Открытый урок по истории Казахстана 8 класс на тему:«Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымова»


Открытый урок на тему: «Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымова»
Енбекшиказахский район, село Шелек КГУ СШ
им. Петра Вихрева 2014-2015 учебного года
Учитель истории: Окаева Диляра Ержановна
Цели:
образовательная: раскрыть роль личности в истории с использованием интерактивных методов обученияразвивающая: вырабатывать умение выделять главное, анализировать исторический материал, работать с документами, развивать навыки устной речи, умение слушать, делать выводы, работать в парах.воспитательная: воспитывать патриотизм, любовь к своей земле, к свободе.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний
Методы обучения: репродуктивные
Оборудование: учебник, тетради, карта, документы, презентация, видео материал.
Новые понятия, термины: вассалитет — система иерархических отношений между феодалами, состоит в личной зависимости одних от других. Причастность к судьбе своего народ — ответственность за ее настоящее и будущее.
Ход урока
1.Организационный момент
Деление на группы, психологический настрой учащихся
2. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Как называются торги, ежегодно организуемые в установленных местах? Ярмарки.2. Как еще называют Букеевскую Орду? Внутренняя3. Кто правил в казахском ханстве 1771—1781 гг.? Абылай хан4. Какой жуз вступил в подданство России в 1731 г.? Младший5. В своем правлении хан Букеевской Орды опирался на правительство — России6. Кто в 1716 г. направил представителей от казахов об оказании помощи в борьбе против Джунгарского ханства?Абулхаир хан.7. Какое государство прекратило свое существование в 1758 г.? Джунгария8. Какая крепость была основана на берегу реки Нура в 1830 г.? АкмолинскПрочитайте первые буквы ваших ответов. Я ВАМ РАДА!
Ознакомление с темой и планом урока. «Кенесары Касымов — личность и политик»
План урока:
1. Игра «Мозговой штурм».2. Работа в парах по рядам. Взаимообмен информацией.3. Работа с документами. Игра «Три предложения».4. Видео материал. Характеристика К. Касымова.
1. Актуализация знаний через «Мозговой штурм».
«Колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в 30 гг. 19 в.»
1.Все высказанные мысли записываются на доске
 усиленные земельные захваты пастбищ 
 строительство крепостей, опорных пунктов (Орская крепость, Троицкая крепость)
 разорение казахских аулов (постоянный кибиточный сбор 1 рубль 50 копеек с кибитки и другие многочисленные сборы)
вооруженные грабежи царскими военными отрядами
систематическое ограничение политической самостоятельности казахских жузов2. Работа в парах, по рядам
1 ряд: Причины, цели восстания
1. Притеснения кокандских и хивинских беков2. Походы, грабежи, изъятие земель для создания новых приказов3. Сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана4. Прекращение колонизации казахских земель5. Освобождение казахов из-под власти кокандцев.
2 ряд: Характер, движущие силы, начало восстания.
Национально-освободительный
Антиколониальный, монархический.
Движущие силы: Казахские шаруа, часть султанов, биев, старшин.
Начало восстания:
1. Требования Кенесары царскому правительству остались без ответа.2. Нападение на Актаускую, Акмолинскую крепости3. Поход в Ташкент и осада кокандских крепостей4. Провозглашение Кенесары ханом5. Столкновения с карательными отрядами В. А. Обручева, П. Д. Горчакова, полковниками Геке и Бизановым, во главе с султанами АхметомЖантореулы, БаймагамбетомАйшуакулы.6. Откочевка аулов Кенесары на юг Казахстана.7. Смерть хана Кенесары в местечке Майтобе.
3 ряд: Историческое значение восстания
Самое крупное антиколониальное восстание2. Явилось составной частью освободительной борьбы народов России3. Показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.
Сратегия «Карусель»
4. Видео материал
Используя полученный устный и видео материал дать характеристику «Кенесары Касымов — личность и политик».
Как «ловкий, своеобразный политик» султан Кенесары Касимов отдавал себе отчет в том, что борьба с такой могущественной державой, как Россия, требует объединения сил трех казахских жузов, значительных жертв, использования не только военных, но и дипломатических усилий. Он жестоко подавлял своеволие отдельных султанов, старшин, биев, отколовшихся от народного движения, строго расправлялся с теми, кто поддерживал политику России, но оставался сторонником мирного решения недоразумений с царским правительством. Терпимо относился к военнопленным, в том числе русским, некоторые из которых служили у него, деликатно принимал российских посланцев, да и в характере не обнаруживал жестокость, разве что проявленные в период противоборства с киргизами, хотя вспышки гнева в отношении тех, кто предавал интересы восстания, нарушал воинскую дисциплину, были нередки. Об этом, в частности, свидетельствует поэма «Кенесары — Наурызбай», автор которой поэт, воин Нысанбай, активно участвовал в этом движении.
5. Рефлексия
Две звезды и одно пожелание.
Вопросы учителя:
У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
Кому было некомфортно на уроке? Почему?
Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
Кого можно выделить.
Д\З: параграф 13–14, написать эссе
1 ряд. Письмо от имени султана Кенесары2 ряд. Письмо от имени султана — сподвижника Кенесары3 ряд. Письмо от имени рядового шаруа — участника восстания
Литература.
Козыбаев М. История Казахстана.
Учебник для 8 класса общеобр. школ./ М. Козыбаев, К. Нурпеис, К. Жекешев. — Алматы: Мектеп, илл., карты.
Хрестоматия к учебнику 8 класс.