Внеклассное мероприятие на тему Занимательная грамматика


5 класс
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
« ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА »
Тема : Бенефис. Парад знаний.
Цели :Научить применять полученные знания в новых условиях,
учить работать в группе, способствовать активации
мыслительной деятельности обучающихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение.
Планируемые результаты:
Создать условия для воспитания любви к родному языку, воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование :Бумага, карандаши, карточки с заданиями, название мероприятия,( цветные буквы, грамоты, высказывания русских писателей и поэтов о русском языке), мультимедийная.. аппаратура.
Оформление:
- эпиграф, портрет И.С.Тургенева,
- выставка книг и словарей по русскому языку;
- высказывания русских писателей о русском языке
Эпиграф :« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудо »
И.С.Тургенев
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступительное слово учителя Сегодняшний урок посвящается самому дорогому, что есть у народа - языку. В нашей многонациональной стране государственным языком является русский язык. Послушайте, с какой любовью говорит о нём Г. Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса.
Чтецы
-Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала « мама »,
На нём клялась я в верности упрямой
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нём ветра в предгорьях наших свищут.
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною порой.
-Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне как небо
Каждый миг.
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне
И мир открылся в них.
-Я поняла на русском слово « счастье ».
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья.
С ним не сгорю я ни в каком огне.
-Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский - стану я глухой.
II. Слово учителя.
Писатели - классики от А.С. Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. Послушайте, с какой любовью говорили они о нём.
-« Велик, могуч и прекрасен русский язык. Он сочетает в себе великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков » (М.Ю.Лермонтов)
-« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот
клад, это достояние, переданное нам предками.» (И.С.Тургенев)
-« Истинная любовь к своей стране немыслима без любви
к своему языку .» ( К.Г. Паустовский )
- « Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен » ( А.И.Куприн )
III. Викторина
- Какую часть слова можно в земле найти ? (корень)
-Назовите слова, в которых три одинаковых гласных
буквы: (долото, молоко, хорошо, золото )-« Ж »- звонкий или глухой ? -... (звонкий)
-В начале слова буква « Ё» обозначает... (два звука )-гласных букв десять, а гласных звуков ... (шесть)
-Чем кончается день и ночь ? (« ь»)
IV. « Загадочный тур »
-Русской речи государь
По прозванию... ( словарь )
На снежном склоне
Чёрные кони
Стоя в ряд
С нами говорят ... ( буквы )
В речи очень много нас!
3а, у, до, не, бес, по, рас!
И другие тоже есть
Всех нас трудно перечесть!
Твёрдо помните, друзья,
-В языке без нас нельзя! ( приставки )
V . « Скороговорки »
1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
2. Вёз корабль карамели, наскочил корабль на мели, и матросы три недели карамель на мели ели.
3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!
4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
-С благоговением прикасайся
К тому, чем ты вооружён.
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
-Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик.
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Бенефис - спектакль в честь ( или в буржуазном театре - в пользу) одного из участников его. Устроить бенефис кому - нибудь ( также перенос : устроить неприятность ; разг. жанр; ирон.) // прил. бенефисный (-ая, -ое ).
Бенефициант - артист, играющий в своём бенефисе // ж- бенефициантка ( из словаря С.И.Ожегова )