Урок на тему СССР 1953-1964гг.


Повторительно – обобщающий урок « СССР в 1953 -1964 гг» направлен на систематизацию знаний и умений изученных тем. Урок построен из разных типов заданий и это позволяет эффективно повторить и закрепить полученный уровень знаний и умений и применение их в условиях ОГЭ и ЕГЭ. Данный урок рассчитан на обучающихся 9 и 11 классов.
СССР в 1953 – 1964 гг.
Цель урока: обобщение и усвоение обучающимися особенностей политического, социально- экономического и культурного развития СССР с 1953 по 1964гг. Продолжить развитие аналитического мышления, навыки самостоятельной работы с текстом учебника, составление схем, таблиц, систематизация материала и подготовка к ЕГЭ.
Тип урока : повторительно - обобщающий.
Форма урока: урок – зачёт по периоду правления Н.С.Хрущёва / оттепели/ - с 1953 по 1964гг.
Оборудование урока: документы по периоду Н.С Хрущёва, экран , историческая карта « СССР в 50-60 годы».
На уроке можно использовать метод индивидуальной самостоятельной работы, метод групповой работы, методы как устные так и письменные.
1 этап урока: тренинг - работа с хронологией 20 съезд партии – 1956 22 съезд партии -1961 Победа Хрущёва над Маленковым – 1955 Смерть И.В.Сталина – 1953 Разгром банды Берия -1953 Экономическая политика Г.М.Маленкова -1953 Начало освоения целины -1954 Визит Н.С.Хрущёва в США -1959 Карибский кризис -1962 Договор о запрете ядерных испытаний в космосе, атмосфере и под водой -1963 События в Новочеркасске – 1962 Полёт Ю.А.Гагарина в космос - 1961 Смещение с поста Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва - 1964
Работа с персоналиями – Кто такой ? / на экране высвечиваются портреты известных деятелей периода правления Н.С.Хрущёва/ Н.С.Хрущёв –Первый секретарь ЦК КПСС 1953-1964, глава правительства 1958-1964гг. Л.П.Берия –советский государственный и партийный деятель Г.М.Маленков - советский государственный и партийный деятель Г.К.Жуков – советский военачальник и государственный деятель Брежнев, Полянский, Семичасный,Шелепин –государственные и партийные деятели, составили заговор против Н.С.Хрущёва и отправили его в отставку Эренбург, Дудинцев, Пастернак,Неизвестный,Твардовский,Солженицын,Шаламов, Окуджава – видные деятели культуры периода «оттепели» Ю.А.Гагарин –первый в мире космонавт С.П. Королёв – выдающийся конструктор космических кораблей Эйзенхауэр, Кеннеди – президенты США в 1950-е - первой половине 1960-х Мао Цзэдун – руководитель Китая Ф. Кастро – руководитель ь Кубы
Работа с картой. Покажите на карте: 1.Районы освоения целинных и залежных земель 2.Куйбышевскую, Сталинградскую, Братскую ГЭС, Байконур 3.Районы наиболее острых внешнеполитических кризисов в период Н.С.Хрущёва
Работа с понятиями и аббревиатурами: Культ личности, десталинизация, мирное сосуществование, антипартийная группа, совнархозы, « третий мир», страны социалистической ориентации, ОВД, АЭС. Работа с источниками. Определите, о каких событиях идёт речь?
« Товарищ Хрущёв. Сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев став выходить из под контроля ЦК КПСС, перестав считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без коллективного обсуждения. Проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по Президиуму и ЦК, т. Хрущёв допустил ряд крупных ошибок в практическом осуществлении линии партии, намеченной решениями 20, 21 и 22 съездов КПСС» / О смещении Н.С.Хрущёва с должности Первого секретаря ЦК КПСС, октябрь 1964 год. /
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина ещё при его жизни написано вполне достаточное количество книг, исследований, брошюр. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе источник целого ряда и весьма тяжёлых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.» /Доклад Н.С.Хрущёва « О культе личности И.В .Сталина, 1956 год. На 20 съезде партии./
2 этап урока - проверочный контроль по типу ЕГЭ
1.В период с 1957 по 1964гг.
1.были расстреляны проигравшие борьбу за власть высшие руководители КПСС и СССР
2.началась компания по борьбе с космополитизмом
3. принята новая программа КПСС
4.разгромлена «банда Берии»
2.Советский писатель, руководитель Союза писателей СССР в послевоенный период, в 1956 г. покончил жизнь самоубийством –
1.И.Г.Эренбург
2.М.М.Булгаков
3.М.А.шолохов
4.А.А.Фадеев
3.Особенность внутриполитического развития в период правления Н.С.Хрущёва
1.всенародное обсуждение нового проекта Конституции СССР
2.критика ошибок и преступлений И.В.Сталина
3.полная отмена цензурных ограничений
4.введение многопартийности
4.Некоторые экономические преобразования периода «оттепели» характеризуются с помощью понятия
1.приватизация;
2. «шоковая терапия»;
3.дефолт;4.совнархоз.
5.В 1956 г. произошло событие, вошедшее в историю как-
1.Чехословацкий кризис;
2.Венгерский кризис;
3.Карибский кризис;
4.второй Берлинский кризис.
6.Массовые беспорядки в период правления Н.С. Хрущева имели место в городе-
1. Москва;
2.Новочеркасск;
3.Киев;
4.Горький.
7. Мероприятия в сфере сельского хозяйства, проведенные Н.С.Хрущевым-
1. продажа техники МТС колхозам;
2.раздача колхозных земель в аренду колхозникам;
3.преобразование совхозов в колхозы;
4.поощрение посадок кукурузы.
8. В 1950-е гг. негативные явления в жизни СССР, связанные с именем И.В.Сталина, трактовались официальными идеологами преимущественно с помощью понятия-
1. тоталитарный строй;
2.культ личности;
3.авторитаризм;
4.сталинщина.
9.Расположите события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1. Начало строительства Берлинской стены;
2.Московский договор об ограничении испытания атомного оружия;
3.Перемиреие на Корейском полуострове;
4.XX съезд КПСС
1-1961; 2-1963; 3- 1953; 4 -1956. /3,4,1,2/
10. Установите соответствие между советскими политическими деятелями и фактами их биографии.
Деятель Факт биографии
Г.М.МаленковА. Возглавил органы госбезопасности после смерти И.В.Сталина.
Н.С. Хрущев Б. Министр обороны СССР в 1955-1957 гг.
Л.П.Берия В. Был избран Первым секретарем ЦК КПСС вскоре после смерти И.В.Сталина
Г.К.Жуков Д. Возглавил советское правительство после смерти И.В.Сталина
1-Д; 2-В, 3-А; 4-Б. 11. Прочтите стихотворение и напишите фамилию его автора.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора-
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
/ Б.Л. Пастернак /
12.Прочтите цитату из официального документа и кратко ответьте на вопросы Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«Главная экономическая задача партии и советского народа состоит в том, чтобы в течение двух десятилетий создать материально- техническую базу коммунизма. Это означает: полную электрификацию страны и совершенствование на этой основе техники, технологии и организации общественного производства во всех отраслях народного хозяйства; комплексную механизацию производственных процессов, все более полную их автоматизацию; широкое применение химии в народном хозяйстве; всемерное развитие новых экономически эффективных отраслей производства, новых видов энергии и материалов; всестороннее и рациональное использование природных, материальных трудовых ресурсов; органическое соединение науки с производством и быстрые темпы научно- технического прогресса; высокий культурно- технический уровень трудящихся; значительное превосходство над наиболее развитыми капиталистическими странами по производительности труда, что составляет важнейшее условие победы коммунистического строя».
1.Определите время и место принятия документа, его название и орган управления, принявший документ;
2.Какие еще задачи ставились в данном документе;
3.Каковы были последствия принятия данного документа.
В конце урока учитель подводит итоги, выставляет оценки, собирает тетради.
Домашнее задание: историческое сочинение по деятельности Н.С.Хрущёва / в ЕГЭ - задание 40/