Урок Образование действительных причастий настоящего времени

28 класс ___от_______ класс ____от_______ класс ____ от______2016
Тема: «Образование действительных причастий настоящего времени»
Цель урока: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; научить писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.
Задачи: предметные: повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени; научить выбирать суффикс для образования причастий метапредметные: отработать умения правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени; сформировать умения применять данные причастия в речи; личностные: воспитывать осознание важности изучения русского языка, овладения основами грамотности. Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверить наличие упражнения.
Показывают тетради.

Мотивация УУД

Орфографическая пятиминутка.
Образуем от данного инфинитива форму 3 лица ед. числа настоящего времени.

Гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
Какое окончание вы написали во всех этих глаголах и почему? (-ит, т.к это глаголы-исключения, которые относятся ко 2 спр.).

А как напишем глаголы брить и стелить? Почему? (-ет, т.к. это глаголы-исключения. Они относятся к 1 спр.).
Настраиваются на работу.


Актуализация опорных знаний.

Проверка знаний в форме теста.
Причастие обозначает:
А) признак предмета;
Б) признак предмета по действию;
В) признак другого предмета.

Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия?
А) вид; Б) время; В) лицо.

Чаще всего в предложении причастие бывает:
А) дополнением; Б) обстоятельством; В) определением.

Причастие с зависимым словом называется:
А) предложением; Б) причастным оборотом;
В) словосочетанием.

Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
А) -ВШ-; Б) -Ш-; В) -УЩ-.

Двое работают у доски.



Самопроверка.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявление темы урока, цели, задач.
Формулируют цели урока. Оформляют тетради.

Работа над темой

Кодированный диктант
Я читаю словосочетания, а вы определяете, какое в них причастие, действительное или страдательное.
Записываете только букву Д или С в строчку через запятую.
Хлопочущая хозяйка, построенный бригадой, приглашённый в гости, встретившийся на пути, читаемый детьми, победившая команда, соревнующийся отряд, добытые геологами, испечённая булочка, тающий снег, промокший насквозь, увлечённый делом.
Д,С,С,Д,С,Д,Д,С,С,Д,Д,С.
Метод коллективного исследования:
Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика
(1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку:

Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

думают клеят
думающий клеящий
бреют гонят
бреющий гонящий
лелеют лечат
лелеющий лечащий
сеют любят
сеющий любящий
каются строят
кающийся строящий
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола 1-го спряжения, в суффиксе пишем –УЩ-, -ЮЩ-, если от глагола 2-го спряжения - -АЩ-, -ЯЩ-.
Основа глагола наст. вр. несов. в. в перех. и неперех. + -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-


Трое работают у доски.






Двое – у доски.



















Записать схему в тетрадь (папку)

Физминутка

Игра «Пианино»

Поставить все пальцы на парту и под счет учителя «раз и два» имитируется игра на пианино, пальцы перебираются по порядку, начиная от большого к мизинцу.
Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорит учитель.

Продолжение работы над темой

Пример:
пишут (1 спр.) + -ущ- =пишущий
читают (1 спр.) + -ющ- =читающий
любят (2 спр.) + -ящ- = любящий
держать (2 спр.) + -ащ- =дышащий
Чтение материала учебника: §13
Упражнение 88

Записать примеры.





Комментированная работа по цепочке.

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?
- От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
Анализируют, делают выводы, строят высказывание.

Д/з., оценивание

§13, упр. 89
Запись в дневник.



Алгоритм определения спряжения глагола

Первый этап
1. Поставь глагол в форму 3 лица множественного числа.
2. Определи окончание:
* если окончание ударное, то запомни, что
окончание
ут (ют) ат (ят)
указывает на то, что перед тобой глагол
I спряжения II спряжения
* если окончание безударное, то переходи ко второму этапу.

Второй этап
1. Поставь глагол в неопределенную форму.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515