программа по летней занятости детей группы риска

Программа « Крепкий орешек» по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей группы социального риска.

Пояснительная записка

Современные политические, социально-экономические изменения, происходящие в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период летних каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни. В рамках профилактической работы в школе организован Совет профилактики, цели и задачи которого заключаются, выявление учащихся, входящих в «группу риска», индивидуальная работа с ними, вовлечение детей из «группы риска» в кружковую деятельность. Данная профилактическая работа особенно актуальна в летний период, это связано с тем, что именно летом значительно ослабевает, либо прекращается вовсе воспитательное влияние на ребенка образовательных учреждений. Систематическая работа администрации школы, проводимая по охране труда и здоровья учащихся, позволит снизить до минимума количество несчастных случаев с детьми во время учебного процесса и каникулярного отдыха учащихся.
Программа « Крепкий орешек» позволяет продолжить работу школьного Совета профилактики. Большое количество школьников МОУ СОШ № 2 в летний период остаются неорганизованными, безнадзорными, что, в основном, связано с изменившимися социально-экономическими условиями в стране, и низком социальном статусом большого количества семей учащихся нашей школы сегодня в обществе,  к сожалению, привычными стали понятия «дезадаптированные дети», «дети с  аффективным, девиантным и делинквентным поведением», «несовершеннолетние правонарушители». Анализ причин асоциального поведения показал, что большинство детей проживает в семьях, где родители не выполняют надлежащим образом своих обязанностей; дети состоят на учете психиатра;  склонны к бродяжничеству;  систематически пропускают занятия без уважительной причины.
Основная цель образовательных учреждений при работе с этой группой детей – вовлечение в образовательный процесс, обеспечение их прав на образование, рост занятости во внеурочное время, т.е. организация пространства социализации ребенка.
Социализация личности - развитие человека на протяжении жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит.
Еще А.С.Макаренко, к педагогическому наследию которого сегодня вновь обращаемся, говорил о воспитании ребенка на каждом «квадратном метре его жизненного пространства». Поэтому целесообразно и эффективно проводить непрерывную работу с детьми, нуждающимися в педагогическом контроле и поддержке, особенно в период летних каникул.
Летний период позволяет создать условия для возвращения ребенка в «нормальные» социальные границы, перестройки сознания, создание мотивации нацеленной на приобщение ребенка к  здоровому образу жизни.
В ходе работы планируется организация анализа социального развития подростков, выявление проблемных зон, снятие психоэмоционального напряжения и повышение социальной компетенции через занятия курсов  «Воспитание законопослушного гражданина» и «Помоги себе сам».
Обучение подростков способам регуляции поведения, восстановление связей с ближайшим окружением – основные цели программы. Ее реализация  позволит повысить уровень социальной компетенции подростков, мобилизовать собственные ресурсы ребенка для решения проблем, разработать стратегию и тактику преодоления проблем, организовать отдых и оздоровление детей, снизить численность детей имеющих проблемы поведения.
Цель: Оказание социально-педагогической помощи подросткам и их семьям по решению конкретных проблем. Задачи:
Выявить проблемные зоны подростков относимых к «группе риска»;
Сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
Актуализация потребности активного участия в общественной жизни;
Консультирование родителей по поиску путей решения проблем детей.
Выполнение программы позволит:
повысить уровень социальной компетенции подростков;
достичь позитивных изменений и разработать (совместно с родителями) стратегию и тактику преодоления проблем;
обучить необходимым способам поведения, позволяющих успешно  интегрироваться в существующую социальную систему.

Возникает необходимость составления такой программы работы пришкольного лагеря, которая не только позволила бы организовать летнюю занятость школьников, но и была бы неразрывно связана с основными направлениями работы воспитательной системы школы.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Необходимо, чтобы деятельность детей была организованной и плодотворной, чтобы они не были длительное время предоставлены сами себе, не прерывался бы воспитательный процесс. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях поселка; модернизацией старых форм работы и введением новых.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Концепция программы Организация летнего отдыха и оздоровление учащихся является одним из приоритетных направлений в воспитательной системе школы.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Доказано, что если ребёнок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство воспитанников лагеря живут в неполных , малообеспеченных семьях Даже в половине неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Также особенно актуальной для нашей школы является работа, направленная на предупреждение правонарушений и преступлений, и профилактику вредных привычек, которая является приоритетной в течение года и не должна прерываться в летний период.
Больное внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию школьников, воспитанию любви и уважения к своему поселку, краю, своей истории.
Чтобы учесть все направления деятельности, актуальные для ребенка в лагере, можно опираться на характеристики его благополучия или развития.
Направления деятельности летнего лагеря:
гражданско-патриотическое развитие;
профилактика правонарушений;
физическое развитие;
эмоциональное развитие;
социальное развитие;
нравственное развитие.
творческое развитие.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря
Состав лагеря – это учащиеся МОУ СОШ № 2 в возрасте 7–14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям семей, состоящих на различных учётах, и а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям «группы риска
Нормативно-правовая база
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: педагог-психолог, социальный педагог, учитель физической культуры , инспектор ГДН.
Основное содержание программы


Название блока
Дата
Краткое описание
Планируемый результат.
Ответственный
Ресурсы

1
Будьте здоровы!
Ежедневно
1-2ч


2 раза в сезон





4часа














10ч















10 часов














2 раза в сезон
Игры на свежем воздухе, проведение утренней гимнастики.
С- витаминизация.
Мед.осмотр.




Обучение жизненно важным навыкам













Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, просмотр тематических видеофильмов


.



Спортивные соревнования;
спартакиада «Забавные игры», соревнования по футболу, теннису, эстафеты.








Прогулки на свежем воздухе, выезд к реке-Киренга,
Укрепление здоровья

Мониторинг показателей здоровья детей






Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, взаимодействия
Анализ тестов, анкетирования






Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.












Повышение интереса к занятием спортом, увеличение количества активных участников проводимых мероприятий, укрепление связей между разновозрастными группами детей.


Укрепление здоровья воспитанников
Отсутствие пропущенных дней по болезни
Учитель физкультуры
Мед. работник


воспитатель




Социальный педагог
психолог













Социальный педагог















физрук












физ.рук.
Спорт. инвентарь


Мед.кабинет







Видеофильм, проектор, компьютер,
плакаты, тесты.















Видеофильм, проектор, компьютер, плакаты, тесты.










Спортзал,
спортивная площадка школы
спортивный инвентарь




При реализации программы будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.

Формы деятельности:
Программа носит комплексный характер, поскольку предусматривает организацию социально-педагогического пространства для группы подростков с реализацией курсов психологической, правовой, спортивно-оздоровительной, интеллектуальной и др. направленности.
Осуществляется аналитико-прогностическая и информационно-методическая работа по вопросам социальной адаптации подростков.
Предоставляется информация по вопросам ,касающихся психосоциальной и юридической областей.
Опирается на определенные принципы:
-гуманизма, который предполагает, что главной целью является предотвращение асоциального поведения;
-дифференциации и индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
-конфиденциальности, т.к. вся полученная информация не может быть сообщена третьим лицам без ведома заинтересованного лица;
-развития реализуется через деятельность подростка в зоне его ближайшего развития (уровень которого ребенок может достичь).

В результате практической деятельности и осмысления складывающегося опыта определяет в качестве ведущих следующие принципы:
1. Принцип целесообразности. Вся деятельность в лагере выстраивается так, чтобы обеспечить достижение заявленных целей.
2. Принцип природосообразности. Жизнь ребенка в лагере должна отвечать уровню его физического и психического развития, способствовать естественному укреплению здоровья. Организация летней жизни - это организация тесного общения с окружающей природной средой.
3.Принцип культуросообразности. Образование ребенка в лагере – это приобщение к существующим ценностям культуры, оценка явлений подростковой субкультуры, создание новых явлений культуры.
4.Принцип гуманизации. Главное в лагере – Человек. Демократические процедуры, гарантии прав и свобод обеспечивают последовательное освоение каждым членом сообщества гуманистического стиля взаимоотношений.
5.Принцип безопасности. Сохранение жизни и здоровья детей в лагере первая и основная забота каждого. Педагогические методы:
метод коллективного действия;
метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;
метод воздействия доброжелательной обстановкой;
метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;
метод поощрения;
метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.
В основе деятельности профильного отряда - профилактика правонарушений и поведения.

Этапы и механизмы реализации программы.


Этап
Сроки
Мероприятия

1. Подготовительный
Апрель, май
- сбор информации по летней занятости учащихся группы социального риска (по итогам собеседования с классными руководителями);
- оформление карт предварительной летней занятости обучающихся.

Организационный
май
- комплектование летнего лагеря;
- утверждение списков .
- составление плана – прогноза детей группы социального риска;
- проведение профилактической работы с учащимися и их родителями перед каникулами (встречи с работниками милиции, инспекторами; классные часы по профилактике правонарушений перед летними каникулами).

Практический
Июнь
- открытие и функционирование летнего лагеря;
- осуществление постоянного контроля за организацией занятости детей группы социального риска (проведение различных игровых и спортивных мероприятий в рамках летнего лагеря ; спортивные и развлекательные игры ведение дневника наблюдений);


Аналитический
Август - сентябрь
- анализ работы;
- обобщение результатов.


1. Подготовительный этап:
подбор кадров;
комплектование отрядов;
разработка документации
2. Организационный этап:
выявление и постановка целей развития коллектива;
сплочение отрядов;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовка к деятельности по реализации программы
3. Основной этап: реализация программы дети, педагоги, организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе и окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют своё здоровье
4. Заключительный этап
Психолого-социально-педагогический анализ итогов отряда, анализ результатов;
оформление отчёта

Материальное обеспечение (это питание, расходы на канцелярские товары, призы).
Используемое оборудование и материалы:
Бумага для печатания, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, фломастеры.
Цветная бумага, картон.
Ватман.
Папки для хранения собранных материалов, письменных документов, фотографий, писем.
Цифровой фотоаппарат. Компьютер.
DVD диски.
Принтер

Описание разделов программы.
Информационный модуль
Беседы со специалистами (медик, инспектор ГДН. участковый полиции.) Изготовление буклетов.
Выпуск газеты. .
Тренинговый модуль
Обучающие занятия психолога.
Мини-тренинги.
Интерактивные игры.
Культурно-массовый модуль.
Игры, творческие конкурсы.
Спортивные мероприятия.

Результативность и эффективность программы
Ожидаемые результаты:
укрепление здоровья детей;
улучшение социально-психологического климата в школе;
снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальносте (толерантность);
формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных условиях;
приобретение опыта ЗОЖ совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью снижения роста правонарушений среди учащихся школы в летний период;
формирование и развитие навыков социально – значимого труда;
снижение роста подростковой преступности в летний период. По результатам деятельности школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в июле будет подготовлен аналитический, фото отчёт о результатах реализации программы, выполненной участниками лагеря.

Информационная карта.


1.Полное название программы
Профильный лагерь «Крепкий орешек»

2.Авторы программы
Кривоногова Л.И.. социальный педагог, МОУ МСОШ №2

3.Учреждение, заявившее программу
п. Магистральный, МОУ «Магистральнинская средняя общеобразовтельная школа №2»

4.Полный адрес
666504 Иркутская область, Казачинско-Ленский район,
п. Магистральный, Российская 2а

5.Цель программы:
Создание условий для организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков группы социального риска в период каникул.
Задачи программы:

повышение эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в летний период, детей группы социального риска (находящихся в социально – опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия);
обеспечение индивидуального профилактической работы и сопровождение детей группы социального риска;
улучшение здоровья детей группы социального риска.
организация свободного времени детей и подростков группы социального риска через различные формы отдыха и занятости;


6.Образовательная область, в которой реализуется программа
Психология.

7.Основное содержание и механизм реализации
Программа, направленная на формирование здорового образа жизни среди подростков, формирование позиции здорового гражданина общества. Актуальность программы напрямую связана с проблемами, существующими в современном обществе, с которыми сталкиваются подростки, например, табакокурение, ПАВ и др.
Программа реализуется через :
- проведение профилактических занятий или тренингов;
- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).


8.Вораст и категория учащихся, для которых предназначена программа
Учащиеся школы 13-14 лет, всего -20 учащихся
Из неблагополучных семей-
На учёте ВШУ,ГДН
На учёте КДН -


9.С какого времени используется программа
С 2015 года

10 Краткая информация об опыте работы по данной программе
-

11.География использования или место дислокации по программе
Территория школы, пришкольный участок

12.Педагогический и инструкторский состав
Руководитель – Кривоногова Л.И.социальный педагог, 1КК
Инструкторский состав:
Шаманская Т.Б.– школьный психолог, ВКК
Шабашов С.В.- учитель физкультуры ,1 КК



Режим работы.

8-30
Мы вам рады! Приём детей

9:10
Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора! И тотчас же по порядку Все ребята - на зарядку!
Зарядка.

9:20
Пора-пора на линейку, детвора!
Линейка.

9:30-9:50
Все за стол! Узнать пора, Чем богаты повара.
Завтрак.

 
9:50-12:00
Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать, Только бездельники маются, А все ребята занимаются!
 
Отрядные мероприятия по плану.

10:00
Прием минеральной воды

12:00-12:30
Надо в порядок все привести, В отряде убрать и пол подмести.
Трудовой час

13:00-13:40
Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид, За обедом виден сразу Наш ребячий аппетит.
Обед.

13:40-14:25
Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
Подвижные игры, спортивные мероприятия.

14:25-14.30
На линейку становись! И делами похвались. До свиданья! До новых встреч!
Линейка по итогам дня. Уход домой



Календарный план


Дни
Мероприятия
Ответственные

15 июня
1.Прием детей в лагерь, знакомство с распорядком и режимом работы лагеря, с законами и правилами жизни . 2. Занятие « Давайте жить дружно» 3. Беседа «Будь осторожен на дорогах». 4.Игра «Кто хозяин на дороге» 5. Конкурс рисунков «Эмблема нашего лагеря»
Воспитатели

16 июня
1.Линейка готовности и физ. минутка 2. Занятие» Тропа доверия» 3. Самоуправление: девиз, эмблема, речевка. 4.Правовая ассамблея «сказочных героев». 5.Дискотека « Скажи нет вредным привычкам»
Воспитатели

17 июня
1. .Линейка готовности и физ. минутка 2.Занятие «Смотрю и вижу» 3.Игровая программа «Здоровым быть модно» 4. «Опасные перекрестки» - профилактика правонарушений .
Воспитатели

18 июня
1. .Линейка готовности и физ. минутка 2 Занятие Моя ценность»- переоценка личностны качеств. 3.Юмор в спорте- не спорьте»( веселые спортивные состязания 4. Познавательная игра»Целебное лукошко» 5. Конкурс знатоков дорожного движения.
Воспитатели

19 июня
1. .Линейка готовности и физ. минутка 2 Занятие «Я среди друзей» 3. Игровая программа «На ошибках учимся» 4. Игры на воздухе » На дворе у нас» 5.Беседа «Мои права и обязанности « - приглашение инспектора ГДН
Воспитатели

20 июня
1. .Линейка готовности и физ. минутка 2 Занятие « Наши ожидания» 3. Игра »Что? Где? Когда?»- профилактика правонарушений 4. Диалог с элементами тренинга» прежде чем сделать – подумай». 5.Конкурс »Когда мы едины – мы непобедимы»
Воспитатели

22 июня
1. .Линейка готовности и физ. минутка 2. Занятие «Моя самооценка»-дискуссия ( Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку) 3. «Суд над табачным дымом» 4. Летний спортивный марафон » Скажем -нет вредным Воспитатели привычкам» 5. Литературно- музыкальная гостиная « У природы нет плохой погоды»
Воспитатели

23 июня
1. .Линейка готовности и физ. минутка 2. Занятие «Наши обиды» 3. Интеллектуальная игра »Правила безопасного поведения при опасности» 4. Трудовая акция»Экологическая облава» 5. Конкурсно - развлекательная программа»Верю в себя»
Воспитатели

24 июня
1. .Линейка готовности и физ. минутка 2. Занятие» Мои социальные роли» 3.Конкурсно- игровая игра «Юный правозащитник» 4. Спортивная карусель- игры - соревнования на свежем воздухе.
Воспитатели

25 июня
1. .Линейка готовности и физ. минутка 2. Занятие»Мифы и реальности- мой выбор « 3. Прощальный огонек» А на последок я скажу» 4. Игровая программа »Вместе весело шагать 5. Путешествие «традиции разных народов»
Воспитатели






Смета расходов на осуществление программы.

1.Питание.
100 рублей х 20 обучающихся х 10дней

20.000 рублей

2. Канцелярские товары
1000 рублей

6. Приобретение поощрительных призов для проведения культурно – массовых мероприятий


1000 рублей

Итого
20 000 рублей



Источники финансирования


1.Питание.
100 рублей*20 учащихся *10дней

Районный бюджет

2. Канцелярские товары
Родительская плата

6. Приобретение поощрительных призов для проведения культурно – массовых мероприятий
Родительская плата






Заголовок 1 Заголовок 315