Урок музыки в 7 классе Поклонимся великим тем годам…


Поклонимся великим тем годам…
Урок подготовила и провела
учитель музыки «Староартинская СОШ»
Паначева С.И.
Конспект урока в 7 классе
Учитель начинает урок с «Игры в мяч». Подростки подбирают синонимы к словам «война», «защитники Отчизны», вспоминают оперы о защитниках Родины. Семиклассники совместно с учителем определяют тему и цель урока, подбирают эпиграф.
(слайд 1)
Учитель: Сегодня мы поговорим о песнях и скульптурных памятниках, посвящённых событиям Великой Отечественной войны.
(слайд 2)
Мы начнём с мемориального комплекса, который называется «Хатынь». Ни на одной, даже самой подробной географической карте вы не найдёте сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили её. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения был убит немецкий офицер. Но ни в чём не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Всё население Хатыни, от мала до велика – стариков, женщин, детей – выгнали из домов и согнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям: Володе Леневичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу удалось скрыться от гитлеровцев. Когда всё население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму плакали и задыхались дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырвался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулемётов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-летнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Две девушки чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых, их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета, но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами, и обе девушки погибли.
Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы: семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала и Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненный в руку ребёнок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был сильно ранен в ногу разрывной пулей, немцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детдоме.
(слайд 3)
Единственный взрослый свидетель трагедии, 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришёл в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить ещё один тяжёлый удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги, скончался на руках у отца.
Папа, это я…..
Сынок, Адаська, мальчик мой родимый!
Взял на руки его, Адам спросил:
Ядвига, мама, где они – живые?
Вздохнул, обмяк и руки опустил.
Обвисли руки – синие, худые.
Вот и вышел с ним отец на свет.
Вот так они стоят на пьедестале.
Вглядись – отец и воин, и поэт.
Чтоб души клокотать не перестали.
(слайд 4)
В 1966 году решено было на месте деревни Хатынь создать мемориальный комплекс. Его композиционным центром является шестиметровая бронзовая скульптура непокорённого человека, который несёт замученного гитлеровцами ребёнка. Фигура Непокорённого, его лицо, руки, держащие неподвижное тело мальчика, - олицетворение гневного протеста, обвинение фашизму.
На месте сожжённых хат высятся печные трубы. На них бронзовые колокола. Их 26. Печальный трезвон колоколов звучит как напоминание об ужасных днях 1943 года. Это Хатынский набат.
Что такое набат? Как вы понимаете это слово?
Ответы детей.
Учитель: Набат (по словарю Ушакова) – поднимать тревогу, обращать внимание общества на какую-нибудь опасность. Прохлопайте ритмический рисунок слов «набат», «тревога», «опасность».
Вновь иней на деревьях стынет,
По синеве, по тишине,
Звонят колокола Хатыни
И этот звон болит во мне.
Пред симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг,
Как дети в пламени кричали,
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, как голоса
Тех, что ушли в огне и дыме за небеса.
(слайд 5)
Молодой композитор Игорь Лученок отразил тему трагедии Хатыни в музыке. Появившуюся песню включили в свой репертуар многие исполнители. Мы её послушаем в исполнении ансамбля «Песняры».
Стой человек, море застынь,
Замрите в полёте птицы!
Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь
Вечным огнём нам в лица!
Смотрит живым нам в лица!
Давайте определим характер музыки и назовём музыкальный образ этой песни.
Ответы детей.
(слайд 6)
Учитель: Когда слушаешь эту суровую, скорбную песню-балладу, невольно вспоминаешь слова, высеченные на каменной стене мемориала. Давайте прочтём их все вместе, хором: «Люди добрые, помните: мы любим жизнь, любим Родину и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Ученица читает информацию о тех, кто выжил:
Желобкович Виктор Андреевич – воспитывался в детском доме, окончил ремесленное училище, работал на заводе, отслужил в армии. Проживал в городе Минске.
Барановский Антон – воспитывался в детском доме. Проживал в городе Минске. Трагически погиб в 1969 году.
Каминский Иосиф Иосифович – после войны жил в деревне Козыри. До последних дней своей жизни приходил в Хатынь. Умер в 1973 году.
(слайд 7)
Учитель: Мемориальный комплекс «Цветок жизни» создан на 3-м км легендарной «дороги жизни» в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в память о погибших детях блокадного Ленинграда. В состав мемориала входят памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы и траурный курган «Дневник Тани Савичевой». Смотрим на фотографию памятника. Что вы видите?
Ответы детей: Каменный цветок, на лепестках которого изображено лицо улыбающегося мальчика и высечены слова «Пусть всегда будет солнце».
Учитель: У всех на слуху песня «Солнечный круг». Написана она композитором Аркадием Островским и поэтом Львом Ошаниным в 1962 году. Предлагаю всем встать и выполнить двигательные упражнения под припев этой известной песни.
Памятник говорит нам: там, где была смерть, победила юность. «Цветок жизни» пробивается сквозь камни и устремляется ввысь. Несмотря на все трудности блокады, дети продолжали учиться. Многие из них тушили «зажигалки» (зажигательные бомбы), дежурили на крышах домов. Некоторые дети пробирались на фронт, уходили в партизаны. Дети были самым ценным грузом «Дороги жизни». Их эвакуировали на баржах, в кузовах легендарных полуторок. Зимой перевозка была ещё опаснее, чем летом. Лёд мог проломиться, могли налететь самолёты фашистов, но «Дорога жизни» не прекращала свою работу.
Выходят 2 ученика в солдатских пилотках, разворачивают письма-треугольники и читают их.
Чтец 1: Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь… Нам всегда казалось, что мы всё понимаем. Мы и понимали, но головой. А теперь я понимаю сердцем...Очень горько не слышать, как твоя дочь начинает разговаривать… Расскажи ей, что её отец воюет за то, чтоб ей на свете светло было».
Обучающиеся в 7 классе исполняют песню Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим» из кинофильма «Белорусский вокзал» (запевы поют цепочкой, а припев - вместе).
Чтец 2: Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода...Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он ко мне, а я к нему…»
Обучающиеся в 7 классе исполняют песню В. Берковского на стихи Д. Сухарева «Вспомните, ребята» (поют стоя хором).
Учитель: Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушались военными грозами. Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Война может быть справедливой, если ведётся за «алтари и очаги», то есть за свою Родину и за её святыни.
Ученица 2 класса читает стихотворение о берёзе.
Учитель: Как красива наша Земля! Так давайте же сохраним эту красоту для будущих поколений!
Звучит песня «Родные места» в исполнении автора Юрия Антонова (на экране – видео родной природы).
Учитель: Поднимите руку те, кому понравилась эта песня. На следующем уроке мы её обязательно разучим. А дома вы должны будете составить синквейны со словами «песня (военная)», «песня (о Родине)», «урок (сегодняшний)» - на выбор. С помощью разнообразной цветовой гаммы детской пирамидки проводится рефлексия данного урока.