Планирование урока по истории Казахстана Национально-освободительное движение 9 класс
Дата № занятия 2
Тема занятия: Национально-освободительное движение 1916 года (1 час)
Предмет: История Казахстана
Общая цель: осознание неизбежности национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма.
Задачи: Образовательная: определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания;
Развивающая: развивать дедуктивное, логическое мышление, монологическую речь, умение выстраивать причинно-следственные связи, умение аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников, отображающих «Национально-освободительное движение 1916 г.»;
Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев «Национально-освободительного движения 1916 г.» проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитать патриотизм и активную жизненную позицию.
Результаты обучения: Учащиеся знакомятся с причинами, поводом, ходом, итогом и историческим значением восстания.
Ключевые идеи: Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. Впервые после национально-освободительного движения под руководством КенесарыКасымова восстание 1916 г. имело все казахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа.
Методы: Технология «критическое мышление».
Языковые цели (новые слова) Лексика и терминология, специфичная для предмета:
«национально-освободительное движение», «радикальная партия», «революционно-демократическая партия».
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход занятия:
IОрганизационный момент
IIСтадия вызова
IIIСтадия осмысления
IVРефлексия
V Д/з
VI Подведение итогов занятия Действия учителя
Психологический настрой учащихся на урок.
«Мозговой штурм». Знакомство со стихотворением:
Пою я про грозный шестнадцатый год,И сразу припомнилось: в синих туманахПожар бушевал над родным Казахстаном,И сразу я вспомнил, как смелый народПошел на царя и на баев в поход,Под знамя того, кто не трусил беды, -Чапая казахского - Амангельды.Джамбул Джабаев
Какова суть этого стихотворения? Какие события в истории Казахстана оно отражает?Можем ли мы понять события, которые произошли почти сто лет назад в нашей стране? Понять, что двигало тысячами людей? Попробуем понять, сумело ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Тема нашего сегодняшнего урока – «Национально-освободительное движение 1916 г.». На сегодняшнем уроке мы попытаемся восстановить хронологию событий движения, особенности центров борьбы, результаты движения, выработать свою точку зрения на эти события.
2. Выполните задание, которое называется «Понятийное колесо». Ключевое понятие – восстание.
1.Охарактеризуйте текст по стратегии ИНСЕРТ – маркировка текста значками по мере его чтения: «В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916г. охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии.
Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной.
Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы “инородческого” мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщении в районе действующей армии. Из Казахстана и Средней Азии должны быть реквизированы 400 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек.
В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управители, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администрации, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления».
Задача заполнить таблицу.«Национально-освободительные движение в1916года в Казахстане».
Тест для закрепление урока
Задание №1. Тест: Национально-освободительное движение 1916 года.
1.Основной повод, толкнувший массы к восстанию 1916 года:
A) тяготы Первой мировой войны
B) влияние 1-ой русской революции
C) переселенческая политика
D) набор джигитов на тыловые работы
E) рост налогов
2.Отколоть от общенационального движения 1916 года феодально-байскую верхушку царизма удалось:
A) освободив их от налогов
B) переселение их на другую территорию
C) используя методы запугивания
D) отправляя их по желанию в районы сражения
E) освободив от тыловых работ их детей
3.В ходе движения 1916 года лидеры казахской либерально-демократической интеллигенции придерживались с Россией тактики:
A) жестокого подавления восстания
B) разумного компромисса
C) поддержки и усиления восстания
D) нейтралитета
E) никакой позиции не придерживались
4.Генерал-губернатор Семиречья М.Фольбаум для подавления повстанческого движения 1916 года формировал карательные отряды преимущественно из:
A) коренного населения
B) переселенцев
C) местного казачества
D) пленных солдат
E) казахской знати
5.Организованностью, централизацией власти, четкой системой управления повстанческим движением в 1916 году особо отличался:
A) Семиречье
B) Тургайский центр
C) Уральск
D) Семипалатинск
E) Акмолинск
6.Тургайский центр освободительного движения 1916 года отличался от остальных центров:
A) слабостью вооружения
B) саженной системой управления повстанческим движением
C) малочисленностью восставших
D) отсутствием централизации власти
E) слабостью полководческого таланта
7.Трагически закончилась в 1916 году для повстанцев Торгайского центра битва
A) Станции Самсы
B) Каркаринскойярморке
C) приДогал-Урпеке
D) Токмаке
E) Батпак-Кара
8. национально-освободительное движение продемонстрировало
A) отсутствие политической грамотности казахов
B) силу царских войск
C) бесполезность борьбы с царизмом
D) рост классового самосознания
E) оторванность руководителей от народа
9.В 1916 году шла добровольная вербовка батраков-казахов для:
A) участие в войне
B) участия на тыловых работах
C) работы в кулацких хозяйствах, на предприятиях
D) подавление восстания
E) обучения в военных школах
10.В ходе национально-освободительного движения 1916 из степной аристократии избирались:
A) сардарбеки
B) лучники
C) судьи
D) дипломаты
E) ханы
Задание №2. Союзник или противник? Почему?
Б.Ашекеев. ЖаменкеМамбетов
В.Ленин. А.Букейханов.
А.Куропаткин. А.Иманов.
М.А.Фольбаум. А.Куропаткин.
В.Ленин. Николай II.
А.Жанбосынов. А.Иманов.
2. Используя текст учебника, доступные ресурсы составьте сводную таблицу ПМИ («Плюс. Минус. Интересно»).
+ (факты носят положительный характер),
- (отрицательное значение),
? (мне это интересно).
Напишите 5-минутное эссе «Историческое значение восстания 1916 года».
Что вы узнали нового? Интересного? Что понравилось? Не понравилось?
Написать письмо – обращение к потомкам от лица участника восстания 1916 года, п.3 читать.
Выставление оценок. Действия учеников
Работают над стихотворением
Отвечают на вопросы учителя.
Работа с понятием.
Маркируют текст значками по мере его чтения.
Составляют сводную таблицу.
Пишут эссе.
Зачитывают эссе.
Отвечают на вопросы.
Записывают д/з.
Оценивают свою работу.