Тема послевоенного детства в произведениях ивановских писателей
МОУ Новоталицкая СОШ
Учитель русского языка и литературы Латфулина Л.В.
Тема послевоенного детства в произведениях ивановских писателей
Цель работы – способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности (на основе литературных произведений писателей Ивановского края).
Детство – не просто естественная универсальная фаза развития человека, а понятие, имеющее неординарное социальное и культурное содержание в разные эпохи. Воспоминания о детстве всегда значимы и существенны для человека. В последнее время воспоминания взрослых о своем детстве приравниваются с текстами, созданными самими детьми. Автобиографические воспоминания, взятые в комплексе, отражают неповторимый человеческий опыт, разнообразие персональной памяти.
Война для детей 1940-х была привычным фоном существования. Долгожданная победа открыла возможности сытой и благополучной жизни. Однако большинство населения продолжало жить в бедности. О них – наш рассказ.
Что такое Победа? Это «радость со слезами на глазах» Для кого–то со слезами радости, для всех – со слезами грусти.
Среди книг, вызывающих интерес учащихся на уроках литературы, значатся произведения о жизни их сверстников. Поэтому мы решили выбрать для обсуждения произведения, авторы которых раскрывают тему детства (уточним: послевоенного детства). В итоге появился цикл уроков, посвященных изучению данной темы. Мы остановимся на нравственной проблематике произведений.
Уроки жизни в повести А. Малышева «Оловянное кольцо» («Цена надежды»)
Выбор произведения далеко не случаен: А. Малышев писал о своём фабричном детстве, проведенном в городе Фурманове Ивановской области, - детство автора этой работы прошло совсем близко, в текстильном городке Приволжске Фурмановского района. Повесть показалась не только реалистичной, но и удивительно искренней, доброй. «Пожалуй, никто из ивановских авторов так убедительно и ярко не живописал – вплоть до мельчайших подробностей – суровый фабричный быт простого труженика» (Ю. Орлов).
В повести «Оловянное кольцо» с глубоким психологизмом изображена жизнь ребёнка в трудные послевоенные годы.
Читали главу из произведения на уроках и внеклассных занятиях (вспомнили о традициях семейных литературных вечеров, которые в наше время вряд ли существуют), совершенствовали умение выразительного и вдумчивого чтения. Учащиеся получили задание составить несколько вопросов, касающихся как содержания, так и нравственной проблематики повести. Приводим некоторые из них.
Почему, став взрослым человеком, автор вспоминает цветы одуванчика у фабричной стены, которые он увидел в юности?
Зачем ребёнок ночью приходил к проходной?
Как относились друг к другу соседи по дому, взрослые и дети?
Можно ли назвать поступок дяди Коли воровством?
Какие два праздника, кроме календарных, выпадало ежемесячно каждой рабочей семье? Какое значение они имели для семьи мальчика?
Какую роль играла фабрика в жизни местных детей?
На вопросы ребята часто отвечали словами автора, например: «Может, молодая эта, не умудрённая опытом, но отзывчивая душа угадывает в малой подробности большое, значительное и дорогое ей и откладывает это угаданное в тайнике своём, про запас» Или: «Сейчас я думаю, что если бы не было дней дачек и авансов, тревоги за жизнь нашу сокрушили бы и разрушили мамино сердце, слившись в одно, беспросветное, со всеми другими нашими бедами, - стыдной, не такой, как у всех, утратой отцасмертью бабушки»
В процессе обсуждения мы выяснили, что автор извлек много уроков из своего послевоенного детства: это уроки взаимопонимания и доброты (даже ценою свободы), поддержки и взаимовыручки, в то же время, осознание неизбежности временных трудностей и страданий и, как следствие, терпимость к ним.
Детство, опаленное войной. А. Малышев «Как покупали велосипед».
Этот рассказ из сборника «Снова пел соловей» мы выбрали, чтобы учащиеся могли сравнить жизненные ситуации, сложившиеся в простых русских семьях после Великой Отечественной войны. Одна семья («Оловянное кольцо») лишилась отца, так как он после возвращения с фронта ушел к другой женщине, другая («Как покупали велосипед») получила «похоронку». У учащихся возникли вопросы на духовно-нравственные темы:
Кому было труднее: мальчику, у которого отец погиб на войне, или сыну человека, бросившего семью?
Можно ли оправдать поступок мальчика, укравшего деньги у соседей? Почему?
Что так расстроило маму мальчика в магазине?
Какой нравственный урок получила девушка-заведующая? и др.
Что объединяет прочитанные вами произведения А. Малышева?
Трудности жизни послевоенной деревни (по 1-й главе повести Н.Бойко «Кольшины годы»)
Прочитав 1-ю главу повести Н.Бойко «Кольшины годы, подростки узнали о тяжелой жизни колхозников и их детей в послевоенное время. Война закончилась, но жизнь легче не стала: в поле трудятся женщины, дети да инвалиды. Нечем сдавать продовольственный налог по картошке: урожай погиб.
Семья, в которой воспитывается главный герой повести Н.Бойко «Кольшины годы», лишилась отца: погиб на фронте. Осталось четверо детей, старше 9 лет (он уже работал пастухом). Чтобы сдать налог по картошке и не лишиться коровы, вместе с матерью он идет воровать на картофельное поле.
При изучении произведения мы решили использовать метод перекрестной дискуссии по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» («Я опровергну то, что вы сказали, но я буду до смерти защищать Ваше право говорить это»,-писал Вольтер). Для обсуждения выбрали проблемный вопрос: «Могли ли мать и старший сын поступить иначе?» В таблицу каждый ученик записал аргументы за и против, затем озвучил свою точку зрения по схеме:
моя позиция
краткое обоснование
возможные возражения
аргументы в пользу моей позиции
вывод
Мнения учащихся были разные. Многие были на стороне матери и сына, объясняя их поступок тем, что у них не было другого выхода: не сдашь продналог – лишишься коровы. Но были и такие ребята, которые считали, что мать и сын подвергали риску не только себя, но и других членов семьи. Что было бы с детьми, если бы женщину посадили в тюрьму?
Нравственная проблематика рассказа Н.А. Тарасова «Изведение Лизаветы»
Этот рассказ произвёл на учащихся наиболее сильное впечатление. Конечно, может возникнуть сомнение в целесообразности изучения произведения о последствиях сталинских репрессий именно в 7-ом классе, пока дети не изучили этот этап российской истории. Но, как показывает опыт, проблематику рассказа Н.А. Тарасова «Изведение Лизаветы» понимают и учащиеся 5-го класса, даже если не знают соответствующих фактов истории.
Старуха Лизавета, одна из «старейших партиеки даже первая председательница колхоза», считалась одной из самых вредных жительниц села. Из-за нее некоторые местные жители были раскулачены, в том числе и родственники главного героя рассказа: «Кулачище! Мало твоих-то дядьёв отправились куда следует, надо бы и вас с папашей вашим»
Одиннадцатилетний подросток, поддавшись влиянию вернувшегося из мест заключения колхозного конюха Яшки, мстит старой женщине за былые обиды, суть которых он не понимает и не всегда принимает: «я вдруг почувствовал то ли растерянность, то ли какую-то щемящую жалость к старухе, к её бессильной ярости».
Ход урока
I. Слово о писателе
II.Краткая информация о коллективизации и раскулачивании (подробно этот материал будет изучаться в 9-ом классе, но учащиеся уже имеют знания об этом периоде нашей истории по книгам и кинофильмам).
III.Аналитическая беседа по вопросам и заданиям, предложенным группам и индивидуально:
Найдите в тексте портретные описания старухи Лизаветы. Какие чувства вызывает она у героев рассказа и какие вызвала у вас? Почему?
2.Проследите, как развивался конфликт («война») между Лизаветой и мальчишками. Всегда ли они чувствовали свою правоту, совершая «акты возмездия»?
3.Найдите в тексте портретные описания конюха Яшки. Какова его роль в рассказе?
IV.Индивидуальные задания:
- Как образы-символы: полуразвалившийся сарай, гнилая ветла, старая яблоня – помогают понять авторский замысел, отношение автора к героине? Какое значение эти предметы имели в жизни старой женщины?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?
(Во время занятий учащиеся продолжили работу над понятием «символический образ», начатую на уроках литературы в 6-ом классе, посвященных творчеству М.Ю. Лермонтова. Ребята провели небольшое литературное исследование).
V.Итог
Главную, на их взгляд, проблему дети сформулировали так: « Почему не испытывают радости мщения мальчишки, изведя вредную старуху Лизавету, по вине которой многие жители деревни, в том числе и их родственники, были арестованы?» Ученики пришли к выводу, что образ одинокой женщины вызывает сочувствие независимо от того, скольким людям она испортила жизнь.
Таким образом, Н.А. Тарасов поднимает в своём произведении нравственные проблемы, над решением которых бьётся не одно поколение: проблема соотношения преступления и наказания, мести и прощения, жестокости и милосердия
VI.Письменный ответ на вопрос: « Сладка ли месть на самом деле?»
В своих работах большинство учащихся высказали свои мысли о том, что месть разрушает человека, но в то же время предположили, что иногда мстить необходимо, если кто-то посягнул на жизнь родного или близкого человека. Здесь, как нам кажется, сказалось влияние многочисленных сериалов о супергероях. И этот факт ещё раз доказывает необходимость чтения литературных произведений духовно-нравственной проблематики.
VII.Домашнее задание по выбору учащихся
- Самостоятельно прочитать 1-ую главу повести Н.А. Бойко «Кольшины годы». Что объединяет произведения Н.А. Тарасова и Н.А. Бойко?
- Выписать примеры прямого авторского отношения к героине.
Мы видим, что ивановские писатели, изображая послевоенное детство, затрагивают в своих произведениях духовно-нравственные вопросы, ответы на которые каждый читатель найдет самостоятельно.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15