Урок музыки в 4-ом классе на тему: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»
Открытый урок музыки в 4 классе по теме «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»
План конспект урока музыки :
Тема урока : « Музыкальные инструменты России». « Оркестр русских народных инструментов».
Вид урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Музыкальное развитие кругозора учащихся посредством знакомства с русскими народными инструментами входящими в состав народного оркестра.
Задачи урока: Расширение представлений школьников о силе воздействия музыки на людей, продолжение знакомства с народными музыкальными инструментами. Формирование интереса к истории их возникновения и бытования, красоте их звучания. Освоение знаний об особенностях состава и тембра звучания оркестра русских народных инструментов. Включение школьников в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр). Оценивание результатов музыкального творчества.
Задачи урока: ( УУД )
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процесс размышления о музыке; музыкальных инструментах., осуществление контроля, оценки действии партнера в коллективном музицировании., ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: оценка воздействия музыкальных инструментов на собственные чувства, мысли, ощущения, составлять план и последовательность действий.
- Планировать свои действия с поставленной задачей;
- Планировать поиск знаний «От общего к частному» .
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату работы;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- Проводить сравнение и классифицировать по заданным критериям;
-Расширять представление о народной музыке, разнообразии народных инструментов.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- Познание различных явлений окружающей действительности.
-Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории нашей страны;
- Образовательные технологии: технология развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, информационнокоммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.
Методы: метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.
Оборудование:
- проектор, слайдовая презентация;
- народные музыкальные инструменты;
- звукозапись народных песен.
- шумовые музыкальные инструменты;
Сценарий урока.
Структура урока:
I.Организационный момент
Песенное приветствие « Здравствуйте ,ребята, рада видеть вас .» Дети поют « Здравствуйте учитель, мы вам тоже рады.»
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в удивительный мир музыки, и не просто музыки, а самой родной и близкой каждому русскому человеку. Возможно, кто-то из вас сегодня сделает для себя открытие, кто-то вспомнит забытое, кто-то проявит свои исполнительские таланты, а кто-то окажется благодарным слушателем. Все найдется сегодня место в нашем путешествии.
Ребята! Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:
Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки.
Все играют звонко дружно
Слушать их не надоест.
Отгадать, ребята, нужно
Что это? (Это оркестр.)
- Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?
- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Сегодня вы узнаете много нового об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав. А при помощи инструментов, которые есть в классе, мы организуем свой оркестр.
II.Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим чудесное путешествие в царстве Её Величества - Музыки. На прошлом уроке мы побывали в деревне “Русских народных инструментов”. А сегодня мы попробуем открыть дверь старинного замка Оркестр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Само слово пришло к нам из Древней Греции. Орхестрой называли место перед сценой, где располагался хор. А сейчас это слово означает большую группу музыкантов, которые слаженно, дружно играют на различных инструментах.
Но чтобы попасть в этот волшебный замок необходимо преодолеть препятствия, а именно отгадать, какие инструменты живут в этом замке. (с каждым правильным ответом окошко в замке открывается)
Задание №1. Какой старый народный инструмент состоит из тонких дощечек, нанизанных на шнур или ремешок. (Трещотки)
Задание №2. Этот русский народный музыкальный инструмент можно встретить на кухне в каждом доме. (Раньше к ним привязывали маленькие бубенчики) (Ложки).
Задание №3. “Три струны, три угла
Тронешь струны – музыка слышна” (Балалайка)
- А что вы можете рассказать об этом русском народном инструменте?
- ответы детей
Задание №4. Угадайте следующий музыкальный инструмент по внешнему
виду. (Домра)
- Как вы догадались?
- А теперь послушайте, как звучит домра.
Исполняется русская народная песня “Во саду ли, в огороде” (или любая другая русская народная песня) в ансамбле домры и фортепиано.
- А что вы знаете об этом инструменте?
-ответы детей
Задание №5. Назовите музыкальный клавишно-духовой инструмент, который был изобретен в Берлине, а его ближайшие родственники очень популярны в России и по сей день.
(Гармоника)
(Баян)
(Аккордеон)
Задание №6.
- Угадайте инструмент по звучанию. (звучит аудиозапись) (Жалейка)
- Для чего использовали этот инструмент на Руси и кто? (Пастухи)
Задание №7.- Назовите ближайших родственников жалейки. (Свирель, рожок)
Задание №8.- Угадайте самый древний музыкальный инструмент по звучанию (Гусли)- В какой опере и какого автора звучит этот инструмент? (“Садко” Н. А. Римский Корсаков)
-На какие группы можно разделить инструменты?
(Духовые, струнные, ударные, клавишно - духовые)
- Вот мы с вами и открыли все окошки в волшебном замке. А каким словосо-четанием можно назвать все эти инструменты? (Русские народные) Почему? Ответы детей: (Создал русский народ)
-А каким словом можно назвать народное творчество? (Фольклор)
-А теперь мы можем открыть дверь в этот удивительный замок.
III. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке, мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Итак, тема нашего урока: Народные инструменты России, оркестр народных инструментов»
Произошло это, около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал:
«Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился. Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись, мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой лавке, где та продается вместе со спичками и солью.
Ребята, Как вы думаете, какой ж инструмент предложил Иванову сделать Андреев? (Балалайку)
8 слайд (учитель продолжает на фоне музыки)
А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке
И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент. И приступил к работе.
9 слайд Василий Васильевич Андреев родился в г.Бежецке Тверской губернии организовал первый оркестр русских народных инструментов и назвал его «Великорусским».
10 слайд Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их разновидностей, получилась целая семья: прима, альт. бас, контрабас ( звучит запись)
Кроме балалаек, он смог создать и разновидности домр 11 слайд
Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски, песни, хороводы, наигрыши, много концертировали по разным странам Германии, Франции, Англии США и конечно по городам России. Организовал школы обучения игре на балалайке и др. нар инстр.
После смерти оркестр был переименован и сейчас носит имя своего руководителя.
12 слайд
Очень известна на Руси плясовая песня «Светит месяц» многие композиторы писали вариации на мелодию данной песни, не остался в стороне и В.Андреев.
Настало время услышать оркестр русских народных инструментов. 12 слайд
Задание: Определить характер музыки и форму? ( задорная, плясовая, бойкая, веселая, радостная, энергичная. Форма – вариации)
Ребята, а чтобы могло произойти, если бы В. Андреев не приложил столько усилий и не посвятил народному творчеству свою жизнь? (Ответы детей)
Итог: Важно запомнить, что благодаря усилиям В. Андреева народные инструменты сохранились, усовершенствовались и приобрели популярность.
IV. Игра в оркестр.
13 слайд
А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром и украсим плясовую «Светит месяц». ( каждый ребенок исполняет свой ритмический рисунок)
V. Этап закрепления знаний
Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?
Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?
Кто первый организовал оркестр?
Как его назвал?
Молодцы.
VI. Рефлексия:
У каждого на парте две карточки настроения выберете ту, которая соответствует вашему.
VII. Домашнее задание:
Нарисовать один музыкальный инструмент народного оркестра.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 1Заголовок 315