«Методика обучения прыжкам в младших группах»


Консультация
«Методика обучения прыжкам в младших группах»
Островская В. А. – воспитатель,
МАУДО «Центр развития ребёнка –
Детский сад»
г. Ялуторовск, 2014г.
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка.
Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул), перепрыгивают камешки, палочки, лужи.При выполнении прыжков усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.
Прыжок — один из видов основных движений – относится к скоростно-силовым упражнениям.
Существуют разнообразные виды прыжков, в детском саду применяются:
- подскоки на месте;
- подскоки с продвижением;
- прыжки с места и с разбега в длину и в высоту;
- прыжки с высоты, или, как их еще называют, в глубину;
- прыжки со скакалкой, как разновидность подскоков.
В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определённой последовательности движение.
В каждом прыжке различают четыре фазы движения:
1) подготовительную,
2) отталкивание,
3) полет.
4)приземление.
Смысл подготовительной фазы — создать наиболее выгодные для отталкивания условия, которые обеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад. В подготовительной фазе прыжков
с разбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения, которая увеличивает дальность или высоту полета.
Фаза отталкивания — наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость и придает ему правильное направление. Отталкивание должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину не требуют сильного отталкивания. При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно, при прыжках с разбега — одной ногой.
В работе с дошкольниками не надо стремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннего физического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.
В фазе полета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела для преодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.
Приземление надо тщательно отрабатывать.
Основная задача этой фазы прыжка — погасить скорость поступательного движения
и сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок, взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3—7 лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы. Неумение координировать движения
и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку.
Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления на жесткий грунт может вызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образования плоскостопия.
Все виды прыжков требуют высокой координации движений. Особенно прыжки, связанные с преодолением препятствий, и прыжки с разбега, когда разбег приходится сочетать с отталкиванием в обозначенном месте и дальнейшим переходом через планку.
Обучение прыжкам осуществляется в определённой последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка – прыжок в длину с места, и завершают – прыжком в высоту и в длину с разбега.
Во второй младшей группе основная задача при выполнении всех видов прыжков— приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая
и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка — исходное положение, толчок
и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.
Начинать обучение детей прыжкам следует с подпрыгивания на двух ногах на месте.
При этом им показывают, что подпрыгнуть можно повыше, если оттолкнуться от земли посильнее носочками так, чтобы ноги выпрямились.
Доступны детям данного возраста и легкие подскоки с небольшим продвижением вперед на определённое расстояние, в точно обозначенное место.
Подскоки на месте с заданием коснуться ладони поднятой руки воспитателя, «поймать комара», позвонить в бубенчик и т. д. приучают детей подпрыгивать повыше, взмахивая руками вверх. Организуя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы предмет, до которого должен дотянуться ребенок, находился на доступной высоте и был расположен несколько впереди ребенка. Если он находится за головой, ребенок, подпрыгивая вверх, резко запрокидывает голову назад, чтобы увидеть предмет. Это может привести к падению.
Вводится прыжок вверх с места через невысокое препятствие, что требует уже более энергичного толчка вверх.
Осваивают дети прямой галоп.
Упражнения в спрыгивании (прыжки в глубину) также доступны детям младших групп. Высота должна быть небольшой, так как они не умеют еще мягко приземляться. Начинать спрыгивание можно с высоты 10—12 см. Спрыгивание не должно занимать много места
в работе с малышами, так как стопа детей еще не окрепла. Воспитатель напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носочки,
и сгибать колени, смотреть вперед, а не под ноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы «неслышно было».
Прыжки с места в длину начинают разучивать тоже с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол, т.е., используют зрительные ориентиры. Затем им дают задание перепрыгнуть через две линии, начерченные параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой. Постепенно расстояние между линиями увеличивается, но детям еще не дается задание прыгнуть как можно дальше. При приземлении следует избегать чрезмерно глубокого приседания: оно может привести к падению на спину.
Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, на пример в подвижных играх.
- Начиная с первой младшей группы, проводятся подвижные игры с подпрыгиванием, например, «Мой весёлый, звонкий мяч».
- Во второй младшей группе прыжки в длину с места используются в подвижной игре
«С кочки на кочку».
Упражнения для детей 3 лет
1.  Прыжки   на  месте  на  обеих  ногах,  «как зайчик».
2.   Перепрыгивание толчком обеих ног через скакалку (ленту),   которая  лежит  на   коврике   возле   носков   ног.
3.  Прыжки в обруч с плоским ободом, который лежит на коврике (траве), и выпрыгивание из него.
4.  Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек»  (ширина 20—35 см), который выложен из двух скакалок (лент).
Литература
Вавилова Е. Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983г.
Вильчковский Э. С. «Физическая культура детей дошкольного возраста».
Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий».