Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме «Повсюду музыка слышна».
Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме «Повсюду музыка слышна». Урок № 3.Программа «Музыка», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Учебник для общеобразовательных учреждений авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка. 1 класс», Москва,
«Просвещение», 2011г.
Тема: «Повсюду музыка слышна».
Тип урока: урок введения в новую тему.
Вид урока: интегрированный.
Цель урока: Формирование представлений о триединстве музыкальной деятельности: композитор – исполнитель – слушатель.
Задачи:
Развивать сознание, музыкального мышления учеников.
Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.
Прививать интерес к видам искусства (музыке, изобразительному искусству, хореографии и к литературе), воспитывать любовь к урокам музыки и эстетический вкус.
Проблема урока: как появляется и рождается музыка.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1. Организа-ционный момент. Учащиеся под музыку входят в класс Музыкальное приветствие - (Здравствуйте ребята).
Настроить детей на рабочий лад.
Распевание в игровой форме для разогревания голосовых связок и подго-товки голосового аппарата к пению. Учащиеся под музыку Г. Струве «Музыка» входят в класс. Приветствуют учителя - (Здравствуйте учитель).
Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Проверяют готовность к уроку. Регулятивные: формирование навыков самоорганизации; учить участвовать в постановке учебной задачи.
2. Повторение пройденного.
- Тема прошлого урока была «Хоровод муз», мы с вами слушали хороводы разных народов, узнали, кто такие Музы. (Музы - это покровительницы искусства).
- Муза нам поведала, что есть музыкаль-ные звуки и шумовые. Определите их по
Звучанию. Учащиеся отвечают на поставлен-ные вопросы.
Определяют по слуху записи музыкальных и шумовых звуков.
Ответы учащихся. Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели.
Регулятивные: определение и формулирование цели своей деятельности.
Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
3. Введение в тему урока.
Учитель организовывает беседу с учащимися, в процессе которого формулируют проблему урока. Проблема урока: как появляется и рождается музыка.
Ребята, перед началом урока вы входили в класс по музыку композитора Георгия Струве « Музыка». И сейчас мы её послушаем и проанализируем чувства и настроение музыки.
- Какие чувства она выражала?
- Грустная или весёлая звучала музыка?
- А, что передают нам слова песни?
Слова этой песни написала ленинградская школьница Ира Исакова, а музыку на текст написал композитор.
- Ребята, а как мы можем увидеть музыку?
Представляя музыку, мы можем представить и вызвать в нашем воображении живописные образы, пение птиц, звон ручейка, шелест листвы, для этого мы можем услышать ту или иную музыку, включая «внутреннее зрение» и «внутренний слух».
Музыка – это один из прекраснейших видов искусств. Её создают для души. Музыка рождается людьми, которые её сочиняют и записывают нотами.
Сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор о единстве деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.
Ответы учащихся.
Ученик читает отрывок из текста песни:
«Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей».
(Учитель за ранее даёт задание ребёнку выучить отрывок из текста).
Регулятивные: проявлять эмоциональную отзывчивость.
Личностные: развитие чувства сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.
Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя.
4.
Этап подготовки к усвоению нового материала. - Открываем учебники на стр.12 и произнесём хором, все вместе тему урока. «Повсюду музыка слышна (композитор - исполнитель - слушатель».- работа учащихся с учебником.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
- Что вы видите на рисунках? - учащиеся рассматривают рисунки в учебнике и делятся впечатлениями. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.- с кем на уроке нам предстоит познакомиться?
- скажите, с чего начинается музыка?
- ответы учащихся. Регулятивные: совместно с учителем формулировать и находить учебную проблему; самостоятельное создание решения проблем творческого и поискового характера.
5. Этап усвоения новых знаний, продолжение работы по теме урока. - да, ребята, музыка начинается с композитора.
- кто такой композитор?
- это автор музыкальных произведений который пишет и сочиняет музыку. Для того чтобы стать хорошим и признанным композитором, нужно много учиться, знать нотную грамоту и мастерски владеть инструментом.
Композитор в музыке передаёт свои мысли, чувства, переживания.
Подумайте и ответьте, если композитор написал музыкальное произведение, то что далее с ним нужно сделать?
- да, ребята, правильно исполнить. А исполняет её исполнитель - музыкант, который владеет музыкальным инструментом.
- А для кого написана и исполнена музыка?
Давайте представим, что мы с вами в концертном зале слушаем музыку.
Звучит «Па – де - де» из балета Щелкунчик П. И. Чайковского.
Слушают учителя, работают с учебником.
Ответы детей: исполнить.
Ответы учащихся: для слушателей.
Познавательные: систематизация знаний учащихся о понятии музыкальных терминов.
Коммуникативные: формировать умение участвовать в беседе; уметь слушать других, высказывать свою точку зрения.
6. Этап проведения игры «композитор, исполнитель, слушатель». Учитель объясняет правила игры (учащиеся делятся на три группы: композиторы, исполнители и слушатели).
Первая группа – композиторы выбирают карточки с картинками о музыкальных жанрах (марш, вальс, полька, хор поющих детей, балет, хоровод и т. д.).
Вторая группа - исполнители делают подбор музыкальных инструментов к соответствующему жанру. Например: балет – оркестр, хоровод – баян и т. д.
Третья группа - слушатели описывают картинки средствами выразительности: лад, темп, ритм и характер мелодии.
Учитель распределяет учащихся по группам, знакомятся с правилами игры и приступают к выполнению.
Учащиеся дают характеристику прослушанных произведений.
Коммуникативные:
формирование умения работать в группах;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Познавательные:
учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Регулятивные:
развитие умения осмысливать полученную информацию.
7.
8. Этап проведения
«Танц – минутки».
Этап вокально-хоровой работы. - ребята вы хорошо поработали на уроке, а сейчас настала минутка отдохнуть и расслабиться.
Учитель вызывает ведущего, который будет проводить танцевальную минутку.
Для поднятия настроения
И для снятия напряжения,
Всех прошу принять участие
И усталость растворить.
В танц - минутке в упражнениях
Музыкальность проявить.
Все готовы? Приступаем! Ди-джей, музыку включаем!
Звучит песня «Скрипичный ключ»
(муз. И. Черепица, сл. Е. Шаламонова).Разучивание песни «Водят ноты хоровод» муз. В. Герчик, сл Н. Френкель.
Краткое вступление учителя. Текст песни красочно оформлен на листах бумаги и роздан каждому учащемся.
1.Знакомство с текстом песни.
2. Слушание песни.
3. Пение по фразам.
3. Работа над текстом, ритмом, динамическими оттенками.
Ребята сегодня мы с вами разучили новую песенку, которая называется «Нотный хоровод» и хочу вам задать вопрос, используя слова песни:
День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно ……
Спасибо за исполнение песни, мне понравилось, как вы пели, старались правильно и чётко проговаривать слова.
Выполняют музыкально - ритмические движения.
Ученик показывает импровизированные ритмические движения, весь класс повторяет за ним.
(ребята с удовольствием и интересом выполняют и повторяют движения за ведущим).
Учащиеся повторяют текст песни за учителем и вместе проговаривают название нот.
Исполняют песню по рядом, а затем всем классом.
Отвечают все вместе: 7. Познавательные: анализировать правильность упражнения.
Регулятивные: умение выполнять учебные действия в качестве исполнителей танцевальных движений.
Личностные:
осознание значимости изучения танца для своего дальнейшего развития;
эмоциональное восприятие к танцевальному искусству.
Познавательные: действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
развитие умения осмысливать полученную информацию.
Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования.
Коммуникативные:
аргументировать свою позицию в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
9.
10. Этап подведения
изобразительного творчества.
Этап подведения итогов учебной деятельности.
Ребята, а сейчас, я вам задам необычное задание, вы с помощью красок должны изобразить и передать свои чувства, фантазию в прослушанной вами песне «Я хочу увидеть музыку». Вы должны будете соотнести музыку с конкретным образом и передать в рисунке. После окончания работы, наши рисунки повесим в галерее.
Учитель задаёт вопросы:
- где можно услышать и увидеть музыку?
- о чём вы узнали сегодня на уроке?
- кто такой композитор, исполнитель и слушатель.
- композитор - исполнитель - слушатель -это звенья одной цепи, которые связаны между собой, ведь именно они вводят нас в мир прекрасной музыки и волшебных звуков.
Слушают учителя, готовятся к изобразительной деятельности.
Приступают к выполнению поставленной задачи учителем.
Ребята прикрепляют свои рисунки на специально созданную и планку галереи и делятся впечатлениями.
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Самостоятельно выделяют главное из прослушанной темы урока, анализируют, делают выводы. Познавательные: развивать способность смыслового восприятия художественного текста.Личностные: повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности
Коммуникативные: стимулировать активность на уроке.
Познавательные:
формирование умения делать выводы и аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные: умение слышать и понимать партнера, продуктивно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Регулятивные: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
учимся выказывать своё отношение к музыке и выражать свои эмоции;
10 Этап информации о домашнем задании. Учитель объясняет и задаёт домашнее задание.
- ребята постарайтесь дома с помощью родителей найти стихи о музыке или загадки и на следующий урок рассказать стихи и загадать ребятам загадки. Учитель записывает домашнее задание в дневники. Дети повторяют и запоминают, что требуется выполнить для следующего урока и уясняют смысл задания.
Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя.
соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Регулятивные: умение сформулировать домашнее задание из предложенного материала.
Коммуникативные: умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной форме.
11 Итоговый этап рефлексии учебной деятельности. - вот и наступило время прощаться с музыкой. Наш урок подошёл.
- кто назовёт мне тему сегодняшнего урока?
- понравился ли вам урок и какие трудности вам встретились на пути?
- что больше всего вам запомнилось на уроке и какой момент занятия вам показался самым интересным и почему?
- чему учились на уроке?
Мне хочется поблагодарить вас за плодотворную работу и сотрудничество. На столах у вас лежат два смайлика, один с весёлым личиком, а другой с грустным. Я, попрошу вас дать оценку сегодняшнему уроку и показать мне соответствующий смайлик вашего сегодняшнего настроения. Всего вам доброго, я с нетерпеньем буду вас ждать на следующий урок. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и определяют возможные трудности.
Учащиеся показывают смайлик.
Прощаются с учителем и под музыку «Водят ноты хоровод» выходят из класса.
Познавательные:
формирование умения анализировать информацию, делать выводы.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные:
Формирование интереса к различным видам искусства.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский.