Классный час для 10-11 классов по теме «Эхо Холокоста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХЛЕБОРОДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Выполнила: учитель иностранного языка (немецкого)
Бакотина Юлия Владимировна
с. Хлебородное, 2012
Цель: формировать у учащихся представление о Холокосте.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с темой Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов.
2. Способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события.
Развивающие:
1. Развитие навыков социальной восприимчивости и доверия.
2. Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.
Оборудование: компьютер в комплектации, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
Возрастные группы: 10-11классы.
Ход классного часа.
(На слайде представлен эпиграф)
«Легко о прошлом мы рядим и судим,
Оплакав убиенных сыновей,
Нам докопаться бы до сути
Невиданной трагедии своей.
Р. Левин
«О! Холокост – трагедия вселенной» (Давид Блюм)
(Учитель выразительно читает стихотворение)
Учитель: Есть слово страшное на свете – Холокост.
В нём ужас, боль, трагедия вселенной.А в то же время смысл в нём очень прост:Горел народ наш в пасти огненной геенны.«Народ – на плаху» – так решил маньяк. Кто ж мог такое зверство сотворить?!Другой народ – цивилизованный. Вот так!Никак не может это мозг переварить!О, Холокост! Жива в сердцах людейТрагедия еврейского народа.Завет господень главный: «Не убей!»Отвергли изверги и нелюди - уроды.Но есть суд праведный на небе и земле.Судьба евреев пусть весь мир тревожит,Вновь Холокост крадётся к нам во мгле,Мечом кровавым он планету уничтожит. Так встаньте, люди, и скажите гадам «Нет!»Не будьте слабовольными рабами,Не прячьтесь, не гасите в мире свет,Когда людей уничтожают рядом с вами.Химеры, ложь, обман из сердца прочь!Объединимся пред врагом презренным.Иначе снова на земле наступит ночь,И Холокост вновь справит тризну во вселеннойПланете угрожает Холокост!Грозит он человечеству забвеньем!Очнитесь, люди, встаньте в полный рост!Не допустите ада повторенья!
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начала наш классный час со стихотворения Давида Блюма «О! Холокост – трагедия вселенной». Ребята, мне уже приходилось встречаться с тем, что не всем школьникам известно значение слова «Холокост». А вы знаете, что означает это слово?
(Учащиеся высказывают свои варианты)
Учитель: Да, большинство из вас высказали правильные предположения. Холокост в переводе означает дословно «полное уничтожение, гибель». Во время Второй мировой войны под этой гибелью понималась фашистская идея полного уничтожения еврейского народа. Уничтожение без разбора: несмышленые ли это дети, подростки или немощные старики. Этой идеей был обуреваем Гитлер, ее старательно исполняли его подручные.
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению более 6000000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, поляков, чернокожих душевно больных и не трудоспособных. Вот что происходило во время Холокоста с теми, кто жил в Германии, но позже во время Великой отечественной войны этот ужас распространиться практически везде. Однако сегодня мы осветим одну его сторону – по отношению к еврейским народам. К сегодняшнему мероприятию несколько учащихся изучали информацию о причинах Холокоста. Давайте их послушаем.
Учащийся 1: Причины столь неимоверной жестокости фашистов и их единомышленников и соучастников из других стран Европы продолжают исследоваться историками. В их распоряжение поступают всё новые документы, они пытаются по-новому оценить и старые, известные. Оказывается, что в преступлениях Холокоста замешано гораздо больше рядовых фашистов, чем об этом было известно раньше.
Учащийся 2: Некоторые представители реформистского течения в иудаизме видят искупление в жертве за грехи современной цивилизации: безработице, политике европейских государств, даже преступления времён феодализма. Мейнбаум (1965) писал: “Их смерть (евреев - И.К.) очистила цивилизацию Запада и последний вновь стал местом, где человек может жить по заветам справедливости и милосердия”.
Учащийся 3: Бывший раввин Р.-Л. Рубенстайн (1966, 1993 гг.) считает, что Холокост есть доказательство смерти Бога. Он утверждает, что в противном случае, поскольку Бог не остановил этот процесс убиения невинных, пришлось бы признать, что Гитлер был орудием Бога.
Учащийся 4: Другое близкое к этому объяснение принадлежит религиозному философу Э. Берковицу (1977, 1993 гг). Поскольку сущность Бога непостижима, во время Катастрофы произошло временное сокрытие от людей лика Божьего. Лишь после этого произошло спасительное возвращение Его. Сущность Божья и Его дела непостижимы для человека.
Учащийся 5: Бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин, наоборот, видел в явлении Холокоста доказательство бытия Божьего. Погибшие евреи были искупительной жертвой, ибо, в противном случае, учёные атомщики, многие из которых были евреями, помогли бы Гитлеру создать атомную бомбу. Это привело бы к уничтожению жизни на Земле. Комментировать это утверждение бессмысленно.
Учитель: 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. С первых дней вторжения на нашу землю гитлеровцы приступили к выполнению, разработанного фашистским командованием генерального плана «Ост». Еще 30 марта 1941 года Гитлер определил цели завоевательной политики на Востоке: «Наши задачи в России – говорил фюрер, - разбить вооруженные силы, уничтожить государство… Мы должны создать Германское пространство до Урала и на этой территории стереть в порошок ее коренных обитателей». Для осуществления своих чудовищных замыслов на территории оккупированной Европы, фашисты создали сеть концентрационных лагерей. Польша, Франция, Чехословакия, Австрия, Белоруссия, Украина, Прибалтика … Сотни лагерей – настоящих фабрик смерти, где с жуткой педантичностью велся учет «используемого материала» - убитых узников: их вырванных золотых зубов, остриженных волос, которыми набивали матрасы, содранной кожи – из нее фашистское производство изготавливало абажуры, перчатки, дамские сумочки, пеплом сожженных трупов удобряли поля. За время своего господства в Европе гитлеровцы согнали в многочисленные лагеря смерти свыше 18 миллионов человек из всех оккупированных стран. 11 миллионов были уничтожены фашистами.
(Ученики читают стихотворение «Детская косичка в Освенциме». Данки Максимович)
Ученик 1: Осень сменяет лето, пятый раз сменяет,
а тонкая, словно ящерка, девочкина косичка
лежит в Освенцимском музее – живет и не умирает.
Мамины пальцы сгорели, но все-таки ясно видно,
как девочку в путь-дорогу пальцы те собирают,
то они цепенеют, то беспомощно виснут
и черную ленту предчувствий в тонкую косу вплетают.
Туго косичка закручена, не расплетется до вечера.
Слезные змейки стелются – мама горько плачет.
Девочка улыбается ласково и доверчиво,
девочка не понимает, что эти слезы значат.
Вот палачи ледяные – банды их ясно вижу –
косят людские волосы, мечут в стога большие.
Ученик 2: Легкие детские локоны ветер уносит выше,
в грузные копны сложены женские косы густые.
Словно шерсть настриженную, словно руно овечье,
в кучи их кто-то сваливает и приминает ногами.
Вижу – пылают яростью большие глаза человечьи,
вижу старух испуганных рядом со стариками.
То, что словами не выскажешь, тоже вижу ясно:
пламя пышет из топки и палачей озаряет,
длинные их лопаты – от детской крови красные,
стылые детские трупы в топку они швыряют.
Вижу седины бедные, как в серебристом инее,
и рядом – как ящерка – тонкую девочкину косичку,
вижу глазенки детские – большие, синие-синие.
Учитель: Казалось, что люди навсегда запомнят кровавые злодеяния фашизма и не допустят его зарождения снова. Но нет. Сейчас я вам зачитаю отрывки из газет за период с 2000 по 2011 год. Звучат как сводки с фронта.
Город Красноармейск (Подмосковье).Группа местных подростков и молодых людей в количестве до 30 человек стала методично обходить места проживания представителей армянской диаспоры и избивать всех попадавшихся мужчин, досталось и нескольким женщинам.
Город Углич (Ярославская область). В конце июля - начале августа 2002 года произошли массовые столкновения русского населения с представителями чеченской диаспоры.
Город Новосибирск, посёлок Пашино.
Жители провели несанкционированный антицыганский митинг. На митинге прозвучали призывы сжечь поселенье цыган, если они не уйдут сами.
Москва, станция метро "Фили". 7 сентября 2005 года был избит пятнадцатилетний сын известной певицы из Чечни Лизы Умаровой - Мурад. "Они смотрели с любопытством, но никто из прохожих не вмешался, никто нам не помог, - с горечью говорит Умарова. - Я просила вызвать милицию, но никто так и не вызвал".
Умарова постоянно пыталась встать между нападавшими и своим сыном, ее отталкивали. В конце концов, певица сказала, что она "жена офицера, а это его сын, что они давно и постоянно живут в Москве". Певица пыталась объяснить нападавшим, кто она, что она известный человек, но те продолжали избиение, нецензурно ругались и кричали: "Нам все равно, кто ты такая, вы не будете здесь жить! Уезжайте с нашей земли. "Я пою песни о мире между людьми, о терпимости, о дружбе. Пою для того, чтобы таких фашистов на земле не было,но почему так со мной и моими детьми обращаются. Мои деды за Союз, за эту землю, кровь и жизнь во время войны отдавали, а …нас бьют. За что?" - задает вопрос Лиза Умарова.
Город Москва, Петровско-Разумовский рынок. 2 августа 2004 года около 14:00 произошла стычка нескольких десантников с кавказцами.
Город Кореновск (Краснодарский край). В конце ноября 2001 года п толпа подростков в возрасте 16-18 лет организовала погром на рынке. Молодые люди, численностью около ста человек, избивали торговцев-армян.
Город Оренбург. 23 сентября 2000 года группа чеченцев собралась погонять мяч. То же самое собрались делать местные русские ребята. В драке погибли подростки.
Город Анапа (Краснодарский край). В армянское село Гайкадзор ворвалась колонна из полутора десятков легковых машин. Казаки в камуфляжной форме перекрыли улицы и начали избивать нагайками и дубинами всех мужчин и подростков, оказавшихся в этот момент в поле их зрения. Машины, в которых сидели армяне, останавливали, пассажиров вытаскивали и жестоко избивали. Действовали очень организованно и абсолютно открыто.
21 сентября 2003 года в поселке Дачное близ Петербурга за отказ таджикской семьи платить дань расисты избили металлическими палками женщину и двух ее дочерей. Пятилетняя Нилуфар Сангбоева скончалась в больнице
9 февраля 2004 года группа скинхедов, с криками «Бей хачей! Россия для Русских!», напала на семью Султановых. Была зверски убита девятилетняя Хурмеда Султанова».
В 2005, 2006,2007, 2008,2009, 2010 , 2011 годах гибли иностранные студенты в Петербурге, Воронеже, Ростове- на- Дону и других городах. Среди убитых и искалеченных – граждане России, Афганистана, Вьетнама, Ливии, Сирии, представители кавказских народов.
Учитель: Во многих странах открыты государственные музеи и памятники. Самые известные из них – наряду с мемориальным комплексом Яд Вашем в Израиле – Музей Анны Франк в Амстердаме и Музей Холокоста в Вашингтоне, который стал в 1994 году самым посещаемым музеем мира. В Москве на Поклонной горе воздвигнут памятник « Трагедия народов» Зураба Церетели.
Впереди – трое: мать, отец, сын-подросток. Их черед настал: мать прикрыла рукой глаза мальчика, чтобы не видел ребенок направленного на него автомата палача; отец огромной ладонью защитил его грудь... Отчаянная и безнадежная попытка родителей спасти сына, охранить, уберечь... Последнее мгновение перед гибелью, последняя страстная воля к жизни.
Это страшное напоминание всем живущим сейчас: «Помните! Вы не должны этого забыть, сколько бы времени не прошло…»
Учитель: «Никогда больше» - 1-й и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может быть геноцида и рабства.
Вам жить, строить мир в XXI в. Мы должны сделать все, чтобы страшные события не повторились ни с одним народом.
Мы обязаны в один голос заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости.
(Учитель читает стихотворение Ольга Рудая. «Цепочка памяти Холокоста».)Учитель: Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших в застенках… навсегда… Замученных, отравленных «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.
Шесть миллионов… Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц.
Шесть миллионов - напрочь стёртых лиц,
Шесть миллиoнов - целый миp за каждым.
Шесть миллионов с будущим рассталось,
Потухло взглядов, закатилось лун,
Сердец шесть миллионов разорвалось,
Шесть миллионов отзвучало струн.
А сколько не свершившихся открытий,
Талантов?.. Кто узнает их число?
Шесть миллионов оборвалось нитей,
Шесть миллионов всходов полегло.
Как объяснить «шесть миллионов» дeтям?
По населенью - целая страна,
Шесть миллионов дней - тысячелетья
Шесть миллионов жизней - чья вина?
Как вышло так: прошли десятилетья,
И через реки крови, море слёз
То тут, то на другом конце планеты
Подонки отрицают Холокост?
Как детям объяснить шесть миллионов?..
Учитель: Шесть миллионов человеческих жизней было уничтожено только потому, что они люди другой нации.
Учитель: Спасибо, дорогие друзья. Как всегда вы хорошо работали, и каждый из нас внес свою лепту в сегодняшний труд.
Список рекомендованной литературы
Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.
Михман Д. Катастрофа европейского еврейства. Т. 1-4.- Тель-Авив: Открытый ун-т Израиля, 1995.
Селигман М., Дэвисон Д., Макдональд Д. В тени свастики: жизнь в Германии при нацистах, 1933-1945. –М.: Центрполиграф, М., 2008.
Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.
Интернет-ресурсы
http://www.lechaim.ru/ARHIV/105/altman.htmhttp://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/15/sait-o-kholokostehttp://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyi-chas-nuzhno-li-segodnya-govorit-o-kholokoste