План (конспект) по истории на тему Смутное время. Борьба против агрессии Швеции и Речи Посполитой

Урок истории для 10 класса «Смутное время. Борьба против агрессии Швеции и Речи Посполитой».
Предмет: история.
Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №2» г. Коркино Азнабаев С.Р.
Класс: 10.
Название учебного занятия: Смутное время. Борьба против агрессии Швеции и Речи Посполитой.
Цель учебного занятия: формирование целостного представления о Смутном времени в России в начале XVII в.
Задачи урока:
образовательные:
на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность, последствия, основные этапы Смутного времени.
формировать комплекс умений учащихся, необходимых для доказательства или опровержения спорных утверждений, характеризующих события исторического содержания.
развивающие:
способствовать развитию у учащихся познавательных умений.
формировать умения составлять рассказ, формулировать выводы, использовать исторические документы как источник знаний.
учиться выявлять причинно-следственные связи.
воспитательные:
способствовать развитию у учащихся личностных, коммуникативных умений.
способствовать воспитанию чувства сопричастности к героической истории своей Родины.
формировать личностную позицию учащихся к истории Отечества.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные: развитие речи, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие у учащихся самостоятельности, развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, историческим документом, овладение понятиями.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): коллективная, индивидуальная.
Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал.
Литература, цифровые образовательные ресурсы:
1. Сахаров А. Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времён до конца XIX века. В 2 ч.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. – М.: ООО «Тид» «Русское слово – РС», 2006 – 480 с.
2. Кочетов Н.С. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. История России. Программа курса. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
4. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов









Этапы учебного занятия:
Название этапа
Ведущая деятельность
Технологическое сопровождение
(слайды презентации)


учителя
учащихся


1. Организационный этап
Здравствуйте ребята, садитесь! Меня зовут Азнабаев Салават Рафкатович, я учитель истории и обществознания. Сегодня мы с вами проведем урок истории.
Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке.
Слайд 1

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Начать наш разговор хотел бы с вопроса:
- смотрите ли вы канал ТНТ? Отлично! Значит, среди вас есть те, кто видел программу «Где логика?». Попробуем пройти первый раунд «Что общего?».
Итак, перед вами на слайде четыре картинки: обложка книги А.С. Пушкина «Борис Годунов», афиша оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), фотография памятника Минину и Пожарскому и открытка «С днем народного единства». Так что между ними общего?
Да, вы правы: общее понятие – Смутное время. Именно об этом периоде истории пойдет речь сегодня на уроке.
Запишите тему нашего сегодняшнего урока в рабочих листах: «Смутное время. Борьба с агрессией Швеции и Речи Посполитой».
Опираясь на ваш опыт и знания, коротко ответьте «да» или «нет» на вопросы (на слайде).
1) Действительно ли основными причинами Смутного времени являются итоги правления Ивана Грозного и пресечение правящей династии Рюриковичей?
2) Существовала ли в период Смутного времени единая государственная власть?
3) Удалось ли по итогам Смутного времени сохранить государственность России, несмотря на потерю части территории?
Наверное, не у всех совпали ответы с эталоном, поэтому какие задачи мы поставим перед собой, изучая тему?
Запись задач на доске. Итак, сегодня нам предстоит повторить события, дать оценку места и роли в жизни страны того периода истории, когда все находилось в движении, контуры событий и характеров были размыты, с невероятной быстротой сменялись правители, то есть периода Смутного времени.
Отвечают на вопрос (Смутное время).
Формулируют задачи урока:
1) Узнать причины Смуты;
2) Определить основные периоды Смуты;
3) Указать итоги Смуты.
Взаимодействуют
с учителем.
Слайд 2


















Слайд 3



Слайд 4

















Слайд 5


3. Этап усвоения новых знаний
В теме ключевым является слово «смутное». Каковы ваши ассоциации к этому слову? Для дальнейшей работы нам нужно более точное определение.
Период с конца XVI по начало XVII века в русской истории получил название Смутное время. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Г. Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смене царей, кровавых междоусобицах, острой политической и социальной борьбе, иностранной интервенции, народно-патриотических движениях.
Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смутном времени «безумную распрю шляхецких родов», «буйство народное», «разврат русских людей от черни до вельмож», «бунт безумный и беспощадный».
Н.М. Карамзин называл Смутное время «делом ужасным и нелепым», результатом «разврата», подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии.
Неслучайно, наверное, это время в современной историографии называют «первой гражданской войной»
Исходя из этих высказываний, мы понимаем, что нет единого понятия «Смутное время». Мы остановимся на том, которое есть в ваших рабочих листах. Зачитайте его, пожалуйста.
Смута – это период в истории России с 1598 по 1613 гг., характеризующийся политическим, социальным, экономическим кризисом и интервенцией Швеции и Речи Посполитой.
Обратите внимание на даты. Этот период короткий по продолжительности, всего 15 лет (лента времени).
В истории страны это время окрашено в кровавые тона.
Но что же послужило причиной или причинами Смутного времени?
Ответим на этот вопрос, обратившись к высказываниям ученых-историков, они перед вами в рабочих листах. Зачитаем высказывание и на его основе сформулируем причину и запишем в таблицу 1 во вторую колонку.
Таким образом, это привело к дестабилизации Российского государства, экономическому упадку страны и социальному кризису.
Смутное время – это период в истории России, который занимает промежуток с 1598 по 1613 гг., согласно точке зрения А.Н. Сахарова, автора нашего учебника. (лента времени на слайде)
Выяснив причины, давайте расширим наши представления. Предлагаю посмотреть небольшой видеофильм, который освежит в вашей памяти основные имена и события этого времени. После просмотра фильма мы начнем заполнять таблицу, которая поможет нам зафиксировать основные имена, даты, события.
Имена каких представителей эпохи Смуты прозвучали в видеофрагменте?
История – это наука, требующая фактологической точности. Перед вами учебные тексты под редакцией историка И.Я. Фроянова. Его мнение совпадает с мнением автора вашего учебника. Предлагаю вам выступить в роли аналитиков и, прочитав текст, заполнить пустые колонки таблицы, выбрать и отметить только те события, которые относятся к вашему периоду. 1 ряд работает с первым периодом, 2 ряд со вторым, 3 ряд с третьим. На выполнение работы 5 минут.
Итак, время работы подошло к концу. Получилось ли справиться с заданиями? Давайте посмотрим. Во время проверки прошу фиксировать в рабочих листах информацию по тем периодам, над которыми вы не работали.
Итак, 1 период. Назовите представителей, даты и события. (по 1 уч.)
Спасибо, надеюсь, что все успели за нами? На слайде вы видите готовую таблицу.
В ходе работы мы выяснили главное, что характеризовало этот период. Давайте обратимся к карте. На ней видно, что по итогам Смутного времени произошли серьезные территориальные изменения.
Вообще Смутное время оценивается неоднозначно. Последствия этой эпохи как положительные, так и отрицательные. Как вы считаете, каков же главный итог Смутного времени? Правильно, сохранение государственности.
Таким образом, раскол общества на противоборствующие лагеря был преодолён только перед угрозой иностранного вторжения и потери национальной, религиозной независимости. В условиях распада государственных структур представители всех сословий самоорганизовались в народное ополчение, освободили Москву от захватчиков и избрали на Земском соборе новую династию Романовых. Страна была разорена, уменьшилась численность населения.
Взаимодействуют с учителем.
Определяют причины Смутного времени.
Выполняют самостоятельную работу с учебным текстом.
Слайд 6













































Слайд 7





Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12





Слайд 13




Слайд 14





























Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17


Слайд 18







Слайд 19

4. Подведение итогов урока.
Самоанализ
Наш урок подходит к концу, давайте вернемся к тем задачам, которые мы ставили перед собой. Решили ли мы их? (поставить +)
Урок окончен! Спасибо за работу!

Слайд 20


Конспект разработал: ________________/ Азнабаев С.Р. /









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15