Заседание клуба Мы и окружающий мирПНШ 4 класс Арктика

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Ледяная зона. (Второе заседание клуба)».
Планируемые результаты:
Личностные
Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
Предметные
Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, Тетради для самостоятельной работы №1, карта природных зон России, картинки с изображением растений, животных, природных условий Арктики, книжный стенд, компьютер, экран. Ход урока. 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний учащихся.
Прослушайте стихотворение,его прочтет Александрова Арина
На севере далеком от сюда не видна,
Раскинулась широко чудесная страна.
Живет там зверь и птица,и люди там живут.
Ее не ошибиться,ведь Арктикой зовут!
Чудесные явленья там встретить можешь ты-
Туманные виденья,небесные цветы
И мыслям нет покоя,коль видишь чудеса.
Вот слушайте,какое встречал нередко сам.
Загадочно явленье!Средь льдин нагроможденья
Зажжется там фонарик голубой.
Откуда огонек?И почему он светит?
Пусть физик нам ответит!А лирик скажет:
«Огонек,наверное,зажег какой-то северный божок
И жжет его беспутно.
Забрался в свой ледовый дом-ему средь льдин уютно».
У.Вы догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?
Давайте подтвердим предположения
У. Открываем содержание и определяем тему урока. У. В какой главе она была расположена? Д. «Земля – планета Солнечной системы». У. Давайте вспомним, что мы называем природной зоной? Д. Природные зоны – это большие пространства со сходными природными условиями, особым растительным и животным миром. У. Вспомните, как называются природные зоны России в направлении с севера на юг и покажите их на карте У. Где можно получить эту информацию, если забыли? Д. На карте природных зон России показано, как расположены природные зоны, каким цветом они обозначены, и какую территорию они занимают. У.Начиная с сегодняшнего урока, мы будем совершать удивительные воображаемые путешествия по природным зонам России. 3. Объявление темы урока. Учитель: Сегодня мы собрались на второе заседание клуба «Мы и окружающий мир», о котором было объявлено заранее.Мы изготовили сборник «Интересные факты о ледяной зоне» ,на уроке ИЗО мы оформили выставку рисунков.На прошлом уроке мы выбрали председателя нашего заседания (им стала Кислинская Анастасия). Прошу председателя занять своё место. П.Наше очередное заседание посвящается изучению ледяной зоны .В конце нашего заседания мы с вами изготовим газету для первоклассников «Арктика»
Председатель:Давайте определим цель нашего заседания :
Д.:Более подробно узнать о ледяной зоне,узнать о климате,о растительном и животном мире.
Какие личные цели вы ставите перед собой? Председатель:На нашем заседании прозвучат интересные сообщения об Арктике, подготовленные ребятами нашего класса.
4.Основная часть урока Председатель: На повестке дня сообщения, подготовленные моими помощниками: (слайд) 1.Шмыков Александр сделает сообщение о местоположении ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны;
2.Самарцева Валерия расскажет о растениях ледяной зоны;
3.Юшин Иван сделает сообщение о животных Арктики
4.Яценко София сообщит нам о влиянии человека на природу Арктики и охране Арктики.
4. Выступление ученика о местоположении ледяной зоны и особенностях неживой природы Арктики.
Шмыков Александр:Зона арктических пустынь или ледяная зона занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. Природа этой зоны очень сурова. Большая часть островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 м. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах почти совсем не образуется. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до конца февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метёт пурга, температура воздуха нередко понижается до -60 градусов. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – полярное сияние, которое похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, температура редко бывает выше 3-4 градусов. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять. Работа в парах. Председатель: Найдите на карте природных зон России ледяную зону и покажите своему соседу по парте. Посмотрите, каким цветом она обозначена.
Закрасьте ледяную зону в контурных картах,которые лежат у вас на столах,оцените работу своего соседа 5.Выступление ученика о растениях ледяной зоны.
Председатель: Откройте тетрадь для самостоятельных работ на печатной основе на странице 19 и найдите таблицу в задании 31. Задание: заполнить первый столбик таблицы, слушая сообщение одноклассника о растениях ледяной зоны. А сейчас слово предоставляется следующему выступающему – Самарцевой Валерие. Растения ледяной зоны. Суровые природные условия переносят только самые стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них – то и растут лишайники, похожие на серую накипь. В южных районах ледяной зоны кое-где можно встретить полярный мак, стелющиеся полярные ивы. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 см. На поверхности снега и льда могут жить мельчайшие водоросли. В летнее время они иногда размножаются в таком количестве, что кажется, будто цветут целые островки снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красный, розовый, бурый, зелёный цвета. Председатель: Зачитайте, что вы выписали в первый столбик таблицы.(на доску названия растений) -Что такое лишайники? Можно ли их считать растениями?
-Откройте страницу 67 учебника и в сообщении Маши Ивановой найдите выделенное цветом слово «лишайники». Что обозначает голубая звёздочка после слова?
У. * - загляни в словарик в конце учебника. Прочитайте текст о лишайниках в словарике (стр.183).
6. Выступление ученика о животных ледяной зоны. Председатель: Следующий выступающий Юшин Иван подготовил сообщение о животных ледяной зоны . Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха.  У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день. У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами. На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных. Работа в парах. Председатель: Откройте разворот учебника на страницах 68-69, рассмотрите картинку и составьте по1-2 цепи питания, которые сложились в Арктике.(2 ученика у доски) -Какие цепи питания у вас получились?
Д. Планктон – сайка – тюлень – белый медведь; Планктон – рыба – чайка.
5.Физминутка под песню: «Где то на белом свете»
6.Продолжение урока
Председатель: :Из показанных на слайде картинках,выберите лишь ту одежду,которую вы бы одели,путешествуя по Арктике.Почему?
Председатель:Об опасности,которая подстерегает животный мир Арктики поведает следующий выступающий :
Яценко София:Арктика с давних пор привлекала людей. Причин этому много. Неизвестные земли, загадочная природа манили сюда учёных. Обилие рыбы, морских зверей привлекали рыбаков и охотников. Кроме того, люди стремились найти самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий, а этот путь лежит как раз через Северный Ледовитый океан К сожалению, из-за освоения Арктики человеком оказалась в опасности её природа. Долгие годы люди охотились здесь на белых медведей, моржей, китов. В результате неумеренной охоты все эти замечательные животные стали редкими. В морях Арктик и люди занимаются и рыболовством. Это делают зачастую хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств. С многочисленных судов, проходящих по Северному морскому пути, в воду попадают различные вредные вещества, мусор. Загрязнение северных морей очень плохо сказывается на жизни обитающих здесь животных. Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена. Под охрану взяты некоторые птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. На острове Врангеля создан заповедник. Охране природы Арктики необходимо уделять очень большое внимание, чтобы не нанести ей непоправимый урон. Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной. В этом заповеднике самые крупные в мире скопления моржей! На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Ещё одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. А сейчас учёные снова поселили его на острове Врангеля.
Председатель:Выпишите в свои тетради животных,которые занесены в Красную книгу
  проверка-слайд
Председатель: Спасибо всем выступавшим за интересные сообщения.
6.Итог урока.Рефлексия.
Учитель:Давайте вспомним цель нашего заседания.
Рефлексия:
Гора-это знания,которые вы получили на уроке,вода отражает ваши знания и их усвоение вами нового материала.
У вас на столах лежат снежинки-это снежинки,которые могут показать как вы усвоили материал:
Синие-я понял все и у меня нет вопросов;
Серебряные –я понял материал,но мне нужно еще поработать;
Белые-я усвоил материал плохо и постараюсь изучить его дома.
Итогом нашего заседания стала газета для первоклассников
В заключении нашего заседания Саша Фомина прочтет стихотворение

Северное сияние
Небо низко ,сопки высоко,звезды -будто жемчуг золотой.
Кажется ,еще чуть -чуть ,немного,и дотянешься,дотронешься рукой.
И вдру ,какая красота!Белый снег,фиалковое небо.
Месяц коромысло раскачал,осветив дорогу нам при этом.
Радугой сияние-ночной,кружевной вуалью проплывает.
И волной небесной нас с тобой,словно покрывалом,накрывает.
Мягкой шубой стелет тишина.Воздух звонкий,как торос в заливе.
И метет поземка не спеша,здесь сиянье плавает на льдине!


7.Домашнее задание
Наше заседание подошло к концу, путешествие по ледяной зоне не закончено. Дома вы прочитаете в учебнике на стр.65-70 сообщения учеников из школы села Мирного и, опираясь на них, подготовите доклад о местоположении и особенностях природы Арктики.
15