культуры спортивные мероприятия и праздники;
2.Ведёт учёт спортивных достижений.
Штаб-компания культуры
предназначена для формирования и развития творческих способностей ребят, выявления интересов и склонностей детей.
Функции:
1.Планирует, организует и проводит коллективные творческие дела совместно с вожатой и воспитателями;
2.Организует на всех ступенях творческую деятельность в сфере нравственного, духовного и гражданского воспитания;
3.Ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений каждого ребенка.
Штаб-компания труда и социальной защиты детей
предназначена для формирования и развития трудовых навыков, ответственности за полученный результат, качество труда, окружающий мир, становление личности как активного защитника и преобразователя окружающей среды, природы, общества.
Функции:
1.Планирует и организует совместно с вожатой и директором работу по сохранению и преобразованию лагеря и его территории;
2.Организует работу на территории лагеря;
3.Организует дежурство по столовой.
Штаб- компания художников и редакторов
Функции:
1.Организация выпуска газет, поздравлений;
2.Сбор информации; выпуск листовок
3.Ведет учет мнений каждого участника игры.
Приложение 4
Карта занятости и участия в делах лагеря «Огонёк»
воспитанников____ группы, состоящих на учёте в ОПДН и контроле детского дома ( )Фамилия имя воспитанника
Занятость в спортивных секциях и
творческих мастерских Трудоустройство Походы Участие в КТД «Ты и закон» круглый стол Тренинги с педагогом-психологом Участие в делах отряда
Приложение 5
Анкета
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы
1.Ты с удовольствием ехал(а) в лагерь?
2.Если тебе интересно в лагере то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3.Чему ты научился(ась) в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4.Если бы тебе разрешили, что бы ты делал(а) в лаге¬ре целый день?
5.Чего нет в лагере, чего бы ты хотел(а)?
6.Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
7.Какую оценку ты бы поставил(а) за жизнь в лагере?
8.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
9.Что особенно понравилось в лагере: спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы, интерактивные игры, викторины, творческие конкурсы?Анкета итогового периода
Методика неоконченных предложений.
Дорогой друг! Прочитай предложенные варианты и подчеркни наиболее важное для тебя.
Для меня лагерь это:
место, где встречаются, где можно не боясь высказать своё мнение;
мир счастья и прекрасного настроения;
клуб активных, интересных ребят, которые стремятся дружить и с пользой жить много друзей, радости, ответственности.
Мне не хочется покидать лагерь потому что:
здесь жизнь, наполненная дружбой, радостью и хорошим настроением;
здесь я в кругу друзей интересно провела время;
здесь забываешь про проблемы, и хочется остаться здесь навсегда.
В лагере я научился (лась) следующему:
дружить;
узнала новые песни;
научился делать сувенирчики, танцевать, оформлять газету;
как хорошо проводить время и общаться;
Приложение 6