Конспект урока по музыке в 1 классе по программе В.О.Усачевой, Л.В.Школяр. «С.С. Прокофьев. Детство композитора».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным
изучением иностранных языков»
города Северодвинска Архангельской области








Конспект урока
по музыке в 1 классе по программе В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.
«С.С. Прокофьев. Детство композитора».





подготовила
учитель музыки
высшей квалификационной категории
Годына Ирина Геннадьевна




г. Северодвинск
2014
Урок в 1 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Детство композитора».
Цели:
познакомить учащихся с биографией С.С. Прокофьева и его произведениями;
закрепить знания нотной грамоты и отработать умений применять их на практике;
развивать познавательный интерес, умение следить за развитием произведения и понимать замысел композитора;
воспитывать интерес и любовь к классической музыке, понимания осознанной необходимости хорошо учиться, развиваться, самосовершенствоваться.
Оборудование: запись «Марш» С.С. Прокофьева, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, презентация «Детство Прокофьева».

Этап
Содержание
Примечание

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.
2. Зарядка.




3. Игра «Рисуем голосом».

4.Нотная грамота.
Игра «Нотные прятки».








Работа с ручным нотным станом.
5. Исполнение «Песня про нотки».






6. Тема урока.







Определение задач урока.


Презентация о детстве композитора.
Беседа.











7. Физминутка.













Подготовка к слушанию.



















Слушание музыки.














Повторное слушание с исполнением на печатной клавиатуре.






Анализ произведения.














Мини-итог








8. Исполнение песни «В траве сидел кузнечик».
Исполнение хором.
Исполнение по цепочке.

Мини-итог.



Творческое задание.







Подведение итогов урока.



Упражнения:
«Ладошки»
«Насос»,
«Шарик».

Рисуем голосом геометрические фигуры и цифры.


Перед вами листок со стихотворением. Прочитайте его.
1.Найдите «спрятанные» в словах названия нот и подчеркните их.
2. напишите все ноты, которые нашли. Расположите их по высоте, начиная от ноты до.
А теперь споем, что у вас получилось.
(сверяем с доской)

Пение по руке учителя.
Кто узнал мелодию, которою мы спели?
(это мелодия из мюзикла «Звуки музыки»)
Верно. Давайте споем «Песню про нотки» из этого мюзикла.
(исполнение хором с движениями, исполнение по партиям: 1 команда – поет название нот, 2 команда – поет слова)
О ком рассказывает композитор Ричард Роджерс в своем мюзикле?
( о детях)
Многие известные композиторы сочиняли музыку для детей. И С.С. Прокофьев, как «добрый волшебник», помогает нам смело войти в этот светлый, чудесный мир детской музыки.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте вместе прочитаем тему урока: «С.С. Прокофьев. Детство композитора».
Подумайте, чем сегодня мы будем заниматься? Продолжите предложения:
1. узнаем о (детстве С. Прокофьева);
2. послушаем .(произведения С. Прокофьева)
С. С. Прокофьев тоже, как и вы был маленьким. Внимание на экран.
(презентация)
- Что вы узнали о детстве Сергея Прокофьева? Откройте учебник с 52. Что там изображено?
(детский портрет Сергея Прокофьева и обложка к его детской опере «Великан»)
Чему мы с вами можем поучиться у Сережи Прокофьева? Какой можем взять с него пример?
(тоже иметь любимое занятие, быть настойчивым, терпеливым, волевым, не пугаться трудностей, доводить дело до конца, хорошо учиться, стремиться к чему-либо)
- Молодцы! А теперь настало время отдохнуть. Поможет нам музыка С.С. Прокофьева. Слушайте музыку и повторяйте движения за мной.
Под музыку «Марша» С. Прокофьева:
1 часть - маршируем на носочках;
2 часть – руки вверх, к плечам, в стороны.
3 часть - маршируем на носочках.
Расскажите, какая была музыка, как она звучала?
На что она похожа: на песню, танец или марш?
Верно, композитор так ее и назвал: «Марш».

- Прокофьев хорошо помнил свои юные годы и всю жизнь хранил воспоминания из счастливой «страны золотого детства». Он написал двенадцать лёгких пьес – летний день ребенка с утра до вечера, картинки природы, ребячьи забавы.
Как любил Сергей Сергеевич прогулки! Он всегда умел найти во всем какую-нибудь новую интересную подробность. На дороге, по которой он гулял, было несколько «своих» излюбленных муравейников. Он следил, как они растут, восхищался разумной организацией жизни и труда муравьёв. Однажды, подобрав в лесу какую-то старую, дырявую туфлю, отнёс её к одному из «своих» муравейников, положил сверху и затем каждый день смотрел, как она обволакивается хвоей. «Вы только представьте себе, какие роскошные залы устроят муравьи себе в этой туфле», – говорил он. Свои фантазии Прокофьев воплощал в музыке. Произведение, которое сейчас прозвучит, тоже необычное, с фантазией. Называется оно «Шествие кузнечиков». Как вы считаете, можно ли в реальной жизни увидеть идущих кузнечиков? А вот Сергей Сергеевич представил и изобразил.
Опустите головушки на парты, закройте глазки. И пусть ваше воображение нарисует, о чем рассказывает музыка?
- Какие картины нарисовало ваше воображение, что вы представили?
( ответы детей)
На каком инструменте играл музыкант?
(пианино) Как называют человека играющего на пианино?
(пианист).
А теперь все вместе, как настоящие пианисты, сыграем это произведение. Откройте учебник с.56-57. Перед вами печатная клавиатура.
На ней вместе с пианистом вы будете исполнять произведение «Шествие кузнечиков». Следите за музыкой. Помните, что если музыка звучит в высоком регистре, то где на клавиатуре должны находиться руки музыканта? Если музыка звучит в нижнем регистре? А в среднем?
(игра на печатной клавиатуре).
Расскажите, как играли ваши пальчики?
(быстро, отрывисто, остро, то высоким звуком то средним, то низким, то тихо, то громко, как будто прыгали кузнечики вверх и вниз)
На что похожа музыка: на песню, танец или марш?
(на танец и песню)
Как вы определили?
На сколько частей можно разделить эту музыку? Объясните, как вы определили?
(на три).
Посмотрите внимательно на доску. На ней вы видите три схемы, на которых линиями показано движение мелодии. Выберите ту, что соответствует нашему произведению. Объясните свое решение.
Поднимите, пожалуйста, руки те из вас, у кого данное задание вызвало трудности? Почему?
(потому что мы не знали, какие клавиши надо нажимать)
Как вы считаете, можно ли это исправить? Что необходимо для этого сделать?
(выучить расположение нот на клавиатуре )
Верно. Я обязательно вас с этим познакомлю, но чуть позже.
А знаете ли вы песню о кузнечике?
( «В траве сидел кузнечик»)
Верно, давайте ее споем.
1. исполнение хором;
2. исполнение по цепочке каждая парта поет одну строку песни; задача не потерять мелодию, слова, ритм.
-Как вы считаете, кого можно похвалить за хорошее исполнение?
Какие были допущены ошибки?
Кузнечик не только герой песенок и произведений. Это насекомое, которое существует в нашей природе. Попросите взрослых рассказать вам о нем. Где он обитает, чем питается? Говорят, что у него уши на коленках. Правда ли это? А может кто-то из вас сочинит удивительную сказку о маленьком кузнечике и его семье? Или захочет его нарисовать?
С нетерпением жду ваших сообщений и творческих работ на следующем уроке.
А в заключении нашего урока я предлагаю вам написать письмо – отзыв.
Посмотрите на доску. Помогите закончить предложения.
«Сегодня на уроке музыки мы повторяли
У нас получилось
Тема нашего урока была
Мы узнали много нового о
Теперь мы знаем, чтобы достичь в жизни успеха надо
А еще мы послушали
Мы научились
Нам понравилось»
Спасибо за занятие.





Приложение 1.




Приложение 2.








Приложение 3.



























Презентация «Детство Прокофьева». Приложение 4.
Учебник с.52








«Марш» С.С. Прокофьева.


































«Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.














«Шествие кузнечиков» С. Прокофьева
Учебник с.56-57





















На доске схемы движения мелодии.
Приложение 5.

































Текст письма на доске.






Приложение 1.
Из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ» (РАЗМИНОЧНОЕ)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.
Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.
Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох, уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС» («НАКАЧИВАНИЕ ШИНЫ»)
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.
Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд - и снова 8 поклонов-вдохов.
УПРАЖНЕНИЕ «ШАРИК».
Исходное положение: встать прямо, ладошки сложить перед собой (как в молитве).
Сделайте глубокий шумный вдох носом. Выдох уходит свободно и легко через рот, губы сложены трубочкой. Ладошки раздвигаются шире, «шарик надувается».
Лечебное воздействие упражнений А.Н. Стрельниковой несомненно: улучшается носовое дыхание и активизируется работа диафрагмы. увеличивается жизненная емкость легких, кора головного мозга насыщается кислородом, повышается иммунитет и мышечный тонус, способствует формированию певческого дыхания.




Приложение 2.
ПРИЕМ «РИСОВАНИЕ ГОЛОСОМ».
Закрытым ртом «рисуем голосом» разные фигуры. Причем высота голоса меняется в зависимости от того, куда ведем линию. Если линию чертим вверх, соответственно и голос будет двигаться вверх и т.д. Рука при этом держит воображаемый карандаш, которым водим в воздухе. Этот прием помогает ребенку научиться владеть своим голосом, а при пении осознано следить за ведением мелодии.
Приложение 3.
«НОТНЫЕ ПРЯТКИ»
Прочитайте стихотворение.
Найдите «спрятанные» в словах названия нот и подчеркните их.
Напишите все ноты, которые нашли. Расположите их по высоте, начиная от ноты до.
Мы с тобою до реки
Мчимся наперегонки!
Вдоль плетня, забора вдоль,
Мимо поля, где фасоль.
На лужайке у реки
Нам сигналят васильки:
- Посидите, поглядите,
В воду сразу не ходите!
Надо помнить, что река
Здесь местами глубока!

Приложение 4.
ТЕКСТ СОПРОВОЖДЕНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «ДЕТСТВО С.С. ПРОКОФЬЕВА».
1 слайд.
Родился Сережа Прокофьев 23 апреля 1891 года на Украине в селе Сонцовка (ныне село Красное).
Его воспитанием занималась мама – Мария Григорьевна. Она была большой любительницей музыки.
Его отец – Сергей Алексеевич – был управляющим в имении помещика и ученым агрономом.
Кто такой агроном?
В доме Прокофьевых всегда звучала музыка.
2 слайд.
Маленький Сережа начал заниматься музыкой с 5 лет. Как вы думаете, кто стал первым учителем музыки Сережи? Конечно его мама. Она стала учить своего сына тому, что умела сама.
В 9 лет Сергей впервые попал в Московский оперный театр, где увидел оперу «Князь Игорь» и балет «Спящая красавица». Приехав домой, Сергей, находясь под большим впечатлением, начинает сочинять свою самую первую оперу «Великан».
Прочтите в учебнике на с. 53. (первые 5 строк и 3 абзац)

3 слайд.
В 11 лет Сергей стал заниматься музыкой у композитора Глиэра. Под его руководством он стал писать симфонию и оперу.
4 слайд.
В 13 лет Сергей поступил в Петербургскую Консерваторию. Вступительный экзамен прошел блестяще. Приемная комиссия была восхищена способностями мальчика. А также «солидным» грузом сочинений, который принес с собой юный композитор.
Впоследствии Сергей закончил консерваторию как композитор и как пианист с золотой медалью и премией – великолепным черным роялем.
Приложение 5.
СХЕМЫ ДВИЖЕНИЯ МЕЛОДИИ.
1.

2.


3.







Используемая литература и интернет источники.
1.http://strelnikova.ru/osnovnoi
2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=
3. Музыкальная азбука 1- 4 классы. М.В. Еремеева, С.В. Еремеев. Издательство «Экзамен» Москва 2012