Классный час на тему История добровольного вхождения алтайцев в состав Российской империи
Классный час
Тема: «История добровольного вхождения алтайцев
в состав Российской империи»
Цель: познакомить учащихся с историей добровольного вхождения алтайцев в состав Российской империи; развитие познавательных способностей учащихся и привитие им гражданско-патриотических чувств.
Форма проведения: лекция с элементами беседы
Предварительная подготовка: приготовить сообщения некоторым учащимся
Ход классного часа
Организационный момент
Эмоциональный настрой учащихся
Вступительное слово учителя.
В 2016 году Республика Алтай отмечает 260-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав России и 25-летие со дня создания республики. Это очень важное событие для нас, ребята. Почему важное событие? Об этом вы узнаете сейчас.
Лекция с элементами беседы
Процесс присоединения Горного Алтая в состав России занял длительный исторический период.
Тюркоязычные племена Алтая в XVII и в первой половине XVIII в. находились в политической зависимости от западных монголов, или ойратов, которые со второй половины XVII в. чаще известны под именем джунгар. Ойраты были объединены в обширное феодальное государство, называемое в русских источниках Джунгарией .Ребята, кто расскажет о Джунгарском ханстве ?(сообщение учащегося «Джунгврское ханство»)
(в настоящее время под Джунгарией принято считать пограничную с Казахстаном и МНР область Центральной Азии, составляющую северную часть Китайской провинции Синьдзянь, Чугучак, Шихо, Турфан, Кульджа. В середине XVII в. кратковременно это была обширная область между Алтаем, Тянь-Шанем и Балхашем).Значительная часть алтайцев-кочевников, известная тогда под названием теленгутов, телеутов или белых калмыков, составляла в Джунгарии оток в 4000 кибиток и находилась в вассальных отношениях к джунгарскому хану. Племена Алтая платили джунгарским феодалам албан, или алман, пушниной, железными изделиями и скотом.
Перед приходом ойратов и русских на политической арене Алтая фигурировали отоки.
Дайте объяснение слову «ОТОК» ?(сообщение учащегося)
Оток включал в свой состав группу родов и отдельных семей, обитавших на определенной территории и находившиеся в феодальной зависимости от правителя отока – зайсана. Ведущее положение в отоке занимал, как правило, самый многочисленный род – сёок. Полукочевое или кочевое население отока могло относительно просто сменить территорию обитания, но на новом месте сохранялись прежние общественные отношения. Во главе отока стоял зайсан (jайзан?). Оток состоял из дючинов (т?чин). Дючина подразделялась на податные единицы примерно в 100 дворов – арманы, возглавляемые демичи (темичи). Сбором податей в армане ведали шуленги (к?нди – у чуйских теленгитов). Арман подразделялся на десятидворки (арбаны) во главе с десятскими – арбанаками (бошко у чуйцев).
Политическая история Горного Алтая и соседнего Верхнего Приобья XVII– первой половины XVIII веков была напрямую связана и обусловлена отношениями Джунгарского ханства с соседними государствами, главным образом с Российским государством и Цинским Китаем. После присоединения в середине XVI века Казанского ханства, русские во главе с Ермаком в 1582 году разгромили Сибирское ханство. Хан Кучум бежал с частью своих людей на восток, однако в 1598 году потерпел поражение на реке Ирмен, впадающей в Обь. На землях бывшего Сибирского ханства стали строиться русские крепости. В 1586 году была основана Тюмень, затем возникли Тобольск, Тара, Сургут. В начале XVII века русские воеводы Тобольска и Томска установили контакты с Абаком (из рода мундус) – князем теленгутов Верхнего Приобья. Вся дальнейшая история русско-алтайских (теленгутских) взаимоотношений наполнена как мирными, так и драматическими событиями.
Во второй половине XVII века политическая ситуация внутри Джунгарского ханства характеризовалась противоборством основных клановых группировок, а его внешняя политика была направлена на борьбу с соседними государствами Центральной Азии. Поэтому Джунгария не могла противодействовать продвижению России вверх по Иртышу и Оби. В течение 1713-1720 годов по Иртышу были сооружены Омская, Семипалатинская и Усть-Каменогорская крепости, а по Оби – Чаусский и Бердский остроги, Белоярская и Бийская крепости.
В начале второй четверти XVIII века алтайский участок государственной границы России с Джунгарией проходил к югу от г. Кузнецка в направлении на юго-запад по долинам рек Лебеди-Бии, затем по предгорьям Алтая, пересекая низовья рек Катуни, Каменки, Песчаной, Ануя, Чарыша, верховье Алея, Убу и заканчивалось в районе Усть-Каменогорска.
В конце XVII – первой половине XVIII веков население Горного Алтая по политическому статусу распределялось на две основные группы. Одна группа населения, проживавшая в долине Бии, около Телецкого озера и в низовье Катуни (между притоками Ишой и Наймой) имела статус двойного подчинения «двоеданства» России и Джунгарии. Разница между ними проявлялась в том, что жители долины Бии находились в большой зависимости от администрации Кузнецкого уезда России, а население Телесской и Тау-Телеутской волостей тяготело к пограничным властям Джунгарии. Другая, большая часть населения Горного Алтая (территории от долины Катуни на юго-запад до Иртыша, долины Башкауса, Чуи, Аргута) входила в состав Джунгарского ханства. (работа с картой)
После смерти последнего кагана Джунгарского ханства Галдан-Церена в 1745 году в державе разгорелись на долгие годы междоусобицы, победителем из которых вышел Дабачи (Даваци). Однако ряд нойонов возвели на престол своего ставленника – Немеху-Жиргала, и в Джунгарии оказалось сразу два хана. С помощью хойтского князя Амурсаны Даваци в 1753 году низложил и убил конкурента. Но вскоре его сподвижник Амурсана, потребовал отдать ему «кан-каракольские, тау-телеутские, телецкие и саянские земли». Отказ Дабачи вызвал вражду с Амурсаной, дошедшую до военных столкновений.
Во время борьбы Дабачи с Амурсаной в 1753-1754 гг. алтайские зайсаны выступили на стороне первого, законного, на их взгляд правителя Джунгарии. Это обстоятельство в судьбах алтайского народа сыграло впоследствии зловещую роль.
В августе 1754 г. Амурсана потерпев поражение бежал в Халху, откуда обратился за помощью к цинскому императору Цяньлуну. При дворе Амурсану встретили с большой радостью. Цинская династия увидела в Амурсане удобное орудие в борьбе за осуществление своей заветной цели – уничтожение Джунгарского ханства. Цяньлун организовал большой карательный поход на Джунгарию. Огромная цинская армия вторглась в Джунгарию и оккупировала всю территорию ханства. В июне-июле 1755 г. маньчжуры захватили важные районы Иртыша и Или. Вместе с маньчжурами находился и сам хойтский нойон Амурсана. Амурсана, командовавший авангардом северной колонны цинской армии, продвигавшейся из Халки через Монгольский Алтай, начал жестоко мстить алтайским князьям. Командующий войсками на Колывано-Кузнецкой линии полковник Ф.И. Дегаррига в сентябре 1755 г. сообщал командующему на Сибирских линиях бригадиру И.И. Крофту, что «В Зенгорскую де землицу в крайние улусы Амурсаной уже с войском своим вселился, а их, калмыков, к той Катуне-реке прижал и сам де он, Амурсанай, с войском своим стоит в Канских и Каракольских волостях...».В русских архивных документах содержатся сведения об избиении Амурсаной алтайских князей. Джунгарский нойон прислал в Канские и Каракольские волости войска «для забрания тутошних всех зайсанов под видом таким: якобы по повелению китайского хана они требуются для поклонения, которых де и собрали и к нему, Амурсане, явилось семнадцать человек, и которых он, Амурсана, по прежде причиненной ему злобе в отомщение пятнадцати человекам отсек голову, а двух де зайсанов он за оказанные добродетели отпустил по-прежнему в свои волости невредно». Посланцы Амурсаны требовали от алтайского зайсана Омбы «опростать землю владельцу нашему нойону Амурсане без всякого сражения и ссоры для жительства», угрожая в противном случае его «корень весь вырубить». Действия Амурсаны и побудили зайсана Омбу и других в 1754 году обратиться к русским властям с просьбами о защите и убежище под стенами русских крепостей. Алтайские князья обращаются к русским властям сначала за военной помощью, предоставлением убежища, а затем с 1755 года просьбами о подданстве и предоставлении мест для проживания вблизи российских крепостей.
Летом 1755 года Джунгария прекратила свое существование. Цинская империя решила разделить ойротское государство на четыре части, во главе каждой из них должен был стоять независимый хан. Но этим планам не суждено было сбыться, так как в Джунгарии вспыхнуло восстание, которое поднял Амурсана, потерявший всякую надежду стать всеойратским ханом. Разгромив оставшийся в ойратской земле небольшой цинский отряд и обосновавшись на реке Боротал, Амурсана развивает активную деятельность по созданию каолиции всех антиманчжурских сил, включая казахов, киргизов и тюркские народы Алтая.
Восстание Амурсаны вынудило цинский Пекин принять все меры, к подавлению мятежа.
Задолго до этих событий, еще в мае 1755 года цинский император приказал хотогойтскому князю Цэнгунджабу «привести в покорность» племена южных районов Горного Алтая. 12 июня 1755 года цинские войска вышли в район Сайлюгемского хребта, разделяющего, как известно, Монгольский и Горный Алтай. Преодолев хребет, часть войск направилась в район верхнего течения реки Катунь для подчинения живущих там алтайцев, другая – вниз по течению реки Аргут, а третья – в район Чаган-Усун. Таким образом, значительная часть Южного Алтая оказалась под контролем манчжурских войск. О приходе китайцев в край и о их «склонении» местных жителей к принятию манчжурского подданства донесли русским в августе 1755 года тау-телеуты Ерелдей Маачаков и Дарды Баачаков. Появление значительного цинского войска на Алтае, вынудило алтайских зайсанов и старшин, особенно тех, кто жил в верховьях Катуни, по Чуе, Аргуту, Башкаусу и т.д. не имея достаточных сил, чтобы противиться войскам, зайсаны Буктуш, Бурут, Гендышка, Намкы, Омбо и другие, боясь быть физически уничтоженными, вынуждены были формально подчиниться манчжурам. Удовлетворившись согласием алтайских зайсанов признать власть Сына Неба, Цэнгунджаб доложил в Пекин и, собрав свои войска, ушел с ними в Монголию, не оставив ни караулов, ни постов, ни чиновников для управления новыми поддаными.Узнав об уходе «мунгалов», в алтайские и тувинские кочевья прибыл посланец Амурсаны с просьбой помочь восставшим ойратам в борьбе против манчжурского засилья. Однако эта просьба не нашла отклика в сердцах местных, так как свежи были в их памяти злодеяния Амурсаны и приведенных им в 1754 году манчжурских войск. Алтайские и тувинские зайсаны не только не откликнулись, более того, они даже сообщили об этом командующему манчжурскими войсками.
В декабре 1755 года делегация алтайских зайсанов, состоящая из Гулчугая, Камыка (Намык), Кутука, Номкы и других была торжественно принята цинским императором в своем дворце, где он пожаловал им чиновничьи титулы и соответствующие знаки отличия. Перед отъездом их ознакомили с приказом, который обязывал каждого из них быть готовым поддержать своим войском китайскую армию, которая пойдет «по весне на Амурсаная».
Манчжурские войска, прибывшие оградить алтайских «новоподданных от возможных действий восставших ойратов», повели себя не как защитники. Ограждая алтайцев от увода их ойратами в Джунгарию, они начали «массово угонять жителей к себе в мунгалы». Эти стремления последних сопровождались грабежом мирного населения, всевозможными поборами и часто убийствами ни в чем не повинных людей. Данные действия манчжуров оказали самое негативное влияние на алтайских зайсанов: они не только стали пересматривать свое отношение к ним, но и понудили их взяться за оружие и выступить против китайцев. Таким образом, алтайское население, выступив против цинских отрядов, поддержало восстание джунгар.
Цинский император повелел строго карать мятежников, особенно их зачинщиков, осмелившихся оказать сопротивление цинским войскам. Выполняя приказ, манчжуры обрушили все свои силы на алтайские кочевья. Первыми попали под этот массированный удар насельники кочевий и улусов зайсанов Буктуша, Бурута и Намкы.
Алтайцы, подвергшиеся нападению цинских войск, защищались, как могли. Но силы были не равны. Поэтому они стали уходить от наседавших на них манчжуров под защиту русских крепостей и форпостов.
С началом нового похода цинской армии алтайские зайсаны стали переселять своих людей поближе к русским крепостям. В начале марта 1756 года Буктуш, Бурут, Намыкай и Намык подтянули подразделения своих отоков к устью реки Семы. Часть людей зайсана Кулчугая приблизилась к Усть-Каменогорской крепости.
Прошения «о заступничестве» и возможности «своего спасения от злого времени на российской стороне» подавались зайсанами с 1754 года.
12 алтайских зайсанов: Омбо, Кулчугай, Кутук, Наамкы, Боохол, Черен, Буурут, Каамык, Наамжыл, Измынак, Сандут, Буктуша обращаються в 1755 году с письмом к русским властям с просьбой принять их в подданство.
Не имея возможности и полномочий решать такого рода вопросы, командующий Колывано-Кузнецкой военной линией полковник Ф. Дегаррига раз за разом препровождал такого рода «инородческие» прошения вышестоящему начальству: Сибирскому губернатору В. А. Мятлеву и командующему Сибирским корпусом бригадиру Крофту. Однако и тот, и другой также не имели на этот счет каких-либо ясных указаний сверху, а потому и они вынуждены были просить разъяснения по этому поводу у Оренбургского губернатора И. И. Неплюева. К сожалению, и последний не мог решить поставленные алтайскими инородцами вопросы, он смог лишь порекомендовать своим сибирским коллегам, с одной стороны, воздерживаться от приема алтайцев в российское подданство, а с другой, – «не отвергать сих просителей» от «благожелательства Ея императорского величества» и разрешать тамошним инородцам», кочевать вблизи русских военных укреплений.
Не дождавшись добровольного принятия алтайцами цинского подданства и видя затруднения и нерешительность русских властей, цинские отряды начинают проявлять еще большую активность в достижении своих захватнических целей. В конце мая цинские командиры повели свои отряды в наступление, стремясь захватить их до выхода к русской военной линии. В. Серебренников, побывавший с разведывательными целями в Горном Алтае, доложил 5 июня в Кузнецке, что по сообщению зайсана Буктуша, цинские отряды дошли до переправы Кур-Кечу на Катуни, где построили плоты и намерены переправиться «на здешюю сторону».
24 мая командующий сибирскими войсками Крофт, находившийся в Тобольске, получил указ из Коллегии иностранных дел от 2 мая 1756 года с обстоятельным изложением условий и порядка приема в подданство России «зенгорцев»..., всех принятых в подданство, кроме двоеданцев и бухарцев, следовало постепенно «перепровождать по линиям в волжские калмыки».
Тот же указ был направлен и на имя сибирского губернатора Мятлева.
21 июня 1756 года в Бийск прибывают зайсаны Буктуш, Бурут, Серен, Намыкай и демичи Менгош Сергеков. Прибывшие были приведены к присяге и дали письменные «обязательства на их диалекте»:
«1756 года летнего средняго месяца 24 дня кочующая по черной речке Оилину теленгутову зайсанги Намук, Церин, Буктуш, Бурут, а вместо Боохола старшина Мингош все 3 с женами и детми и со всеми улусными людми, с малыми и болшими, прикочевали в подданство всероссийской государыне в вечные роды непременно. И где нам повелено будет селение иметь, по тому указу должны поступить и противу россиян никаких злых поступков, воровства и грабительства не чинить, в том и пред бурханы присягали, если пред в нарушение что учиним, то по воли и правам великия государыни наказание подвергаемся. И во уверение того мы, зайсанги и демичинары, сынов своих во аманаты отдали, а имянно: Биокутешева (Буктуш) сына Тегедека, Мохиина сына Бюдюрошка... (и т.д.)».
От переселения на Волгу названные зайсаны отказались, указывая на то, что от нападения монгольского войска они разорены так, что многие не имеют лошадей и остались пешими. В числе других причин, не позволяющих немедленно переселяться на Волгу, они указывали то, что «от побегов и беспокойства лошади и рогатый скот весьма изнурены». К тому же во время нападения монгольского войска многие их родственники, а у иных жены и дети «разбежались по скрытным местам в горах, отступив от неприятеля с легким экипажем».
За первой группой зайсанов, принятых в подданство в Бийске, сюда же вышли позднее зайсаны Намык Емонаев и Кокшин Емзынаков. Последним из зайсанов к Бийску вышел Кутук. В конце лета к Колыванской линии вышла оставшаяся часть Канского отока во главе с зайсаном Омбо и демичами Самуром и Алтаем. Вместе с Омбой вышли также 15 дымов зайсана Кулчугая.
Чтобы склонить, отказывающихся от переселения на Волгу зайсанов, прибывшие представители наместника Калмыцкого ханства и полковник Дегарига решили зачитать перед ними фальшивое письмо, составленное на ойратском языке, якобы присланное от цинского командования, с требованием выдачи алтайцев. Это возымело сильное действие на зайсанов.
Указом КИД России от 20 мая 1757 года предписывалось отправлять принятых в состав России алтайцев и других групп джунгарцев на Волгу разными партиями. 28 июля 1757 года из Бийска вышел большой кош – караван с 2277 переселенцами. В списке переселенцев, отправленных на Волгу, были зайсаны Бурут Чекугалин, Камык Ямонаков (Намык Емонаев), Церен Уруков (Серен) и семейства умерших зайсанов Кулчугая и Омбо. Кроме того, в коше были люди зайсана Буктуша.
По подсчетам КИД России, к началу 1760 года общая численность джунгарских беженцев, принятых в подданство России, составляла 14617 человек. Переселение сопровождалось массовой гибелью людей от болезней: оспа, дизентирия, а также от голода и холода. Только до Омской крепости, куда первый караван прибыл 11 сентября, выехавший в составе 3989 человек, потерял 488 человек. В Омске с 11 по 21 сентября умерло – 63. В пути от Омска до Звериноголовской крепости умерло еще 536 человек. 22 октября 1758 года, в калмыцкие кочевья прибыл караван из более чем 800 семей. Таким образом, в середине XVIII в. присоединяется а Российскому государству основная территория Горного Алтая.
В 1757-1759 гг. воспользовавшись географической отдаленностью юго-восточных районов Горного Алтая от российских военных укрепленных линий, фактической невозможностью со стороны России в данный период полностью воспрепятствовать проникновению в Горный Алтай военных отрядов со стороны Монголии, Цины подчинили жителей бассейна реки Чуи и Улаганского плоскогорья. В конце XVIII – первой половине XIX вв. территории двух современных районов (Кош-Агачского и Улаганского), называвшихся Первой и Второй Чуйскими волостями, находились под двойным протекторатом России и Китая, жители, которых являлись двоеданцами двух могущественных империй на протяжении 100 лет.
Таким образом, долгий исторический путь прошли алтайские этносы. Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, Монгольской империи, Джунгарского ханства, пока не подверглись китайскому нашествию в 1755–1759 гг. Чтобы уберечь свой народ от истребления, большинство алтайских племенных правителей – зайсанов обратилось к России с просьбой о защите и принятии их в подданство. Прием алтайцев в российское подданство осуществлялся сибирскими властями по указу Коллегии иностранных дел о приеме бывших «зенгорских зайсанов» с их подвластными в подданство России от 2 мая 1756 г.
Республика готова установить монумент российской государыне, оставшейся в алтайских преданиях под именем Бала-КаанРеспублика Алтай в этом году празднует 260-летие добровольного вхождения в состав России, реанимирует проект возведения монумента императрице Елизавете Петровне. Десять лет назад в Горном Алтае уже пытались установить памятник императрице, которая 1756 году подписала прошение двенадцати алтайских зайсанов о признании их подданными российского государства, но тогда отказались из-за финансовых проблем. Сейчас главным инициатором установки памятника Елизавете Петровне выступил председатель Госсобрания – Эл Курултая Иван Белеков, который планирует привлечь лучших скульпторов России для участия в проекте. Спикер республиканского парламента убежден, что монумент должен быть с сюжетом, основными героями которого должны стать не только императрица, вошедшая в алтайские предания под именем Бала-Каан, но и алтайские зайсаны.
Добровольное вхождение в состав России стало поворотным пунктом в истории всего алтайского народа. Благодаря поддержке российского государства и всего российского народа мы себя сохранили как этнос.
[Согласно официальной историографии, Республика Алтай, которая раньше называлась Ойротской областью, вошла в состав России в 1756 году. Но этому событию предшествовали весьма драматичные события двухлетней давности, когда на территорию Горного Алтая вторглись китайские карательные отряды. Как утверждают историки, в Чуйской котловине стоял трехтысячный отряд, на реке Берель расположился отряд численностью в две тысячи, а в районе Канской долины находился отряд численностью в 300 человек.
Захват Чуйской котловины, а потом и оккупация Южного Алтая ускорили процесс вхождения алтайских племен в состав российской империи. Двенадцать алтайских зайсанов – Омбо, Кулчугай, Кутук, Намкэ, Боохол, Черен, Буктуш, Бурут, Намык, Намджил, Емзынак и Сайдуш – обратились к царскому правительству с просьбой признать их подданными российского государства. Соответствующий указ был подписан императрицей Елизаветой Петровной 2 мая 1756 года.]Вопросы для беседы:
В каком году алтайцы вошли в состав Российской империи ? Какие обстоятельства способствовали вхождению алтайцев в состав Российской Империи?
Кто был правителем Российской империи в 1756 году?
Почему дату 2 мая 1756 года считают исторически важным днем ?Выводы
Рефлексия классного часа
Список использованной литературы:
Екеев Н. В. Алтайцы (материалы по этнической истории). – Г-А, 2005. – 175 с.
Екеев Н. В. Проблемы этнической истории алтайцев . Г-А, 2011. – 232 с.
История Республики Алтай. Том II. Горный Алтай в составе Российского государства (1756–1916 гг.) // НИИ Алтаистики имени С. С. Суразакова. – Г-А, 2010. – 472 с.
Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай. Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII– XIX вв.). – Горно-Алтайск, 1996.
Модоров Н. С., Дацышен В. Г. Народы Саяно-Алтая и Северо-Западной Монголии в борьбе с цинской агрессией. 1644–1758 гг. – Г-А–Красноярск, 2009. – 140 с.
Моисеев В. А. Внешнеполитические факторы присоединения Горного Алтая к России. 50-е гг. XVIII в. // Алтай–Россия: через века в будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. – Г-А, 2006. Том 1. – С.12–17.
Самаев Г. П. Горный Алтай в XVII – середине XIX веков: проблемы политической истории и присоединения к России. – Горно-Алтайск, 1991.– 256 с.
Самаев Г. П. Присоединение Алтая к России (исторический обзор и документы). – Горно-Алтайск, 1996.– 120 с.