Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению на тему: Удивительный мир сказок К. И. Чуковского


Конспект внеклассного мероприятия
Мероприятие проведено во 2 классе Г
МБОУ «Школа №48» города Рязани
Классный руководитель: Балнова Елена Михайловна

(31.03.1882 – 28.10.1969)
Творческий вечер
«Удивительный мир сказок К.И.Чуковского»
Цели:
Знакомство с биографией К. И. Чуковского.
Воспитание интереса к художественной литературе, к творчеству детских писателей.
Оформление:
портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)
плакаты высказываний:
- «Талант у К. И. Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный» И. Андроников.
- « Если стихи,невозможно ни петь , ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец» - утверждал Чуковский.
«Чудо-дерево», украшенное вещами из произведений К. И. Чуковского
Выставка книг К. И. Чуковского.
Предварительная работа:
Чтение книг К.Чуковского.
Оформление уголка с кроссвордом и вопросами викторины по произведениям К.Чуковского.
Инсценирование произведений К.И.Чуковского.
Иллюстрирование произведений К.И.Чуковского
Оформление выставки книг К.И. Чуковского
Ведущий: Добрый день ребята! Сегодня необычный день - мы отмечаем Книжкины именины, а еще:Ребенок: Сегодня мы отметим день рожденияТого, чья лираВоспела звучно "Мойдодыра"И с нами справят этот день И Айболит, и Бармалей,И очень бойкая старухаИ наша "Муха- цокотуха"Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня отмечаем. Правильно: Корнея Ивановича Чуковского! Ему в этом году исполнилось бы 134 года. Он родился в Петербурге 31 марта 1882 году.
Корней ИвановичЧуковский- это его литературный псевдоним, о настоящее его имя Корнейчуков Николай Васильевич. Когда мальчику было 3 года отец, петербургский студент, покинул семью, и  мать с двумя детьми вынуждена была переехать  жить в город Николаев, затем  Одессу. Там и прошли его детские и юношеские годы.
С детства Корней Иванович пристрастился к чтению, с малых лет начал писать стихи и поэмы.
Из 5 класса гимназии он был исключён по указу об освобождении гимназии от детей «низкого» происхождения, т.е. от детей из бедных семей.
С юношеских лет Корней Иванович вёл трудовую жизнь, много читал, изучил самоучкой английский и французский языки, самостоятельно прошел гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости.
По профессии Корней Иванович - литературный критик. Он писал критические статьи о литературе. Чуковский - поэт, мемуарист, переводчик и сказочник.
Его литературная деятельность началась в 19 лет. В газете "Одесские новости" появилась первая статья "Корней Чуковский", под заглавием "К вечно юному вопросу". Затем писались статьи на самые разные темы.
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как - нибудь развлечь его, отец в такт стука колёс стал сочинять ему сказку,:Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил!
По- турецки говорил,-
Крокодил,  Крокодил Крокодилович.
Мальчик перестал плакать и заснул. Прошло 2-3 дня, сын выздоровел, и тогда
оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть. Так появился «Крокодил».
Эта сказка была самой первой.
В 50-х годах Корней Иванович с женой, Марией Борисовной, переселились из Москвы в дачный подмосковный поселок Переделкино. Среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только дети поселка, но и маленькие жители Москвы. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Ребенок: Давайте любимые книжки откроемИ снова пойдем от страницы к странице:Всегда ведь приятно с любимым героемОпять повстречаться, сильней подружиться:
Ведущий: Ребята, мы с вами сейчас отправимся в библиотеку, но не обычную, а сказочную. Здесь собраны все книги К.И. Чуковского. А вот и библиотекарь.
Да это же старая мудрая Сова! Она знает все сказки на свете и может ответить на любой ваш вопрос.
Звучит музыка. За столом "в библиотеке" сидит "Мудрая сова". Раздается телефонный звонок.
Сова: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись опять? Звоните по номеру 125! А это библиотека!Снова раздается звонок.
Сова: Кто говорит? (Слушает и обращается к детям)
Вот такая дребедень
Целый день.
Динь – ди -.лень, динь – ди -.лень, динь – ди -.лень.
Сова (загадочно): А вам, ребята, я хочу сказать, что в этой стране живут сказки Корнея Чуковского.
А дверца в эту сказочную страну находится вот за этой волшебной книжной выставкой. Вы готовы к встрече со сказкой?
Дети: Да!Ребенок: Мы к сказке в гости постучимся, Чудес немало встретим в ней, Гуляют в сказке небылицы, И волшебства немало в ней.
Звучит музыка.
Ведущий: Ребята, посмотрите, а у самых у ворот Чудо-дерево растёт.Стих: «Чудо – дерево» (Просмотр мультфильма)
Как у нашего Мирона,
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши,
Строят гнёзда из лапши,
Сел баран на пароход,
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке,
Вырастают шоколадки.
А у наших у ворот,Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубыеВязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
Ведущий: Ребята, а кто знает стихотворение Корнея Чуковского, которое он написал для своей дочки, и называется оно: «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»?
Выходит девочка с лейкой в руке, снимает туфельку с ноги и начинает как бы поливать ее читая стихотворение:
Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
«Расти, туфелька моя,
Расти маленькая.
Уж, как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево. Будут, будут босоножки
К чудо-дереву бежать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать «Ай, да
Мурочка,
Ай, да умница».
Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами тоже попробуем снять с дерева башмачки и посмотрим, что там выросло?
Викторина: Загадки Корнея Ивановича Чуковского
Дети по очереди снимают с дерева «сапожки» и читают написанные на них загадки.
Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. ….(Яйцо и цыплёнок)
Чудесная пещера
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю
Добычу мою –
Я с радостью белым
Зверям отдаю. … (Рот и Зубы)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел
Лохматова. ………(Зеркало)
Зубастая загадка
Хожу – брожу не полесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей……...…………(Расчёска)
Чудесные кони
Два коня у меня,
Два коня,
По воде они везят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! …(Коньки и лёд)
Берегись
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!……………(Крапива)
Ведущий: Я предлагаю вспомнить ещё одно стихотворение Корнея Ивановича про Мурочку. В этом нам помогут все ребята. ( Дети встают и показывают действия Мурочки движениями рук и ног)
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
Это – ёлочка мохнатая,
Это – козочка рогатая,
Это дядя с бородой,
Это дом с трубой.
Ну, а это что такое?
Непонятное, чудное
С 10-тью ногами,
С 10-тью рогами.
Это Бяка – Забияка Кусачая.
Я сама её из головы выдумала.
Что ж ты бросила тетрадь
Перестала рисовать?
«Я её боюся».
Игра «Сказка в картинках» (по слайдам презентации).
Раздается шум, звон.
Ведущий: А что это за шум? За тарарам? Не спрятаться ли поскорее нам?Выбегает Грязнуля.
Сценка «Мойдодыр»
Грязнуля: (разводит руками)
Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(подбегает к столу, на нём свечка и книжка привязанные за ниточку, ниточку дёргают и они срываются с места)
Я за свечку _
Свечка в печку,
Я за книжку,
Та – бежать
И в припрыжкуПод кровать.
Ведущий: Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом,
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(Появляется Умывальник, грязнуля в страхе отбегает в сторону)
Ведущий: Вдруг из маминой из спальни,Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
Умывальник: Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты, чернея трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.
Ведущий: Какой стыд и срам! Разве хорошо быть грязным?
Мойдодыр: Я –великий умывальник,
Знаменитый МойдодырУмывальников начальник
И мочалок командир.
Только топну я ногою,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят
И завоют и завоют
И тебе головоломку
Неумытому дадут:
Ведущий: Он ударил в медный таз
И вскричал:
Мойдодыр: « КАРАБАРАС!»
Грязнуля: (убегает и слышно) Ой, ой, ой!
1 мочалка: Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто! Чисто, чисто!
2 мочалка:Будет, будет трубочист
Чист! Чист! Чист! Чист!
(Грязнуля выходит чистым и опрятным, вытирается полотенцем)
Грязнуля: Мылом, Мылом, Мылом, Мылом
Умывался без конца
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица!
Мойдодыр: (Пританцовывая гладит по голове)
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь хвалю тебя я!
Наконец – то ты, Грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Чистюля: Да здравствует мыло душистое
И полотенце душистое
И зубной порошок
И густой гребешок!
Все участники: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А не чистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Игра «Доскажи словечко»
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку. Кто это?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…(Айболит)
А вот и Айболит, он под деревом сидит.
Сценка «Айболит»
Ведущий: И пришла к Айболиту Лиса:
Лиса: Ой, меня укусила оса!
Ведущий: И пришел к Айболиту Барбос:
Барбос: Меня курица клюнула в нос.
Ведущий: И прибежала Зайчиха, и закричала:
Зайчиха: Ай! Ай! Мой зайчик попал под трамвайчик!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и храмой,
Маленький заинька мой!
Ведущий: И сказал Айболит:
Айболит: Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.
Ведущий: И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,И смеётся она кричит:
Зайчиха: Ну, спасибо тебе Айболит!
Звучит музыка и все «звери» танцуют, а с ними и все дети.
Игра «Отгадай сказку»
Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»,
выходит Бармалей и «звери» испуганно жмутся друг к другу.
Сценка по сказке «Бармалей»
Бармалей: Маленькие детиНи за что на светеНе ходите в АфрикуВ Африку гулять!В Африке акулы,В Африке гориллы,В Африке большиеЗлые крокодилы Будут вас кусать,Бить и обижать, -Не ходите, дети, в Африку гулять!Я - Кровожадный. Я - беспощадный, Я злой разбойникБармалей! И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да, очень маленьких детей!
Ведущий: Ребята! Вы испугались Бармалея?Ребята: НЕТ!Ведущий: Тебя не боятся наши ребята! Да и пришли они к тебе не сами, а со сказочными героями. Скажи лучше, ты знаешь стихи Корнея Ивановича Чуковского?
Бармалей: Я люблю стихи Чуковского, но от одного стихотворения у меня в голове путаница. В нём почему-то:Рыбы по полю гуляют,Жабы по небу летают:Ведущий: Всё понятно! Чуковский был веселым и озорным человеком. Поэтому и написал стихотворение, которое так и называется «Путаница». А разобраться в этой путанице нам помогут ребята. Правда? Что тебе не понятно Бармалей?Бармалей: Свинки замяукали: Мяу, мяу.Дети: Кошки!Бармалей: Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрюДети: СвинкиБармалей: Уточки заквакали: кваква, ква?Дети: Лягушки!Бармалей: Курочки закрякали: кря, кря, кря?Дети: Уточки!Бармалей: Прибежал медведь и давай реветь: Кукареку?Дети: Петух!Бармалей: Вот спасибо, ребята! Помогли мне разобраться.
Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру «Сложи мозаику».
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку из сказок «Муха цокотуха» и «Федорино горе» (детали мозаики см. в приложении)
Ведущий: Смотрите, ребята, кто ещё к нам идёт?
Сценка по произведению «Федорино горе»
Звучит музыка. Выход Федоры
Федора: Скачет сито по полям А корыто по лугам Ой, Ой, Ой! Воротитесь вы домой (поднимает сито, кастрюлю)Ребёнок:Села бы баба за стол, Да стол за ворота ушел Сварила бы баба щи, Да кастрюлю, поди поищи! И чашки ушли и стаканы Остались одни тараканы!
Федора: Ой, горе мне, горе! Что же мне делать?Дети: Поганых тараканов по вывестиПрусаков да пауков по вымести!
Федора берёт метлу и метёт.Ребенок: А метла - то, метла весела
Заплясала, заиграла, замела,
Не пылинки у Федоры не оставила.
Тараканов за ворота отправила.
Федора: Спасибо всем вам за совет.
Я вот что хочу сказать, по дороге я нашла мешок с вещами, а вещи в нём не мои.Помогите найти их владельца.
Ведущий: Ребята поможем вернуть вещи на своё место?
Нужно вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Игра: « Мешок с потерянными вещами»
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки:«Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (Шоколаду.Пудов этак пять или шесть больше ему не сьесть)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Ведущий: Все эти вещи мы отдадим нашей мудрой Сове – библиотекарю и она их вернёт в сказки. (Выходит Сова и забирает мешок с предметами.)
Ведущий: А наше с вами путешествие подошло к концу. Мы с вами вспомнили многие сказки, написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.
Ребенок: Хорошие книжки писал дед Корней -Воспитывал взрослых он и детей,Будут и внуки наши, и детиСказки читать веселые эти.
Ребенок: Про Тараканище и Крокодила,Про Айболита и Мойдодыра,Про Бармалея в сказочном море,Про телефон и Федорино горе.
Ведущий:Встретиться же со всеми героями сказок этого детского писателя вы можете в детской библиотеке.
Наш праздник мы посвятили дню рождения Корнея Ивановича Чуковского. Он закончился, но с книгой нужно дружить всегда. Девчонки и мальчишки, Всегда читайте книжки Всегда любите книжки, Девчонки и мальчишки!