Медиакультура студента в образовательном пространстве колледжа
Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»Медиакультура студента в образовательном пространстве колледжа
Рахманина Н.И., куратор ВР
Современная действительность – это мир медиа, мир расширяющихся систем массовой коммуникации, а по определению канадского социолога Маршала Маклюэна – это мир «информационного взрыва» [3], [4]. Следует отметить, что само по себе это явление не ново, так как упомянутый выше социолог проводил свои исследования еще в 1980 – 1990 годах. Так почему же эта проблема так остро зазвучала в условиях современной действительности?
Еще совсем в недалёком прошлом говорилось только о нравственной культуре личности, моральных нормах и казавшихся незыблемыми ценностях. Современный мир изменился. Изменения эти не являются преобразованием самого мира, все они – это следствие изменившейся культуры личности, личности человека, творящего этот мир. Трансформация личностной сферы ведёт к поведенческим изменениям. Многие устоявшиеся веками модели, например, «мужчина – защитник, добытчик, кормилец», «женщина – созидательница уюта, хранительница домашнего очага», «девушка – образец чистоты, чести и порядочности» и многие другие, изменились. Мужчины становятся эгоистичными, инфантильными, женоподобными, женщина вынуждена взять на себя роль добытчика средств, способного решить любую проблему, девушки не считают нужным беречь свою честь и непорочность и т.д. Причин сложившейся ситуации много, одной из ведущих является влияние средств массовой информации на личность. Ставшие независимыми телевизионные каналы и всемирная сеть Интернет полностью сняли цензуру с транслируемой информации, и в мир выплеснулся неконтролируемый поток текстов, видеороликов, документальных и художественных фильмов, ранее бывших под запретом или считавшихся вредными для определенных категорий лиц. Неготовая к такой информационной атаке личность, еще не умеющая дифференцированно воспринимать факты погрузилась в этот поток. Именно это и стало причиной роста подростковой преступности, социального сиротства, снижение возрастного рубежа начала половой жизни, а как следствие и раннего деторождения, отношения к детям и старикам. Многие моральные нормы и ценности подверглись пересмотру и обесценились в понимании новых поколений, воспитанных полной информационной свободой.
Более трёх десятков лет должно было пройти, чтобы мир задумался насколько хороша такая информационная свобода. Тогда и появились такие понятия как информационная культура личности и медиакультура.
Информационная культура личности – это одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является также важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе [1, с.32].
Медиакультура – это совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности [2].
Сегодняшняя медиакультура – это интенсивность информационного потока (прежде всего аудиовизуального), это и средства комплексного освоения человеком окружающего мира в его социальных, нравственных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах [3]. Современная культура отличается беспрецедентным влиянием аудиовизуальных средств коммуникации на человека. В настоящее время человек существует в пространстве компьютеров, телевидения, радио, мобильной связи и электронной почты, с их помощью познавая мир и общаясь с другими людьми. Такие устройства быстро входят в сферу обыденного опыта, становятся естественными, рождают новые возможности, формы понимания и чувствования, свободы и зависимости.
Все продукты медиакультуры – тексты, аудио и видео – названы сейчас медиатекстами. Они популярны и притягательны, особенно для подростков и молодежи, то есть той группы общества, психика которой еще неустойчива и подвержена влиянию. Именно медиатексты в виде художественных фильмов, видеороликов, компьютерных игр наиболее востребованны сейчас и входят в сферу интересов личности, дают молодёжи пример и модель поведения. Такие молодые люди являются выпускниками школ и закономерно становятся студентами профессиональных учебных заведений. Попадая в сферу педагогического колледжа, они сталкиваются с рядом требований, ограничивающих их свободу в использовании мобильных телефонов и планшетных компьютеров на учебных занятиях. Воспринятые из любимых фильмов модели поведения кумиров тоже оказываются неприемлемыми. Возникает первое противоречие и как следствие – конфликт педагога и студента. Студенты не могут осознать, что им самим предстоит стать примером для подрастающего поколения. Они не готовы оставить свои эгоистические взгляды, работать в коллективе и на благо коллектива. Что и становится вторым противоречием, следствием которого является конфликты внутри студенческого коллектива. Разрешение этих противоречий и урегулирование подобных конфликтов – это одна из важнейших воспитательных задач наставников современного студенчества.
Для того чтобы понять и принять современных молодых людей, стать им интересными и завоевать авторитет педагогу необходимо свободно ориентироваться в медиакультурном пространстве. Некоторые прогрессивные педагоги уже включили мобильные телефоны и планшетные компьютеры в канву урока. Они формулируют и дают задания на поиск полезной информации в сети, учат студентов дифференцировать информационный поток и воспринимать только доброе и светлое. Другие учат создавать медиатексты средствами своих учебных предметов: ролики, буклеты, озвученные презентации. То есть педагоги на своих уроках формируют у студентов основы медиакультуры личности, так необходимой в условиях современной действительности. Процесс формирования медиакультуры личности плавно и логично переходит во внеклассную воспитательную деятельность, где студентам предстоит работать с медиатекстами при подготовке конкурсных и концертных номеров, выполнять задания соревновательных мероприятий.
Таким образом, для достижения успеха в этой сфере деятельности педагогам необходимо начать с себя. И в первую очередь понять что же притягивает современную молодежь в медиасфере. Социологами установлено, что медиатексты популярной / массовой культуры, с которыми чаще всего сталкиваются современные студенты, своим успехом у аудитории обязаны комплексу факторов. Сюда входят:
опора на фольклорные и мифологические источники;
постоянство метафор;
ориентация на последовательное воплощение наиболее стойких сюжетных схем;
синтез естественного и сверхъестественного;
обращение не к рациональному, а к эмоциональному через идентификацию (воображаемое перевоплощение в активно действующих персонажей, слияние с атмосферой, аурой произведения);
«волшебная» сила героев;
стандартизация, тиражирование, унификация, адаптация идей, ситуаций и характеров;
мозаичность;
серийность;
компенсация (иллюзия осуществления заветных, но не сбывшихся желаний);
счастливый финал [5, с. 196].
Учёт, понимание и принятие этих факторов, ориентация на них при формулировании заданий для аудиторной и внеаудиторной учебной работы, выборе форм внеклассных воспитательных мероприятий обеспечит успех в формировании медиакультурной личности студентов.
Список литературы
Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003.
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. / Н.Б. Кириллова, М., «Академический проект», 2010
Коркия Э.Д. Современная медиакультура в информационном пространстве России: становление и развитие. / Э.Д. Коркия, М.: Издательство МГУ, сборник материалов конференции «Ломоносов, 2012», 2012.
Маклюэн М. Робкий гигант. // Телевидение: вчера, сегодня, завтра, М., 1987.
Фёдоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. / А.В. Фёдоров, М.: Издательство МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009