Конспект урока Климат Калужской области


Климат Калужской области

Масленникова Т.В.,
учитель географии МОУ МСОШ №2
г.Кременки, Жуковского района

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями климата Калужской области.
Задачи:
Закрепить навыки работы с климатическими картами.
Использовать умение устанавливать причинно-следственные связи явлений в природе.
Показать влияние климата на условия жизни и хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: атласы Калужской области, карточки с заданиями для работы в группах,
презентация.

Ход урока

1. Актуализация знаний.
Что такое климат?
От чего зависит климат местности? (географическое положение, солнечная радиация, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность)

2. Изучение нового материала. Практическая работа – 15 минут.
Первая группа: температурный режим воздуха.
1. Используя карты из атласа Калужской области, определите:
Среднюю годовую температуру воздуха. Как она изменяется в пределах области?
Среднюю температуру самого теплого и самого холодного месяца в году. Как они изменяются в пределах области?
Амплитуду температур.
Максимальную и минимальную температуры в пределах области.
2. Постройте график годового хода температур, используя данные таблицы.
3. Объясните причины, влияющие на температуру воздуха в нашей области.

Месяц
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII

Температура (в градусах)
-9,4
-8,6
-3,6
4,9
12,5
16,3
18
16,6
11,2
5,1
-1,4
-6,1



Вторя группа: режим атмосферных осадков.
1. Используя карты из атласа Калужской области, определите:
Среднее годовое количество осадков. Как оно изменяется в пределах области?
В какой сезон года осадков выпадает больше?
Высоту снежного покрова. Как она изменяется в пределах области?
Средние даты образования и разрушения снежного покрова.
2. Постройте диаграмму годового количества осадков, используя данные таблицы. Подсчитайте общее количество осадков за год.
3. Объясните причины, влияющие на режим осадков в нашей области.





Месяц
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII

Кол-во осадков (в мм)
30
26
30
38
45
75
100
75
65
60
40
40



Третья группа: циркуляция атмосферы.
1. Построить диаграмму – «розу ветров», используя данные таблицы. (2% - 1 клетка)
2. Объяснить влияние ветров и воздушных масс на климат области.

Ветер
С
Ю
З
В
С-З
С-В
Ю-З
Ю-В

Количество в %
14
16
18
9
7
8
19
9



Четвертая группа: климат и условия жизни человека.
1. Дайте характеристику сезонов года.
2. Как жители области приспособились к особенностям климата. (Жилье, одежда, питание и др.)
3. Неблагоприятные климатические явления на территории Калужской области.

Пятая группа: климат и хозяйственная деятельность человека.
1. Каково влияние климата на сельское хозяйство области? (отрасли сельского хозяйства, с/х культуры, условия содержания животных)
2. Как особенности климата влияют на работу транспорта, жилищно-коммунального хозяйства?

3. Выступления групп. Не более 4 минут.
Информация по каждому выступлению на слайдах презентации. (Учителю посмотреть презентацию до урока).

4. Вывод:
В целом климат Калужской области умеренно континентальный с четко выраженными сезонами года; характеризуется теплым летом, умеренно холодной с устойчивым снежным покровом зимой и хорошо выраженными, но менее длительными переходными периодами –
весной и осенью.

5. Домашнее задание: по записям в тетради повторить «Климат Калужской области»








13PAGE 15


13PAGE 14215
Масленникова Т.В. МОУ СОШ им. Генрала Захаркина И.Г., г.Кременки. Краеведение Калужской области.











15