Конспект учебного занятия Перелетные птицы Хабаровского края


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Разработка учебного занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Юный эколог»
1 год обучения (7-11 лет)
к разделу № 13: Живая природа.
Тема № 1.1: Разнообразие растений и животных на Земле. Перелётные птицы Хабаровского края.
Автор - составитель:
Чурилова В.С.
ПДО МОУ ДОД ЭБЦ
Комсомольск-на-Амуре, 2017
Цель занятия: Формировать основное представление о видовом разнообразии зимующих птиц Хабаровского края.
Задачи занятия по формированию УУД:
1) образовательные: формировать основное представление о видовом разнообразии зимующих птиц Хабаровского края: морфологических отличиях, особенностях местообитаний, питания, вокализации;
2) развивающие: Развивать умение грамотно выражать мысли, речь учащихся и логическое мышление;
3) воспитательные: Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Тип занятия: комбинированное.
Основные понятия: зимующие птицы, вокализация, тип питания.
Оборудование и материалы: Презентация «Зимующие птицы Хабаровского края», интерактивная доска, проектор, колонки, раздаточный материал: набор смайлов с разным выражением «лица» у детей на столах, картинки с изображением птиц.
План занятия:
Организационный момент (3-5 мин.).
Актуализация знаний (7-10 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
Динамические паузы (2-3 мин.)
Закрепление материала (7-10 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Ход занятия
Организационный момент (готовность учащихся к занятию): 1-3 мин.
Актуализация знаний. Постановка целей и задач занятия. Настроить учащихся на работу, объяснить, что нового они узнают на занятии: 3-5 мин.
Основная часть:35 мин.
Динамическая пауза: 2-3мин.
Закрепление материала: 5-7 мин.
Рефлексия: 5-7 мин.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о очень интересных созданиях, обитающих в непосредственной близости от нас, а иногда и рядом с нами. Чтобы узнать, о ком именно, вам нужно отгадать загадку:
Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку.Длинный клюв и два крыла.Прилетит - плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это...
Учащиеся: (Птицы)
Педагог: Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром птиц нашего края. В Хабаровском крае обитают 362 вида птиц, 64 из них занесены в Красную книгу края. Более 10 видов птиц входят в международные красные книги. 
Педагог: Но, конечно же, мы не сможем поговорить сегодня обо всех этих птицах. Чтобы узнать, о каких именно представителях пернатого царства пойдёт речь сегодня, послушайте стихотворение:
Опустел скворечник, улетели птицы,Листьям на деревьях тоже не сидится.Целый день сегодня все летят, летят….Видно тоже в Африку улететь хотят.
Педагог: так, о каких птицах пойдёт речь сегодня?
Учащиеся: О перелётных.
Педагог: Верно. Наступила весна, и совсем скоро птицы начнёт возвращаться в наши края. Давайте начнём знакомиться с нашими перелетными пернатыми друзьями. И чтобы узнать, кто же будет первым, отгадайте загадку:
Клин летит, курлыча к югу,Не желая встретить вьюгу.Облетая пол Земли,Вдаль несутся - …
Учащиеся: (журавли)
Педагог: Верно. Японский журавль – редкая птица. Его общая численность оценивается в 1700—2000 особей. Занесены в красную книгу. Один из самых крупных журавлей, его рост составляет около 158 см, а вес 7,5 кг. Основным лимитирующим фактором популяции этого вида остаётся деградация и сельскохозяйственное освоение земель, пригодных для воспроизводства. Уменьшение площади гнездовий вызывается искусственной мелиорацией, строительством дамб, отведением земель под посадки. Взрослые птицы раз в год линяют и в это время большинство видов журавлей не способны летать. Японские журавли исполняют свой танец не только в брачный период, но и чтобы общаться в группе.
Педагог: Чтобы узнать, какая птица будет следующим нашим гостем, нужно отгадать загадку:
Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый.Он летает на охотуЗа лягушками к болоту.
Учащиеся: (аист)
Педагог: Верно. Это дальневосточный аист. Редкий, занесён в Красную книгу России: на сегодняшний день популяция дальневосточного аиста насчитывает около 3000 особей. Дальневосточный аист обитает неподалёку от водоёмов и влажных мест. Ребята, как вы думаете, чем питается аист?
Учащиеся: Рыбой, лягушками.
Педагог: Верно. Питается водными и околоводными животными - мелкими позвоночными и беспозвоночными, в основном мелкой рыбой и лягушками. В отличие от белого аиста старается избегать людских поселений и гнездится в глухих малодоступных местах.
Педагог: Чтобы узнать, какая птица будет следующим нашим гостем, нужно отгадать загадку:
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад - Ищет в речке лягушат.
Учащиеся: Цапля.
Педагог: Верно. Серая цапля. Внешность весьма характерна. Это длинноногая, длинношеяя птица, серой окраски сверху и белой снизу, с включениями чёрного цвета, с довольно длинным острым клювом. Размеры достаточно большие, вес взрослого самца может достигать 2 кг. Самки несколько меньше самцов, однако, в остальном от них почти не отличаются. Серая цапля питается исключительно животной пищей. Основу её рациона составляет рыба, но цапля поедает также лягушек, разнообразных мелких млекопитающих.
Педагог: А для того, чтобы узнать, о какой птице пойдёт речь далее, нужно разгадать ребус.
Учащиеся: Крачка.
Педагог: Верно. Речная крачка. Длина тела – 31-35 см, длина крыла – 25-29 см, размах крыльев – 70-80 см; вес птиц – 97-175 г. У этой стройной птицы раздвоенный хвост и красный клюв с чёрным кончиком. Речная крачка обитает на побережьях морей и внутренних водоёмов почти повсюду в Европе. Зимой она совершает перелёт на юг и запад Африки. Речные крачки умело ныряют в поисках пищи. К их добыче относится главным образом небольшая рыба. Также они кормятся моллюсками и насекомыми.
Педагог: Следующая перелётная птица – это зимородок. Длина крыла 7-8 см, вес 25-45 граммов. Имеет яркое оперение, сверху блестящее, голубовато-зеленое, с мелкими светлыми крапинками на голове и крыльях, снизу ржаво-рыжее, полоска через глаз к затылку и горлышко светлые. Голова большая, клюв длинный и прямой, крылья и хвост короткие. Самец и самка одинаковые по окрасу, но самцы чуть крупнее и ярче. Питается мелкой рыбой (уклейка, бычок-подкаменщик), реже водными беспозвоночными (например, пресноводными креветками). Иногда питается водными насекомыми (личинки стрекозы) и лягушатами. По легенде Ной послал зимородка за огнем. Он взлетел высоко в небеса, и его крылья окрасились в цвет неба. Когда он увидел костер, то спустился и взял головешку, которая обожгла ему перья и лапки, ставшие с тех пор огненного цвета.
Педагог: Чтобы узнать, какая птица будет следующим нашим гостем, нужно отгадать загадку:
Длинношеяя та птица Грациозна, как царица,Гладью водной проплывает,Чудно шею извивает. 
Учащиеся: Лебедь.
Педагог: Верно. Это лебедь. А точнее - лебедь-кликун. Получил своё название за громкие, трубные крики, особенно часто издаваемые в полёте. Кликун осторожная птица, которая держится на широких водных пространствах, подальше от берегов. Удар крыла кликуна настолько силён, что может сломать руку ребёнку. Лебеди-кликуны питаются в основном растительной пищей, водными растениями, а также поедают мелких беспозвоночных животных. Ребят, как вы думаете, сколько времени лебеди сохраняют отношения в парах?
Учащиеся: на всю жизнь.
Педагог: Верно. Лебеди-кликуны — моногамные птицы, образующие пары на всю жизнь, причём птицы держатся вместе даже на зимовке. 
Динамическая пауза.
Журевлёнок встал на ножки, (встать, выпрямить спинки, плечи расправить)Пошагать решил немножко, (шаги с высоко поднятыми коленями)
Смотрит вдаль из-под ладошки, (движения в соответствии с текстом)
Кто там скачет по дорожке? (прыгать на месте, руки на поясе)
Жабы вышли на лужок, (шаги на месте)
Жабы встали все в кружок, (образовать круг)
Важно подняли головки, (поднять голову)
Посмотрите, как мы ловки! («гордые» повороты головы вправо - влево)
Вот похлопали в ладошки, (похлопать в ладоши)
Посмотрите, как мы ловки!
Вот попрыгали немножко, (прыгать на обеих ногах)
Поскакали, поскакали, (прыгать то на правой, то на левой ноге)
Покружились, покружились (кружиться на месте).
А потом остановились, (остановиться, наклониться вперёд, покачать прямыми руками).
Педагог: Следующая птица, наверное, самая красиво и ярко окрашенная птица Хабаровского края. В названии этой птицы присутствует фрукт. Что за птица такая?
Учащиеся: Утка-мандаринка.
Педагог: Конечно, это утка-мандаринка. Живёт утка-мандаринка на территории Дальнего Востока. Кроме этого, вид был успешно акклиматизирован в Великобритании и Ирландии (с XVIII в.) и в штате Калифорния, США (с 1987 г.) Мандаринками их прозвали за  яркое оперенье – в Китае мандаринами именовали  знатных красиво одетых вельмож. Брачный наряд самца мандаринки выделяется среди других уток ярким окрасом оперения. Самец имеет хохол на голове и более ярко раскрашен, чем самка. Существуют и другие, устаревшие, названия — «мандаринская утка» или «китайская утка». На сокращение численности мандаринок на местах гнездования в России влияет охота и енотовидные собаки, уничтожающие гнёзда. Многие охотники отстреливают мандаринку, принимая её за другой вид, так как в зимнем оперении она выглядит иначе. Благодаря красоте и плодовитости они стали одними из самых распространенных декоративных уток, их часто можно увидеть на прудах парков. В результате селекционной работы у мандаринки выведена белая форма, которая пока еще редка и не известна широкому кругу людей.
Педагог: Чтобы догадаться, что за птица будет дальше – нужно разгадать ребус.
Учащиеся: Сухонос.
Педагог: Верно. Это сухонос. Весит от 2,8 до 4,5 кг. Клюв сухоноса заметно длиннее всех остальных гусей. В горах гнездится в долинах озёр и поймах рек с галечниковыми берегами, в долинах заселяет пресные и солоноватые водоёмы с берегами, заросшими осокой, тростником и рогозом. Также селится на лугах недалеко от рек и озёр . Главным фактором, приводящим к неуклонному снижению численности вида, считается чрезвычайная доверчивость и любопытство сухоноса, а также доступность мест гнездования. Также, возможно, играет свою роль охота, которая ведётся в основном на зимовках птиц.
Педагог: Следующая наша перелётная птица - чернеть хохлатая. Средних размеров утка, её длина составляет 40-47 см, размах крыльев 65-72 см, вес 550-746 г. Телосложение коренастое, с узкой шеей и относительно большой головой. Предпочитает крупные открытые водоёмы с пресной водой: большие озёра, водохранилища, пруды, реки с медленным течением. В меньшей степени встречается в эстуариях и поймах рек, на небольших лесных озёрах и морских лагунах.
Педагог: Следующий наш весенний гость - это каменушка. Питается насекомыми, ракообразными, моллюсками и другими животными, за которыми, как правило, ныряет. На воде держится высоко, приподняв хвост, взлетает легче и быстрее, чем большинство нырковых уток. Коренные народы Сибири вообще не трогают эту красивую утку, так как у многих из них существует поверье, что каменушки - это души утонувших детей.
Педагог: И последний наш сегодняшний гость, очень интересная птица - морянка. У морянок одна из наиболее сложных среди птиц система чередования нарядов, в результате чего как самцы, так и самки имеют различный окрас оперения зимой, летом, по окончании брачного сезона и в первый год жизни. Очень хорошо ныряет, пищу добывает со дна водоёма. Питается ракообразными, моллюсками и другими водными беспозвоночными, реже рыбой. Объект промысловой охоты.
Педагог: Сегодня мы познакомились с перелётными птицами Хабаровского края. А теперь давайте разгадаем загадки о птицах:
1. Это старый наш знакомый:Он живет на крыше дома.Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый.Он летает на охотуЗа лягушками в болото.Учащиеся: (Аист)
2. На шесте - веселый домС круглым маленьким окном.Чтоб уснули дети,Дом качает ветер.На крыльце поет отец-Он и летчик, и певец.Учащиеся: (Скворец)
3. В серой шубке перовойИ в морозы он геройСкачет, на лету резвится,-Не орел, - а все же птица!Учащиеся: (Воробей)
4. На ветвях, украшенных снежной бахромой,Яблоки румяные выросли зимой.Яблоки по яблоне весело снуют,Гусениц мороженых яблоки клюют.Учащиеся: (Снегири)
5. Непоседа птица эта,Одного с березой цвета:Верещунья, белобока,А зовут ее…Учащиеся: (Сорока)
6.Шипит, гогочет,Ущипнуть меня хочет,Я иду, боюсь, Кто это?…Учащиеся: (Гусь)
7. Плотник острым долотомСтроит дом с одним окном.«Я по дереву стучу,Червяка добыть хочу!»Учащиеся: (Дятел)
8. Всю ночь летает –Мышей добывает.А станет светло –Спать летит в дупло.Учащиеся: (Сова)
9. Так важно она по болоту шагает!И живность болотная прочь убегает.Ведь если лягушка укрыться не сможет,То этой лягушке никто не поможет!Учащиеся: (Цапля)
Педагог: Вот и заканчивается наше занятие. Скажите, ребята, что нового для себя вы узнали, с чем познакомились? А что у вас вызвало затруднение и в чём? На ваших столах лежат карточки с изображением птиц. Ваша задача – взять только те карточки, ан которых изображены перелётные птицы.
(Учащиеся выполняют задание).
Педагог: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! А теперь у вас, ребята на столах лежат солнышки. Вы должны выбрать то солнышко, которое символизирует ваше состояние на данный момент.
(Учащиеся выбирают).
Педагог: Если вы выбрали весёлое солнышко – это значит, что сегодня узнали много нового на занятии и у вас хорошее настроение, если вы выбрали задумчивое солнышко - то это значит, что вам понравилось, но не во всем разобрались, а если вы выбрали – грустное солнышко – значит, что вы думаете - у меня получилось не все, что хотел. Вы молодцы. Спасибо за занятие.

Список литературы:
1. Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Лабиринт-пресс, 2004. — С. 69. — 289 с. —ISBN 5-9287-0615-4 .
2. Френсис П. Птицы. Полная иллюстрированная энциклопедия. — Москва: АСТ — Дорлинг Киндерсли, 2008. — 512 с. — (Дорлинг Киндерсли). — ISBN 978-5-17-053424-1.
3. Птицы Советского Союза: В 6 т. / Под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова. — М.: Советская наука, 1951—1954.
4. Атлас охотничьих и промысловых птиц и зверей СССР, под ред. проф. А.Я.Тугаринова и проф. Л.А.Портенко. Птицы. Общие сведения. — М.: АН СССР, 1952. — Т. 1. — С. 10-18. — 10 000 экз.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
6. http://www.birds-online.ru – список птиц Хабаровского края

Приложение 1

Приложение 2.