Конспект занятия внеурочной деятельности по теме Азбука экологической культуры: первоцветы и редкие растения Ливеснкого района и Орловской области

МБОУ Сахзаводская средняя школа


конспект занятия внеурочной деятельности

АЗБУКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПЕРВОЦВЕТЫ
И
РЕДКИЕ РАСТЕНИЯ ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА И ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ




подготовила и провела:
учитель биологии Мосолова Е.В.

2017 год


Технологическая карта конструирования занятия внеурочной деятельности.
Программа: «Живая планета с краеведческим компонентом»
Класс: Занятие: 31
Тема: Азбука экологической культуры: первоцветы и редкие растения
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате занятия обучающиеся смогут
- распознавать редкие растения и растения- первоцветы, растущие в Ливенском районе и Орловской области;
- познакомиться с причинами их ограниченной встречаемости;
- научиться мерам охраны данных растений;
2. Метапредметные: в результате занятия учащиеся смогут применять полученные на занятии знания в своей жизни, находясь на отдыхе в природных условиях нашей области и за её пределами.
Регулятивные: формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулирование собственного речевого поведения.
3. Личностные: в результате занятия обучающиеся смогут
- сформулировать собственное мнение о важности растений-первоцветов и редких растений для человека;
- продолжить развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению на основе осмысления важности экологического равновесия в природе.
Подготовительный этап: оформление выставки «Первоцветы», подбор музыкальных композиций: «Весна» из цикла «Времена года» Вивальди, пьеса «Подснежник» из цикла П.И.Чайковского «Времена года», песня Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите», создание презентации, распечатки текстов для детей, буклета по первоцветам и редким растениям.
Словарь занятия: Редкие растения – растения, занесённые в Красную книгу, численность которых сокращается по разным причинам.
Первоцветы - раннецветущие растения, которые цветут сразу после схода снега. Значительная часть «первоцветов» это растения лиственных лесов и приспособились они к раннему развитию для того, чтобы успеть отцвести и набрать сил до полного распускания листвы на деревьях, т.е. до наступления «темного сезона» в лесу.
Ресурсы урока: проектор, компьютер, экран, музыка, выставка работ обучающихся, буклет на каждого «Первоцветы», бумага, письменные принадлежности, распечатанные тексты для учеников, работы микрогрупп.
Структура занятия:
этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
время

1 этап
Орг. Момент
Организация учащихся для работы
Вовлечение в работу
не более
1 мин.

2 этап
Актуализация знаний
«Как звёзды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную»
Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, каждой росинке, каждом цветке. О чём будет сегодняшнее занятие?
- участвуют в обсуждении
- отвечают на вопрос
Не более
1-2 мин.

3 этап
Мотивация
Вопросы классу:
1. Хотите отправиться в виртуальное путешествие и научиться распознавать растения – первоцветы и редкие растения?
- участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;
- формулируют предполагаемую тему занятия
не более
2-3 мин.

4 этап Целепола-
гание
Сообщение целей урока обучающимся.
Цели урока: после занятия вы сможете
- распознавать редкие растения и первоцветы, растущие в нашем районе и Орловской области;
- описать и сами соблюдать меры по охране этих растений.
- уточняют, обсуждают цели занятия
Не более 1 мин.

5 этап Планирование.

План.
1. Знакомство с первоцветами (виртуальная экскурсия)
2. Знакомство с некоторыми из редких растений
3. Дискуссия о причинах вымирания изученных растений
4. Дискуссия о мерах по охране данных растений.
5. Личный вклад в охрану данных растений
- задают уточняющие вопросы;
- узнают последовательность учебных действий
2-3 мин

6 этап «Открытие» нового знания (изучение новой темы)



2Беседа по вопросам
- мозговой штурм;
- знакомство с другими ответами;
- дополнение учащихся;
2. Работа в малых группах
- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
- выбирают важные для себя компоненты знания
Не более 3-4-х мин.

Не более 5-6 мин.


7 этап
Физпауза
Организация действий учащихся
Выполнение движений
1-2 мин.

7 этап Включение нового знания в систему знаний
- Организация проектной деятельности. Предоставление алгоритма по выполнению проекта «Буклет: Охрана редких растений и растений – первоцветов Ливенского района и Орловской области».
Цель: разработка обложки буклета по растениям – первоцветам редким растениям Ливенского района и Орловской области и Памятки по мерам их охраны

- работают в малых группах (или парах) над проектом;
- анализируют реальные социальные условия;
- планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;
- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.
5-7 мин.


- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп). Составление Буклета и Памятки.

Составление Буклета и Памятки.
по 2 мин. на одно выступление

8 этап
Рефлексия и оценивание
- Организация самооценивания или взаимооценивания
- высказывают своё мнение о проделанной работе
2-3 мин.

Примечание: физпаузу уместно провести после описательной характеристики ландыша (слайд 16 в презентации). Если дети считают, что на растение, название которого появляется на экране, первоцвет – они садятся и хлопают в ладоши, если это растение цветёт летом – встают и топают (проверка правильности второй щелчок «мыши»).
Дополнительный материал к занятию
Тексты учителя и учеников
Учитель: «Как звёзды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную»
Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, каждой росинке, каждом цветке.
Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» Вивальди .
Первый ученик:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
А.С.Пушкин
Второй ученик: А.С.Пушкин назвал весну утром года. Её воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зазеленевшим лугам, лесам, болотам. Пойдёмте же и мы к тихим апрельским далям.
Третий ученик: Я предлагаю отправиться в лес. Правда, ещё слишком рано, в природе не всё пробудилось, но в лиственных лесах уже появляются первые цветы! Их называют эфемероидами. Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осеннее-зимне-весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизменённые побеги – луковицы, клубни, корневища.
Четвёртый ученик: В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная. Но самый красивый весенний цветок - голубая пролеска. Именно ему посвятил одну из своих пьес П.И. Чайковский.
Звучит пьеса «Подснежник» из цикла П.И.Чайковского «Времена года»
Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу весной два неба - одно над головой, другое под ногами. Пролеске не страшны весенние заморозки, потому что в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.
Пятый ученик:
Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,
Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,
И всю цветочную красу весна во мне являет.
Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно.
И быть избранником весны мне любо и отрадно.
Н. Холодковский
Шестой ученик: Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который можно принять за разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые цветы. Оказывается, цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в пигметах - антоцианах. В молодых цветках клеточный сок лепестков кислый, в такой среде антоцианы окрашивают их в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, антоцианы придают лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Это растение - прекрасный медонос, недаром оно названо медуницей.
Седьмой ученик: Пройдет несколько дней, расцветет желтыми цветками - первоцвет. Все цветки его опушены и смотрят в разные стороны. В России этот цветок часто называют баранчиком: его листья волнистые по краям, немного морщинистые и покрытые легким пушком - "шерсткой", отсюда и "баранчик".
Называют его еще и ключиком: цветки, собранные в соцветие зонтик, немного напоминают связку ключей. Легенда говорит, что это ключи, открывающие дорогу весне, хорошей погоде, травам и цветам.
Издавна люди используют целебные свойства первоцвета. Хорошей славой пользовался он и на Руси. Сейчас первоцвет официально признан ценным лекарственным растением. Его собирают в больших количествах, поэтому встречается он все реже. Первоцвет принадлежит к числу растений, нуждающихся в охране.
Восьмой ученик:
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
С. Маршак
Девятый ученик: Конечно, он красив. Конечно, у его цветков приятный запах. Конечно, он украшает лес весной. И все-таки почему ландыш так знаменит и почему о нем сложено столько легенд?
У многих народов существуют легенды об этом цветке. Украинская рассказывает, что ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси цветок связан с именами Садко и Любавы - своим появлением он якобы обязан слезам царевны, пролитым, когда ее разлюбил удалой купец. У древних скандинавов ландыш был цветком богини восходящего солнца, в честь него зажигались костры и устраивались праздники. Ландышем с давних времен интересовались садоводы: известно, что еще в I веке до нашей эры этот цветок вместе с розами и левкоями разводили египетские садоводы
Десятый ученик: Итак, ландышу поклонялись, о нем складывали легенды, им занимались садоводы, но им же интересовались и врачеватели. В разных странах из этого растения готовили различные снадобья. Официально как лекарственное растение ландыш был признан в 1681 году. О настойке из него в одной старинной медицинской книге было сказано, что она «дороже злата драгого и спригодна ко всем недугам». Из ландыша и сейчас изготовляют различные препараты. Самое известное капли Зеленина, препарат для людей, страдающих сердечными заболеваниями.
Учитель: А знаете ли вы, какие растения самые редкие в Орловской области? Я расскажу вам об одном из них. Венерин башмачок - растение из семейства орхидных. Издавна орхидеи привлекали внимание людей необыкновенным разнообразием и сказочной красотой. Большинство их растет в тропиках. Были времена, когда в тропические страны отправлялись специальные экспедиции охотников за этими удивительными цветами. Северные орхидеи скромнее своих тропических родственников, но по-своему прекрасны и трогательны. Из наших орхидей самая, несомненно, красивая - венерин башмачок настоящий. Именно о ней сложены легенды, связанные с богиней красоты Венерой. В переводе с латинского название рода означает "башмачок Киприды". Причудливую форму придает цветку сильно вздутая бледно-желтая губа, которая является ловушкой для насекомых-опылителей. Из нее насекомое выбирается, задевая тычинки, и пыльца прилипает к нему. Так происходит перекрестное опыление. У этого растения сложная биология развития, зацветает он только на 14-18-й год жизни. Растение сейчас становится очень редким. Оно занесен в Красную книгу РФ и Орловской области 2007 года, а в 1980 г. в нашей стране прошел специальный симпозиум, посвященный вопросам охраны орхидей.
Одиннадцатый ученик: В лесу ещё местами лежит снег, а на проталинках и пригретых солнцем местах среди оживающей травы появляются мохнатые лиловые колокольцы маленькие ростом, ещё без листьев они вырастут позже. Стебли прямостоящие, одетые густыми, оттопыренными, мягкими волосками. Листочки покрывала прямостоящие, разделённые на узколинейные доли, сильно волосистые. Цветоносы прямые; цветки 34 см длиной, узко яйцевидно-заострёнными, прямыми, сине-фиолетовыми, снаружи волосистыми; тычинок много, они во много раз короче листочков околоцветника, жёлтые, из них наружные превращены в стаминодии (медовики); пестиков много, с длинным пушистым столбиком 35 см длиной. Цветёт в апреле мае.
С этим растением связаны разные поверья, собирают цветы с разными наговорами и обрядами. Считается, что вся бесовская сила во главе с самим Сатаной боится этой травы и бежит от неё на 12 вёрст. Избавляет сон трава от дурного глаза, от порчи и всякого бесовского наваждения. В какой то степени служит предсказательницей.
Сон трава в народной медицине считается успокаивающим и снотворным средством отсюда и название травы. В народной медицине отвар всей травы пьют малыми дозами при туберкулёзе лёгких, бронхите, бронхиальной астме, коклюше, при заболеваниях, вызванных поднятием тяжести надсаде, а также при невралгии, мигрени, подагре, ревматизме. Отвар травы дают женщинам во время родов, чтобы уменьшить боль и ускорить роды, а также при заболеваниях женских половых органов.
Первый ученик: Мы подошли к самому главному - необходимости охраны наших верных друзей.
Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Но понятие "природа" довольно общее. Мы не можем охранять ее всю, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас. Цветы дарят людям красоту, учат доброте, лечат нас, служат убежищем для маленьких насекомых. А судьба растений нередко зависит от нашего поведения в природе.
Второй ученик: Растения реагируют на "фактор вытаптывания". Сколько у нас сейчас лесов и рощ вытоптанных, с тропинками и тропками, проложенными вдоль и поперек! В таких лесах редко встречаются травянистые растения и грибы, постепенно вымирают деревья
Третий ученик: А как часто приходится видеть: несут люди из леса букеты - кто маленькие, хорошо подобранные букетики, кто большие охапки. Цветы быстро вянут, их выбрасывают. Некоторые считают, что сбор цветов - безобидное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян - ведь они еще только цветут.
Четвёртый ученик: Каждый человек сам должен твердо следовать правилу - возвращаться домой без сорванных цветов. Пусть они растут на лесной поляне или опушке. Может быть, собираясь в лес, ты захватишь с собой фотоаппарат, а потом сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с прекрасным.
Пятый ученик: Каждый вид животных или растений - уникальное творение природы. Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса
Шестой ученик:
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь,
Поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
В.Солоухин
Песня Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите»
Рефлексивно-диагностические вопросы:
Что больше всего запомнилось на занятии?
Что оказалось самым удивительным?
Как Вы оцениваете своё участие в занятии?


Проектная деятельность обучающихся

Микрогруппа 1: оформить обложку буклета «Первоцветы и редкие растения Ливенского района и Орловской области».
Алгоритм выполнения проекта.
Цель: оформление обложки буклета «Первоцветы и редкие растения Ливенского района и Орловской области»
Для этого Вам необходимо:
1 шаг. Вспомните, какой материал о растениях – первоцветах и редких растениях Ливенского района и Орловской области вы изучили на занятии.
2 шаг. Рассмотрите содержание буклета, впишите названия изображённых растений
3 шаг. Продумайте эскиз обложки буклета, отражающую сущность изложенной в нём информации
4 шаг. Оформите обложку буклета
Микрогруппа 2: составить памятку «Меры охраны первоцветов и редких растений Ливенского района и Орловской области»
Алгоритм выполнения проекта.
Цель: составьте памятку «Меры охраны первоцветов и редких растений Орловской области»
Для этого Вам необходимо:
1 шаг. Вспомните, какой материал о растениях – первоцветах и редких растениях Ливенского района и Орловской области вы изучили не занятии.
2 шаг. Прочитайте текст о мерах охраны этих растений.
3 шаг. Сформулируйте краткие правила (4-6 предложений) доступных вам мер охраны первоцветов и редких растений Орловской области
4 шаг. Оформите памятку.

Текст для написания памятки «Меры охраны первоцветов и редких растений Ливенского района и Орловской области»
Причины вымирания растений и меры по их охране
Некоторые формы человеческой деятельности причиняют вред природной флоре и растительности. Большой урон наносит массовый сбор цветов для букетов. Год от года она принимает все больший размах. Последствия ее ощущаются все сильнее и сильнее. Массовый сбор цветов для букетов приводит к тому, что численность красиво цветущих растений резко сокращается, и они могут совершенно исчезнуть, если своевременно не принять строгие меры.
К сожалению, далеко не все понимают, чем собственно опасен массовый сбор цветов. Думают, что если срывать цветы достаточно аккуратно, не повреждая при этом само растение, то нет особых оснований для беспокойства. Ведь растение остается на месте, и флора как будто бы не терпит никакого урона. Однако это совсем не так. Даже самый аккуратный сбор цветов, имеет пагубные последствия. Причина этого очень проста. Срывая цветки, мы не даем созреть семенам и лишаем растение возможности размножаться. Старые экземпляры рано или поздно отомрут, они не вечны. Но смены им не будет. Новые растения появиться из семян не смогут, так как плодам не дали созреть. Именно в этом кроется прежде всего опасность массового сбора цветов. Особенно велика она для тех растений, которые размножаются только семенами (например, для многих орхидных). При аккуратном сборе цветов растение хотя и остается на месте, но рано или поздно все равно погибает, не оставив потомства.
Сбор букетов опасен не только тем, что при этом уничтожаются в зачатке все будущие семена. Опасно и другое. Мало кто рвет цветы аккуратно, заботясь о сохранности самого растения. Нередко, срывая цветок, нечаянно, а то и намеренно выдергивают все растение с корнем и напрасно губят его.
Собирая букет, мы топчем много растений, обламывая при этом стебли, раздавливая почки, находящиеся на поверхности почвы, и нанося другие повреждения. Некоторые растения не выносят даже слабого вытаптывания и быстро погибают.
Как же бороться с массовым сбором цветов для букетов? Одних административных мер (штрафы, привлечение к уголовной ответственности) для этого, видимо недостаточно. Важно, чтобы как можно большее число людей хорошо понимало, в чем заключается вред такого собирания цветов. Каждый из нас должен ясно представлять себе, к чему это приведет. Людям необходимо также знать, какие именно растения нельзя рвать, как выглядят эти растения. Иначе говоря, необходима широкая разъяснительная работа. Ее нужно вести по радио и телевидению, в газетах и журналах, в брошюрах и научно-популярных книгах. В этом деле очень важна конкретность, наглядность. Полезны, например, большие цветные плакаты с красочным изображением охраняемых растений. Их можно вывесить на рынках, где торгуют цветами, в школах и других учебных заведениях и учреждениях.
Очень полезны лекции и беседы об охране растительного мира, они должны быть достаточно конкретны, сопровождаться иллюстрациями (например, диапозитивами с изображением охраняемых растений). Лектор должен хорошо знать эти растения и общие вопросы охраны природы.
Литература:
1. Евдокимова Р.М. «Внеклассная работа по биологии» Саратов, издательство «Лицей», 2005
Интернет - ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

http://www.cbgarden.org/blog/wp-content/uploads/image/Nate Pictures/Orchids.jpg15