Открытый урок по истории «Мы-вместе! Годовщина вхождения в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя»


Открытый урок
«Мы-вместе!
Годовщина вхождения в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя»
Цель урока: способствовать осознанию учащимися историческую обусловленность вхождения Крыма в состав России и важности этого события для каждого жителя России.
Задачи урока:
Образовательные:
универсальные: тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя; формирование умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала и нового развивать способности к самоанализу.
специальные: способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать факты, анализировать их.
Развивающие:
расширять культурный кругозор, обращаясь к фактам жизни знаменитых соотечественников,
Воспитательные:
формировать уважительное отношение к героическому прошлому России и гордость за её настоящее.
Тип урока: открытый урок, урок открытия новых знаний.
Оборудование:
мультимедийная установка и проектор для презентации слайдов;
раздаточный материал; карта; рисунки.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Актуальность темы. Итоги референдума (март 2014) Образование новых субъектов Федерации. Реакция международного сообщества. Позиция России.
Слайд 1/1. (На фоне карты Крыма учитель говорит об истории проведения референдума).
В ноябре 2013 - феврале 2014 гг. в Украине разворачивается политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России.
На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
А 16 марта 2014 года в Крыму прошёл референдум о статусе Крыма. В нем приняло участие 83 % граждан Крыма. 97 % проголосовало «за воссоединение Крыма с Россией».
Вопрос детям: Что такое референдум?
- Всенародное голосование по вопросам государственного значения.
Слайд 1/2. (16 марта 2014 г. в Республике Крым состоялся всенародный референдум. В бюллетень для голосования, составленный на русском, крымско-татарском и украинском языках, были включены два вопроса:
1. Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?
2. Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?
За воссоединение с Россией высказалось более 96%).17 марта 2014 года издано распоряжение Президента Российской Федерации № 63-рп «О подписании Договора между Российской Федерации и Республикой Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»: Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Слайд 1/3. А 18 марта 2014 года Крым и Севастополь вошли в состав РФ.
Видеоролик 1. (Показываем фрагменты документальных фильмов о проведении референдума и о дне присоединения Крыма к России).
2. Путешествие в историю Крымского полуострова.
От киммерийцев до Крымского ханства. (Трушкова Е.) Презентация-2.
Учитель: (После презентации 1) ребята мы наглядно с вами увидели, что Крым являлся исторически важной территорией, которую на протяжении практически всей истории человеческих цивилизаций хотели захватить многие государства и племена.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какова роль Крыма в принятии Русью христианства?
2. Охарактеризуйте деятельность древнерусских князей на территории современных Краснодарского края (Тамань) и Республики Крым (Тмутараканское княжество).
3. Где крестился князь Владимир?
4. В каком году произошло Крещение Руси?
3. Создание Крымского ханства. (Трушков А.) Презентация- 3.
(Показываем с 1-7 слайды)
4. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкие войны.
Деятельность Потемкина и Ушакова в Крыму.
Слайд 4.1. (Карта Крымского ханства)

Презентация 4.2. (Ивахина Н.) Слайды 1-6.
Учитель: Слайды 7- 11. Мы с вами видим архитектурные сооружения Крыма, построенные в период Российской империи.
Вопросы:
1.В каком году произошло присоединение Крыма (Тавриды) к российской империи?
2.Какую роль играл Потемкин в истории Крыма?
Рассказ учителя: Ребята, с Крымом тесно связана история нашего прославленного адмирала и флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Слайд 4.3. (Портрет Ушакова)
13 (24) февраля 1745 года - родился Федор Федорович Ушаков. Он стал одним из самых выдающихся русских адмиралов, поскольку участвовал в 43 морских сражениях, не знал поражений и не потерял ни одного своего корабля. Ушаков вошел в историю нашего государства и флота как опытный флотоводец, способный не только сплотить и хорошо подготовить экипажи кораблей, но и вдохновить их на подвиг. В 1783 году Ушакова отправляют с Балтики в Херсон, где он был удостоен своего первого ордена св. Владимира 4-й степени, а 1 января 1784 года произведен в капитаны 1 ранга. В апреле 1789 г. Ушакова произвели в контр-адмиралы и назначили начальником севастопольской эскадры. Блестяще выигранные им сражения у Керченского пролива, Тендры и у мыса Калиакрия предопределили исход всей русско-турецкой войны.
5. Крым после революции 1917 года. Крым в годы ВОВ.
Рассказ учителя (текст 5):
18 октября 1921 образована Крымская Автономная Республика как часть Российской Федерации.
В июне 1945 автономия ликвидирована, образована Крымская область, которая в 1954 передана в состав Украины.
Во время Великой Отечественной войны Крым был районом ожесточенных сражений.
После распада СССР 12 февраля 1991 образована Автономная Республика (в составе Украины).
Учитель: Ребята, а какие юбилейные даты в истории нашей страны мы будем отмечать в этом году? (70-летие ВОВ) Правильно ребята, давайте посмотрим видеоролик про Крым в годы ВОВ.
Видеоролик Крым и ВОВ - 5.
Презентация 6. (Елисеева А.)
Слайд 1: 4-11 февраля 1945 года в Ялте прошла встреча лидеров антигитлеровской коалиции Сталина, Рузвельта и Черчилля.
Слайд 2: На ней, главным образом, обсуждалось послевоенное устройство мира. Стороны договорились созвать учредительную конференцию Организации Объединенных Наций. Определена главная задача ООН – предотвращение новых войн в будущем.
Слайд 3: Принята Декларация об освобожденной Европе, в соответствии с которой СССР, Англия и США при решении международных вопросов обязались согласовывать свои действия. Согласованы условия капитуляции, оккупации и демилитаризации Германии. Кроме того, СССР подтвердил свое обещание вступить в войну против Японии после капитуляции Германии.
Слайд 4: В 1954 году Крым по инициативе руководителя СССР Никиты Сергеевича Хрущева был передан Украине.Было предложено множество причин передачи Крыма советской Украине.Первый из них: Никита Хрущев подарил Украине Крым в приступе щедрости вызванной коньяком. Вторая считается более официальной версией о подарке сделанном Украине в честь 300-летия Переяславской Рады 1654.
Слайд 5: Еще одной причиной можно считать все, что связанно с Никитой Сергеевичем. Чувство вины: Хрущев участвовал в репрессиях и решил Крымом искупить свои злодеяния. Чувство мести: подготовка развенчания культа личности Сталина.
Слайд 6: В ходе II Мировой войны, Крым получает удары, от которых уже не может самостоятельно восстановиться. В 1941 году с полуострова выселяются все немцы, но в 1944-м году, после освобождения от захватчиков, по решению Иосиф Виссарионовича с Крыма в Среднюю Азию принудительно выселяют 193 865 крымских татар.
Слайд 7: В послевоенный период Крым становится депрессивным регионом – здесь царят голод и разруха. Как рассказывает зять Хрущёва Алексей Аджубей, узнав о тысячах отчаянных письмах с полуострова, Никита Сергеевич решает тайно посетить полуостров. Он приезжает в Крым поздней осенью 1953 года и сталкивается там с шокирующей действительностью.
Слайд 8: В тот же день Хрущёв отправляется в Киев, собирает в Мариинском дворце руководство УССР и требует помочь Крыму, для чего он инициирует передачу полуострова Украине.  
Слайд 9: Таким образом, истинными причинами, толкнувшими советское руководство передать Крым в состав УССР, правильно будет считать не самодурство или широкие жесты руководителей, а насущную необходимость спасения крымчан от голода, а Крым от полного краха народного хозяйства.
 
 7. Подведем итог урока.
Обратимся к теме нашего урока «Мы-вместе! Годовщина вхождения в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя».
Мы поставили цель узнать об исторических предпосылках этого великого события и о политических причинах, которые привели к необходимости проведения референдума в Крыму.
Обратимся ещё раз к тексту Обращения нашего Президента на Красной площади, которое состоялось год назад, после присоединения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.
Видеоролик - 7. Путин «После тяжёлого плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань»…
Конкурс рисунков детей «Мы – вместе!»