ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» ТЕМА: «САЛАВАТ ЮЛАЕВ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773-1775 ГГ»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
ТЕМА: «САЛАВАТ ЮЛАЕВ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773-1775 ГГ»
Агонисты: учащиеся 8 класса
Цели:
- повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты изученного курса;
- развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе нескольких источников;
- способствовать развитию у школьников интереса к истории Башкортостана.
Оснащение: плакат «Умники и умницы», ордена для теоретиков, дорожки красная, желтая, зеленая.
Правила: соревнования называются агонами, участники – агонистами. Если агонист не может ответить на вопрос, отвечает теоретик и за правильный ответ получает «Орден умника». Жюри называется ареопаг. Члены ареопага оценивают ответы.
ХОД ИГРЫ:
Розыгрыш дорожек.
Для розыгрыша дорожек отгадываются загадки.
Красная дорожка
- Астында беләк була
Кабыргасында ияк була
Өтендә күз була (мылтык)
Зеленая дорожка
-Өйдә тора, чөйдә тора
Алсаң ялтырый
Таксаң шалтырый (кылыч)
Желтая дорожка
-Яртысының яртысы
Үскән агач яртысы
Яртысының яртысы
Тос тимернең яртысы
Яртысының яртысы
Очкан кошның яртысы (ук, җәя)
I АГОН
1. Вопрос к агонисту в костюме Салавата Юлаева.
-Шайтан – кудеи расселились по берегам речки Кускунды и ее притоков. Кускунды означает «рой прилетел». Ее притоки: Сары кондыз и Атны ашый язды. Кускунды и Сары Кондыз сливаются между трех невысоких гор.
Здесь, на одном из косогоров, по правому берегу реки Кускунды, и располагалась деревня. И сейчас видны еще следы той деревни – поросли крапивы на большой поляне, из года в год обозначают остатки фундаментов и завалинки некогда стоявших здесь домов. На месте расположения деревни установлен обелиск.
Вопрос: Что это за обелиск? И как называлась деревня?
2. Вопрос агонисту в костюме Е. Пугачева.
-Донской казак Емельян Пугачев. Осенью 1773 года вы издали Манифест от лица Петра 3 Федоровича с призывом начать восстание и обязательством отблагодарения за верную службу.
Вопрос: Почему вы это сделали? Почему не выступили от своего лица?
3. Вопрос агонисту в костюме Екатерины 2.
-Великая императрица Екатерина 2, урожденная принцесса госштейн – готторпская, ангальт-цербатская Софья-Августа-Фредерика. С 1762 по 1796 год русская императрица, заключившая выгодные сделки с Турцией и Польшей, никогда не видела в глаза Салавата.
Вопрос: Как на ваш взгляд выглядел Салават? Какая башкирская легенда рассказывает о силе и выносливости Салавата с юных лет?
II АГОН
1. Вопрос к ученику в костюме Салавата Юлаева.
-Из многих деревень Илишевского района в Крестьянской войне участвовали по 15-20 человек. Особенно ожесточенно велись бои в одном из соседних с нами районов, вокруг осады крепости.
Вопрос: Какой это район, как называется крепость и что еще напоминает нам здесь о событиях 1773-1775 гг.?
2. Вопрос к агонисту в костюме Е.Пугачева.
-В истории Башкортостана Крестьянская война объясняется войной угнетенного народа против федерального гнета, против налогов, захвата земель, строительства крепостей.
Вопрос: Только ли это было причиной массового участия в ней башкир? Что объединяет С. Юлаева, Марата, Робеспьера?
3. Вопрос агонисту в костюме Екатерины 2.
-«История Пугачева» А.С. Пушкина заканчивается словами: «Екатерина, желая истребить воспоминания об ужасной эпохе, уничтожила древнее название реки, берега которой были первыми свидетелями народного возмущения. Но имя страшного бунтовщика грешит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавую пору, которую так выразительно прозвал «пугачевщиной».
Вопрос: Об изменении названия какой реки идет речь?
(ответ «ЯИК» - «Урал»)
III АГОН
1. Вопрос агонисту в костюме Салавата Юлаева.
-В чем заключается историческое значение личности С. Юлаева? Об этом лучше всего сказал М. Карим: Из всех предводителей он первый предугадал, что свободу и независимость нельзя завоевать в одиночку. Но не только сам герой подвергся пыткам. Даже одно его имя было подвергнуто гонениям. Каким?
(Его именем (Салават) нельзя было называть новорожденных)
2. Вопрос к агонисту в костюме Е. Пугачева.
-Почему С. Юлаев не был казнен? В каком городе в каторге умер С. Юлаев? Почему так далеко были направлены арестанты? Как называется этот город сейчас? Что напоминает в городе о С. Юлаеве?
3. Вопрос агонисту в костюме Екатерине 2.
-На картине «Поимка Салавата» художник изобразил тщетную попытку бегства С. Юлаева от карателей. Когда и как был арестован Салават?
IV АГОН
1. Вопрос.
Лети вперед, лети наш вороной
Ты ветром мог бы облететь весь мир
Ужель ты жизнь жалеешь, вороной,
За жизнь и кровь ста двадцати башкир?
Вопрос: О каком коне и каких ста двадцати башкирских идет речь?
2. Вопрос.
В одной из народных песен поется:
Пчелам борть Салават мастерит
Борть его на Каабу глядит.
Вопрос: Что связывает между собой Крестьянскую войну, башкирских пчел, и карателя подполковника Н.Я. Аршеневского?
Текущие вопросы для теоретиков:
1. Когда и где родился С. Юлаев? Его родные. Кто его родители?
2. Как объясняет одна башкирская легенда, почему на Урале много хрусталя?
3. Кем и из какого материала был сооружен памятник С. Юлаеву в Уфе?
4. Русская женщина как зеркало башкирского народа. Кого называют так в нашей прессе? За что?
5. Чьи эти строки? Что вы можете сказать об их авторе?
-Урал, страна суровых гор,
Взмывающих над ковылями
Я в черноземный твой простор
Вхожу пустынными полями
Шайтан-Кудеев род богат,
Старик Юлай-отец Кудеев,
Но сын Юлая-Салават,
Сильнее льва, мудрее змея.
Подведение итогов игры.