Конспект урока по истории в 9 классе «Политическая система СССР в 30-е гг.»
Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.»
Цели урока:
показать политическое развитие СССР в 30-е гг.;
сформировать у учащихся представления о масштабах массовых репрессиях в СССР;
продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями;
продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать обобщение и выводы;
продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, словарем, учебником, таблицами;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к людям жившим в те страшные, трудные годы.
Опережающие задания к уроку:
Работа со словарем.
Определить значение понятий:
а) репрессия;
б) террор государственный;
в) жертва политическая;
г) «спецконтингент»;
д) тоталитарное государство
Д/З п. 21, 25, в.1,4
Подготовить небольшое сообщение о лицах, пострадавших во время массовых политических репрессий в СССР.
Опережающее задание: подготовить сообщения о деятелях культуры 30-х гг.
Политическая система СССР в 30-е гг.
(слайд №1)
Некоторые историки считают, что в 30-е гг. Сталин фактически возродил порядки существовавшие в дореволюционной России. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали и облегчали манипулирование массовым сознанием советского общества в 30-е гг.? Возможно ли повторение подобного в современных условиях? Почему?
Ход урока
1.Организационный момент:
1. Приветствие
2.Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы урока (слайд №1)
4. Постановка проблемной задачи (интерактивная доска)
2. Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы (слайд №2)
Вопросы непростые, требующие серьезного осмысления. И один из главных основных вопросов- почему это произошло?
Ваша задача в ходе урока:
Определить причину массовых репрессий в СССР.
Роль партии в жизни государства.
Ответить на проблемный вопрос ( интерактивная доска).
Поработать с историческими документами.
Вводное слово учителя:
Эта тема очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.
Сегодня нам очень важно выяснить, как же сложилась командно-административная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, которая до сих пор тормозит развитие нашей страны, что показывает и доказывает, насколько глубоки и серьезны те деформации, которые претерпело все наше общество от сталинизма. Мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привел сталинизм, о массовых репрессиях, о свертывании демократии.
1 декабря 1934 года был убит С.М.Киров – первый секретарь ленинградского губкома ВКП (б). Это убийство послужило поводом для развертывания массовых репрессий в стране.
На полную мощь заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали «врагами народа», «шпионами», ушли в небытие, превратились в « лагерную пыль». Сейчас мы можем только догадываться, сколько гениальных ученых, врачей, актеров, музыкантов, конструкторов потеряла Россия. Сколько талантливых детей не было рождено, а сколько осталось сиротами с клеймом «детей врагов народа». В 50-х годах новое руководство страны признало сам факт репрессий. Начавшиеся в начале 90-х годов серьезные общественные политические изменения позволили открыть завесу секретности. Но проблема противостояния личности, общества и власти существует и сейчас.
Александр Яковлев (возглавлял комиссию по реабилитации жертв политических репрессий и Международный фонд «Демократия», умер 18 октября 2005 г.) считал, что в нынешнее время происходит демонтаж некоторых важных элементов гражданского общества:
- фактически поставлено под контроль телевидение;
- в результате выборов 7 декабря 2003 года наметился переход к однопартийной системе;
- значение имеют, и, казалось бы, чисто символические шаги – возврат к сталинскому гимну, под звуки которого функционировала тоталитарная мясорубка, строился ГУЛАГ;
- кроме того, по данным Федеральной Службы Исполнения наказания Министерства юстиции РФ из 143 млн. россиян в учреждения ФСИНа содержится 883,5 тыс. заключенных, т.е. 161 житель страны. Россия занимает первое место в мире по относительному количеству заключенных – 655 человек на 100 тыс. жителей. Ни в одной европейской стране относительное количество заключенных в настоящее время не превышает 100 человек на 100 тыс. населения.
Если мы хотим, чтобы российское общество умело и хотело защищать и ценить условия политической свободы и обеспечивающие их правовые и демократические институты, важно: чтобы еще на школьной скамье молодежь получала ясный ответ на вопрос, что представлял собой Советский Союз, общество и государство с точки зрения уважения и обеспечения прав, и свобод человека, и интересов личности. Рассмотрим первый пункт нашего плана:
Роль партии в жизни государства, а также роль идеологии. ( слайд №3, №4,№5)
Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов, только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без одобрения Палитбюро.
К концу 30-х гг. ВКП (б) окончательно утратила остатки былого демократизма.
К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией.
Особую роль играл контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным.
Работа с понятием тоталитарное государство (доска).
Поговорим о «культе личности» Сталина:
Работа с понятием «культ личности» (доска).
Сталину газета «Правда» посвятила статьи, приветствия, письма, телеграммы, поток столичных до районных, журналы, газеты, радио, кино. Сталина называли мудрым, великим, гениальным организатором Октября, создателем Красной Армии, выдающимся полководцем, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки «отцом народов» и «лучшим другом советских детей» (слайд №6)
Работа в группе с историческим источником (Приложение №1)
Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружен было собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречен на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,
им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
Система репрессий служила экономическим и политическим целям партии большевиков, которую Сталин называл «орденом меченосцев внутри советского государства…»
Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить.
Когда началась «сплошная коллективизация» (декабрь 1929 год) её сопровождала политика «ликвидация кулачества как класса», т.е. раскулачивание. Бедняков, которые отказались вступить в колхоз, называли подкулачниками. Им тоже была объявлена война.
Раскулачивание - это массовые репрессии по отношению к кулакам (лишение имущества, аресты и высылки, физическое уничтожение).
В СССР политические репрессии продолжались с 1921 по 1954 годы.
Сколько же за эти годы советских граждан подверглось репрессиям, и сколько их было растеряно. (слайд №7,8,9).
(Словарная работа)
Работа с понятиями: репрессия, террор государственный, жертва политическая, спецконтингент (на доске).
Самостоятельная работа (решение теста (приложение №2)3. Физкультминутка для глаз (слайд №10)
4. Закрепление
Решение уровневых заданий (приложение №4).
5. Итог урока
Узнала я, как опадают лица,
Как из – под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною.
В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий - это дата 30 октября.
Мы начали серьезный разговор и затронули важную тему истории нашей страны, думаю, что вы не остались равнодушными к данной информации. Но мы не закончили данную тему на одном уроке, этот разговор мы продолжим. К теме «Репрессии в СССР» мы вернемся при изучении послевоенных лет.
А теперь, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
6. Рефлексия
Сегодня мы с вами прошли 3 важных этапа, изучив очень важную и серьезную тему. На доске вы видите изображение горы и 3 точки отсчета: подножие горы (если тема вам не понятна), середина горы (если что – то осталось непонятым), вершина горы ( материал был понят полностью). Возьмите флажки и разместите их на одном из уровней горы.
Большое спасибо всем. Урок окончен.
Приложение № 1
Работа с документом. Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)
В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства… Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими – но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными – но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем – разве только что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).
Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:
- Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось?
- Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?
- Почему большинство советских людей были уверены в превосходстве социалистической системы?
- Возможно ли индивидуальное сопротивление тоталитаризму?
Анализ документа позволяет сделать следующие выводы:
С помощью разнообразных форм насилия над человеком – от идеологического до физического – власть внедряет тоталитарное сознание. Страх перед репрессиями и вера народа в коммунистический идеал заставляет людей смириться, подчиниться, жить по указу, никогда не сомневаться. Человек с тоталитарным сознанием верит в чудеса: в пятилетку за два года, в коммунизм к 1980 году, в Вождя – волшебника, который всё знает, всё умеет, всех спасет. И еще он верит, что мир, в котором живет, справедлив. Эта вера – защитная: сажают у нас за дело, я невиновен, значит, меня не посадят.
Репрессивная политика большевиков в 30-е гг. привела к насаждению в стране тотального страха. Оказывать сопротивление власти могли, с одной стороны, либо наиболее независимые индивидуумы, либо, с другой, бесстрашные и одновременно отчаявшиеся люди, готовые ради нескольких дней свободы пожертвовать своей жизнью (побеги из мест заключения, бунты в ГУЛАГе и т.п.)
Факты неприятия политики советского руководства в 30-е гг. отдельными гражданами
Приложение №2
Выберите правильный ответ.
Сталинские репрессии в огромных масштабах обрушились на Красную Армию, потому что:
А) в армии были очень сильны троцкистские организации;
Б) армейские кадры противились мерам по реорганизации и механизации армии, абсолютизируя опыт, полученный во время Гражданской войны.
В) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.
Репрессия 30 – х гг. были направлены против старых партийных кадров ( ленинской гвардии), так как они:
А) отрицательно относились к личности Сталина и его методам строительства социализма;
Б) поняли, что строительство социализма – неосуществимая мечта;
В) пытались осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности Генерального секретаря.
Приложение №3
Первый уровень. Что такое тоталитарный режим? Что такое тоталитарное государство? Какую роль в советской тоталитарной системе играла ВКП(б)? Какие процессы происходили внутри самой партии? Приведите примеры, свидетельствующие о присвоении государственных функций высшими партийными органами. Какие факты свидетельствуют об идеологизации общественной жизни в стране? Объясните, в чем заключалось политика «железного занавеса». С какой целью она вводилась? Какова цель создания массовых общественных организаций? Как вы думаете, зачем Сталину нужна была система массовых репрессий?
Второй уровень. Какие факторы способствовали установлению в СССР тоталитарного режима? Какую черту тоталитарной системы вы считаете главной и почему? Каковы причины усиления политических репрессий в 30 – е гг.? Какое место занимала система массового террора в тоталитарном сталинском государстве? Какая роль отводилась открытым показательным процессам? Как вы думаете, что толкало подследственных на признание несуществующей вины? В чем, по – вашему, социально – политический смысл установления культа личности Сталина? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина?
Третий уровень. Каковы социально – психологические последствия царившей в стране репрессной системы? Можно ли согласиться с мнением, что эти последствия не изжиты в обществе до сих пор? Аргументируйте свой ответ. Почему в стране не сложилось мощное народное антисталинское движение? В чем вы видите принципиальное различие между «красным террором» времен Гражданской войны и «большим террором» 30 – х гг.?