Рабочая программа по предмету История и культура Башкортостана для 9 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Наратасты муниципального района
Шаранский район Республики Башкортостан»
Рассмотрено на заседании МО (ШМО) учителей_______________
Протокол № ___
От «___»________ 2015 г
Согласовано
ЗДУВР:_________________Сабанаева И. В
«___»____________2015 г
Утверждаю:
Директор школы: ______________
Кучмухаметов И.Н.
«___»_______________2015г
Рабочая программа
по Истории и культуре Башкортостана
9 класс
Учебники:
1.Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. «Культура Башкортостана». 9 класс. Уфа. Изд. «Китап». 2004. 2. Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. «Культура Башкортостана». 10 класс. Уфа. Изд. «Китап». 2005. 3. Кульшарипов М.М. «История Башкортостана. ХХ век». 9 класс. Уфа. Изд. «Китап». 2006 .
Кол-во часов всего:
35
в том числе:
Контрольных работ:
4
Творческих работ:
2
Учитель: Сабанаева Ирина Витальевна
Пояснительная записка Программа по истории и культуре Башкортостана составлена на основе:
Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Республики Башкортостан;.
Учебного плана МБОУ «СОШ с. Наратасты» на 2015 – 2016 учебный год;
Программы по «Истории и культуре Башкортостана» для 1-9 классов, разработанной С.А.Галиным, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаевым, Ф.Т.Кузбековым, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулеймановой и рекомендованная МО РБ в 2010 г. Цели и задачи В истории нашей страны в настоящее время на первый план начинает выходить духовное, человеческое и гуманитарное образование. Бесспорно то, что подрастающее поколение не сможет стать достойным продолжателем всего прогрессивного в нашей стране, если не будет опираться на достигнутое до него, не будет с любовью воспринимать духовные и материальные ценности, созданные предшественниками. Целью изучения предмета «История и культура Башкортостана» является: 1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувство патриотизма, любви и уважения к своей республике и всего нашего государства в целом. 2. Развитие эмоционального восприятия исторических событий в республике, восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, понимания исторических событий происходящих в мире. 3. Формирование начальных представлений о специфике литературы, культуры и других искусств нашей республики на фоне нашего государства. 4. Умение развивать устную и письменную речь учащихся на уроках истории и культуры Башкортостана. 5. Освоение текстов произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений. 6. Овладение умениями чтения и анализа изучаемых исторических событий и художественных произведений на уроках ИКБ. Основные задачи предмета «История и культура Башкортостана»: * содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений; * изучить историю Башкортостана, произведения литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, созданных представителями башкирского народа и народов других национальностей, проживающих на территории нашей республики; * знакомить с достопримечательностями городов, районов, сёл и деревень республики, выдающимися людьми Башкортостана; * пробудить интерес к историческому прошлому, литературному и культурному наследию всех народов, населяющих нашу республику; * формировать стремление учащихся быть достойными продолжателями славных традиций истории и культуры Башкортостана; * содействовать в воспитании учащихся нравственных и эстетических идеалов; * проводить беседы с учащимися о родном крае, доме, семье, окружающей природе, родной республике, её столице – Уфе, временах года, праздниках, обычаях и обрядах наших народов. * познакомить учащихся с текстами художественных произведений башкирских писателей и писателей других народов, составляющих гордость нашей республики далеко за её пределами. Место курса в учебном плане Главное, что надо заложить в изучении предмета «История и культура Башкортостана», - дать учащимся основы культуры межнациональных отношений, помочь формированию у учащихся подлинно интернационалистического мировоззрения, обогатить память, выработать умение сравнивать, сопоставлять, развивать идейно-нравственные нормы поведения. Изучение предмета намного расширит возможности эстетического воспитания учащихся. Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана. Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности. Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте с историей и культурой народов России и мира в целом. Рабочая программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 9 классе по 1 часу в неделю, 35 часа в год. УМК: 1. Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. «Культура Башкортостана». 9 класс. Уфа. Изд. «Китап». 2004. 2. Галин С.А., Галина Г.С., Кузбеков Ф.Т., Кузбекова Р.А., Попова Л.Н. «Культура Башкортостана». 10 класс. Уфа. Изд. «Китап». 2005. 3. Кульшарипов М.М. «История Башкортостана. ХХ век». 9 класс. Уфа. Изд. «Китап». 2006 Краткая характеристика методических аспектов обучения Предлагается принцип от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход к изучаемым темам по ИКБ, где предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан. В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок с объяснением; вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний; фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности; лекция с элементами беседы; работа с документами; пересказ текста учебника в связной монологической форме; работа с иллюстративным материалом; просмотр видеофильмов; подготовка сообщений на заданную тему; подготовка реферата; оказание помощи ученикам в исследовательской работе Межпредметные и внутрипредметные связи Изучение курса связано с учебными предметами: башкирский язык и литература, русский язык и литература, география, история, биология, МХК, изобразительное искусство, технология. Содержание программы Программа состоит из следующих разделов: Башкортостан в ХХ веке Общественно-политическая жизнь Башкортостана. Рост рабочего движения. Буржуазно-демократическая революция 1905-07 гг. в Башкортостане. Столыпинская аграрная реформа в крае. Башкортостан в период I мировой войны. Февральская буржуазно-демократическая революция (1917). Установление советской власти в Башкортостане. Крестьянское движение весной и летом 1917 г. I съезд Советов крестьянских депутатов Уфимской губернии. Башкирское национальное движение. Ахмет Заки Валиди Туган. Жизнь, политическая и научная деятельность. I Всеобщий съезд башкир (Курултай) (20-27.07.1917г.). Башкирское областное шуро. II Башкирский курултай (20-13.08.1917г.). Утверждение советской власти на местах. III Башкирский курултай (08-20.12.1917г.). Башкирское правительство. Арест Башкирского правительства. Гражданская война на территории Башкортостана. Образование БАССР. Значение образования БАССР. Преодоление последствий гражданской войны. Борьба с разрухой и голодом. Новая экономическая политика. Объединение разрозненных частей Башкортостана в рамках Большой Башкирии. Декрет ВЦИК от 14.06.1922г. «О расширении границ автономной БАССР». Дальнейшие изменения границ Башкирии. Создание госаппарата Большой Башкирии. Разработка и обсуждение Конституции БАССР (1925г.). Индустриализация БАССР. Экономическая отсталость Башкортостана к началу первой пятилетки. Техническая перестройка и расширение действующих предприятий черной металлургии. Открытие месторождения медных руд в Сибае (1940г.). Строительство новых промышленных объектов. Создание нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Обеспечение нового промышленного строительства энергетической базой. Создание промышленности строительных материалов. Появление пищевой отрасли промышленности. Новые производственные объекты легкой промышленности. Железнодорожное строительство. Развитие автомобильного, речного транспорта, связи. Авиация. Изменения в коммунальном хозяйстве городов. Реконструкция полиграфических предприятий. Соцсоревнование и стахановское движение в республике. Коллективизация сельского хозяйства в Башкортостане. Кооперативное движение в Башкортостане. Потребительская и производственная кооперация. Принудительное создание коллективных хозяйств. Сплошная коллективизация. Перегибы, борьба с ними. Раскулачивание зажиточных крестьян. Спецпоселки в Башкортостане. Тактика и методы дальнейшей коллективизации. Общественно-политическое развитие БАССР. Наметившаяся демократизация общественной жизни республики в 20-е годы. Торжество тоталитаризма в 30-е годы. Башкирская партийная организация. Принятие новой Конституции БАССР (1937г.). Репрессии 1937 года против и государственных деятелей, деятелей литературы и искусства, служителей религии. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Мероприятия по мобилизации сил Башкортостана на борьбу с врагом. Формирование воинских частей и отправка их на фронт. Перестройка работы промышленности на военный лад. Размещение на территории Башкортостана промышленных предприятий, учреждений и населения, эвакуированного из оккупированной части СССР. Участие башкирских воинских формирований в боевых действиях на фронтах войны. Боевые действия Башкирской кавалерийской дивизии. Подвиги воинов из Башкирии. Патриотические почины на промышленных предприятиях. Продолжение производственной деятельности и промышленного строительства в условиях военного времени. Обеспечение бесперебойного снабжения фронта и тыла сельскохозяйственной продукцией.. Меры по ужесточению трудовой дисциплины в условиях войны. Участие житлей республики в создании фонда обороны, подписке на военные займы, в сборе средств на изготовление танков, самолетов. Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства республики. Перестройка на мирный лад. Создание новых отраслей промышленности. Новые города. Зарождение экологических проблем. Сельское хозяйство республики в послевоенный период. Освоение целинных, залежных земель в Башкортостане. Повышение валовой продукции сельскохозяйственного производства. Попытки реформирования отрасли. Общественная жизнь республики в послевоенный период. Социальные процессы в период «оттепели». Изменения в Башкортостане в 70-х, 80-х, 90-х. годах прошлого столетия. Социально-экономические проблемы. Общественно-политическое положение республики. Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Принятие государственных символов Республики Башкортостан. Выборы первого Президента республики. Принятие Конституции Республики Башкортостан (1993г.). Первые выборы в Государственное Собрание – Курултай. Всемирный курултай башкир (1995г.). Народонаселение и современная демографическая ситуация Численность населения Башкирского края (Оренбургской и Уфимской губерний) по переписи населения 1897 и 1917 годов в сопоставительном плане с переписями 1926, 1959, 1979, 1989, 2002 годов. Соотношение численности по национальностям и по месту жительства (сельское и городское население). Изменение в численности населения республики, происходившие в годы советской власти. Национальный язык и национальность. Соотношение диалекта и, национального языка и литературного языка. Башкирский литературный язык и проблемы консолидации нации. Современное образование Многообразие систем общего среднего (школы, школы-гимназии, лицеи) и средне-специального образования (колледжи). Профориентационное направление народного образования. Сочетание государственных и частных учебных заведений. Сеть профессионально-технических учебных заведений. Состояние высшего образования в Башкортостане. Достижения и проблемы при подготовке специалистов с высшим образованием. Ознакомление со структурой высших учебных заведений Республики Башкортостан. Развитие науки в Башкортостане. Академия наук Республики Башкортостан - высшее научное учреждение республики. Научный потенциал и направления. Из истории развития науки Республики Башкортостан (Г.Г.Куватов, С.И. Руденко, К.Р. Тимергазин, В.Г. Гирфанов, Д. Г. Киекбаев, А. Н. Усманов, Т. Баишев). Современное театральное искусство Деятельность Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури (повторение). Республиканский русский драматический театр. Главные режиссеры, репертуар, ведущие актеры. Классика на сцене театров Башкортостана («Отелло» Шекспира, «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А. Чехова, «Таланты и поклонники» А. Островского). Сибайский, Салавтский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы. Главные режиссеры. Репертуар. Ведущие актеры. Национальный молодежный театр им. М. Карима. Татарский театр «Нур». Спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны: трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», «Салават»; драмы «Пеший Махмут», «Страна Айгуль», «Неотосланные письма» Г. Кутуя», «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова, «Озорная молодость» И. Абдуллина, «Красный паша» Н. Асанбаева, «Много шума из ничего» по пьесе шекспира, «Встреча с юностью» по пьесе А. Арбузова, «Царь Федор Иоаннович»А.К. Толстого. Музыкальная культура Открытие филармонии (1939). Выступление башкирских концертных бригад в годы Великой Отечественной войны (Х. Магазова, М. Идрисов, Б. Юсупова, З.Бикбулатова). Жизнь и творчество Х. Ахметова. Песенное творчество («Ночной Урал», «Родная деревня»). Опера «Современники». Творческая деятельность К.Рахимова. Творческие портреты профессиональных исполнителей народных песен: Х.Галимова, А. Султанова, С. Абдуллина. Хоровое искусство в Башкортостане. Первые любительские хоровые коллективы (студия Башпрофсовета, руководитель – А. Тихомиров). Профессиональный хор Башкирского театра оперы и балета (1939).Женский, смешанный, профессиональный хоровые коллективы Башгосфилармонии (руководитель М. Федотов, А. Тихомиров). Хор Башрадиоколлектива (руководитель – Ш. Ибрагимов, 1953-1960). Башкирская академическая хоровая капелла (руководитель - Г. Сайфуллин, 1969). Современное вокальное искусство. Классическая музыка в филармонии; фестивали камерной музыки. Орган в Уфе (В. Муртазин). Звезды башкирской эстрады: Ф. Кудашева, Б. Гайсин, Н. и М. Галиевы. Народный фольклорно-музыкальный ансамбль «Ядкар» (Г. Хамзин, Т. Узянбаева, М. Гайнетдинов, и др.). Эстрадно-фольклорный ансамбли «Караван-Сарай», «Далан». Композиторы современники – продолжатели народных традиций: А. Габдрахманов, А. Кубагушев, Р. Хасанов, Р. Сахаутдинова, С. Низамутдинов, Н. Даутов. Жанровое богатство музыкального репертуара: симфония, опера, балет, кантанта, оратория, квартет, трио, инструментальные и хоровые произведения, песни, романсы. Современные постановки в театре оперы и балета:»Журавлиная песень» Л. Степанова, «Акмулла» З. Исмагилова, «В ночь лунного затмения С. Низамутдинова. Вокальные конкурсы. Всемирный конкурс им. М. Глинки (Уфа, 1995). Республиканские конкурсы: им. Г. Альмухаметова, исполнителей башкирских народных песен «Ирэндек мондары». Физкультура и спорт Связь профессионального спорта с народными состязаниями и играми. Развитие физкультуры и спорта в РБ. Крупные спортивные клубы. Мотоклуб «Башкирия-Лукойл». Из истории клуба. Спортивные достижения клуба, международных мастеров спорта И. Плеханова, Ф. Шайнурова, Б. Самородова, А. Сухова, Р. Саитгареева. Габдрахман Кадыров – шестикратный чемпион мира по мотогонкам на льду. Спортивный клуб «Салават Юлаев». Из истории клуба. Выдающиеся хоккеисты клуба. Победы на первенствах страны (бронзовый призер1995, 1996, 1997 годов, чемпион Российской Федерации 2008 года), участие в международных соревнованиях (67 побед из 77 встреч). Успехи легкоатлетов (Р. Бурангуловой – неоднократной обладательницы Кубка мира по марофону), стрелков (Р. Сулейманова – призера олимпийских игр и неоднократного чемпиона мира по пулевой стрельбе), борцов, лучников и т.д. Цирк как вид искусства. Школа джигитовки и конно-цирковая группа в башкирском цирке (Мидхат и Римма Султангареевы). Музеи Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан. Зарождение и становление. Его роль в сохранение историко - культурных ценностей прошлого. Фонды, отделы, филиалы. Дома-музеи известных деятелей культуры (Салавата Юлаева, М. Акмулы, М. Уметбаева, Ш.Бабича, К. Иванова, М. Гафури, А. Муюарякова, Р. Гарипова, З. Биишевой и др.). Музей археологии и этнографии народов Башкортостана. Состояние и развитие музейного дела в районах Живопись Современная живопись. Новые направления и течения в современной башкирской живописи. Авангардизм. Творчество Н. Латфуллина, С. Краснова, М. Назарова, В. Ханнанова, Р. Ахметвалиева. Творческие и художественные группы «Сары бия», «Чингисхан», «Март», «Инзер», «Артыш». М.А. Назаров – наиболее яркий представитель уфимского авангарда. Картины «Базар с гусями», «Застолье», «День рождения», «Трудовики», «Кананикольский завод». Творчество С. Краснова («Летающий остров»), Д.Ишемгулова («Летний полдень», «Родник», «Утро, день,вечер», «Памяти родителей»), М. Давлетбаева («Деревня», «В гости», «Окраина»), Н. Байбурина («Афродита», «Мазуха пошла в гости, а корову доить некому»). М. Спиридонова («Красное окно», «Наслаждение одиночеством»»Мальчик», «Разговор с небом»), Р. Харисова («Падающая мечеть», «В шесть часов вечера после войны», «Путь к роднику»), Н. Куприянова («Пластический рыцарь», «Сон царевича»). Творчество художников - графиков. Оформление и иллюстрирование книг и сказок. Образы деятелей культуры, литературы в творчестве художников. История Башкортостана в произведениях художественной литературы М.Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев. Х. Давлетшина . Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Иргиз» - яркое эпическое полотно жизни и быта башкир в начале ХХ в. Д. Юлтый. Жизнь и творчество. Роман «Кровь» (отрывки). Образ рассказчика солдата-башкира Булата. Автобиографичность романа. Будничные картины солдатского быта. Народ и война – основная проблема романа. Н.Мусин. Жизнь и творчество. Роман «Вечный лес». А.Хакимов. Отрывки из романа «Плач домбры». Образ Хабрау - сэсена в литературе. Р.Гарипов. Жизнь и творчество. Книга «Возвращение». Стихи. Поэма «Аманат». Р.Бикбаев. Жизнь и творчество. Поэма «Жажду, дайте воды». Проблемы экологии. «Письмо моему народу». Н. Наджми. Жизнь и творчество. Отрывки из поэмы «Баллада о песне», «Ворота», «Урал» (по выбору). Тема становления творческой личности. Психологизм, Глубина мысли, Тонкий лиризм стихотворений «Уфимские липы», «Летний стих», «Листья не опали». З.Биишева. Отрывки из трилогии «У Большого Ика». Воплощение народной мудрости в образе Тайба-эби. Черты народного героя в образах Хабира, Тимербая и Хаммата. Национальный колорит и сочность языка. Современная башкирская проза, поэзия и драматургия (краткий обзор). Творчество народных поэтов Башкортостана.
Требования к уровню подготовки обучающихся на уроках «Истории и культуры Башкортостана» Тематическое планирование по ИКБ предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, различных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для предмета ИКБ на этапе основного общего образования являются: выделение характерных причинно-следственных связей в изучении истории и культуры РБ; уметь делать сравнение и сопоставление исторического прошлого и современной истории; уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза и т.д.; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде; владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование знаковых систем (текст, таблица, схема и т.д.); составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных задач источников информации, включая энциклопедии, различные словари и другие справочники; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей в изучении истории и культуры Башкортостана. Литература и дополнительные источники информации 1. «Башкортостан. Краткая энциклопедия». Под ред. Шакурова Р.З. Уфа. Изд. «Башкирская энциклопедия» 1996. 2. «Башкирская энциклопедия» в 7 томах. Под ред. Ильгамова М.А. Уфа. Изд. «Башкирская энциклопедия» 2005-2011. 3. «Башкирский государственный художественный музей им. М,В, Нестерова». Уфа, Изд. «Автор». 2007. 4. Ф.Г.Хисамутдинова, З.Я.Шарипова, А.Г.Нагаева «Родной Башкортостан». Уфа. Изд. «Сонико». 1992. 5. Л.Атанова «Композиторы Башкирии». Уфа.1982 6. «Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки». Уфа. Гимълем-Информреклама. 2002. 7. «Культура Башкортостана. Люди. События. Факты.». уфа. «Слово».2006. 8. «Образование в Республике Башкортостан». Уфа, 2005. Электронные пособия: 1. Электронный учебник «Культура Башкортостана» (составитель Хусаинова Р.Х.)
Календарно-тематический план
по предмету " История и культура Башкортостана" в 9 классе
№
п/п
ТЕМА
Кол-во часов
Дата планируемая
Дата факт. проведения
Примечания
1
Повторение изученного в 8 классе
1
2.09
Башкортостан в 20 веке
2
Общественно-политическая жизнь Башкортостана в н. XX века.
1
9.09
3
Гражданская война на территории Башкортостана и ее последствия.
1
16.09
4
Индустриализация БАССР
1
23.09
5
Коллективизация сельского хозяйства в Башкортостане
1
30.09
6
Общественно-политическое развитие БАССР
1
7.10
7
Башкирские воинские формирования на фронтах ВОВ
1
14.10
8
Послевоенное восстановление народного хозяйства
1
21.10
9
Контрольная работа №1.Башкортостан в 20 веке
1
28.10
10
Общественная жизнь республики в послевоенный период 50-90-е гг.
1
11.11
11
Народонаселение и современная демографическая ситуация.
1
18.11
12
Современное образование в республике.
1
25.11
13
Развитие науки в Башкортостане.
1
2.12
14
Физкультура и спорт Башкортостана
1
9.12
15
Спортсмены- чемпионы, выходцы из Шаранского района.
1
16.12
16
Музеи Республики Башкортостан
1
23.12
17
Контрольная работа № 2
1
30.12
История Башкортостана в произведениях художественной литературы
18
Творчество М. Карима. "В ночь лунного затмения"
1
20.01
19
Х. Давлетшина. "Иргиз"-полотно жизни и быта башкир н. XX века
1
27.01
20
Автобиографичность романа Д. Юлтыя "Кровь"
1
03.02
21
Творчество Н. Мусина "Вечный лес"
1
10.02
22
Образ сэсэна в романе А.Хакимова"Плач домбры"
1
17.02
23
Творчество Р. Гарипова и Р. Бикбаева
1
24.02
24
Творчество Н. Наджми и З. Биишевой
1
03.03
25
Контрольная работа № 3
1
10.03.
Современное театральное исусство
26
Деятельность БАТД им. М. Гафури.
1
17.03
27
Деятельность республиканского русского драматического театра.
1
7.04
28
Театр "Нур", молодежный театр им. М. Карима. Театры РБ.
1
14.04
29
Спектакли-явления в театральной жизни республики.
1
21.04
30
Музыкальная культура
1
28.04
31
Открытие филармонии. Творчество Х. Ахметова и К. Рахимова.
1
05.05
32
Хоровое искусство. Современное вокальное искусство.
1
12.05
33
Композиторы- современники-продолжатели народных традиций. Вокальные конкурсы.
1
19.05
34
Контрольная работа №4
1
26.05
35
Направления и течения современной башкирской живописи
1
30.05
15