Конспект урока по музыке 4 класс «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 КЛАССА
Предмет: Музыка
Класс: 4 класс
Автор УМК: Г.П. Критская, Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Тема урока: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»
Тип урока: Расширение и углубление знаний
Цель: познакомить учащихся с историей зарождения и развития музыкальных инструментов России оркестра русских народных инструментов.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов.
Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Этапы урока, время Планируемый результат в области Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность ученика Методы и приемы
Организационный
момент
Настрой на урок Коммуникативные:
-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Дети входят в класс.
Музыкальное приветствие.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.
- Сегодня я принес вам на урок вот такие забавные цветные гармошки, пусть они символизируют то, что наш урок имеет музыкальную направленность. Хочется, чтобы вы выбрали себе такую цветовую гамму гармошки, которая соответствовала бы вашему настроению. Но я должна вас предупредить, что на уроке произойдёт маленькое волшебство, и наши цветные гармошки превратятся, превратятся…. Не буду сейчас раскрывать все секреты. Вы всё сами увидите в конце урока. Итак, сделайте свой выбор. Учитель предлагает учащимся самодельные гармошки из бумаги и по цветовому решению видит настрой на предстоящий урок музыки.
Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить?
(Тихо звучит песня «Во поле берёза стояла») Музыкальное приветствие детей
Учащиеся объясняют свой цветовой выбор.
Учащиеся дают ответы на вопрос учителя, основываясь на знания, полученные на предыдущем уроке. Слушают запись
Практический
Опрос учащихся по
заданному на дом материалу Проверка выполнения домашнего задания
Блиц-опрос. Регулятивные УУД:
адекватное восприятие оценки учителя
Коммуникативные УУД:
взаимодействуют с учителем во время опроса Звучит песня, красивая, раздольная, яркая, проникновенная. А кто же её сочинил? Может ветерок, пробежавшийся по листве деревьев, а может это дождь, барабанящий по крыше домов или ручей, звенящий бурлящим потоком. А может быть, вы, ребята, поможете мне найти на этот вопрос ответ? Кто сочиняет песни?
- А чем они отличаются друг от друга?
А какие разновидности русских народных песен вы знаете?
- Я вам говорил, что народная песня как источник живой воды всегда вдохновляла композиторов, учила их красоте и мастерству. Как вы уже знаете, простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии. Подскажите мне эти произведения
Композиторы и народ
Композиторские песни сочинены композиторами и записаны нотами, а народные песни сочинил народ и передавал их из уст в уста, от бабушки к внучке.
Плясовые, колыбельные, шуточные, календарные, обрядовые, хороводные, лирические, трудовые, протяжные, частушки.
Финал первого фортепианного концерта П.И. Чайковского, где он использовал украинскую народную песню «Веснянка», финал Четвёртой симфонии, где он взял русскую народную песню «Во поле берёза стояла, а также есть обработки русских народных песен, которые делают дирижёры, хормейстеры, фольклористы. Например, «Реченька» белорусская народная песня, которую обработал А. Свешников или песня, записанная фольклористами в селе Щетиновка Белгородского района «Рябина-рябина», в обработке Веретенникова
Словесный метод (Художественное слово).
Беседа.
Вокально-хоровая работа с классом Регулятивные УУД:
Принятие и сохранение учебной задачи Ребята, а как вы смотрите на то, чтобы эти песни прозвучали в нашем классе?) РаспевкаРабота над техникой исполнения р.н.п. «Реченька».
Исполнение народной песни Белгородчины «Рябина-Рябина»
Дети распеваются, следят за дыханием, правильной интонацией и артикуляцией.
Объяснение нового материала
Осмысление нового материала Регулятивные:
-Умение размышлять, отвечать на вопросы.
-развитие умения осмыслить полученную информацию
Коммуникативные:
-Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
На предыдущем уроке мы познакомились с музыкальными инструментами России, которые с глубокой древности и до наших дней живут рядом с человеком, которые гораздо ярче передают характер русских народных песен, заставляют нас плакать и смеяться, радоваться и печалиться. Наверное, вам интересно будет узнать историю их возникновения и бытования, каково их звучание, как они себя ведут в руках профессиональных исполнителей и только начинающих музыкантов.
А поможет нам в этом разобраться творческая группа учащихся, которая разработала целый исследовательский проект по теме: «Какое отношение данные слова: чужестранка, скоморох, царь, болтать, символ, народ, тыква, пастух имеют к оркестру русских народных инструментов» Слушание оркестра русских народных инструментов («Русская плясовая)
Скажите, ребята, а музыка которая прозвучала в исполнении оркестра не вызывала у вас желание потанцевать? Тогда давайте проведём «Пластическое интонирование». Музыка вновь будет звучать в нашем классе, а вы, почувствовав её дыхание, попробуйте присоединиться к ней, пластически выражая её характер, настрой.
Учащиеся показывают презентацию проекта «Какое отношение данные слова могут иметь к оркестру русских народных инструментов чужестранка, скоморох, царь, болтать, баять, символ, народ, тыква, пастух». Доказывают его состоятельность.
Учащиеся двигаются под музыку, исполняя различные движения в заданном ритме.
Метод размышления о музыке
Метод забегания вперед и возвращения назад
Метод создания композиций
Словесный метод
(художественное слово; рассказ учителя)
Беседа
Наглядный
( показ слайдов)
Закрепление учебного материала
Применение теоретических знаний на практике Регулятивные:
Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
Личностные УУД:
применение на практике и последующее повторение нового материала
Познавательные УУД:
Овладение способностью к реализации собственныхтворческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера .Коммуникативные УУД
обобщение и систематизация знаний
Потанцевали, физически поработали. А сейчас давайте откроем свои рабочие тетради прочитаем задание, которое требует от вас внимательности и применения уже имеющихся у вас знаний.
Предлагаю сейчас всем нам переместиться в творческую лабораторию, где могут рождаться да и рождаются маленькие шедевры. В нашей лаборатории есть инструменты, которые относятся к группе шумовых. Давайте назовём их. (Трещотки, бубны, деревянные ложки, инструменты, сделанные в быту: счёты. Есть ещё один музыкальный инструмент – дудка, но, к сожалению, она игрушечная и издаёт только одинаковые звуки) Ребята, а вы хотите поиграть в оркестре? Тогда давайте попробуем под нашу любимую песню «Калинка-малинка» организовать маленький оркестр. Только играть вы пока будете на шумовых инструментах, которые имеются в нашей музыкальной лаборатории. Руководителем нашей лаборатории будет………. Она распределит, в какой последовательности будут звучать инструменты. Теперь вы можете выбрать себе понравившийся инструмент. Придумайте, какой ритмический рисунок он будет исполнять, чтобы его исполнение органично влилось в музыкальную ткань произведения.
Выполняют задание в тетради
Ребёнок-руководитель творческой мастерской рассказывает, когда звучат инструменты и в какой последовательности. Дети все вместе исполняют песню «Калинка-малинка», сопровождая её игрой на шумовых инструментах.
Играют
Практический
Подведение итогов (Какой деятельности учились?) Осуществление итогового и пошагового контроля по результату Регулятивные УУД:
Построение монологического высказывания. Формулирование собственной позиции.
Познавательные УУД:
Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
обобщение. Перед вами оценочная таблица, я прошу самостоятельно оценить свои знания по следующим критериям:
Оркестр Знаю Узнал Хочу знать
Ответы ученики записывают в оценочную таблицу:
- научились находить в специальной литературе необходимую информацию, выбирать из предложенного самое главное в необходимое
- учились презентовать своё выступление
-Учились работать в группе без конфликтов
- учились слушать, чувствовать, понимать и анализировать музыку. Определение домашнего задания
Выполнение домашнего задания Познавательные УУД:
творческая переработка изученной информации
Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?
Составить кроссворд на тему «Оркестр русских народных инструментов»
Подготовить материал по современному русскому народному инструменту В.В. Андреева. Записывают в дневники Словесный
(объяснение учителя)
Рефлексия Регулятивные УУД:
Адекватное восприятие оценки учащихся и учителя. А теперь настал момент превращения наших гармошек в птиц, самых ярких вокалистов леса, парящих высоко в небесах и разносящих по всему белому свету свои песни. Я сейчас вам, как и вначале урока, предлагаю выбрать себе птичек по той цветовой гамме, которая будет символизировать ваше настроение в конце нашего урока. Мне хочется у каждого из вас спросить. Что нового на нашем уроке узнали ваши птицы? О чём они будут рассказывать в своих песнях, когда поднимутся высоко в небо. Учитель раздаёт детям птиц, которым учащиеся приделывают крылья-гармошки. Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях после урока Практический.