«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии».
Васильева Н.Е.
МБОУ «Средняя школа№9» учитель начальных классов
«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии».
У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.
Развитие творческих способностей школьников в настоящее время приобрело большое социальное значение. Нашему обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Творчество – это прежде всего умение, отказываться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что-то новое.
Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка.
«Технология» и «Изобразительное искусство» - это творческие предметы, которые предоставляют большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я стараюсь реализовать эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы.
На первых уроках изобразительного искусства и технологии я поняла, что дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться. Из этого я сделала вывод: необходимо выстроить уроки так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.
Творческая работа на уроке изобразительного искусства и технологии – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы.. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.
Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:
- развиваю творческую активность учащихся;
- включаю учащихся в творческую деятельность;
- вношу проблемность в учебный процесс;
- развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства и технологии являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. В нашей школе действуют социальные проекты. Ученики моего класса всегда с удовольствием принимают участие в таких проектах.. Весь класс всегда откликается на просьбы сделать подарки, открытки для пожилых людей, для ветеранов, памятки для водителей. Я предлагаю различные варианты выполнения работы, а ученики выбирают то ,что им больше по душе. Иногда для выполнения той или иной работы требуется освоить новую технику
Я работаю по программе «Школа России»
Так как уроки технологии и изобразительного искусстваа 1 раз в неделю и сделать интересную работу за 45 минут не всегда получается, я попробовала объединить некоторые темы по изобразительному искусству и технологии (благо у меня по расписанию эти уроки проходят в один день).Например : по изобразительному искусству – тему: «Художник в театре», «Театр кукол» и темы по технологии: «Сцена и занавес», «Театральные куклы» объединила. Предложила оформить сцену (её мы сделали в коробке из под обуви) по своему замыслу для любимой сказки. На изо оформили декорацию-фон. Кулисные декорации, объёмные декорации, главных героев делали на технологии. Дети работали с большим удовольствием. Двух одинаковых сказок не было.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи.
Например:
Тема: «Океанариум». Необходимо нарисовать море. Предлагаю использовать различные, уже знакомые или придуманные самими детьми техники рисования. Изучаем разнообразные виды рыб, водорослей рисуем их. На технологии вырезаем и собираем аквариум.
В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, обучающиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность. Уроки направлены на развитие творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Я стараюсь подбирать интересные и понятные для ребят темы для творчества. От выбора содержания учебного материала зависит успех всего урока, его способность заинтересовать обучающихся новизной и оригинальностью.
Закрепить у ребят интерес к изучаемому материалу помогают советы сделать сюрприз своим близким: подарить к празднику какую-либо изготовленную своими руками вещь. При этом обращаю особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.
При работе над будущим изделием ученику следует выбрать оптимальный для него способ достижения цели. Если хочет, пусть осваивает новый вид рукоделия и достигает в нём необходимого мастерства, не хочет – выполняет изделие в другой, знакомой технике.
Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них стараюсь воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.
Дети сами придумывают декор, выбирают материал, расцветку и составляют композиции для оформления изделия. А мне остается только помочь ребятам воплотить их необычные замыслы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят, и это надо активно поддерживать. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской.
Конечно, не у всех детей получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Пусть каждый ребёнок чувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребёнок вновь захочет выполнять другую работу, похожую или непохожую на эту.
Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: сколько нового, интересного можно сделать своими руками.
Например: Для оформления праздничного стола к Новому году дети с удовольствием мастерили маленькие подарочные коробочки, которые изготовили по шаблону, но каждая была оформлена индивидуально. Учились складывать салфетки в виде ёлочки для сервировки. .Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему.
Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности. После урока все работы остаются на несколько дней в классе.
Творчество детей не оставляет никого равнодушным. Результаты участия в конкурсах позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.
Список использованной литературы
Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
2. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8.
3. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
4.. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.
5 . Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.