Программа Мастер-класса Традиционные ремесла- валяние из шерсти


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)

ПРОГРАММА
мастер-класса «Валяние из шерсти»
Н.Новгород
2012
Авторы-составители:
Гончарова Наталья Викторовна,
учитель технологии высшей категории
Краткая аннотация
Данный мастер-класс рассчитан на 36 часов. В нем рассматриваются основы выполнения изделий из шерсти способами мокрого и сухого валяния. Освоение техники, войлоковаляния и адаптация этой техники, как интеграция в систему технологического образования.
Слушателям предлагается краткий теоретический материал, который сопровождается большим объемом практических заданий и упражнений.
ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Пояснительная записка 5 - 6
2. Содержание программы 7 - 9
3. Методическое обеспечение 9 - 10
4. Учебно-тематический план 11 - 13
5. Итоговая аттестация 14 - 15
6. Литература основная , дополнительная 16
7. Интернет- ресурсы 17
8. Приложения 18
Пояснительная записка
Валяние войлока – один из самых древних способов изготовления текстиля. В конце ХХ века началось возрождение этого традиционного ремесла. Современные технологии и материалы помогли по-новому взглянуть на валяние войлока и способы его использования. Сегодня в нашем распоряжении есть множество натуральных и искусственных волокон, которые дают неограниченные возможности для дизайна изделий из войлока, а разнообразные виды шерсти и их сочетания позволяют получать любые войлоки: от нежных и тонких, до плотных и объемных.
Программа мастер-класса содействует сохранению традиций и развитию данного направления в современных условиях, не сковывая творческую инициативу учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.
Данная программа мастер - класса « Валяние из шерсти» включает в себя практический объем и методику по мокрому и сухому валянию (фильцеванию) из шерсти.
Мастер-класс предполагает обучение валянию из шерсти с целью дальнейшей трансляции на детское творчество и технологическое образование в образовательных учреждениях, в рамках не только учебного процесса и творческого объединения детей (кружковая деятельность, студия…и т.п.), но и вариативного образования с учетом запросов родителей (налогоплательщиков) на образовательные услуги.
Программа мастер-класса обеспечивает расширение кругозора, развитие творческих способностей педагогов с учетом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи. Полученные знания помогут учителям дополнить систему общего среднего образования в плане обучения технологии - создание и декорирование войлочных изделий. Особенностью этой программы является интеграция с рядом учебных предметов: изобразительным искусством, черчением, историей, экономикой, что является средством разностороннего развития способностей обучающихся. Программой предусматривается овладение соответствующими умениями и способами деятельности, а также приобретение опыта в практической деятельности по изготовлению изделий из шерсти.
Программа мастер-класса рассчитана на 36 часов (8ч.- лекции, 28ч. практика).
Цели:
- изучение традиций войлоковаляния, создание изделий из шерсти в современной интерпретации материала и развитие познавательного
интереса к войлоковалянию как виду декоративно – прикладного искусства;
- создание условий для раскрытия творческих способностей и эстетического вкуса учителей в изготовлении войлочных изделий.
Задачи обучения:
- изучение художественных возможностей и практического назначения
создаваемых изделий из шерсти;
- получение базовых знаний по созданию войлочных изделий из шерсти
и освоение исполнительской техники;
- совершенствование в практической творческой деятельности
- создание условий для раскрытия творческих способностей и эстетического вкуса учителей в изготовлении войлочных изделий.
Принципы построения программы:
- разноуровневость;
- постепенность;
- дифференциация;
- системность;
- открытость
Актуальность программы обеспечивается факторами:
- преемственность задач, средств и методов обучения;
- непрерывное совершенствование качества выполняемых изделий из шерсти и фетра;
- обновление организационных форм обучения;
- обеспечение вариативности и свободой выбора.
Принципы организации учебного процесса:
- интеграция;
- деятельностный подход;
- индивидуализация
Форма занятий:
- индивидуальные занятия
- групповые занятия,
- совместная творческая деятельность (создание коллективной работы)
Формы учебной работы:
- занятия ознакомительно-информационного характера;
- практические занятия, на которых полученные знания закрепляются выполнением конкретных заданий;
- подведение итогов по теме с последующим проведением зачетного задания;
- разбор и объяснение допущенных ошибок в выполненных практических работах.
Содержание программы
1.Введение - (4 часа л.)
1.1. История возникновения войлока (1 час - лекция)
1.2. Современный дизайн валяных изделий (1 час - лекция)
1.3. Материаловедение. Инструменты и принадлежности для валяния(1 час - лекция)
1.4. Разработка коллективного творческого проекта (1 час - лекция)
1. Вводное занятие. ПТБ. Материалы и инструменты.
Исторические сведения о появлении войлока и его использовании. Профессии, связанные с производством шерстяных материалов. Традиционные и современные виды декоративно – прикладного творчества и промыслов России, Башкирии, Казахстана, Киргизии.
Материалы и оборудование. Шерсть и ее применение в войлоковалянии. Виды материала по происхождению, по классификации - по толщине волокон, по методу обработки: кардочесанная шерсть, гребенная лента или топс, сливер, иглопробивной префельт, ровница, шерстяные катышки (непсы), слабсы, волнистая шерсть и другие. Декоративные волокна различного происхождения: растительного, животного, химического, их использование в создании декоративных эффектов фактур и рисунков на поверхности валяных изделий. Области применения шерстяных войлочных изделий. Отходы шерсти и ее использование. Правила техники безопасности при работе с ВШМ, ножницами, иглами для фелтинга, шилом, круглогубцами и другими. Разработка коллективного творческого проекта и применение различных способов валяния из шерсти в этом проекте.
2.Технология создания изделий способом мокрого валяния (12 часов: 2 часа - лекции, 10 часов - практика)
2.1 Основные теоретические сведения. Технология изготовления различных изделий (2 часа - лекция)
Виды материалов используемых при способе мокрого валяния.
2.1 Изготовление шнура – жгута способом мокрого валяния (2 часа - практика)
2.2 Создание украшения для волос и элементов различного дизайна (1 час - практика).
2.3 Изготовление цветов: мальва, вьюнок способом мокрого валяния (2 часа - практика)
2.4 Технологии изготовления шнура – жгута с дополнительными плоскостными элементами способом мокрого валяния (2 часа - практика)
2.5 Создание цветка лилии двумя способами мокрого валяния (2 часа - практика)
2.6 Создание полотна различными способами (2 часа - практика)
Темы проектов:
Панно, сувениры, кухонные принадлежности, декоративно-прикладные изделия, одежда, чехлы для подушек и др.
3. Технологии создания изделий способом сухого валяния (14 часов: 2 часа - лекции, 12 часов - практика).
3.1 основные теоретические сведения. Технология изготовления различных изделий (2часа - лекция)
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и материалов, ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и приспособлениями, а также электроинструментом (линейкой, иглами для фелтинга, иглами для шитья, поролоновой подложкой и щеткой, ножницами, круглогубцами, пассатижами, кусачками, электропистолетом). Изготовление плоскостных и объемных элементов изделий Соединение деталей изделия; декоративная отделка изделия; соблюдение правил техники безопасности труда при использовании ручного инструмента и различных приспособлений.
3.2 Изготовление изделий шарообразной и цилиндрической форм способом сухого валяния (2часа - практика)
3.3 Техника изготовления изделий из плоскостных деталей (листья, лепестки, апельсин и другие элементы) (2часа - практика)
3.4 Выполнение ангела с использованием выкроек (2часа - практика)
3.5 Выполнение броши «Хризантема» (3 часа - практика)
3.6 Валяние изделий на формочках: цветы и бабочка(3 часа - практика).
Темы проектов
Картины – панно, игрушка, аксессуары для одежды, изделия декоративно-прикладного назначения, инсталляции, артобъекты.
4. Коллективный творческий проект: картина-панно» ( «Русское поле» - вариант изделия), (6 часов - практика)
Выполнение полотна способом мокрого валяния, проработка деталей композиции приемами фильцевания.
Соединение деталей изделия; защитная и декоративная отделка изделия; соблюдение правил техники безопасности труда при использовании ручного инструмента и различных приспособлений.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений, а также восприятия фотографий, слайдов, презентаций, образцов выполненных изделий, выполняются задания, результатом которых становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом работы данного мастер-класса является выставка творческих работ, соответствующих определенным характеристикам.
Итоговая аттестация
В течение всего мастер-класса слушателями выполнялось самостоятельно определенное количество индивидуальных практических работ по освоению техник мокрого и сухого валяния. Постоянно проводился анализ и качество выполненных работ.
Ожидаемый результат:
Выставка творческих работ учителей, прошедших мастер – класс по изготовлению изделий из шерсти (аксессуары к одежде, цветы различных форм, браслеты, бусы, колье, ожерелья, панно и другое).
Методическое обеспечение
Психологические условия реализации программы: реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого слушателя через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную позицию творца. Педагог ориентирует обучающихся на высокое качество, помогает определиться с выбором креативных заданий, приобрести первоначальные навыки в мастерстве и открывает мир в творчество.
Организационные условия реализации программы:
1. Помещение для занятий. Площадь помещения: 37,7 кв.м.
2. Санитарно-гигиенические требования к помещению: (освещение, вентиляция, вода -2 точки).
3. Оборудование учебных мест: 18
4. Рабочее место педагога: 2
5. Оборудование: доска стационарная и передвижная
6. Инструменты:
Техническое оснащение занятий включает в себя набор инструментов, приспособлений и оборудования для занятий валяния из шерсти, который дополняется и разнообразится необходимыми для конкретного задания материалами и пособиями.
Для фильцевания или фелтинга: иглы разных размеров и сечений в рабочей зоне, держатели - ручки для заправки нескольких игл, поролоновую подложку или специальный матик (шетка), ножницы, шило, линейка, круглогубцы, кусачки, бумажные шаблоны, готовые заготовки и шаблоны, заготовки из специального тонкого пенопласта.
Для мокрого валяния: клеенка, москитная сетка или фатин, пленка с воздушными пузырьками, бамбуковый мат или бамбуковая салфетка, пульвелизатор с водой, резак, шило, ножницы, линейка, мелок, мыло, горячая вода (40 – 50 С), махровое полотенце, скалка, проволока, пластмассовые или деревянные массажеры с ребристой поверхностью, виброшлифовальная машинка, электрический фен. 7. Оснащение: 3 стеллажа для хранения работ, 2 умывальника, сушилка, гладильная доска.
8. Приспособления: зажимы для плакатов, магниты для фиксации работ, указка, настенные планшеты и т.п.
9. Основные материалы: непряденая шерсть (грубая овечья шерсть для валяния валенок, гребенная лента - топс, шерстяной очес - кардочесанная шерсть, меринос – полутонкая овечья шерсть, верблюжья шерсть, собачья шерсть, шерсть рулонная для производства более крупных вещей - сумки, шарфа, шапки и т.д., шерсть для вязания, акрил - только для сухого валяния), сливер для нижних рядов изделий при мокром валянии или для основы игрушек и объемных декоративных элементов при фильцевании, фетр, драп, шифон, шерстяная, трикотажная, хлопчатобумажная и натуральная шелковая ткани, вискоза и непряденый шелк, мохеровые нити, синтепон для набивки изделий.
10. Вспомогательные материалы: бумага для эскизов, карандаши, клей и др.
11. Сопутствующие материалы: бисер, различные бусины, нитки, проволока мемори, проволока, шерсть для вязания и др.
12. Натурный фонд: образцы цветов, аксессуары, войлочные бусы и бусины, авторская войлочная кукла, картины, выполненные в технике мокрого и смешанного валяния, муляжи фруктов и овощей.
13. Иллюстративный материал.
14.Технические средства (экран, компьютер, принтер, сканер, копир.):
15. Видеоматериалы (видеофильмы, видеодиски, аудиозаписи).
16. Интернет-ресурсы.
Зачетная работа: коллективный творческий проект – коллективное панно (пример - «Русское поле»), в котором, должны быть использованы техники сухого и мокрого валяния, а также смешанные техники.
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ГБОУ ДПО НИРО
Н.Ю. Бармин«___» ____________ 2012 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
мастер-класса
«Валяние из шерсти»
Цель: знакомство с технологией валяния из шерсти, подготовка слушателей к преподаванию курса в ОУ.
Категория слушателей: учителя технологии.
Количество учебных часов: 36
Срок обучения: 26.03-31.03.2012г.
Форма обучения: очная
Режим занятий: с полным отрывом от работы
Количество часов для оплаты: 36
Место проведения: Н.Новгород, МБОУ СОШ № 22, ул. Верхнепечерская, 5А. (ауд. № 47)
№ Наименование разделов и тем Всего,
час. В том числе Форма контроля
Лекции Практ., лаборат., семинар-ские занятия Выездные занятия, стажиров-ка и др. 1. Введение. 4 4 1.1. История возникновения войлока. 1 1 1.2. Современный дизайн валяных изделий. 1 1 1.3. Материаловедение. Инструменты и принадлежности для валяния. 1 1 1.4. Разработка коллективного творческого проекта «Русское поле». 1 1 2. Технологии создания изделий способом мокрого валяния. 12 2 10 практ.
работа
2.1. Основные теоретические сведения. Технология изготовления различных изделий. 2 2 2.2. Изготовление шнура – жгута способом мокрого валяния. 1 1 2.3. Создание украшения для волос и элементов различного дизайна 1 1 2.4. Изготовление цветов: мальва, вьюнок способом мокрого валяния. 2 2 2.5. Технологии изготовления шнура – жгута с дополнительными плоскостными элементами способом мокрого валяния . 2 2 2.6. Создание цветка лилии двумя способами мокрого валяния 2 2 2.7. Создание полотна различными способами. 2 2 3. Технологии создания изделий способом сухого валяния. 14 2 12 практ.
работа
3.1. Основные теоретические сведения. Технология изготовления различных изделий. 2 2 3.2. Изготовление изделий шарообразной и цилиндрической форм способом сухого валяния. 2 2 3.3. Техника изготовления изделий из плоскостных деталей (листья, лепестки, апельсин и др.) 2 2 3.4. Выполнение ангела с использованием выкроек. 2 2 3.5. Выполнение броши «Хризантема». 3 3 3.6. Валяние изделий на формочках: цветы, бабочка. 3 3 4. Коллективный творческий проект 6 6 Зачет
Итого 36 8 28 Вне сетки часов:
Групповые консультации – 2 часа.
Проректор по учебно-методической работеЕ.Г.Калинкина
Зав. кафедрой А.Ю.ТужилкинКуратор курсов Н.А.ВздороваИтоговая аттестация
В течение всего мастер-класса применяется индивидуальный подход. Постоянно проводится анализ выполненной работы. Проверяется качество и соответствие технологиям выполнения заданий. Каждый слушатель выполняет самостоятельно определенное количество индивидуальных работ. Качество выполнения заданий оценивается преподавателем и планируется дальнейшая самостоятельная работа слушателя по освоению техник мокрого и сухого валяния. В качестве ожидаемого результата могут быть представлены: выставка работ учителей, прошедших мастер – класс по валянию из шерсти и коллективная работа – творческий проект картина – панно (пример - «Русское поле») в котором, должны быть использованы техники сухого или мокрого валяния, а также смешанная техника.
Вопросы для зачетного задания:
1. Что вы знаете о возникновении войлока?
2. Назовите изделия, созданные народами Азии, и для чего они были созданы?
3.Что вы знаете о способе мокрого валяния из шерсти и что можно создать, применив его?
4. Что вы знаете о способе сухого валяния из шерсти и что можно создать, применив его?
5. В чем актуальность валяных изделий в современном текстильном дизайне?
6. Какие материалы можно использовать в войлоковалянии?
7. Какие инструменты и принадлежности нужны для создания изделий способом сухого валяния?
8. Какие инструменты и принадлежности нужны для создания изделий способом мокрого валяния?
9. Какие материалы нельзя использовать при создании изделий способом мокрого валяния?
10. Какие изделия для интерьера можно создать способами сухого и мокрого валяния?
11. Что такое сливер и для чего он нужен?
12. Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с виброшлифовальной машинкой?
13. Перечислите декоративные волокна различного происхождения для создания на поверхности валяных изделий декоративных эффектов, фактур, рисунков.
14. . Перечислите декоративные включения (декоративные материалы и объекты), которые возможно привалять (присоединить) к изделию из шерсти.
15. Перечислите инструменты и материалы нужные для соединения частей в изделии из войлока.
Литература основная
1. Красникова Г., Бублик В., Мамонова М. Все о войлоке и фильцевании: Практическое руководство. - Агенство Дистрибьютер Прессы 2007. – с.: ил.
2. Аксенова А.А. Войлок. Лучшие поделки, игрушки, аксессуары. Минск: Харвест, 2011. - 256 с.: с ил. (Карманная иллюстрированная библиотека).
3. Бойко Е.А. Изделия из войлока. - М.: Астрель, 2011. – 111 с.: ил.
4. Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство (Пер. с нем.). - М.: Ниола – Пресс, 2012. – 32 с.: ил. – (Новые идеи).
5. Кокорева И.А. Живописный войлок Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ – ПРЕСС, 2009. – с.: ил.
6. Семплесс Е.Б. Энциклопедия войлока Возвращение мастерства (книга 1) – М., «Мода и рукоделие, - 2008. – 80 с., илл.
7. Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 176 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
8. Шинковская К.А. Художественное валяние. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. –68 с.: ил.
Литература дополнительная
1. Гофман П. Картины из шерсти. М.: Арт – Родник, 2010.
2. Зайцева А. Войлок и фетр Большая иллюстрированная энциклопедия М.: ЭКСМО, 2011.
3. Медникова Г.М. Журнал «Лена- рукоделие» /Валание на шелке/ЗАО «ЭДИПРЕСС_КОНЛИГА», 5/2010.
4. . Медникова Г.М. Журнал «Сабрина» /Сумашедшие штучки/ ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 3/2008.
5. Пец М.Н. Журнал «Лена - рукоделие»/Идеи для валяния/ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 1/2011.
6. Пец М.Н. Журнал «Лена - рукоделие» ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 4/2011.
7. Юрасик Т. Журнал « Шторы» Издательско- полиграфическая компания «Домовладелец», 5/2011.
8. Каабак Л.В., Сочивко А.В. Бабочки мира /Под ред. В.А. Володина. – М.:Аванта+, 2001.- 184 с.: ил. - (самые красивые и знаменитые).
Интернет ресурсы:
1. livemaster.ru (одежда из войлока)
2. livemaster.ru (ярмарка мастеров)
3. images.yandex.ru (валяние)
Приложение
1. Шарики (сухое валяние)
2. Войлочные бусины (мокрое валяние) изделия из них: серьги, бусы, браслеты и др.
3. Изделия из войлочных бусин: серьги, бусы, браслеты и др.
4. Жгут (мокрое валяние)
5. Брошь «Хризантема»/сухое валяние/
6. Браслет /мокрое валяние/
7. Ангел /сухое валяние с использованием шаблонов, плоская форма/
8. Подвеска яблоко, груша /сухое валяние/
9. Цветок мальва, вьюнок /мокрое валяние/
10. Листок/сухое валяние/
11. Цветок мак /сухое валяние/
12. Цветок лилия /мокрое валяние/
13. Выполнение изображений на фетре и ткани /сухое валяние/
14. Валяние фигур при помощи формочек